Русская народная сказка "Белые пёрышки" УМК "Начальная школа XXI век"
Автор: Ермолина Людмила Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ Черемшанская СОШ Населённый пункт: с Черемшанка Наименование материала: конспект урока по литературному чтению Тема: Русская народная сказка "Белые пёрышки" УМК "Начальная школа XXI век" Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока литературного чтения
по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»
УМК «Начальная школа XXI век».
Автор: Ермолина Л.П.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: изучающего чтения
Тема
Русская народная сказка «Белые пёрышки»
Цели
Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать
прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,
пополнять словарный запас, прививать
любовь к устному народному творчеству, учить передавать голосом интонации героев, их чувства.
Воспитывать: взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека,
принимать точку зрения, отличную от собственной.
Формировать УУД:
ЛичностныеУУД: формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного
произведения; формировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определять основы для
эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного
творчества.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД : воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в
обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с
помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: передавать интонацией своё отношение к читаемому, сравнивать сказки авторские и народные,
определять жанр и тему произведения, объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним.
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными
умениями
с
целью
реализации
возможностей
успешного
сотрудничества
с
учителем
и
учащимися
класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ресурсы:
Учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (авт. Л.А. Ефросинина), рабочая тетрадь № 2, индивидуальные листки
для моделирования..
Организация пространства
индивидуальная работа, парная работа.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Мотивация к
учебной
деятельности .
Общая готовность
детей к уроку.
Концентрация
внимания детей.
Здравствуйте ребята.
Литература – это необыкновенная волшебная страна.
Авторы произведений – настоящие волшебники, у
которых есть волшебная палочка. У авторов – это
художественное слов. Одним росчерком пера автор
может превратить простые слова в необычные и
загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл
произведения, его идею, которую хотел донести до нас
автор. И только внимательный читатель способен
разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я
желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми
читателями. Успехов вам. И так мы начинаем наш урок!
Самоконтроль готовности к уроку.
Реакция на учителя, внимание.
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Подготовительная
работа к чтению
.
Упр-ия для развития голоса : (Слайд)
Учитель:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно
Дети:
Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать
Так правильно и внятно
Чтоб было всем понятно
Чистоговорки
На – на – на – в лесу растет сосна
Ло – ло – ло – на улице тепло
Оль – оль – оль – мы купили соль.
Су-су-су - ты не зли осу
Ор-ор-ор - Маша ушла в бор.
Ул-ул-ул - у нас сломался стул.
Выявление
читательского
опыта.
Свободное
владение прошлым
материалом.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные
недостатки. Организация подготовки учащихся к чтению
текста, прогнозирование его содержания и
тематической, эмоциональной направленности в
соответствии с их возрастом.
Самостоятельное по названию,
ключевым словам, предшествующей
тексту иллюстрации, с опорой на
читательский опыт определение
смысловой, тематической,
эмоциональной направленности текста,
выделение его героев.
Познавательные:
логические - анализ
объектов с целью
выделения признаков.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот
цветок. Я читаю, вы называете, что это за жанр.
Каждый ваш ответ - это лепесток .
1 лепесток.
Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит.
2 лепесток.
Ткачи ткали ткани
На платье Тани.
3 лепесток.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди.
Кто не верит – выходи.
4 лепесток .
Нет земли краше, чем Родина наша
Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш
«волшебный цветок»? (по мере ответов детей
появляются новые лепестки)
Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины.
Как одним словом назвать загадки, потешки и т.д.?
На доске появляется цветок.
Принятие целей урока, готовность к
чтению и обсуждению текста.
загадка
скороговорка
считалка
пословица
песни, былины, потешки, небылицы,
сказки и т.д.
фольклор
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
Регулятивные :
определение
последовательности
промежуточных целей
с учетом конечного
результата.
Актуализация
знаний, появление
темы, проблемы
урока.
Вспомните, с каким разделом мы работаем?
Какие произведения, размещённые в этом разделе, изучили?
А сегодня мы познакомимся с последним произведением из
этого раздела.
- Название новой сказки вы узнаете, если справитесь с
заданием.
Название состоит из двух слов.
В первом слове корень взят из слова белок, окончание – из
слова славные, во втором слове корень, как в слове
перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из
слова ребятишки.
«Белые пёрышки»( слайд )
Как вы думаете, можно ли по названию определить ,
предположить ,о ком она ? ( О птицах )
А о каких птицах вы узнаете, если отгадаете загадки
(слайд)
О братьях наших меньших.
Выполняют задание, тренирующее
отдельные способности к учебной
деятельности, мыслительные операции и
учебные навыки
Содержание
Русская народная сказка «Белые
пёрышки»
Предположения детей
Сел на ёлку, на сучок,
Бороды торчит клочок,
Как летун, он плоховат
И, порою, глуховат. (Глухарь) –
1.
Глухари – родоначальники славного семейства тетеревиных
птиц. (3-4 кг, летают шумно, но не далеко, ночуют в снегу).
Глухаря еще называют петухом.
Красота этих птиц мало кого оставляет
равнодушным.
Глухарь – хвост веером, как у павлина
Красавица – птица
плывёт – не таится.
Бела, словно пена,
в движеньях степенна.
Клюв красным бутоном
горит над затоном.
А шея – дугой
над тихой водой. (лебедь)
Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и
величественные Размах их крыльев достигает двух
метров . Лебеди – перелётные птицы . У них очень
развита летательная мускулатура , позволяющая им
преодолевать тысячи .Лебедь по своей силе и красоте
недаром назван царём птиц .
Первичное
восприятие текста .
(слушание)
Беседа –
выявление
первичного
восприятия
Организует учащихся по исследованию проблемной
ситуации.
Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши
предположения. Текст читает учитель
-Верны ли ваши предположения?
Понравилось ли вам произведение?
Какое чувство вызвало у вас прослушанное
произведение?
Слушание в соответствии с
программными требованиями к качеству
чтения (техника и осмысленность
чтения).
Наличие первичной эмоциональной
реакции на текст, её адекватность тексту.
Умение выразить свои чувства, мысли.
Проверка своих предположений о
содержании и героях текста, рефлексия:
почему прогноз оказался неточным?
Какой информации оказалось
недостаточно?
Регулятивные:
прогнозирование;
Уметь вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения
на основе его оценки
и учёта характера
сделанных ошибок;
познавательные-
моделирование,
коммуникативные –
Моделирование
обложки.
Составим модель обложки данного произведения.
Покажите условным значком на листочках тему и жанр
произведении.
(дети рисуют варианты моделей)
Кто хочет объяснить свой выбор?
Докажите, что это сказка.
При помощи учебника дополните модель обложки.
Рассуждения детей
Коричневый круг, потому что это
сказка о животных.
Синий круг, так как это сказка о
волшебстве.
Круг закрашен коричневым и синим
цветами, так как это сказка о
приключениях птиц.
Животные общаются друг с другом,
используя речь человека.
Дети дополняют модель обложки
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации
Работа с текстом
произведения
(вопросы и задания
в учебнике ч.2
стр.36)
Физкультминутка
Связь с результатами выявления первичного восприятия.
Организация
поискового
чтения,
диалога
с
автором
через текст.
Что в этой сказке, правда?
Расскажите, как лебеди отнеслись к просьбе героя?
Отчего глаза и брови глухаря покраснели? Найдите
ответ в тексте.
Чем закончилось путешествие глухаря? Найдите
ответ в тексте и прочитайте.
Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.
Прочитайте отрывок, к которому сделана иллюстрация.
Умение отвечать на вопросы учителя с
опорой на текст, аргументировать свою
точку зрения.
Проявление внимания к суждениям
товарищей, стремление найти и
"разгадать" авторские подсказки в тексте
Стр.34, абзацы 4, 6,7.Весна наступила.
Прилетели с юга лебеди. Лето жаркое
кончилось, стали лебеди собираться на юг.
Стр.36 последний абзац….у глухарей глаза и
брови красные, а в их крыльях белые
пёрышки…и на юг глухари не улетают.
Стр.36, 3 абзац. Отдохнули лебеди…глаза и
брови покраснели.
Стр.36 1 абзац. Совсем устал глухарь. Сидит,
глаза закрыл.
Стр.35 абзац 4.летят они над полями…
Трудно ему.
Коммуникативные:
владение
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного
языка, современных
средств коммуникации
Познавательные:
смысловое чтение
текста; извлечение
информации в
соответствии с целью
чтения, анализ
объекта с выделением
существенных и
несущественных
признаков
Регулятивные: -
определение
последовательности
промежуточных целей
с учетом конечного
результата;
составление плана и
последовательности
действий
Работа с текстом
произведения
(изучающее
чтение, работа над
выразительностью
чтения)
Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно
прочитать начало сказки?
Сколько абзацев можно прочитать так?
Как развиваются события дальше?
Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно
прочитать слова глухаря?
Какая интонация уместна при прочтении слов
лебедя? Почему?
Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями,
стараясь выдержать нужную интонацию и темп
чтения.
В какой момент, почему глухарь обрадовался?
Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь
глухарю?
Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до
слушателей радость глухаря.
А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут
вслед лебедям ветками?
Как дальше развивались события? Что изменилось в
поведении птиц?
Плавно, со спокойной интонацией можно
прочитать шесть абзацев, так как идёт
описание зимы, на смену которой
приходит весна, лето, осень...)
Лебеди собираются лететь на юг, а
глухарь остаётся зимовать
Взволнованно, с оттенком страха в
голосе, так как глухарь очень боится
приближающейся зимы.
Лебеди не знают, что такое суровая
зима, поэтому их слова можно
прочитать неторопливо,
рассудительно, с достоинством
Упражнение в чтении
Когда лебеди решили взять его с собой
Нет, он говорит всё так же спокойно и
размеренно, ведь полёт лебедей на юг не
зависит от глухаря
Упражнение в чтении
С грустью, так как они прощаются с
друзьями), (упражнения в чтении
соответствующего отрывка сказки.)
Глухарь очень устал, Он еле -еле машет
крыльями, поэтому нужно интонацией
Творческая работа
Работа в группах
Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке?
Обоснуйте свою точку зрения.
Ошибся, что ушибся - вперёд наука .
Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами
заволокёт .
Глухарь понял, что перелёт на большие
расстояние ему не по силам, он не
рассчитал свои силы и сильно поэтому
плакал, но с тех пор, он больше не
пытался летать на юг, то есть «вперёд
наука».
Жизнь любого существа состоит из
хорошего и плохого.
Дети рисуют
Регулятивные:
контроль, коррекция,
выделение и
осознание того, что
уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения;
Личностные:
самоопределение.
Коммуникативные:
управление
поведением партнёра
– контроль, коррекция,
оценка действий
партнёра.
3
4
5
1
Разгадайте кроссворд «Птицы»
1.
Птица с длинной шеей.
2.
Птица, которая днем спит, а ночью летает.
3.Лучший певец
4
Птица, которая спит в снегу.
5.Лесной доктор.
Нарисуйте понравившийся эпизод сказки на обратной
стороне листка с моделью.
Обобщение
изученного
Рефлексия
Д.з.
-Выполнили задачи?
-Так отчего у глухаря глаза и брови красные? И белые
перышки в крыльях?
Все вы знаете слова (вывесить на доску и прочитать
хором)
«Сказка – ложь, да в ней намек добрым молодцам урок»
Так, чему научила вас эта сказка?
(Правильно, рассчитывать свои силы. Надо жить с верой
в лучшее, уметь преодолевать препятствия)
Значит, основная мысль урока, прочитаем хором,
«Умей преодолевать трудности!»
Станет для нас девизом дальше.
Оцените свою работу на уроке:
Красный круг – было трудно.
Жёлтый круг – получалось, но не всегда.
Зелёный круг – испытал радость от работы на уроке,
получилось всё.
Дом зад
•
1
Стр 34 читать и пересказывать
•
1 вариант – от лица глухаря
•
2 вариант – от лица лебедей.
)
Демонстрация главного итога: ответ на
проблемный вопрос и пр.
Осуществляют самооценку собственной
учебной деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
познавательные:
рефлексия;
личностные:
смыслообразование.