Автор: Дубовая Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКООУ
Населённый пункт: г. Томмот
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста»
Раздел: начальное образование
«Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста»
В современных условиях формирование учебной мотивации
обучающихся начальных классов приобретает особую актуальность. Это
подтверждается нормативными документами системы образования:
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального и
Основного Общего Образования и Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Данные нормативные
документы позволяют нам понять, насколько необходимо приобрести
ученику начальных классов мотивацию в учебном процессе.
Проблемы учебной мотивации младших школьников приобретает
особую актуальность и имеет значимость в определении задачами
повышения успешности обучения обучающихся общеобразовательных школ.
В образовательной теории и практики определены вопросы, связанные с
формированием мотивации ученья обучающихся. Педагогами психологами
часто замечается значительное увеличение учащихся, обладающих или
приобретающих «мотивационный пустоту». Это можно объяснить тем, что
для большей части обучающихся степень требований проявляется слишком
высоким, как в результате личных способностей и возможностей, так и ввиду
отсутствия заинтересованности к итогам своей деятельности.
Учебно-познавательные мотивы формируются в самом ходе активной
учебной деятельности, а не предшествуют ей. Задача учителя и состоит в том,
чтобы уже в младшем школьном возрасте заложить и развивать во
взаимосвязи широкие социальные мотивы, побуждающие школьника
овладевать в учебной работе активной гражданской и общественной
позицией, и учебно-познавательные, как самые действенные и бескорыстные
мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и формирующиеся в ней.
Теоретический аспект проблемы мотивации был представлен еще в
1947 г. в работе А. Н. Леонтьева «Психологические вопросы сознательности
учения», где идеями «значения» и «смысла» заложены основы формирования
мотивации учения. Как пишет Н. Ф. Добрынин, «нередко учителя, сами
хорошо представляя значение излагаемого ими материала, не учитывают
того, что оно (т. е. значение) совсем неизвестно учащимся» (1960). Учащиеся
могут не видеть значимости знаний, не понимать, зачем и для чего нужно
овладевать ими.
Однако
и
одного
понимания
значимости
знаний
еще
недостаточно,
важно, какой смысл приобретают они для школьника. «Смысл,- писал А. Н.
Леонтьев,- порождается не знамением, а жизнью» (1975). А для этого, как
считает
Н.
Ф.
Добрынин,
необходимо
перевести
объективно
значимое
в
личностно значимое, уметь стать на точку зрения учащихся, понять, что для
них является наиболее важным. Убежденность учащегося в пользе тех или
иных знаний создает смыслообразующий мотив. Н. Ф. Добрынин придает
большое значение показу практической значимости знаний. Применительно к
младшему школьнику это может быть организация наблюдений за работой
людей различных профессий, создание соответствующей ситуации на уроке,
когда
учащиеся
ставятся
перед
необходимостью
решить
практическую
жизненную задачу.
На современном этапе разработкой вопросов, касающихся
мотивационной сферы, занимались следующие ученые: Б.Г.Ананьев, С.Л.
Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон, К. В.
Бардин, Л.И. Божович, В.Г. Алексеев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.К.
Маркова, П.И. Зинченко и другие.
Формирование мотивации учения - одна из главных проблем всех
учителей нашей страны. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования одним из
основных требований к результатам обучающихся, изучивших основную
образовательную программу начального общего образования, является
готовность и способность к саморазвитию, сформированности мотивации к
обучению и познанию.
По определению Эльконина Д.Б., мотивация - это динамический
процесс физиологического и психологического управления поведением
человека, определяющий его направленность, организованность, активность,
устойчивость.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1 уровень – высокий. Обучающиеся четко следуют всем указаниям учителя,
добросовестны и ответственны, сильно волнуются, если получают
неудовлетворительные отметки.
2 уровень – хорошая школьная мотивация. Схожий уровень мотивации
выявляется средней нормой.
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает
обучающих внеучебной деятельностью. Обучающиеся на этом уровне
довольно удачно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с
учителями. Им нравится испытывать себя учениками, иметь красивый
портфель, тетради, ручки, пенал. Познавательные мотивы у таких детей
основаны в минимальной степени, и учебный процесс их мало притягивает.
4 уровень – низкая школьная мотивация. Эти обучающиеся ходят в школу
нехотя, предпочитают пропускать уроки. На уроках часто занимаются
посторонней деятельностью. Ощущают серьезные затруднения в учебном
процессе.
5 уровень – негативное отношение к школе. Обучающиеся ощущают
серьезные трудности в учебной деятельности: они не справляются с заданной
учителем задачей, испытывают трудности в общении со сверстниками, во
взаимоотношениях с учителем.
Под формированием мотивации младших школьников исследователи
В. Вилунас, А. Гребенюк, Е. Ильин, А. Маркова понимают специально
организованный процесс целенаправленного воздействия на ученика,
создание ситуации для проявления его деятельности с целью развития
позитивных мотивов. Формирование образовательной мотивации школьников
облегчается внедрением набора инструментов, среди которых большинство
ученых (Е. Ильин , А. Маркова , М. Матюхина) выделяют следующие:
содержание учебного материала;
организация учебных мероприятий;
мониторинг и оценка учебных мероприятий;
Значительный потенциал в формировании мотивации младших школьников
имеет содержание учебного материала, предназначенного для учащихся
преимущественно в форме информации, получаемой от учителя и из
учебной литературы.
Требования к содержанию учебного материала заключаются в следующем:
1) Информация, подлежащая изучению, то есть преобразование в знание
(базовые понятия, термины, факты повседневной реальности, законы науки и
знания о путях и методах познания) должно соответствовать возрастным
характеристикам и потребностям ребенка. Такова необходимость постоянной
деятельности, необходимость развития психических функций (память,
мышление, воображение), потребность в умственной деятельности;
необходимость теоретического осмысления наблюдаемых явлений (почему и
как они происходят), необходимость новизны, эмоционального насыщения,
потребности в размышлении и самооценке и т. д.
2) Учебный материал должен быть доступным, но, в то же время, довольно
сложным, содержать юмор, новую, интересную информацию,
руководствоваться прошлым опытом и уже приобретенными знаниями.
Содержательно и иллюстративно плохой материал не мотивирует и не
способствует пробуждению интереса к обучению. Таким образом, материал
должен быть представлен таким образом, чтобы вызвать эмоциональный
отклик со стороны школьников.
3) Ориентация содержания каждого урока, каждая тема для решения проблем
научного и теоретического знания явлений и объектов окружающего мира
может обеспечить формирование значимых мотивов учебной деятельности
(т. е. мотивов, направленных конкретно на содержание деятельности, а не
какие-либо побочные цели этой деятельности).
В процессе формирования учебной мотивации большое внимание должно
уделяться организации учебной деятельности. Чтобы обучающиеся имели
правильное отношение и содержательную мотивацию к учебной
деятельности, его нужно организовывать особым образом. Изучение каждого
отдельного раздела или темы программы должно состоять из трех основных
этапов, которые в зависимости от их назначения можно назвать:
1.
мотивационный;
Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных
мероприятий: создание проблемной ситуации, формулировка основной
учебной программы, самоконтроль и самооценка будущей деятельности в
изучении темы. На этом этапе обучающиеся понимают, зачем им нужно
изучать этот раздел программы, что именно они должны выполнять,
чтобы успешно решить основную задачу обучения. Важным условием
организации образовательной деятельности является введение
обучающихся в самостоятельную постановку и принятие задач.
2.
операционно-познавательный;
Роль операционно-познавательного этапа в создании и поддержке
мотивации учебной деятельности будет зависеть от того, что каждый из
учеников понимает этот материал и понимает необходимость его
изучения. Следует отметить, что образовательная деятельность также
должна соответствовать познавательным потребностям учеников.
Понятие «познавательная потребность» определяется учеными как
необходимость приобретения новых знаний, необходимость
интеллектуального поиска . На операционно-познавательном этапе дети
должны изучать содержание темы программы и осваивать необходимые
учебные мероприятия. Значительное влияние на появление у школьника
правильного отношения к образовательной деятельности на данном этапе
может дать положительные эмоции, связанные с достигнутым им
успехом.
3.
рефлексивно-оценочный.
На рефлексивно-оценочном этапе младшие школьники учатся анализировать
свою собственную учебную деятельность, оценивать ее, сравнивать
результаты с поставленными учебными задачами. Подведение итогов
исследования пройденного раздела должно быть организовано таким
образом, чтобы ученики получали чувство эмоционального удовлетворения
от того, что было сделано, испытывали радость от изучения нового,
интересного. В соответствии с этим будет сформирована ориентация для
восприятия этих чувств в будущем, что приведет к возникновению
необходимости творческой самостоятельной образовательной работы, т. е.
формирования позитивной мотивации для учебной деятельности
Особо следует подчеркнуть роль методов проблемно-развивающего
обучения в формировании мотивов учения. Рассмотрим некоторые
психологические аспекты значений и роли проблемного обучения для
становления мотивации.Дело в том, что формирование потребностей и
мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой
деятельности. Сколько бы обучающийся ни слышал о необходимости
учиться, о его долге и обязанностях, о важности для него самого и будущей
его жизни учебной деятельности, но если он не включился в эту
деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не
сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и
развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность
вызывает у него интерес, если в процессе её выполнения он будет
испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, то можно
ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой
деятельности.
Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учении.
В последнее время в школе всё шире применяются различные формы
совместной деятельности учащихся на уроке: коллективные и групповые.
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют
значительную роль в становлении мотивации учения, поскольку их
использование втягивает в активную работу всех учащихся. Различные
формы коллективной учебной деятельности дают возможность
дифференцировать эту деятельность для различных категорий учащихся,
дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого
ученика.
Деятельность учащихся, не подкреплённая в должной мере
познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом
на внешние её атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной,
отметка зачастую становится неадекватной. Для формирования
положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы
главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы,
подчёркивание всех положительных моментов, продвижение в освоение
учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только
их констатация.
Для того, чтобы развивать у обучающихся умение самооценки и
самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и
взаимооценки, задания на рефлексию своей деятельности. Как показывают
многолетние эксперименты, всё это формирует у учащихся правильное и
разумное отношение к отметке, как к важной, но не самой существенной
ценности в работе.
Существует несколько методик по выявлению мотивации к учебной
деятельности у младших школьников:
1.
Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальной школы по
методике Лускановой Н.Г.;
2.
Диагностика на выявление тревожности, связанной с учебной
деятельностью «Градусник» (автор Дивненкова Н.Н);
3.
Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В.
Елфимовой «Лесенка побуждений».
Методика Лускановой Н.Г направлена на оценку уровня школьной
мотивации учащихся начальных классов. Используется краткая анкета,
состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение
детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на
школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у
ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой
требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика
проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации.
При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной
успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании
ребенка, а также применяться для групповой диагностики. Инструкция к
проведению анкетирования: Экспериментальная часть опыта выполняется в
классе. При этом допустимы два варианта предъявления:
Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты
ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и
экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом
варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого,
задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более
искренние ответы, однако для детей, которые плохо читают, это будет
затруднительно.
Обработка результатов: Для возможности дифференцированию детей по
уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к
школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;
нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;
ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к
школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.
Время на выполнение данного задания – 5-10 минут.
Диагностика «Градусник» (Дивненкова Н.Н) позволяет определить
степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной
деятельностью. Ученикам предлагается выбрать температуру, которая у них
условно появляется при называния определенного предмета.
Инструкция к проведению диагностики: Перед процедурой
диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в
ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это-
градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре
человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 35˚, 36,6˚, 38˚,
39˚,40˚,41˚ (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека-
36,6˚. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров.
Температура бывает 35˚. При такой температуре человек испытывает
слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После
объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть
учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или
написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании
этого предмета.
Обработка результатов:
Очевидно, что результаты проводятся в соответствии с температурой тела
человека. Величина уровня тревожности – величина температуры.
Время на выполнение – 5-10 минут.
«Лесенка побуждений» (Н.В.Елфимова)
Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о
соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника,
которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места
в иерархии.
Ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и
познавательные.
Инструкция к проведению методики: Детям предлагается построить лесенку,
которая будет называться «Зачем я учусь».
Перед детьми раскладываются 8 карточек, на которых написано, зачем
школьники учатся в школе. Они выбирают карточку, где написано самое
главное про то, зачем ты учишься. Строится первая ступенька лесенки. Из
оставшихся семи карточек снова выбирают ту, где написано самое главное
про то, зачем ребенок учится. Это продолжается пока лесенка не будет готова.
Обработка результатов: По ступеням лесенки определяется соотношение
социальных и познавательных мотивов школьника. В случае, если эти места
занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их
гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива
одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения
(например, социальных).
Таким
образом,
мы
приходим
к
выводу,
что
данные
психолого-
педагогических
исследований
свидетельствуют
о
том,
что
младший
школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной
сферы
учения.
Младший
школьный
возраст
-
это
начало
становления
мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего
школьного возраста.
Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а
все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по
себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации
всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого
может
им
не
быть.
В
совокупности,
в
комплексе
все
указанные
пути
-
достаточно
эффективное
средство
формирования
нужной
мотивационной
сферы
у
школьников. Существует много способов организации учебного
процесса, которые влияют на повышение мотивации у младших школьников:
развитие
самоконтроля
и
самостоятельности,
снятие
внешнего
контроля,
результаты
должны
соответствовать
потребностям,
взаимоотношения
с
учителем, дифференциация обучения. Всё это оказывает огромное влияние на
мотивационную сферу ученика, и задача учителя при этом – правильно их
использовать.