Автор: Алексеева Александра Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Удельнинская СОШ №34
Населённый пункт: п. Удельная
Наименование материала: Технологическая карта классного часа
Тема: Учимся общатся
Раздел: начальное образование
МОУ Удельнинская СОШ № 34
Технологическая карта урока классного часа
Класс: 3
Тема: «Учимся общаться»
Направление духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся: формирование
коммуникативной культуры
Форма мероприятия: беседа с элементами игровой деятельности
Цель: способствовать развитию у обучающихся навыков общения, формированию добрых отношений между
детьми в классе
Задачи:
Воспитательная: воспитывать доброжелательность и уважительное отношение к одноклассникам,
прививать этические нормы поведения;
Развивающая: развивать умение действовать совместно и оценивать результат совместного общения;
развитие этических чувств, доброжелательности;
Образовательная:
познакомить
обучающихся
с
понятием «общение»,
дать
представление о
значении
общения для жизни человека, первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного
общения в классе, со сверстниками; учить общаться и соблюдать этические нормы поведения.
Планируемый результат:
Личностный: проявляют доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдают
этические нормы общения;
Метапредметный:
Коммуникативные
УУД:
умеют
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли
с
условиями
коммуникации;
владеют
монологической
и
диалогической
формой
речи;
планируют
учебное
сотрудничество
с
учителем и сверстниками.
Регулятивные
УУД: понимают учебную задачу и стремятся её выполнить; саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии; производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений
с учётом оценки результата самим обучающимся;
Познавательные УУД: выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание
в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию;
Предметный: демонстрируют понимание понятия
«общение»,
значимость
соблюдения этических норм
общения; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения в совместной деятельности.
Дидактические средства: демонстрационные: презентация, макет солнца;
индивидуальные: полоски бумаги, фломастер, ручка, конверты с заданиями.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, колонки.
Подготовка к классному часу: поделить детей на три группы
Содержание педагогического взаимодействия
Этапы занятия
Вре-
Виды
Деятельность учителя
Деятельность
Формы
Формирование
мя
работы
учащихся
организации
взимодей-
ствия
УУД
Организацион-
ный этап
1
мин
Словесное
приветствие.
Здравствуйте,
дорогие
гости,
здравствуйте
ребята. Сегодня у нас несколько необычная
встреча. Тему её вы определите сами, но
немного
позднее.
Давайте
для
начала
пожмём руку соседу по парте, улыбнемся
друг другу.
Теперь присаживайтесь.
П р о в е р к а
гото в н о с т и
к
уроку,
эмоциональный
настрой на урок.
Фронтальная
Личностные:
выражать
положительное
отношение к
процессу познания,
желание узнать
новое, проявлять
внимание.
Регулятивные:
нацеливание на
успешную
деятельность.
Самоопределен
ие к
деятельности
5
мин
Познаватель
ный вид
работы.
Беседа.
Я долго думала, с чего бы начать. И решила,
начнём вот с чего…
Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер).
Попробуйте вместе с соседом по парте
нарисовать дерево. Но нарисовать его надо
держа вдвоём один карандаш, только при
этом, не произнося ни слова.
Удалось ли вам это сделать хорошо? (Нет.)
Было легко или трудно выполнять эту
работу? (Нам было трудно.)
Объясните, почему?
А как надо было поступить, чтобы результат
был более успешным? (Надо было сначала
обсудить то, что будем рисовать и как
рисовать, т.е. надо было вступить в
общение, разговор друг с другом).
Как вы думаете, какая же сегодня наша тема
урока?
Дети
высказывают
свои
предположения,
отвечают на
вопросы,
определяют
тему и цель
занятия.
Фронтальная
Познавательные:
уметь находить
ответ на вопрос.
Коммуникативные:
сотрудничество со
сверстниками,
слушать и понимать
речь других.
Личностные:
устанавливать связь
между целью
деятельности и ее
результатом.
Постановка
цели и задач
урока.
Постановка
цели и задач
урока.
(на слайде тема классного часа «Учимся
общаться»)
Ребята, а как вы думаете, для чего нам
нужно общение? (Чтобы уметь
договариваться, обсуждать интересные
новости.)
А вы одинаково общаетесь со взрослыми и
своими друзьями? (Нет, по-разному.)
А так ли важно уметь правильно и вежливо
общаться и с друзьями. и со взрослыми?
(Очень важно.)
Какую цель мы сегодня поставим с вами на
уроке?
(научиться правильно и вежливо общаться
с окружающими)
Актуализация
знаний
15
Познаватель
ный вид
работы.
Беседа.
Ребята, как вы понимаете значение слова
«общение»?
(Это разговор, беседа.)
Давайте посмотрим точное значение в
толковом словаре.
Итак, общение – это взаимные отношения,
деловая или дружеская связь.
Скажите, а с чего же начинается общение? (с
приветствия или знакомства)
Ребята, на слайде список вежливых
приветствий. Назовите, пожалуйста, только
те, с которыми вы бы встретили своего
друга? (Здравствуй! Привет!! Приветик!)
Активное
слушание,
ответы на
вопросы
Фронтальная
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации.
Коммуникативные:
сотрудничество со
сверстниками,
адекватно
использовать
речевые средства
для представления
результата;
слушать и понимать
речь других,
участвовать в
Применение
знаний и
умений в
процессе
игровой
деятельности
Игра
«Инсценировка
»
Игровой вид
работы.
На слайде список приветственных фраз
А теперь назовите только те, которыми мы
можем приветствовать взрослого человека.
(Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!
И тд.)
А как вежливо попрощаться, чтобы друзьям
приятно было вновь встретить вас?
(Пока! До завтра! До встречи!)
На слайде список прощальных фраз
А как вежливо попрощаться со взрослым?
(До свидания! Всего доброго! Всего
хорошего!)
Молодцы! Какое первое правило общения
можно вывести из этого?
(
Слайд. Правило общения: нужно
обязательно вежливо здороваться и
прощаться. )
Игра «Инсценировка»
А сейчас с вами проверим, как вы это
умеете. Представим, что мы оказались в
театре. От каждой группы нужны по два
актера, которые покажут свою маленькую
сценку всему классу с использованием
вежливых фраз. Откройте, пожалуйста, свои
конверты под номером 1 и познакомьтесь со
сценариями.
1 группа – ученик встречается с
директором школы в магазине.
2 группа – мальчик пришел к другу в гости,
Работают в
группе.
Анализируют
ситуацию,
выполняют
инсценировку.
Работают в
группе.
Анализируют
ситуацию,
выполняют
инсценировку.
Групповая
работа и
коллективное
обсуждение
диалоге.
Личностные:
проявлять интерес к
изучению темы;
стремление
расширить свои
знания.
но дверь открыла его мама.
3 группа – Девочка встретилась со своей
подругой на улице.
Давайте посмотрим на ваши инсценировки,
догадались вы о какой ситуации идет речь,
кто
с
кем
встретился
и
пообщался?
По
ка к и м
эл е м е н т а м
в ы
э то
п о н я л и ?
(приветственные
и
прощальные
фразы,
обращение по имени, обращение на «вы»
или на «ты», употребление места встречи,
места знакомства и т.д.)
(одна
группа
показывает,
две
другие
отвечают)
Молодцы! Присаживаемся на свои места.
Физкульт-
минутка.
2
Физическая
активность
Теперь давайте еще немножко повысим свое
настроение. Физминутка!
Если весело живется,
Хлопай так. (Два хлопка в ладоши)
Если весело живется,
Хлопай так. (Два хлопка в ладоши)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Хлопай так. (Два хлопка в ладоши)
Если весело живется ,
Щелкай так. (Два щелчка пальцами)
Если весело живется ,
Щелкай так. (Два щелчка пальцами)
Если весело живется,
Учащиеся
выполняют
движения
физкультминутк
и
Коллективная
Регулятивные:
выполнять движения
в соответствии с
инструкцией
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Щелкай так. (Два щелчка пальцами)
Если весело живется,
Топай так. (Два притопа).
Если весело живется,
Топай так. (Два притопа).
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Топай так. (Два притопа).
Применение
з н а н и й
и
у м е н и й
в
процессе
игровой
деятельности
15
Познаватель
н ы й
в и д
работы.
Беседа.
Как мы увидели из инсценировок, важным
э л е м е н т о м
в
о б щ е н и и ,
к р о м е
приветственных
и
прощальных
слов,
являются жесты и мимика. Вы знаете что
это такое?
(Жесты – это движения руками, а мимика
– выражение лица.)
Слайд: Жесты – это движения руками,
а мимика – выражение лица.
П о к а ж и т е ,
к а к и м
ж е с т о м
в ы
поприветствуете
своего
друга?
А
каким,
когда
будете
прощаться? (машут
рукой
приветствуя и прощаясь)
Изобразите
мне
мимику
огорчения,
а
радости. (дети показывают)
Ребята, а что появляется на губах, когда мы
видим своего лучшего друга? (улыбка)
А вы умеете улыбаться? Давайте проверим:
улыбнитесь
соседу
справа,
соседу
слева,
т о м у ,
к т о
с и д и т
з а
в а м и .
Замечательно! Сейчас
вы
самые
красивые
на
всем
белом
свете!
Китайцы
говорят:
Активное
слушание,
ответы на
вопросы
Фронтальная
Регулятивные:
высказывать свое
предположение на
основе учебного
материала
Личностные:
проявлять интерес к
изучению темы;
стремление
расширить свои
знания по изучаемой
теме
Коммуникативные:
сотрудничество со
сверстниками,
слушать и понимать
речь других,
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации.
Игровой вид
деятельност
и
“Человек, который не умеет улыбаться, не
должен открывать магазин”. Какой из этой
фразы сделаем вывод?
(Н у ж н о
у л ы б а т ь с я
с о б е с е д н и к у ,
использовать
дружественную
мимику
и
приветственные жесты)
Слайд. Правило общения: нужно улыбаться
собеседнику, использовать дружественную
мимику и приветственные жесты
А вы знаете какими жестами пользуются
люди в разных уголках планеты при встрече
друг с другом? А хотите узнать? Давайте
просмотрим с вами видеоролик.
На
экране
показ
видеоролика
«Как
здороваются в разных уголках планеты?»
Какой жест приветствия, из какой страны,
вам особенно понравился?
А
теперь,
давайте
немного
отдохнем
и
поиграем.
Подвижная игра «Поздороваемся».
Все
встаньте
из-
за
парт.
И
давайте
представим себе, что мы попали в разные
страны и даже на другие планеты. И вы
превратились
совсем
в
других
людей
с
другой
культурой
и
манерой
общения
и
соответственно
с
другими
правилами
приветствия.
Итак:
1 ряд- это папуасы, которые здороваются,
потершись носами.
2
ряд-
инопланетяне,
которые
здороваясь,
подпрыгиваете на двух ногах.
3
ряд-
Вы,
японцы,
и
здороваете сь
Смотрят
видеоролик
Выполняют
игровое задание,
копируют
разные виды
приветствий
Коллективная
Познаватель
ный вид
работы.
Беседа.
Игровой вид
деятельност
и
полупоклоном.
Запомнили, давайте дружно поздороваемся
друг с другом.
А теперь немного усложним ситуацию:
1
ряд-
Вы,
папуасы,
зд о р о ва е т е с ь ,
потершись носами, сидя на корточках .
2
ряд-
Вы,
инопланетяне,
здороваетесь,
подпрыгивая и наклонившись вперед.
3
р я д -
В ы ,
я п о н ц ы ,
з д о р о в а е т е с ь
полупоклоном, прыгая на одной ноге.
Ребята,
вы
молодцы,
все
справились!
А
теперь занимаем свои места и продолжаем.
Ребята,
скажите,
вы
любите
получать
подарки?
А
бывают
ли
подарки
в
другом
виде,
например, выраженные словами.
Да, конечно. Подарки могут быть в виде
комплиментов.
Комплимент
–
это
любезные,
приятные
с л о в а .
С е й ч а с
м ы
б уд е м
д е л а т ь
комплименты
всем
присутствующим
в
классе,
так
как
улыбка
и
доброе
слово
может
примирить
даже
самых
заклятых
врагов.
Игра «Комплименты»
Давайте выйдем все аккуратно из-за парт и
встанем в круг.
(Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в
глаза соседу, надо сказать ему несколько
добрых
слов,
за
что-то
похвалить.
Принимающий кивает головой и говорит:
Образуют круг,
по очереди
говорят друг
другу
комплименты.
Коллективная
Познаватель
ный вид
работы.
Беседа.
Работа в
группе
«Спасибо, мне очень приятно!» Затем он
дарит
комплимент
своему
с о с е д у.
Упражнение проводится по кругу.)
Улучшилось
у
вас
настроение
после
услышанных слов? Кому приятнее, тому, кто
говорит
или
тому,
кому
говорят?
(Всем!)
С к а ж и т е ,
б о л ь ш е
п р и я т н о
д е л а т ь
комплименты или плохие поступки?
Какой мы сделаем вывод?
(Нужно
дарить
комплименты,
чтобы
сделать человеку приятно и поднять ему
настроение)
Слайд.
Правило
общения:
нужно
дарить
комплименты,
чтобы
сделать
человеку
приятно и поднять ему настроение.
Присаживайтесь за парты!
А мы двигаемся дальше. Ребята, скажите,
можно
ли
перебивать
человека,
когда
он
говорит? (Нет, нельзя)
А если что-то очень важно хочется сказать?
(Нельзя
или
только
в
особых
случаях,
попросив у собеседника извинения)
Итак, какое правило можно сформулировать
из выше сказанного?
(Слайд. Правило общения:
Не перебивай
говорящего. Внимательно выслушай его до
конца, а потом обратись к нему.)
Упражнение «Подели на группы»
Для
полноценного
общения,
ребята,
мы
должны знать не только эти правила, но и
помнить,
что
общаться
нам
помогают
простые человеческие качества.
Ребята, в конвертах под номером 2 у вас
Активное
слушание,
ответы на
вопросы
Работают в
группе.
Анализируют
качества,
рассуждают
выполняют
классификацию
качеств.
Фронтальная
Групповая
работа и
коллективное
обсуждение
Познаватель
ный вид
работы.
Беседа.
спрятаны человеческие качества. Вам нужно
подумать
и
разделить
их
на
две
группы:
качества,
которые
помогают
и
качества,
которые мешают общению.
(внутри карточки со словами
доброта, открытость, подозрительность,
внимание, душевность, грубость, зависть,
скупость,
искренность,
л жи во с ть,
порядочность, эгоизм, честность.)
Давайте проверим: первая группа, назовите
качества, которые помогают нам? А какие
мешают?
(идентично
опрашиваются
и
остальные
группы)
Итак,
давайте
подведем
итог,
чтобы
общение у нас было полноценным. Какими
качествами мы будем пользоваться?
(Зачитывают
еще
раз
положительные
качества)
Слайд:
качества
которые
помогают
и
которые
мешают
общению:
Доброта,
открытость,
внимание,
душевность,
интересность, искренность, порядочность
и
честность.
//
Подозрительность,
грубость,
зависть,
скупость,
лживость,
эгоизм.
Ребята, а теперь задумайтесь: достаточно ли
развиты
у
вас
положительные
качества?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в
себе хорошие качества.
Подведение
итогов.
10
Подведение
итогов.
Ребята,
давайте
теперь
вспомним,
какую
цель мы ставили перед собой? (научиться
Дети отвечают
на вопросы.
Фронтальная
Личностные:
осознание
Рефлексия.
правильно
и
вежливо
общ аться
с
окружающими)
Слайд:
Цель
классного
часа
-
научиться
правильно
общаться
с
окружающими
и
договариваться друг с другом.
Мы достигли этой цели? (Да)
Давайте
вспомним
еще
раз
все
правила
общения
и
создадим
вот
наше
теплое
солнышко,
на
лучах
которого
будут
написаны правила дружбы. Каждая команда
сейчас
получает
свой
лучик,
с
которого
случайно
упали
некоторые
слова.
Вы
красивым подчерком и крупными буквами
допишите правила дружбы, которые сегодня
у з н а л и
н а
к л а с с н о м
ч а с е .
Первый
ряд,
какие
правила
у
в а с
получились?
(Не
забывай
вежливо
здороваться,
прощаться,
извиняться,
Дарить собеседнику комплименты).
Второй?
(Не
перебивай
говорящ его.
Внимательно
выслушай
его
до
конца,
а
потом
обратись
к
нему,
При
встрече
использовать
приветственные
жесты
и
улыбку)
Третий
ряд?
( Чтобы
общаться
нужно,
развивать
в
себе
хорошие
качества
и
избавляться от плохих)
Ребята вывешивают лучики к солнышку на
доске,
на
экране
открывается
готовое.
Сверяем, так ли все получилось?
Работают в
группе,
выполняют
задание
Групповая
работа и
коллективное
обсуждение
собственных
достижений при
освоении учебной
темы.
А
сейчас
давайте
сыграем
в игру
«
Закончите предложения».
На классном часе было интересно…
На классном часе было трудно…
После классного часа я научился…
Давайте в заключение нашего мероприятия,
продуктивного сегодняшнего и дальнейшего
общения
в
нашем
классе,
проведём
праздничный салют.
На слово «красный» - хлопают все ученики.
На слово «жёлтый» - хлопают гости . И на
слово
«Зелёный»
-
хлопаем
все
дружно.
Итак:
«Красный» - хлопают дети.
«Жёлтый» - хлопают гости.
«Зелёный» - хлопают все вместе.
На этом наш классный час подошёл к концу.
Давайте встанем и скажем друг другу слова,
так
необходимые
для
каче ственного
общения
с
окружающими
и
с
друзьями:
«Всем
спасибо
за
работу
и
за
хорошее
настроение! До свидания!»