Напоминание

Игровые формы в освоении сценической речи


Автор: Чередниченко Елена Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МУ ДО Правобережный центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: г.Магнитогорска
Наименование материала: открытый урок
Тема: Игровые формы в освоении сценической речи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Правобережный центр дополнительного образования детей»

города Магнитогорска

Конспект занятия по сценической речи

«Игровые формы в освоении сценической речи»

Разработала: Чередниченко Елена Георгиевна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Магнитогорск

Название занятия:

«Игровые формы в освоении техники сценической речи».

Ключевые слова: Сценическая речь, театр, открытый урок, игровые формы,

коллективная работа, развитие речи.

Цель : Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи : Формировать способности к импровизации.

Воспитывать навыки коллективной работы.

Развивать возможности своего голоса.

Воспитать свое слуховое внимание.

Сформировать навык слышать и контролировать свою речь,

воспринимать свою речь.

Воздействовать на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения

в богатый мир родной речи во всех её видах: чтении, говорении, письме.

Развитие связной устной речи т.к. она является залогом успешной

деятельности учащихся.

Прогнозируемый результат :

Избавить воспитанников от комплексов (зажимов).

Научить творчески мыслить и не бояться выражать себя.

Применять творческий подход к любому делу.

Приёмы : Беседы, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг

нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Формы занятия : Коллективные, индивидуальные.

Тип занятия : Комбинированный.

Методы и приёмы: Упражнения, творческие задания.

Оборудование : мяч, карточки с заданиями, зал, ноутбук.

Ход занятия :

Организационный момент:

- Добрый день! Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного!

Но для начала встанем в круг и поздороваемся друг с другом глазами.

Создание психологического настроя на занятие, введение в тему:

(Ребята встают в круг и здороваются глазами)

- Давайте поговорим на тему, о том, как человек на сцене, да ив жизни может

выразить свои чувства мысли, эмоции.?! Правильно! Голос – это инструмент, с

помощью которого мы можем добиваться своих целей. И прежде чем разбудить

своё вдохновение, давайте разбудим свое тело.

Практическая часть занятия. Разминка:

Разогревающий массаж:

Постукивание. Постукивание проводится открытой расслабленной ладонью,

Начиная с ног, по всему телу до плеч. Постукивают для разогрева ещё и губы.

Это постукивание проводится одной рукой, со звуком «з-з-з-».

Вибрационный массаж:

Вибрационный массаж проводится также, открытой расслабленной ладонью,

начиная с ног и по всему телу до плеч. Массаж проводится в игровой форм:

«представляем себе что наши руки подобны веникам в бане, и мы , паримся ими,

испытывая огромное удовольствие».

- Отлично! Перейдём к занимательной артикуляции, ведь чего мы с вами только не

увидим и не услышим!

Артикуляционная гимнастика:

(гимнастику лучше делать глядя в зеркало)

Упражнение : «Назойливый комар»

-Давайте представим, что у вас рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно

садится неугомонный, комар. Мы можем отогнать его только движением мышц

лица. Главное гримасничать как можно более активно.

Упражнение : «Хомячок»

-Задача жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось всё лицо.

Следующий уровень: ребята разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед

другом, у кого вкуснее жвачка.

Упражнение: «Балет лица»

-Под зажигательную музыку только лицом танцуем друг перед другом. Стили

Танцев могут быть разными.

Упражнения для губ:

-Улыбка- хоботок: максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком,

Затем как можно больше растягиваем в улыбке.

« Кисточка»

-Губами , вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и

обратно, представляя, что рисуем круг кистью.

«Лошадь»

- Чтобы cнять напряжение, детям предлагается полностью освободить мышцы губ,

фыркнув, как лошадь.

«Шторки»

-Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только

нижнюю.

Упражнения для языка:

(выполняются 5-6 раз)

«Уколы в щёки»

-Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щёку.

Губы при этом сомкнуты, а щёки разомкнуты.

«Змея»

-Высовываем язык вперёд и, как змея, делаем быстрые уколы.

«Лягушка»

-Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа , а затем до

подбородка, до правого и до левого уха.

«Коктейль»

-Представляем себе, что наш язык это трубочка, через которую мы пьём вкусный

коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

«Варенье»

-Представляем, что у нас на губах варенье, и нам нужно слизать это варенье.

Упражнения для челюсти :

«Кашалот»

-Отбрасываем вниз резко нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко

и свободно.

«Я»

Активно опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, произносим «Я».

Задача специально произносить горделиво и выразительно.

«Переполох»

Слушай… «Кража! Кража! Кража! Грабят, Братцы! Где же стража?

Что украли? Два пера. Безобразие с утра… Вы украли? Мы не брали.

Брали! Брали! Брали! Крали! Крали!

Это я грачиный крик, перевёл на наш язык.»

«Горячая картошка»

Кладём в рот воображаемую горячую картофелину и пытаемся её остудить на

дыхании , как у маленьких собачек.

-Теперь мы вполне готовы звучать, и делать мы это будем не так как в

повседневной жизни, а несколько преувеличенно, так как сцена от нас этого

требует.

«Упражнения на посыл»

«Ау -Ау»

Дети делятся на две команды, становятся в разные концы комнаты.

Первая кричит «А-ууу», вторая отзывается им эхом «А-ууу». Первая повторяет

эхом эхо «А-ууу» и так до затихания звука.

«Мой милый друг»

Упражнение проводится в парах. Двое расходятся в противоположные концы зала

и посылают клич :

«Мой милый друг,

Моя Мария,

Вдали мерцающий маяк»

Упражнения с Чистоговорками:

Чистоговорки – это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в работе с ними

обращается не 6на скорость, произношения, а на чистоту произношения.

Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

У ужа ужата, у ежа ежата.

Ткёт ткач ткани на платки для Тани.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру на Фрола Лавру навру.

Формирование целостного представления о теме

Упражнение « Бадминтон»

Упражнение на посыл звука и отработку отдельных звуков.Упражнение

выполняется на материале стихотворного отрывка: «Дама сдала в багаж- диван

чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку».

Упражнение выполняется в парах. Дети получают ракетки для игры в бадминтон и

начинают «бросать» друг в друга слова из отрывка.

Упражнение «Конечные согласные»

Ать-ать-ать ---. Очень хочется гулять

Ать-ать-ть---. Завтра рано мне вставать.

Ют-ют-ют---. Красны девицы поют.

От-от-от----- Водят русский хоровод.

Еть-еть-еть---- Вместе звонки песни петь.

Упражнение «Междометия»

Целевые установки с междометиями заключаются в свободном и

непосредственном восприятии увиденного, услышанного, при котором

рефлекторно работают все части голосо- речевого аппарата. Это и позволяет

добиваться легкого, непроизвольного рождения междометий, выражающих волю

или эмоции говорящего.

Ах, какой цветок пахучий! ( с подтекстом « Чуть не укололся, Хорошо что слегка

Ой-ой-ой! Да он колючий?! дотронулся!»)

Ах, какой зверёк прекрасный! ( с подтекстом «Хорошо, что успел отдёрнуть руку»)

Э-э-э! Дат он зубастый?!

Ой, как дует из окошка! ( приказываете!)

Эй-эй-эй! Прикрой немножко!

Ах, какая красота! (восприятие сопровождается различными эмоциями:

Посмотри-ка ты сюда. радостного изумления, восхищения, огорчения,

Видишь, бабочка какая? удовлетворения)

Разноцветная такая,

Что не можно глаз отвесть!

Сколько красок в мире есть!

Ой! Вспорхнула, улетела…

Эй, взгляни! На кустик села.

В стену гвоздь забить хочу! (действие сопровождается различными эмоциями

Ой, летит мой гвоздь в кусты и проявлением воли)

Погоди ж, найду, где ты!

Упражнение «Ворона»

Ворона каркнула и вверх взлетела (быстрый взлёт «голоса», понижение большими

Так удивил её сороки глас! интервалами до грудного регистра)

Потом спустилась мягко села,

С укором поглядев на нас:

Ведь по сорочьи «Тр!ТР!» мы трещали – (средний регистр)

Подвижность диафрагмы развивали.

Упражнение «Иголка»

Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищем иглу), следите за

свободой звучания.

Наклонили голову, Нагибаетесь все ниже и ниже. Приседаете. Поворачиваетесь к

зрителю спиной …Но зритель должен слышать вас при любом положении. Если

звук «летит», значит, сохранена свобода, «опора» звука.

Ой! Иголка вдруг упала!

Как теперь её найдёш?

Стой!

Куда же ты пропала?

От меня ведь не уйдёш!

Здесь наверно?

Нет, не видно!

Под столом ты? Нет. Обидно!

Верно, спряталась в паркете?

И в паркете

Тоже нет.

Да. как видно мало толку-

Не найти мою иголку!..

Заключительная часть. Подведение итогов.

- Садитесь пожалуйста в полукруг, и поделитесь своими открытиями и вопросами,

что вызывает затруднение, и что получается отлично?(Беседа) Конечно, и у самых

одаренных актеров не все сразу получалось, но в этом и состоит труд актера –

бесконечно совершенствовать свой ИНСТРУМЕНТ… Речь, дыхание, тело , душу- и

многое другое. Самое главное никогда не останавливаться и день за днем

оттачивать свои проблемные места, и нет ничего невозможного! До свидания!

Список используемой литературы.

1.

Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. С.-П. Питер 1999г.

2.

Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие

для театральных и культурно просветительных

училищ. М., Просвещение, 1967г.

3.

Савкова З.В. Удивительный дар природы. Учебное пособие С.-П.2009г.

4.

Театр. Практические занятия в детском театральном коллективе

// Я вхожу в мир искусства. – 2001г. № 6.

5.Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. Ю.В.Колчеев.,

Н. М. Колчеева.- М., Школьная Пресса.,2003г



В раздел образования