Автор: Кашапова Зиля Гильмутдиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа № 119
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: План-конспект воспитательного дела
Тема: Классный час "Берегись бед, пока их нет!"
Раздел: начальное образование
Кашапова Зиля Гильмутдиновна,
учитель начальных классов высшей категории МБОУ Школа № 119,
г. Уфа.
ПЛАН - КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА
2 класс
Классный час
«Берегись бед, пока их нет!»
Цели и задачи:
-
рассмотрение
ситуаций,
при
которых
может
возникнуть
опасность
в
повседневной жизни;
-
обобщение
знаний
детей
по
правилам
поведения
в
экстремальных
ситуациях,
обеспечивающим
сохранность
их
жизни
и
здоровья
в
современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
I. Звучит песня Е. Крылатова «Крылатые качели».
- Ребята, как вы думаете, почему этой песней мы начинаем свой классный
час?
( Эта песня о весне, апреле, детстве, качелях – любимой игре детей).
- А какие правила безопасности надо соблюдать, качаясь на качелях?
- В какие еще игры вы любите играть на улице?
(Кататься на велосипеде, на роликах, прыгать через скакалку, в прятки, в
догонялки, с мячом и т.д.)
- Бывает ли так, что кто-то получает травму во время игры? Из-за чего это
происходит? (Ответы детей)
II. Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой
предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы
учимся
предвидеть
эти
опасности,
по
возможности
избегать
их.
Ведь
народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!»
1
Мы подготовили специальный фоторепортаж для нашего классного
часа. Посмотрим, какие же опасности могут встретиться по дороге в школу, в
школе, во время игр, во дворе дома и т.д. (Демонстрируются фотографии,
сделанные
родителями
учеников
класса.
На
них
запечатлены
дорога
от
остановки до школы, где нет тротуара; высокий школьный забор; стройка
недалеко от школы, дорога из города в аэропорт, по которой наши ученики
каждый день ездят в школу, берег реки Белой, открытый канализационный
люк, качели).
- Какую опасность представляет каждый из этих объектов? (Ответы детей)
III. Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся
любимыми
делами,
поэтому
стараемся
окружить
себя
удобствами,
полезными
предметами.
А
сколько
электроприборов
придумал
человек!
Перечислим некоторые из них. В этом нам поможет
Кроссворд «Электроприборы»
1. Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь.
(Электроплита)
2. Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает.
( Пылесос)
3. На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок –
Развеселый огонек.
(Лампа)
4. Посмотри на мой бочок,
Во мне вертится волчок,
Никого он не бьет,
2
Быстро крем вам собьет.
(Миксер)
5. Два соседа колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами.
( Магнитофон)
6. Не радио, а говорит,
Не театр, а показывает.
(Телевизор)
1.
Э
Л
Е
К
Т
Р
О П
Л
И
Т
А
2.
П Ы
Л
Е
С
О
С
3
. Л
А
М
П
А
4.
М И
К
С
Е
Р
5.
М А
Г
Н И
Т
О
Ф
О
Н
6.
Т
Е
Л
Е
В
И
З
О Р
Какое ключевое слово получилось? (Опасно)
- А какую опасность они представляют? (Ответы детей)
Обращаться с электричеством надо уметь!
- Чего ни в коем случае нельзя делать? (Ответы детей)
a)
Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
b)
Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.
c)
Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни другими предметами.
d)
Электричество не терпит соседства с водой.
IV.
Мы
с
вами
пришли
к
выводу,
что
оставлять
без
присмотра
электроприборы нельзя. Может возникнуть пожар. Мы были в музее, видели,
какие могут быть печальные последствия пожара.
Что еще является причиной пожара? (Ответы детей)
3
1.
Разведение костров без взрослых.
2.
Повреждение электрического провода, короткое замыкание.
3.
Зажигание свечей на елках.
4.
Курение.
Загадки – предостерегалки:
5.
Чтобы
не
было
огня,
не
играйте
вы
в
меня.
Я
огня
сестричка
–
маленькая … (Спичка)
6.
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
7.
Он для всех опасен нас, называют его …(Газ)
- Какие правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и строго
соблюдать, чтобы избежать пожара? (Ответы детей, учитель подводит итоги).
V. « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения! »
- Идут на улице люди – на работу, в магазины, в библиотеки. А вот у ребят
кончились уроки в школе, и они направились домой.
1.
Как
называется
участок
дороги
для
передвижения
пешеходов?
(Тротуар)
2.
Как называется часть улицы, по которой идут автомобили и другой
транспорт? (Проезжая часть)
3.
В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе
дороги? (В левую)
4.
Что означают цвета светофора?
5.
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
6.
О чем говорят эти дорожные знаки?
- Подземный пешеходный переход
- Надземный пешеходный переход
- Дети
- Въезд запрещен
- Велосипедная дорожка
- Движение пешеходов запрещено
7. Для чего надо знать правила дорожного движения? (Ответы детей)
4
Учитель помогает сделать вывод: несоблюдение правил дорожного движения
влечет за собой тяжелые последствия.
VI. В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том,
как вести себя в опасной ситуации из сказок.
Вспомните сказку « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим).
« Колобок» (чрезмерное доверие незнакомцам).
«Лиса и кувшин» (прежде чем что-то сделать, подумай).
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слушайся старших)
Правила поведения с незнакомцами
1.
Старайся избегать разговоров. Если говоришь – будь вежлив.
2.
Не садись в машину к незнакомцу.
3.
Не играй по дороге из школы домой.
4.
Не играй в темное время на улице.
5.
Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.
6.
Не впускай незнакомых людей в квартиру.
7.
Если потерял ключ – скажи об этом родителям.
VII. Как и огонь может быть человеку и другом, и врагом, вода тоже может
стать и другом, и причиной очень больших неприятностей, даже горя.
Загадка. Молчит холодною зимой, но разговорчива весной. (Река)
-
На
берегу
какой
реки
мы
живем?
(Белая
–
река
большая,
глубокая,
судоходная)
- Что такое паводок? (Подъем воды из-за оттепели)
- Какие правила надо соблюдать во время паводка?
Не ходить на реку без взрослых.
Не играть на берегу реки.
Средства для плавания (лодки) должны быть исправны.
VIII. В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь
людям, попавшим в беду. По каким телефонам надо звонить в экстренных
случаях?
Пожар мы быстро победим, позвонив по 01.
5
Если видишь: на дороге случилась беда - незамедлительно
звони по 02.
Стало плохо человеку – ты не медли, не реви.
Ведь помочь ему сумеешь, позвони, набрав 03.
Коль почувствовал запах газа в квартире,
К телефону беги и звони 04.
МЧС
помогает
в
любых
ситуациях:
аварии,
землетрясения,
наводнения
и
т.д.
Родители
некоторых
наших
учеников
занимаются
обеспечением безопасности людей. Они часто бывают в школе, на наших
занятиях
по
ОБЖ.
Из
их
рассказов
мы
узнали,
как
обращаться
с
электрическими приборами, фейерверками во время новогоднего праздника;
что делать при обнаружении подозрительных пакетов, сумок; что может
случиться, если попробовать на вкус неизвестное растение; как обработать и
перевязать рану и многое другое.
IX. В старину, когда не было всех этих спецслужб, люди старались сами
обезопасить себя. Они верили в Бога, молились ему, просили о помощи. Но
люди
заметили,
что
каждый
человек
должен
отвечать
за
свою
жизнь
и
благополучие близких.
Народная мудрость отразилась в пословицах и поговорках.
1.
Береженого Бог бережет.
2.
На бога надейся, а сам не плошай.
3.
Осторожность – мать безопасности.
4.
Не всякий встречный друг сердечный.
5.
Не зная броду, не суйся в воду.
6.
Любопытной Варваре нос оторвали.
7.
Не всякая находка – клад.
8.
Держи язык за зубами.
9.
Мир не без добрых людей.
10.В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.
6
11.Дурной пример заразителен.
12.Хорошее повторять не грех.
13. С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
14.Один за всех, все за одного.
15.Что в воду упало, то пропало.
16.Не всякому верь, запирай крепче дверь.
17.Не дразни собаку - не укусит.
18. Берегись бед, пока их нет.
X. Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя.
- Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при
которых
может
возникнуть
опасность
в
повседневной
жизни.
А
также
повторили
правила
обращения
с
электроприборами,
п р а в и л а
пожаробезопасности, дорожного движения,
подвижных игр на улице,
общения с незнакомцами, поведения во время наводнения.
Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым
последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение
правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни
и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия
помогут
вам
вырасти
счастливыми
и
успешными
людьми.
Ведь,
как
говорится в песне:
« …А пока мы только дети,
Нам расти, еще расти…»
Звучит песня Е. Крылатова «Крылатые качели».
Литература
1.
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ
Сфера, 2004. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
7
2.
Горбунова
Н.А.
Основы
безопасности
жизнедеятельности.2
класс.-
Волгоград, «Учитель-АСТ»,2002.- 128 с.
3.
Плешаков
А.А.
Мир
вокруг
нас.
Учебник
для
2
класса
начальной
школы. В 2-х частях. Часть 1.М.: Просвещение, 2005.
4.
Плешаков
А.А.
Мир
вокруг
нас.
Учебник
для
2
класса
начальной
школы. В 2-х частях. Часть 2.М.: Просвещение, 2005.
8