Напоминание

«Повторение о глаголе. Роль глагола в языке»


Автор: Прусакова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 59
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: «Повторение о глаголе. Роль глагола в языке»
Раздел: начальное образование





Назад




Прусакова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,

Высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Брянска

Урок русского языка в 4 классе по теме:

«Повторение о глаголе. Роль глагола в языке»

Цель: расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи; углубление

знаний учащихся о глаголе, как о части речи.

Задачи: актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их

роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение, понимать,

различать глаголы среди слов других частей речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

Уметь

определять

спряжение

глаголов

с

безударным

личным

окончанием,

выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные..

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

высказывать

своё

предположение

(версию)

на

основе

работы

с

материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

-

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на

основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться

работать

в

паре,

группе;

выполнять

роли

контролера,

исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник

и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

1

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска, карточки для индивидуальной

работы, маркеры.

Ход урока

1.

Организационный момент

Учитель.

Дети, мы сегодня не одни,

Гости к нам пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.

А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.

2.

Самоопределение к деятельности.

- Что станет предметом исследования вы узнаете из интервью.

1)Что вы больше всего любите?

-Люблю действовать.

2)Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3)Что бы вы пожелали ребятам?

-Чтобы русский все ребята

На пятерку знали

На письме и в разговоре

Нас употребляли.

-

Ребята,

как

вы

думаете,

какой

части

речи

предложили

ответить

эти

вопросы?

(Глаголу)

-Правильно, это часть речи глагол.

3.

Определение темы урока

- Определите тему нашего урока. (Повторение о глаголе. Роль глагола в языке)

2

-Эта тема для нас совершенно новая или у нас имеются определенные знания по

данному вопросу?

- Давайте определим задачи нашего урока

Повторитьзнания о глаголе как части речи.

Узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи.

- Сегодня мы будем говорить о глаголах с точки зрения их значимости в речи. Вы

будете исследователями, а результатом нашей работы станет памятка-подсказка, которую вы

будете заполнять на протяжении всего урока

Памятка-подсказка

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Изменяется

В предложении

Проводя исследование, вы должны учиться излагать свои мысли, выражать свою точку

зрения, защищать её, развивать свою речь.

4.

Работа над темой урока

1.

План изучения любой части речи

- Вспомните план изучения любой части речи.

План изучения частей речи

1.

Самостоятельная или служебная часть речи.

2.

Что обозначает?

3.

На какие вопросы отвечает?

4.

Как изменяется?

5.

Чем является в предложении?

6.

Роль в речи.

2.

Значение слова «Глагол»

-Давайте выясним значение слова глагол? В этом нам поможет текст № 1. Прочитайте

текст. Выполните задания. Работаем маркером, определяем главную мысль текста.

Текст № 1

Прочитайте текст. Определите стиль текста.

«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение

3

«слово, речь», «глаголить» значило говорить…

Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет

этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть,

глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому-то глагол и бывает

сказуемым?»

Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной

части речи.

Как

лингвистический

термин

слово

"глагол"

употребляется

в

"Грамматике"

Мелетия Смотрицкого только в 17 веке.

-Так почему же эта часть речи получила такое название?

-Определите стиль текста. (Научный).

3.

Словарная работа

- Запишите в рабочую тетрадь однокоренные слова к слову глагол, определите часть

речи и объясните значение.

Глагол,

глаголить,

разглагольствовать,

глаголица,

глагольный,

отглагольный.

4.

Повторение о глаголе, используя метод «Кластер»

-Выберите из предложенных слов ключевые слова, которые относятся к теме нашего

урока и составьте кластер, используя эти слова.

Предмет, часть речи, какой, действие предмета, что делать?, кто?, что сделать,

признак предмета

-Используя ключевые слова, дайте определение глагола.

-Чтобы

проверить

свои

знания

о

глаголе,

продолжим

исследовательскую

работу.

Поработаем в парах. Возьмите карточку № 1. Выполните задание письменно в рабочих

тетрадях.

Карточка № 1 Группа 1

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли.

Вывод: глаголы изменяются по временам. Они бывают в форме настоящего, будущего

и прошедшего времени.

Карточка № 1 Группа 2

Разделите слова на группы. Сделайте вывод.

Иду, подойдешь,засвищут, потекли, цветут, пою.

4

Вывод: глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам

Карточка № 1 Группа 3

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

Карточка № 1 Группа 4

Разделите слова на 3 группы. Сделайте вывод.

Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало.

Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Карточка № 1 Группа 5

Раскрой скобки.Сделай вывод.

(Не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел.

Вывод: не с глаголами пишется раздельно.

Карточка № 1 Группа 6

Выделите в предложении грамматическую основу. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные

воробьи.

Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

-Сравните свои выводы с авторскими.

Текст № 2

Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета,

отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол изменяется по временам, лицам и числам.

В предложении является главным членом предложения – сказуемым.

5.

Физминутка

- Если я называю слово – глагол, вы показываете движение, если слово – другая часть

речи ничего не делаете.

Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, размышлял,

крокодил,

жужжал,

флажок,

дружок,

рисовал,

читал,

бежал,

прыгал,

укол,

шёл,

сел,

тишина.

6.

Роль глаголов в языке. Наблюдение над языковым материалом

– Сравните два текста. Чтение текстов вслух.

Текст № 3

5

Сравните два текста. Сделайте вывод.

1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные

громады

пароходов

с

множеством

труб,

разноцветных

флагов.

Толпы

пассажиров,

пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов, фруктов, разносчики

мороженого.

2.

Наступило

жаркое

южное

утро.

В

порту

на

берегу

Средиземного

моря

величественно

замерли

громады

пароходов.

Дымят

трубы,

Хлопают

на

ветру

разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо

кричат продавцы бутербродов, фруктов, суетятся разносчики мороженого.

Вывод:в первом тексте нет глаголов, поэтому нет динамики, развития событий.

- Сделайте вывод о значении глаголов в языке.

Вывод:

человеческая

речь

не

может

существовать

без

глаголов,

так

как

они

организуют ее, позволяют ей быть живой, динамичной.

- Как можно назвать глаголы, которые передают движение?

- Глаголы, которые создают движение, называют глаголами движения.

- А что еще могут передавать глаголы? Ответить на этот вопрос нам поможет Упр. 140

Назовите группы глаголов со значением:

Движения: бежать, идти, ехать, лететь.

Речи: мяукать, спросить, рассказывать, говорить.

Звучания: жужжать.

Труда: работать, строить, рисовать.

Мысли: думать, размышлять.

Проявления чувств: радоваться, грустить.

- Сделайте вывод, что могут передавать глаголы.

Вывод: с

помощью

глаголов

можно

передать

действия,

движения,

звучания,

состояние природы, чувства человека и т.д.

- Какова же роль глаголов в речи?

Вывод: не только прилагательные делают нашу речь красивой и выразительной.

Оказывается, с помощью глаголов мы можем передать чувства человека, показать шум

дождя, услышать скакими звуками приходит весна.

7.

Дидактическая игра «Весёлая рифма»

Карточка № 2

Дидактическая игра «Весёлая рифма»

Глаголы – помощники

6

Под корягой гриб (стоял, кричал),

На ветру листок (писал, плясал),

На цветке пчела (сидела, летела),

Птица на ветвях (шипела, пропела)

(Задремал, лопотал) ручей в корнях,

(Скакали, спали) бабочки на пнях,

(Пил, удил) жучок с листка росу,

Жарким днём в густом лесу.

Всё летело, спало, пело …

И по делу, и без дела.

Птица, бабочки, листок –

Каждый действовал как мог.

В этом действии весёлом

Помогали им ………

5.

Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

Карточка для самостоятельной работы

Прочитай текст, вставляя пропущенные глаголы. Используй слова для

справок. Определи время глаголов.

Вот она – весна!

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце

___________

и

_____________.

Через

стекло

чувствуешь

весеннее

тепло.

На

солнечной стороне _____________ снег. На крыше висит длинная сосулька. С её

конца _________________ капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На

ветку берёзки _______________ ворона. Она ___________________ шею и хрипло

________________. Молодая галка _____________ место для гнезда. На дальней

изгороди сороки головами ______________, хвостами ______________ и трещат. Вот

слышишь

нежнуюпесенку

овсянки.

Её

песенка

позванивает,

как

маленький

колокольчик.

Слова

для

справок:

падают,

взлетела,

светит,

трещат,

вытягивает,

ищет,

кричит, качают, греет, вертят, тает.

6.

Обобщение, подведение итогов.

- давайте вспомним задачи нашего урока и подведем итоги.

7

Повторитьзнания о глаголе как части речи.

- используя памятку-подсказку, расскажите все, что мы вспомнили о глаголе

Памятка-подсказка

Часть речи

Глагол-это самостоятельная часть речи.

Обозначает

Действия предмета.

Вопросы

Что делать, что сделать.

Изменяется

По

временам,

числам,

лицам

в

настоящем

и

будущем

времени,

по

родам в прошедшем времени.

В предложении

Является сказуемым.

Узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи.

- человеческая речь не может существовать без глаголов, так как они организуют ее,

позволяют ей быть живой, динамичной.Они делают нашу речь красивой и выразительной. С

помощью глаголов мы можем передать чувства человека, показать шум дождя, услышать

скакими звуками приходит весна.

7.

Рефлексия

- Оцените наш урок: если вам было интересно, поставьте на полях «!»; если нет,

поставьте «–»; если остались вопросы – «?»

Источники информации:

1. Канакина, Горецкий: Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС

8



В раздел образования