Автор: Никитина Елена Анатольевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: Адаптивная школа - интернат 19
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Учебный программа
Тема: Специальная индивидуальная программа развития по предмету ""Окружающий природный мир" 4 класс.
Раздел: начальное образование
Окружающий природный мир
Основа АОП:
Адаптированная
образовательная
программа
по
учебному
предмету
«Окружающий
природный мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
и
нарушениями
зрения
(АООП
НОО
УО)
Адаптированной
основной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями
зрения
Учебный
план
является
нормативным
документом,
определяющим
структуру
и
содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он
регулирует
обязательную
минимальную
и
дополнительную
нагрузку
в
рамках
максимально
допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых
группах.
Данная
адаптированная
образовательная
программа
ориентирована
на
содержание
адаптированной
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
для
обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Важным
аспектом
обучения
детей
с
умственной
отсталостью
и
с
ТМНР
является
расширение
представлений
об
окружающем
природном
мире.
Занятий
по
окружающему
природному миру формируют у обучающихся представления о природе, её многообразии, о
взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Целью обучения по предмету «Окружающий природный мир» является формирование
представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного
отношения к природе.
Основные
задачи:
формирование
представлений
об
объектах
и
явлениях
неживой
природы,
формирование
временных
представлений,
формирование
представлений
о
растительном и животном мире.
Программа
по
предмету
«Окружающий
природный
мир»
включает
разделы:
«Растительный
мир»,
«Животный
мир»,
«Временные
представления»,
«Объекты
неживой
природы».
Темы уроков по предмету «Окружающий природный мир» находят свое логическое
продолжение
в
содержании
уроков
по
предметам
«Домоводство»,
«Изобразительная
деятельность»,
«Речь
и
альтернативная
коммуникация»,
а
также
в
логопедической
и
психокоррекционной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по
по-
рядк
у
Тема, подтема
Коли-
чест-
во
часов
Тип занятия
Виды деятельности
учащегося
1,2
Диагностика.
2
Свойства воды и песка.
Действия с ними.
3
Растительный мир.
Дерево.
1
Изучение нового
материала
Обследование руками
макета дерева. Ученик
рассматривает
художественное
изображение дерева.
Строение дерева: ствол,
корень, ветки, листья.
Ученик с помощью
учителя пробует найти
различные компоненты
дерева. Прослушивание
потешек про дерево с
выполнением действий.
4
Растительный мир.
Клен. Кленовый лист.
1
Изучение нового
материала
Обследование пальцами
рук кленового листа,
кленовой ветки,
«носиков». Ученик
пробует зафиксировать
взгляд на природном
материале. Исследование
«носиков» клена.
Упражнение «Покажи
кленовый лист». Работа с
рельефным
изображением.
5
Временные
представления.
Изменения, происходящие
в природе осенью.
Признаки осени.
1
Комбинированный
Понятие осень, листопад.
Обследование пальцами
рук листьев различных
деревьев. Ученик
пробует зафиксировать
взгляд на природном
материале. Аппликация
«Осеннее дерево».
Слушание мелодии
А.Вивальди Времена
года. Упражнение
«Листопад» - ученик
пробует выполнить сам,
при необходимости
учитель помогает.
Прослушивание потешки
«Дует ветер нам в лицо»
с последующим
выполнением действий.
6,7
Животный мир.
Домашние животные:
кошка.
2
Комбинированный
Обследование игрушки
кошки. Ребенок с
помощью учителя
показывает «части тела»
кошки. Слушание голоса
кошки, попытки ученика
повторить его. Работа с
художественным
изображением кошки.
Игра «Как умывается
кошка». Упражнение
«Спрячь кошку в ее
домик.» Ученик
совместно с учителем
изображает животное с
помощью природных
материалов. Слушание
потешек про кошку с
выполнением действий
под музыку.
8
Резервный урок.
1
II четверть – 8 занятий
N по
по-
рядк
у
Тема, подтема
Коли-
чест-
во
часов
Тип занятия
Виды деятельности
учащегося
1
Растительный мир. Дуб.
Дубовый лист.
1
Изучение нового
материала
Обследование пальцами
рук листочка дуба.
Ученик пробует
зафиксировать взгляд на
природном материале.
Упражнение «Покажи
лист дуба». Работа с
художественным
изображением.
Обследование пальцами
рук желудя. Упражнение
«Возьми желудь».
2
Растительный мир.
Береза. Березовый лист.
1
Изучение нового
материала
Обследование пальцами
рук листочка березы и
бересты. Ученик пробует
зафиксировать взгляд на
природном материале.
Упражнение «Покажи
лист березы». Работа с
художественным
изображением.
Обследование пальцами
рук «сережек» березы.
Аппликация «Береза» с
использованием
природного материала –
бересты.
3,4
Животный мир.
Домашние животные:
собака.
2
Комбинированный
Обследование игрушки
собаки. Ребенок с
помощью учителя
показывает «части тела»
собаки. Слушание голоса
собаки, попытки ученика
повторить его. Работа с
художественным
изображением собаки.
Упражнение «Спрячь
собаку в ее домик.»
Ученик совместно с
учителем изображает
животное с помощью
природных материалов.
Слушание потешек про
собаку с выполнением
действий под музыку.
5
Растительный мир.
Плодовые деревья.
Яблоня.
1
Изучение нового
материала
Обследование яблока:
пальцами рук, по запаху,
по вкусу, по форме.
Ученик пробует
зафиксировать взгляд на
яблоке. Работа с
художественным
изображениями.
Съедобные и
несъедобные части
яблока. Ученик пробует
узнать яблоко по вкусу.
Обследование ветки
яблони. Ученик пробует
сопоставить
художественное
изображение с
предметом.
6
Растительный мир.
Плодовые деревья.
Пальма.
1
Изучение нового
материала
Обследование грозди
бананов пальцами рук.
Ученик пробует
зафиксировать взгляд на
яблоке. Съедобные и
несъедобные части
банана. Ученик пробует
узнать банан по вкусу.
Работа с
художественным
изображениями. Ученик
пробует сопоставить
рельефное изображение с
предметом.
Обследование макета
пальмы пальцами рук.
7
Временные
представления.
Изменения, происходящие
в природе зимой.
Признаки зимы.
1
Комбинированный
Понятие зима, снег.
Обследование пальцами
рук снега, льда. Работа с
рельефным
изображением снежинки.
Ученик при помощи
учителя вырезает
снежинку из бумаги.
Работа с
художественным
материалом по зимней
тематике.
8
Резервный урок.
1
III четверть – 10 занятий
N по
по-
рядк
у
Тема, подтема
Коли-
чест-
во
часов
Тип занятия
Виды деятельности
учащегося
1
Растительный мир.
Плодовые деревья.
Мандариновое дерево.
1
Изучение нового
материала
Обследование веточки
мандаринового дерева:
пальцами рук, по запаху.
Съедобные и
несъедобные части
мандарина. Ученик
пробует узнать мандарин
о по вкусу. Ученик
пробует зафиксировать
взгляд на мандарине.
Работа с
художественным
изображением
мандарина. Ученик
пробует сопоставить
художественное
изображение с
предметом.
2
Растительный мир.
Плодовые деревья. Груша.
1
Изучение нового
материала
Обследование груши:
пальцами рук, по запаху.
Ученик пробует
зафиксировать взгляд на
груше. Съедобные и
несъедобные части
груши. Ученик пробует
узнать грушу о по вкусу.
Работ с художественным
изображениями. Ученик
пробует сопоставить
художественное
изображение с
предметом.
3,4
Животный мир.
Домашние животные:
свинья.
2
Комбинированный
Обследование игрушки
свиньи. Ученик с
помощью учителя
показывает «части тела»
у свиньи. Слушание
голоса свиньи, попытки
ученика повторить его.
Работа с
художественным
изображением свиньи.
Игра «Где живут звери» -
учитель рассказывает об
особенностях зимовки
животных. Упражнение
«Спрячь свинью в его
домик.» Ученик
совместно с учителем
изображает животное с
помощью природных
материалов. Слушание
потешек про кошку с
выполнением действий
под музыку.
5,6
Растительный мир. Уход
за комнатными
растениями.
2
Изучение нового
материала,
комбинированный
Обследование пальцами
рук цветка в горшке.
Ученик пробует
зафиксировать взгляд на
цветке в горшке.
Обследование листиков
цветка, горшка. Строение
цветка. Работа с
художественным
изображением цветка в
горшке. Ученик с
помощью учителя
поливает цветок. Ученик
с помощью учителя
пробует протереть
листочки цветка. Игра
«Цветок растет».
Обследование разных
цветов по запаху. Ученик
пробует с помощью
учителя взять горшок
двумя руками и
переставить его на другое
место. Аппликация
«Цветок в горшке».
7
Временные
представления.
Изменения, происходящие
в природе весной.
Признаки весны.
1
Комбинированный
Природа просыпается.
Ученик при помощи
учителя обследует на
веточке почки и молодые
зарождающиеся
листочки. Ученик
пробует зафиксировать
взгляд на веточке с
молодыми побегами.
Аппликация «Весеннее
дерево». Игра
«Улыбнемся солнышку»
- ученик пробует
улыбнуться когда
учитель говорит про
солнце.
8
Растительный мир.
Ландыш.
1
Изучение нового
материала
Обследование цвета по
форме, размеру, запаху.
Работа с
художественным
изображением. Ученик с
помощью учителя
собирает весенний букет
и ставит его в вазу.
9,10
Резервный урок.
2
IV четверть – 8 занятий
N по
по-
рядк
у
Тема, подтема
Коли-
чест-
во
часов
Тип занятия
Виды деятельности
учащегося
1,2
Животный мир.
Домашние животные:
корова.
2
Комбинированный
Обследование игрушки
коровы. Ребенок с
помощью учителя
показывает «части тела»
коровы. Слушание
голоса коровы, попытки
ученика повторить его.
Работа с
художественным
изображением коровы.
Игра «Где живут звери» -
учитель рассказывает об
особенностях зимовки
животных. Упражнение
«Спрячь корову в ее
домик». Ученик
совместно с учителем
изображает животное с
помощью природных
материалов. Слушание
потешек про корову с
выполнением действий
под музыку.
3
Растительный мир. Ива.
Ивовый лист.
1
Изучение нового
материала
Обследование пальцами
рук ивового листа,
ивовой ветки. Ученик
пробует зафиксировать
взгляд на природном
материале. Упражнение
«Покажи ивовый лист».
Работа с
художественным
изображением. Ученик
пробует сопоставить
художественное
изображение и реальный
предмет. Чтение детских
стихотворений.
4
Растительный мир. Лист
рябины. Рябина.
1
Изучение нового
материала
Обследование пальцами
рук ягодок рябины,
листа. Упражнение
«Покажи лист рябины».
Работа с
художественным
изображением. Ученик
пробует сопоставить
художественное
изображение и реальный
предмет. Чтение детских
стихотворений. Игра
«Собери ягоды». Работа
с пластилином «Гроздь
рябины».
5
Животный мир.
Кормление птиц.
1
Изучение нового
материала
Чтение фрагмента сказки
«Дюймовочка».
Обследование птицы
(игрушки) пальцами рук.
Работа с
художественным
изображением.
Обследование кормушки
пальцами рук,
рассматривание ее. Игра
«Что едят птички».
Ученик совместно с
учителем пробует
положить корм в
кормушку для птичек.
6
Временные
представления.
Изменения, происходящие
в природе летом.
Признаки лета.
1
Комбинированный
Обследование летних
ягод: клубника. Ученик
выбирает холодную и
теплую воду, горячий (в
меру) и холодный камень
– горячий на солнце
нагрелся, холодный
лежал в тени, без солнца.
Ученик совместно с
учителем надевает на
себя панаму. Ученик
пробует надеть панаму на
куклу.
7,8
Резервный урок.
2