Автор: Баранова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Киясовская СОШ"
Населённый пункт: село Киясово, Удмуртская Республика
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка 2 класс
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка
Данные об учителе: Баранова Наталья Сергеевна, ….
Предмет: русский язык.
Класс: 2.
Учебник (УМК): В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 2 класс, часть 2. УМК «Школа России».
Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Оборудование: учебник, тетрадь, сигнальные карточки, раздаточный материал, ноутбук.
Характеристика класса.
Во 2 классе обучается 5 человек: 3 девочки и 2 мальчика. По возрасту обучающиеся все одинаковые 2008 года
рождения. К началу 1 класса дети имели различную степень готовности к обучению – среднюю и низкую. Два ученика
внимательны и активны на уроках, имеют средний уровень сформированности познавательного интереса. Один ученик
не проявляет активность на уроках, хотя, в большинстве случаев, отвечает правильно на вопросы учителя, справляется с
заданиями.
У
двух
учеников
низкая
учебная
мотивация.
Один
из
них
имеет
статус
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья, обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе вариант 7.1. В целом
дети в классе работоспособные, активные, при правильной организации учебного процесса – работают на уроке, на
переменах активно играют.
Данный урок является пятым в разделе «Части речи». На предыдущих уроках этого раздела учащиеся узнали, что
такое имя существительное, учились различать имена существительные по вопросам и общему лексическому значению,
учились пользоваться словарём.
Сформированные на начало урока УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Вид сформированных учебных
действий
Учебные действия
Предметные Д
Знают, что такое имя существительное.
Умеют различать имена существительные по общему лексическому значению, но не все ученики
различают имена существительные по вопросам.
Находят среди существительных синонимы и антонимы, но не все ученики быстро и уверенно
находят синонимы и антонимы.
Метапредметные Д
Познавательные УУД
Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, но все ученики делают это
осознанно.
Используют учебник и словарь в качестве источников информации, но не все ученики быстро и
уверенно находят необходимую информацию по запросу учителя.
Регулятивные УУД
Формулируют тему урока.
Ставят учебную задачу, но не все учащиеся могут чётко сформулировать дальнейшую учебную
цель.
Составляют отчёт о работе группы по готовому плану.
Коммуникативные УУД
Сотрудничают с учителем и со сверстниками, но не все ученики умеют выслушивать собеседника,
перебивают друг друга.
Личностные Д
Умеют проводить самооценку продукта на критериальной основе, но не всегда умеют оценивать
процесс.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Вид планируемых
учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень
достижений
результатов обучения
Предметные Д
* Находить и называть одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные, различать их.
* Правильно подбирать к существительным синонимы и антонимы.
«5» - 40%
«4» - 20%
«3» - 20%
«2» - 20%
Метапредметные Д
Познавательные
УУД
* Выделять нужную информацию из различных текстовых источников.
«5» - 40%
«4» - 20%
«3» - 20%
«2» - 20%
Регулятивные
УУД
* Определять дальнейшую учебную цель.
* Удерживать все этапы деятельности для анализа и оценки процесса
деятельности.
«5» - 20%
«4» - 40%
«3» - 20%
«2» - 20%
Коммуникативны
е УУД
* Слушать и понимать речь других, соблюдать правила грамотного слушания.
«5» - 40%
«4» - 40%
«3» - 0%
«2» - 20%
Личностные Д
* Проводить самооценку процесса осуществляемой деятельности на
критериальной основе.
«5» - 20%
«4» - 40%
«3» - 20%
«2» - 20%
Этап
урока,
время
этапа
Задачи этапа
Методы,
приёмы
обучения
Формы
учебно-
го
взаимо-
действи
я
Деятель-
ность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых
приведёт к достижению
запланированных
результатов
Деятельность
ученика
Формируемые
универсальные
учебные
действия и
предметные
действия
1.
Организа-
ционный
этап.
1 мин.
Эмоционально и
психологически
настроить детей
на урок.
Проверить
готовность
учащихся к
уроку.
Активизировать
внимание.
Игра на
внимание
.
Фрон-
тальная.
1.
Приветствует
учащихся.
2. Проверяет
готовность к
уроку.
3. Проводит
игру на
внимание.
1. Добрый день! Я рада вас
видеть!
2. Проверьте готовность к
уроку, наличие на парте
школьных
принадлежностей.
3. Поднимите вверх правую
руку, левую руку …
1. Дети слушают.
2. Проверяют
свою готовность к
уроку.
3. Выполняют
просьбу учителя.
Регулятивные
УУД:
саморегуляция:
самоконтроль
готовности к уроку.
Коммуникатиные
УУД: слушать и
понимать речь
учителя.
2. Минутка
чистопи-
сания.
Актули-
зация
знаний.
10 мин.
Выявить уровень
имеющихся
знаний.
Организовать
формулирование
темы урока и
учебной задачи
учащимися.
Наблю-
дение.
Беседа по
уточ-
нению
знаний.
Игра.
Фрон-
тальная.
1. Читает
стихотворе-
ние.
2. Проводит
беседу.
3. Предлагает
послушать
стихотворе-
ние;
определить,
какой звук
чаще всех
встречается в
данном
стихотворе-
нии и цель
минутки
чистописа-
1. Начать урок мне хочется
со стихотворения Семёна
Данилова (народный поэт
Якутии).
… Я ко всем наукам ключ
имею.
Я со всей вселенною
знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным
языком…
2. Скажите, что значит
владеть языком?
- А ещё правильно и
красиво писать.
3. Послушайте
стихотворение:
Зябко зайчику зимой
1. Слушают
стихотворение.
2. Отвечают на
вопросы учителя.
3.Слушают и
отвечают на
вопросы учителя,
прописывают.
4. Анализируют
написание
буквосочетаний и
слов, находят
самые красивые,
отвечают на
вопрос учителя.
5. Пишут
словарные слова.
Проверяют друг
Регулятивные
УУД: определять
дальнейшую цель;
сравнивать с
образцом.
Коммуникативные
УУД: слушать и
понимать речь
учителя и
одноклассников.
Личностные УУД:
самооценка
деятельности на
критериальной
основе.
Познавательные
УУД:
структурировать
ния;
прописать
соединения
букв и слова.
4. Просит
оценить
написанное.
5. Проводит
игру
«Вспомни
словечко».
6.
Организует
формулиров-
ку темы
урока и
учебной
задачи.
По земле поземка,
Заскользил по льду косой
От лисы и волка.
- Какой звук вы услышали
почти в каждом из слов
стихотворения?
- Какова цель минутки
чистописания для вас?
- Запишите: зм зв за зи зя
зы
зима, зимний, зимовать
4. Найдите и обведите
самые красивые
буквосочетания и слова.
- Вспомните, какая цель
была у вас до написания
букв. Вы её достигли?
5. А сейчас мы поиграем в
игру «Вспомни словечко».
Вспомните и запишите
словарные слова на тему
«Зима».
- Какие явления погоды
можно наблюдать зимой?
- Каких птиц можно
увидеть сейчас в наших
краях?
- Каких животных можно
увидеть в лесу зимой?
- Запишите по порядку
зимние месяцы.
- Поменяйтесь тетрадями
и проверьте слова, сверив с
образцом.
у друга,
сравнивая с
образцом на
доске.
6. Отвечают на
вопросы учителя,
делая вывод о
том, что имена
существительные
могут отвечать на
вопрос кто? или
что?
Формулируют
тему урока,
учебную задачу.
знания,
устанавливать
причинно-
следственные
связи.
6. Какой частью речи
являются данные слова?
- Задайте вопросы к этим
словам.
- Какой вывод можно
сделать? Есть имена
существительные, которые
отвечают на вопрос кто? и
на вопрос что?
О чем будем говорить на
уроке? Попробуйте
сформулировать тему
урока.
- Какова учебная задача?
(узнать, что такое
одушевлённые и
неодушевлённые имена
существительные,
различать их).
3.
Постановка
проблемы.
Поиск
решения.
4 мин.
Определить
границы знания
и незнания в
созданной
ситуации.
Организовать
формулирование
проблемы
учащимися.
Подведение
детей к
самостоятель-
ному выводу.
Созда-
ние
проблем-
ной си-
туации.
Наблю-
дение.
Работа с
текстом.
Фрон-
тальная.
1.
Организует
проблемную
ситуацию.
2. Задаёт
вопросы по
ситуации.
3.
Организует
сравнение
правила,
сформулиро-
ванного
учащимися, и
правила в
1. Послушайте историю.
На уроке Вову попросили
задать вопрос к словам
лисички, мышка. Он
затруднился.
2. Что вы можете сказать об
этой ситуации?
- Помогите ему.
- Почему не можете?
(подсказка: какие лисички
могут быть лисами, а какие
нет?).
- Приведите свои примеры
слов, которые могут
отвечать на оба вопроса.
1. Слушают
проблемную
ситуацию.
2. Разбирают
ситуацию.
Понимают
необходимость
нового знания.
3. Формулируют
понятие
одушевлённых и
неодушевлённых
имен существи-
тельных. Читают
правило в
Предметные УУД:
давать определение
новым понятиям.
Коммуникативные
УУД: вести диалог,
слушать учителя и
одноклассников.
Познавательные
УУД: строить
речевое
высказывание в
устной форме.
Личностные УУД:
осознавать
важность и
учебнике.
- От чего будет зависеть
вопрос, который будем
задавать?
3. Какие же имена
существительные будут
называться
одушевлёнными?
Неодушевлёнными?
Откройте, пожалуйста,
учебник на с.48.
Прочитайте правило в
учебнике, сравните со
своей формулировкой.
учебнике.
Сравнивают свой
вывод с правилом
в учебнике.
нужность новых
знаний.
Физ-
минутка
2 мин.
Снятие
физического и
интеллектуаль-
ного
напряжения.
Игра.
Спортив-
ные
упражне-
ния.
Фрон-
тальная.
Проводит
игры.
Игра «Зеркало».
Игра на внимание.
Выполняют
задания учителя.
Регулятивные
УУД: волевая
саморегуляция.
Коммуникативные
УУД: слушать и
понимать речь
учителя.
4. Исполь-
зование
способа
действия.
15 мин.
Организовать
деятельность по
применению
новых знаний.
Стимулировать
познавательный
интерес
учащихся.
Работа со
слова-
рём.
Упражне-
ние.
Самостоя
-тельная
работа.
Группо-
вая.
1.
Организует
работу
учащихся в
группах.
2.
Организует
проверку
выполненно-
го задания.
3.
Организует
оценку
выполненно-
1. Сейчас мы будем
выполнять в группах
важную работу, которая
покажет, умеете ли вы
правильно определять
одушевленные и
неодушевленные имена
существительные.
- Скажите, пожалуйста,
важно ли, чтобы работа в
группе была продуктивной,
уметь слушать
собеседника?
- Существуют ли правила
1. Слушают
учителя.
Отвечают на
вопросы учителя.
Выводят правила
грамотного
слушателя.
2. Работают в
группах.
Высказывают
свои предполо-
жения,
доказывают.
3. Анализируют и
Предметные УУД:
называть и
различать
одушевленные и
неодушевленные
имена
существительные,
правильно
использовать их в
речи.
Правильно строить
предложения с
одушевленными и
неодушевленными
го задания
учащимися.
4.
Организует
запись
предложений
в тетрадь.
слушания? Назовите их.
Правила грамотного
слушания (запись на
доске):
1) Называй собеседника по
имени.
2) Смотри на собеседника.
3) Не перебивай
собеседника.
4) Слушай внимательно, не
отвлекаясь.
5) Давай собеседнику
сигналы, что слушаешь его
(поддакивай, кивай
головой).
- После выполнения
заданий, вы оцените себя
как слушателя.
Задания для групп:
* Найдите слова в
шифрограммах. Запишите
их.
* Подберите к любому
слову синонимы и
антонимы с помощью
словаря.
* Определите, какая группа
слов относится к
одушевленным именам
существительным, а какая
к неодушевленным.
Докажите правильность
своего ответа.
* Составьте предложение,
оценивают себя и
одноклассников
как грамотного
слушателя по
предложенному
алгоритму.
4. Записывают
предложения в
тетрадь.
именами
существительными
.
Коммуникативные
УУД: слушать и
понимать речь
других, соблюдать
правила
грамотного
слушания.
Познавательные
УУД: выделять
нужную
информацию из
словаря.
Регулятивные
УУД: удерживать
все этапы
деятельности для
анализа и оценки
процесса
деятельности.
Личностные УУД:
проводить
самооценку
процесса
осуществляемой
деятельности на
критериальной
основе. Оценивать
себя по алгоритму.
Делать вывод о
себе, как о
грамотном
используя одушевленное
имя существительное.
* Подготовьте отчет о
работе по плану.
План отчета группы:
1) Мы нашли слова:
I гр. ______
II гр. ______
III гр. ______
2) Синонимы к слову
_____. Антоним к слову
________.
3) Первая группа слов
относится к _______
именам существительным,
потому что ….
Вторая группа слов
относится к _______
именам существительным,
потому что ….
Третья группа слов
относится к _______
именам существительным,
потому что …
4) Мы составили
следующее предложение …
2. Проверяем задания.
3. Используя алгоритм,
оцените себя как
грамотного слушателя.
Затем ваши одноклассники
оценят вас.
4. Запишите 1 предложение
в тетрадь.
слушателе.
Физ-
минутка
для глаз.
1 мин.
Снятие
зрительного
утомления.
Упражне-
ния.
Фрон-
тальная.
Проводит
упражнения.
Упражнения для снятия
зрительного утомления.
Выполняют
задания учителя.
Регулятивные
УУД: волевая
саморегуляция.
Коммуникативные
УУД: слушать и
понимать речь
учителя.
5.
Самостоя-
тельная
работа.
8 мин.
Организовать
деятельность по
применению
новых знаний.
Самосто-
ятельная
работа.
Индиви-
дуальная.
1.
Организует
работу по
карточкам.
2.
Организует
проверку.
3. Проводит
дидактичес-
кую игру.
1. А сейчас посмотрим, как
вы поняли тему урока.
Поработаем по карточкам.
- У каждого слова вам
нужно выделить первые
слоги, из них составить
новое слово.
1 вариант записывает
только одушевленные
имена существительные.
2 вариант записывает
только неодушевленные
имена существительные.
Карточка.
Гиря +тапочки+ ракета=
(гитара)
Мышцы + катер = …
Рога + забор = … (роза)
Сова + баня+ капуста = …
Коза +лето+ сова = …
Сито + нива + царица = …
2. Прогностическая оценка.
Самооценка.
3. Дидактическая
игра «Общее сочинение».
1. Выполняют
задание.
2. Проверяют
работу,
оценивают себя.
3. Выполняют
задания по
дидактической
игре.
Предметные УУД:
пользоваться
понятиями
одушевленные и
неодушевленные
имена
существительные.
Регулятивные
УУД: оценивать
правильность
выполнения
действия.
Личностные УУД:
самооценка
деятельности на
критериальной
основе.
6.
Подведение
Организовать
рефлексию и
Беседа.
Рефлек-
Фрон-
тальная.
Организует
рефлексию.
- Какая тема урока была?
- Какую учебную задачу
Осуществляют
самооценку
Коммуникативные
УУД: выражать
итогов
урока.
Рефлексия.
4 мин.
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
сия.
Организует
самооценку
учебной
деятельности
ставили?
- С какими словами
работали на уроке? Что
узнали о них?
- Как различить
одушевленные и
неодушевленные имена
существительные?
- Как вы думаете, делятся
ли имена существительные
ещё на какие-то группы? А
вот решить эту проблему
мы попробуем на
следующем уроке.
- Вернёмся к
стихотворению Семёна
Данилова. Есть ли в этом
стихотворении имена
существительные?
- Расскажите свои
впечатления от урока.
- Оцените свою
деятельность на уроке.
- Благодарю вас за работу.
- Отметки за работу на
уроке.
- Домашнее задание по
выбору: * в учебнике с.49
упр. 82, правило;
* выписать из
орфографического словаря
по пять имён
существительных:
одушевленных и
собственной
учебной
деятельности.
свои чувства и
мысли в речевом
высказывании.
Регулятивные
УУД: определять
дальнейшую
учебную цель.
Познавательные
УУД: умение
строить речевое
высказывание.
Личностные УУД:
самооценка
деятельности на
критериальной
основе.
неодушевленных.