Напоминание

Особенности развития художественного кругозора младших школьников на уроках изобразительного искусства


Автор: Чермаева Карина Айсаевна
Должность: студентка факультета ИСГН, гр. 721952з
Учебное заведение: ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития художественного кругозора младших школьников на уроках изобразительного искусства
Раздел: начальное образование





Назад




Чермаева Карина Айсаевна

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Особенности развития художественного кругозора младших школьников

на уроках изобразительного искусства

Особенностью обучения на уроках изобразительного искусства является

то,

что

существуют

два

основных

подхода.

Их

можно

определить,

как

академическое

и

свободное

(творческое).

В

первом

случае

детей

учат

изображать

объекты

в

соответствии

с

требованием

профессионального

реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают

изобразительные, практические навыки, полезные для многих специальностей,

развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях, расширяют

кругозор [1, C. 67].

Но

они

не

получают

опыта

решения

художественных

задач,

не

приобщаются к искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках

ученики

осваивают

новую

технику

-

работу

красками

и

кистью,

то

есть

получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более

уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества.

Во

втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не

оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного

самовыражения, общение с уже известными художественными материалами,

при

помощи

которых

создаются

интересные

образы.

При

таком

подходе

развивается воображение, обогащается и развивается художественный кругозор.

Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно. Для

того,

чтобы

учащийся

смог

полноценно

раскрыть

собственный

творческий

потенциал нужно использовать оба подхода, чтобы творческое развитие было

целенаправленным

и

полным,

а

ребенок

смог

использовать

весь

арсенал

художественных средств и свое воображение. Мог не только фантазировать, но

и

воплощать

задуманное

путем

изобразительных

навыков,

полученных

на

уроках

изобразительного

искусства.

Творческие

задания

носят

открытый

характер и

не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и

учащихся [2, C. 116].

Роль учителя при развитии творческого потенциала учащихся состоит в

том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать

детям

правомерность

этих

различий,

а

иногда

и

защитить

нестандартную

работу, и тем самым создать условия для развития их интереса к творчеству.

Педагог в любой творческой деятельности должен поощрять инициативу детей,

обогащать арсенал способов самовыражения, поддерживать первоначальную

активность [3, C. 106].

Программа

«Школа

России»

по

изобразительному

искусству,

разработанная

под

руководством

Б.

М.

Неменского,

которая

так

же

носит

название «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает

развитие

творческого

потенциала

учащихся

путем

применения

на

уроках

изобразительного

искусства

различных

нетрадиционных

техник

овладения

изобразительными навыками [4, C. 43].

Например, на уроках изобразительного искусства по программе «Школа

России» в первом классе учащимся предлагается лепить из пластилина какие-

либо

объекты,

которые

за

тем

ученики

рисуют.

Это

позволяет

развить

их

пространственное

представление

об

объекте,

что

в

свою

очередь

облегчит

рисование предмета.

В младшем школьном возрасте дети очень активны и любознательны.

Изучая различные темы на уроках изобразительного искусства, они изучают

особенности мира с точки зрения эстетики, развивая свой интерес и творческие

способности [4, C. 47].

Творческая

деятельность

всегда

связана

с

созданием

чего-то

нового,

открытием для себя нового знания. Это становится стимулом к увеличению

этих

знаний,

т.е.

развитию

художественного

кругозора.

Такая

деятельность

укрепляет положительную самооценку ребенка. Ребенок, осваивая окружающий

мир, должен овладеть определенными эталонами цвета, форм, размеров и т.д.

Научиться

видеть

мир

во

всем

многообразии

цвета.

Помогают

развитию

чувства

цвета

занятия

живописью.

Непосредственное

соприкосновение

с

краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой,

получение различных оттенков – всё это процессы, в которых много приятных

ощущений [5, С.276].

Литература

1.

Голант , Е. Я. , методы обучения в современной школе [Текст] / Е. Я. Голант

– М: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – 256.

2.

Дитмар,

К.В.,

Хочу

узнать

и

нарисовать

тебя,

мир!:

Кн.

для

учителя

[Текст] / К. В. Дитмар – М.: Просвещение, 2001. – 94с.

3.

Программы общеобразовательных учреждений : начальные классы (1-4): В

2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2001.

4.

Зеленина, Н.Л., Играем, познаем, рисуем. [Текст] / Н. Л. Зеленина - М.:

Просвещение , 2001. – 64с.

5.

Добрынин, Н.Ф. Возрастная психология [Текст]

/ Н. Ф. Добрынин -М.

1965г. – 295с.



В раздел образования