Автор: Татьяна Алексеевна Самсонова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 41 имени Аксаковой Ольги Григорьевны с. Аксаково
Населённый пункт: с. Аксаково, Республики Башкортостан
Наименование материала: классный час
Тема: классный час "Всё это - Родина твоя"
Раздел: начальное образование
Открытое внеклассное мероприятие
Дата проведения: 23 апреля 2019 г.
Учитель: Самсонова Татьяна Алексеевна
Класс: 4
Тема: Все это Родина твоя
Цель: способствовать формированию понятия любви к Родине как одной из
главных нравственных ценностей.
Задачи:
Обучающая:
- формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где
он живёт; общественную активность личности, гражданскую позицию
Развивающая:
- развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы
родного края;
Воспитывающая:
- воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
Оборудование: рисунок берёзы, карточки с буквами для групповой работы,
герб, флаг и гимн Республики Башкортостан, флаги других стран,
нарисованные брёвна для строительства дома, слайды презентации Microsoft
PowerPoint .
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Учитель: Ребята, послушайте отрывок из песни и подумайте, какова же тема
нашего занятия.
(Девочки нашего класса из состава школьного вокального ансамбля
«Крыница» исполняют песню «У моей России». На баяне играет
руководитель ансамбля Ю. А. Науменко)
Ответы детей
Учитель: Верно, сегодня мы с вами посвятим наше занятие нашей Родине
-Россие. Слайд 1.
Учитель: Какие задачи перед собой поставим? (Выяснить, что мы называем
Родиной, что значит любить Родину)
Учитель: Сегодня мы с вами построим наш общий дом. Давайте вспомним,
из чего состоит дом. (Крыша, стены, фундамент). (ответы детей)
Учитель: А с чего начинают строить дом? (ответы детей)
Учитель: Правильно. Но мне сегодня хочется нарушить правило. Наш дом
мы начнём строить с крыши. И посмотрим, что получится.
Учитель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
Именно Россия или Российская Федерация и является крышей нашего дома.
Почему?
(На доске появляется крыша)
Учитель: Давайте вспомним, какие вы знаете государственные символы?
(флаг, герб, гимн) Слайд 2.
Учитель: У каждой страны есть столица и человек, который руководит этой
страной. Как его называют? (ответы детей)
Учитель: Как называется столица России? (город Москва)
Учитель: Как зовут президента России? (В. В. Путин) Слайд 3.
Учитель: У вас было домашнее задание «Найти высказывания великих
людей о Родине»
Чужбина родиной не станет. И. Гёте
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может
обойтись. И. С. Тургенев
Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем. Цицерон
Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. К. Г.
Паустовский
Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны. – Гюго В.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным
нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она
вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку,
как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. К.Д. Ушинский.
Учитель: Молодцы, вы справились со своим заданием.
Физминутка
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (поднимают плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (считают, показывая на предметы)
Всех могу пересчитать
Папа, мама, брат, сестренка (Загибают пальцы)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
(На берёзу прикрепляется листок)
Учитель: Слайд 4.
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь на всего
Не больше
Обыкновенного листка,
Берёза же - великая Россия -
Так зелена, так высока!
Учитель: На просторах нашей огромной Родины находится небольшой
уголок, который нам ближе всех остальных. Это… (Республика
Башкортостан) Слайд 5.
(появляется бревнышко)
Учитель: Ее мы тоже смело можем назвать своей Родиной. У Республики
Башкортостан, как и у России, тоже есть свои символы.
(появляется бревнышко)
Учитель: Как называются эти государственные символы? Давайте
попробуем выбрать из изображений герб Республики Башкортостан. Под
каким номером он находится? Слайд 6. , Слайд 7.
Учитель: Что изображено на гербе Республики Башкортостан? (памятник
национальному герою Салавату Юлаеву, соцветие курая, символ мужества
народов.)
Учитель: Найдите среди флагов в нашем классе флаг Республики
Башкортостан.
(Дети находят среди флагов флаг республики Башкортостан) Слайд 8.
Учитель: Что обозначают цвета на флаге?
Учитель: Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов
народов Республики Башкортостан; белый — миролюбие, открытость,
готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан;
зелёный — свободу, вечность жизни.
Учитель: Какой символ не назвали? (гимн)
Учитель: Что такое гимн? (хвалебная песня) Как надо слушать гимн?
(Прослушивание фрагмента гимна)
Учитель: А сейчас послушайте стихотворение Зинаиды Александровой
«Родина»
(Ученик читает стихотворение)
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Учитель: И в нашей республике у каждого человека есть свой маленький
уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая
родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая,
великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и
прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа.
Учитель: Для нас наше село - тоже Родина, только малая.
Учитель: А вы знаете почему наше село так названо? С чьим именем связано
его название? (ответы детей)
Учитель: Начиналось наше село с маленькой железнодорожной станции
всего в несколько домов. 8 сентября 1888 года была открыта железная дорога.
И основанную здесь станцию назвали именем С.Т. Аксакова. А рядом
санаторий имени С. Т. Аксакова, построенный внучкой писателя Ольгой
Григорьевной Аксаковой. Стоит отметить, что с этого года наша школа носит
имя внучки великого писателя – Ольги Григорьевны Аксаковой. Слайд 9.
К нам сегодня из музея в гости пришла Юлия Ивановна Заляева. Она вас
познакомит с историей появления нашего села на карте нашей Родины.
Выступление работника музея (рассказ об О. Г. Аксаковой - дочери С. Т.
Аксакова основавший в нашем селе кумысолечебницу в последствии
переименованную в санаторий им. С.Т. Аксакова )
(Появляется еще одно бревно)
Учитель: Как мы должны относиться к нашей Родине?
Учитель: Правильно, охранять, беречь, любить. Что же значит – любить
Родину?
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат конверты с буквами. Собрав из букв
слово, вы узнаете, как называют человека, который любит свою Родину и
совершает полезные дела во имя её процветания.
(Дети составляют слово «Патриот») Слайд
Учитель:
Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое
отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов
своей родины
.
Теперь вы сможете назвать чувство, которое тянет людей на
подвиги за Родину, за свой народ. (Патриотизм)
Учитель: Верно, патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к
отечеству, своему народу. Подрастающее поколение (мальчики, юноши,
парни) могут в любое мгновенье встать на защиту Родины.
(Ученик читает стихотворение Александра Плотникова «Ода солдату»)
Солдату я слагаю оду,
Был ратный путь его тяжёл.
Он всё прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл.
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не дыму,
Стоит спасённая Россия,
Как вечный памятник ему.
Учитель: Вот и в нашем селе жили настоящие патриоты, герои своей
Родины. О некоторых из них вам сейчас расскажут участники детского
патриотического движения «Юнармия». В нашем классе тоже есть юные
юнармейцы.
1 ученик: Иван Степанович Протвинь родился 10 июня 1926 года в деревне
Колайключи (ныне в черте посёлка Аксаково Белебеевского района
Республики Башкортостан) в крестьянской семье. По окончании Аксаковской
средней школы и до призыва в армию работал счетоводом в дистанции
лесозащитных насаждений Куйбышевской железной дороги. Осенью 1943
года был призван в ряды Красной армии и направлен в школу снайперов. В
бою бронебойщик И. С. Протвинь подбил два вражеских танка, но один из
«Тигров» прорвался к линии обороны полка. Наш герой со связкой гранат
бросился под гусеницы вражеского танка и ценой своей жизни подорвал его.
Протвиню Ивану Степановичу было присвоено звание Героя Советского
Союза посмертно. В его честь названа одна из улиц нашего села.
2 ученик: Багаутдинов Ринат Николаевич - один из героев поселка Аксаково.
Он погиб при исполнении воинского долга в республике Чечня. 15 января
2000 г. бандиты решили выбить два взвода гвардейцев, занимающих важную
высоту. Когда сработала сигнальная мина, он вместе с командиром роты
выдвинулся в опасном направлении. Заметив приближение боевиков, Ринат
вместе с командиром открыл огонь на поражение, тем самым предупредив
находящихся на высоте сослуживцев о грядущей опасности. Уничтожив
несколько бандитов, Ринат был сражен снайперской пулей. За мужество и
героизм, проявленные в бою, рядовой Багаутдинов представлен к высокой
государственной награде Ордену Мужества.
(Появляется еще одно бревно)
Учитель: И это только аксаковцы, а сколько героев в нашем районе, в
республике, в стране!?
Учитель: Посмотрите, ребята, наш дом почти готов. Как вы думаете, чего не
хватает, чтобы он был крепким и простоял еще многие годы? (Фундамент)
Учитель: Попробуйте предположить, что же будет являться фундаментом
нашего дома. (Семья)
Учитель: по словарю Ожегова семья – это группа живущих вместе близких
родственников. Это слово, как и слово "Родина" произошло от древнего
слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным
родством. Каждый из нас - потомок какого-либо древнего рода. Само слово
"род" обозначает древнейшего бога славян Рода.
Слов с корнем "род" много:
- родить,
- родители,
- родня,
- родственники,
- родословная.
Выступление с творческими проектами семей класса.
Подведение итогов.
Родина гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на
помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с
ней одной жизнью.
Рефлексия.
Учитель: У меня в руках свеча, символизирующая очаг нашей семьи. Ведь
наш класс стал маленькой семьёй. Передавая её вам, я хотела бы услышать,
какие чувства Вы испытали, что Вам запомнилось и понравилось сегодня.
(Дети передают свечу и высказываются)
Учитель: В заключении предлагаю всем вместе спеть гимн нашего села
«Гимн Аксаково». Слова и музыку , которой является Марина Владимировна
… проработавшая музыкантом в нашей школе с ( по годы)
Слайд
Гимн Аксаково
1.
Наверное красивей есть места,
Но равнодушным не оставит всякого
Природы нашей дивной красота.
Аксаково, Надеждино, Аксаково.
Припев: Аксаково – железная дорога,
Аксаково есть такая станция.
Аксаково родной посёлок твой и мой.
Надеждино – звонят колокола.
Надеждино музей и храм зовут меня.
Надеждино Аксаковых семья.
2.
Семья Аксаковых, Аксаковский цветок,
Музей, церковный звон чаруют всякого.
Мечты цветёт здесь Аленький цветок.
В Аксаково, Надеждино, Аксаково.
Учитель: Наше занятие окончено. Спасибо всем за внимание!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №41 им. О.Г. Аксаковой с. Аксаково
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Классный час
Все это Родина твоя
Учитель: Самсонова Татьяна Алексеевна
с. Аксаково
2019 г.