Напоминание

Осень в неживой природе.


Автор: Ерёменко Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Петрушинская СОШ
Населённый пункт: село Петруши
Наименование материала: Конспект урока окружающего мира
Тема: Осень в неживой природе.
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя

общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме

«Осень в неживой

природе».

Учитель начальных классов Ерёменко Татьяна Михайловна.

Тема: Осень в неживой природе.

Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о

характерных признаках осени в неживой природе. Показать связь между живой и неживой

природой. Развивать устную речь, память, мышление, воображение. Развивать умение наблюдать и

рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности

природы для жизни человека и для себя лично.

Метапредметные

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать

имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном

процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из

иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность,

особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение

обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже

известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с

учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и

понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми

листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас

хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее,

веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

II. Мотивация учебной деятельности.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Ребята, какому времени года посвящены эти строки? (Осени)

Почему вы так решили?

Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе

с приходом осени.

III. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске

появляется надпись:

облака

осадки

небо

ветер

солнце

вода в водоемах

Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с

приходом осени?

Делаются выводы:

А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется

низким.

Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней

почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

2. Работа с демонстрационным материалом.

Презентация «Неживая природа осенью».

После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.

О каких осенних явлениях неживой природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?

1. СОЛНЦЕ

2. НЕБО

- Приглядитесь внимательно к небу. Каким оно бывает ранней и поздней осенью? (Летом и ранней

осенью бывают кучевые облака, а осенью – чаще тучи).

3. ДОЖДИ

- Почему говорят, что «осень плачет»? (Идут дожди)

- Но ведь дожди идут и в другое время года. А так говорят только про осень. (Ответы детей)

4. ТУМАН

- Мы попрощались с последней капелькой.

- Как вы думаете, как капля связана со словами «дождь» и «туман»? (эти явления состоят из воды)

- Наблюдали ли вы туман? Какой он?

5. ЗАМОРОЗКИ

- Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из

стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»

Желтый клен глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

- Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую,

серебристую)

- А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней)

- Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)

- Иней не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.

6. ВЕТЕР

Летом ветер тёплый, слабый. Осенью дует холодный, порывистый ветер.

7. ЛЕДОСТАВ

- Часто осенью идет крупный мокрый снег. Хлопья его падают на остывшую воду реки и не тают. Так

и плывут по течению, слипаясь в большие рыхлые комья льда. Через день-другой они смёрзнутся в

льдины. Теперь можно полюбоваться осенним ледоходом. Постепенно льдины становятся всё

крупнее, толще. Сильный мороз предзимья схватывает, соединяет их. Льдины смыкаются с берегами,

движение прекращается: лёд встал. Замёрзла река, кончился ледостав. А с ним кончилась осень.

- Дети, почему мы так подробно говорим об изменениях в неживой природе? (Изменения в неживой

природе влияют на живую природу.)

- Приведите примеры.

IV. Физкультминутка.

Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом

произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снов набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки,

летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся

3. Работа в парах. Работа с иллюстрациями на сравнение.

На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.

4. Групповая работа.

Дети должны ознакомиться с поговорками и пословицами про осень и выбрать:

1-я группа – о ранней осени;

2-я группа – о поздней осени.

Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках):

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Осень - время собирать урожай.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь - пора золотой осени.

Сентябрь - отлётная пора.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.

К октябрю березы оголяются.

Ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег - ни колесу, ни полозу нет ходу.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре зима с осенью борется.

5. Подведение итогов групповой работы.

VI. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх

цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё

получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи

разноцветных листочков (поднимают листочки).

VII. Итог

- О чем новом вы узнали сегодня на уроке?

- Что запомнили?

- О чем задумались?

- Что еще хотели бы узнать по этой теме?.

VIII. Домашнее задание:

1. Выполнить рисунок на тему «Осень в моем родном крае»;



В раздел образования