Напоминание

Развитие творческого воображения у современных младших школьников на уроках изобразительного искусства


Автор: Телкова Анастасия Юрьевна
Должность: студентка факультета ИСГН, гр. 721952з
Учебное заведение: ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого воображения у современных младших школьников на уроках изобразительного искусства
Раздел: начальное образование





Назад




Телкова Анастасия Юрьевна

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Развитие творческого воображения у современных младших

школьников на уроках изобразительного искусства

Человечество

при

постоянном

активном

взаимодействии

с

окружающим миром воспринимает различные образы. Благодаря нашему

мозгу и чувствам мы способны анализировать, синтезировать и запоминать

большинство из них. Интересное явление психики человека проявляется в

том, что, полученные ранее впечатления от событий или предметов реального

мира,

сохраняются

в

памяти

на

долгое

время,

а

также

подвергаются

определённой

обработке.

Существование

этого

психического

феномена

позволило человеку воздействовать на окружающий мир и целенаправленно

изменять его.

Если рассматривать процесс создания человеком чего-либо нового, мы

знакомимся

с

ещё

одним

интересным

явлением

психики.

Его

сущность

заключается в том, что человек создаёт в своём сознании образ, которого пока

в реальном мире не существует. Основой создания такого образа является

наш опыт, который мы получили при взаимодействии с реальностью. Именно

этот

процесс

процесс

создания

новых

психических

образов,

получил

название воображение. Ранее увиденное, усвоенное и сохранённое в памяти

позволяют

человеку

оперировать

доступной

информацией

и

создавать

различные представления и образы. Иначе говоря, данные образы всегда

составляются на основе частей или же элементов, которые человек уже когда-

то наблюдал в своей жизни. Психический процесс, в котором заключено

создание таких образов предметов и явлений, называется воображением.

Определение воображения и выявление специфики его развития - одна

из

наиболее

сложных

проблем

в

психологии.

Согласно

данным

А.Я.

Дудецкого существует около 50 различных определений воображения, однако

вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих

пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский справедливо отмечает

трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он

полагает, что традиционные определения воображения как способности к

созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому

мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод,

что «данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной

науке».

Советский психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Воображение – это отлёт

от

прошлого

опыта,

это

преобразование

данного

и

порождение

на

этой

основе

новых

образов».

К

примеру,

если

мы

даём

задание

ребёнку

нарисовать игрушку, которой ещё нет на свете, он будет исходить из того, что

у него уже имеется в его памяти и просто добавлять новые детали, создавая

тем самым новую игрушку.

Е.И. Игнатьев дает определение воображения как «создание нового в

форме

образа,

представления

или

идеи».

Здесь

воображение

лишается

образности, как специфического признака, отделяющего его от мышления.

Аналогичное понимание дано и в «Кратком философском словаре», и в статье

А. И. Розова.

По мнению Ю.М. Бородай, воображение - «это психический процесс

создания композиций на основе старых образов». Ряд авторов (В.С. Кузин,

Л.Ю.

Субботина

и

др.)

определяют

воображение

как

психологический

процесс создания образов.

Таким

образом,

воображение

это

психический

процесс

создания

нового в форме образа, представления или идеи. Ребенок может мысленно

представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него

могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не

встречался. Именно на это определение будем опираться в процессе работы.

Процесс воображения протекает непрерывно с двумя другими психическими

процессами – памятью и мышлением.

Таким

образом,

говоря

о

воображении,

мы

лишь

подчёркиваем

направленность

психической

деятельности.

К

примеру,

если

перед

нами

стоит задача воспроизвести представления событий, происходивших с нами

ранее, мы говорим о процессе памяти. А если те же представления или

образы

воспроизвести

для

того,

чтобы

создать

новое

сочетание

этих

представлений, мы говорим о деятельности воображения.



В раздел образования