Автор: Телкова Анастасия Юрьевна
Должность: студентка факультета ИСГН, гр. 721952з
Учебное заведение: ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого воображения у современных младших школьников на уроках изобразительного искусства
Раздел: начальное образование
Телкова Анастасия Юрьевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Развитие творческого воображения у современных младших
школьников на уроках изобразительного искусства
Человечество
при
постоянном
активном
взаимодействии
с
окружающим миром воспринимает различные образы. Благодаря нашему
мозгу и чувствам мы способны анализировать, синтезировать и запоминать
большинство из них. Интересное явление психики человека проявляется в
том, что, полученные ранее впечатления от событий или предметов реального
мира,
сохраняются
в
памяти
на
долгое
время,
а
также
подвергаются
определённой
обработке.
Существование
этого
психического
феномена
позволило человеку воздействовать на окружающий мир и целенаправленно
изменять его.
Если рассматривать процесс создания человеком чего-либо нового, мы
знакомимся
с
ещё
одним
интересным
явлением
психики.
Его
сущность
заключается в том, что человек создаёт в своём сознании образ, которого пока
в реальном мире не существует. Основой создания такого образа является
наш опыт, который мы получили при взаимодействии с реальностью. Именно
этот
процесс
–
процесс
создания
новых
психических
образов,
получил
название воображение. Ранее увиденное, усвоенное и сохранённое в памяти
позволяют
человеку
оперировать
доступной
информацией
и
создавать
различные представления и образы. Иначе говоря, данные образы всегда
составляются на основе частей или же элементов, которые человек уже когда-
то наблюдал в своей жизни. Психический процесс, в котором заключено
создание таких образов предметов и явлений, называется воображением.
Определение воображения и выявление специфики его развития - одна
из
наиболее
сложных
проблем
в
психологии.
Согласно
данным
А.Я.
Дудецкого существует около 50 различных определений воображения, однако
вопрос о его сущности и отличии от других психических процессов до сих
пор остается дискуссионным. Так, А.В. Брушлинский справедливо отмечает
трудности в определении воображения, нечеткость границ этого понятия. Он
полагает, что традиционные определения воображения как способности к
созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому
мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод,
что «данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной
науке».
Советский психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Воображение – это отлёт
от
прошлого
опыта,
это
преобразование
данного
и
порождение
на
этой
основе
новых
образов».
К
примеру,
если
мы
даём
задание
ребёнку
нарисовать игрушку, которой ещё нет на свете, он будет исходить из того, что
у него уже имеется в его памяти и просто добавлять новые детали, создавая
тем самым новую игрушку.
Е.И. Игнатьев дает определение воображения как «создание нового в
форме
образа,
представления
или
идеи».
Здесь
воображение
лишается
образности, как специфического признака, отделяющего его от мышления.
Аналогичное понимание дано и в «Кратком философском словаре», и в статье
А. И. Розова.
По мнению Ю.М. Бородай, воображение - «это психический процесс
создания композиций на основе старых образов». Ряд авторов (В.С. Кузин,
Л.Ю.
Субботина
и
др.)
определяют
воображение
как
психологический
процесс создания образов.
Таким
образом,
воображение
–
это
психический
процесс
создания
нового в форме образа, представления или идеи. Ребенок может мысленно
представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него
могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не
встречался. Именно на это определение будем опираться в процессе работы.
Процесс воображения протекает непрерывно с двумя другими психическими
процессами – памятью и мышлением.
Таким
образом,
говоря
о
воображении,
мы
лишь
подчёркиваем
направленность
психической
деятельности.
К
примеру,
если
перед
нами
стоит задача воспроизвести представления событий, происходивших с нами
ранее, мы говорим о процессе памяти. А если те же представления или
образы
воспроизвести
для
того,
чтобы
создать
новое
сочетание
этих
представлений, мы говорим о деятельности воображения.