Автор: Прусакова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 59
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: «Повторение о глаголе. Роль глагола в языке»
Раздел: начальное образование
Прусакова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов,
Высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Брянска
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Повторение о глаголе. Роль глагола в языке»
Цель: расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи; углубление
знаний учащихся о глаголе, как о части речи.
Задачи: актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их
роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение, понимать,
различать глаголы среди слов других частей речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь
определять
спряжение
глаголов
с
безударным
личным
окончанием,
выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные..
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
–
высказывать
своё
предположение
(версию)
на
основе
работы
с
материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
–
учиться
работать
в
паре,
группе;
выполнять
роли
контролера,
исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник
и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
1
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска, карточки для индивидуальной
работы, маркеры.
Ход урока
1.
Организационный момент
Учитель.
Дети, мы сегодня не одни,
Гости к нам пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь.
А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.
2.
Самоопределение к деятельности.
- Что станет предметом исследования вы узнаете из интервью.
1)Что вы больше всего любите?
-Люблю действовать.
2)Что вы больше всего не любите?
-Не люблю предлоги и известную всем частицу.
3)Что бы вы пожелали ребятам?
-Чтобы русский все ребята
На пятерку знали
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
-
Ребята,
как
вы
думаете,
какой
части
речи
предложили
ответить
эти
вопросы?
(Глаголу)
-Правильно, это часть речи глагол.
3.
Определение темы урока
- Определите тему нашего урока. (Повторение о глаголе. Роль глагола в языке)
2
-Эта тема для нас совершенно новая или у нас имеются определенные знания по
данному вопросу?
- Давайте определим задачи нашего урока
Повторитьзнания о глаголе как части речи.
Узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи.
- Сегодня мы будем говорить о глаголах с точки зрения их значимости в речи. Вы
будете исследователями, а результатом нашей работы станет памятка-подсказка, которую вы
будете заполнять на протяжении всего урока
Памятка-подсказка
Часть речи
Обозначает
Вопросы
Изменяется
В предложении
Проводя исследование, вы должны учиться излагать свои мысли, выражать свою точку
зрения, защищать её, развивать свою речь.
4.
Работа над темой урока
1.
План изучения любой части речи
- Вспомните план изучения любой части речи.
План изучения частей речи
1.
Самостоятельная или служебная часть речи.
2.
Что обозначает?
3.
На какие вопросы отвечает?
4.
Как изменяется?
5.
Чем является в предложении?
6.
Роль в речи.
2.
Значение слова «Глагол»
-Давайте выясним значение слова глагол? В этом нам поможет текст № 1. Прочитайте
текст. Выполните задания. Работаем маркером, определяем главную мысль текста.
Текст № 1
Прочитайте текст. Определите стиль текста.
«Глагол- необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.
Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение
3
«слово, речь», «глаголить» значило говорить…
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет
этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть,
глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому-то глагол и бывает
сказуемым?»
Слово глагол постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной
части речи.
Как
лингвистический
термин
слово
"глагол"
употребляется
в
"Грамматике"
Мелетия Смотрицкого только в 17 веке.
-Так почему же эта часть речи получила такое название?
-Определите стиль текста. (Научный).
3.
Словарная работа
- Запишите в рабочую тетрадь однокоренные слова к слову глагол, определите часть
речи и объясните значение.
Глагол,
глаголить,
разглагольствовать,
глаголица,
глагольный,
отглагольный.
4.
Повторение о глаголе, используя метод «Кластер»
-Выберите из предложенных слов ключевые слова, которые относятся к теме нашего
урока и составьте кластер, используя эти слова.
Предмет, часть речи, какой, действие предмета, что делать?, кто?, что сделать,
признак предмета
-Используя ключевые слова, дайте определение глагола.
-Чтобы
проверить
свои
знания
о
глаголе,
продолжим
исследовательскую
работу.
Поработаем в парах. Возьмите карточку № 1. Выполните задание письменно в рабочих
тетрадях.
Карточка № 1 Группа 1
Разделите слова на три группы и сделайте вывод.
Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли.
Вывод: глаголы изменяются по временам. Они бывают в форме настоящего, будущего
и прошедшего времени.
Карточка № 1 Группа 2
Разделите слова на группы. Сделайте вывод.
Иду, подойдешь,засвищут, потекли, цветут, пою.
4
Вывод: глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам
Карточка № 1 Группа 3
Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.
Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет.
Вывод: глаголы изменяются по числам.
Карточка № 1 Группа 4
Разделите слова на 3 группы. Сделайте вывод.
Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало.
Вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
Карточка № 1 Группа 5
Раскрой скобки.Сделай вывод.
(Не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел.
Вывод: не с глаголами пишется раздельно.
Карточка № 1 Группа 6
Выделите в предложении грамматическую основу. Сделайте вывод.
По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные
воробьи.
Вывод: глагол в предложении является сказуемым.
-Сравните свои выводы с авторскими.
Текст № 2
Глагол-это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета,
отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол изменяется по временам, лицам и числам.
В предложении является главным членом предложения – сказуемым.
5.
Физминутка
- Если я называю слово – глагол, вы показываете движение, если слово – другая часть
речи ничего не делаете.
Вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, размышлял,
крокодил,
жужжал,
флажок,
дружок,
рисовал,
читал,
бежал,
прыгал,
укол,
шёл,
сел,
тишина.
6.
Роль глаголов в языке. Наблюдение над языковым материалом
– Сравните два текста. Чтение текстов вслух.
Текст № 3
5
Сравните два текста. Сделайте вывод.
1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные
громады
пароходов
с
множеством
труб,
разноцветных
флагов.
Толпы
пассажиров,
пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов, фруктов, разносчики
мороженого.
2.
Наступило
жаркое
южное
утро.
В
порту
на
берегу
Средиземного
моря
величественно
замерли
громады
пароходов.
Дымят
трубы,
Хлопают
на
ветру
разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо
кричат продавцы бутербродов, фруктов, суетятся разносчики мороженого.
Вывод:в первом тексте нет глаголов, поэтому нет динамики, развития событий.
- Сделайте вывод о значении глаголов в языке.
Вывод:
человеческая
речь
не
может
существовать
без
глаголов,
так
как
они
организуют ее, позволяют ей быть живой, динамичной.
- Как можно назвать глаголы, которые передают движение?
- Глаголы, которые создают движение, называют глаголами движения.
- А что еще могут передавать глаголы? Ответить на этот вопрос нам поможет Упр. 140
Назовите группы глаголов со значением:
Движения: бежать, идти, ехать, лететь.
Речи: мяукать, спросить, рассказывать, говорить.
Звучания: жужжать.
Труда: работать, строить, рисовать.
Мысли: думать, размышлять.
Проявления чувств: радоваться, грустить.
- Сделайте вывод, что могут передавать глаголы.
Вывод: с
помощью
глаголов
можно
передать
действия,
движения,
звучания,
состояние природы, чувства человека и т.д.
- Какова же роль глаголов в речи?
Вывод: не только прилагательные делают нашу речь красивой и выразительной.
Оказывается, с помощью глаголов мы можем передать чувства человека, показать шум
дождя, услышать скакими звуками приходит весна.
7.
Дидактическая игра «Весёлая рифма»
Карточка № 2
Дидактическая игра «Весёлая рифма»
Глаголы – помощники
6
Под корягой гриб (стоял, кричал),
На ветру листок (писал, плясал),
На цветке пчела (сидела, летела),
Птица на ветвях (шипела, пропела)
(Задремал, лопотал) ручей в корнях,
(Скакали, спали) бабочки на пнях,
(Пил, удил) жучок с листка росу,
Жарким днём в густом лесу.
Всё летело, спало, пело …
И по делу, и без дела.
Птица, бабочки, листок –
Каждый действовал как мог.
В этом действии весёлом
Помогали им ………
5.
Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
Карточка для самостоятельной работы
Прочитай текст, вставляя пропущенные глаголы. Используй слова для
справок. Определи время глаголов.
Вот она – весна!
Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце
___________
и
_____________.
Через
стекло
чувствуешь
весеннее
тепло.
На
солнечной стороне _____________ снег. На крыше висит длинная сосулька. С её
конца _________________ капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На
ветку берёзки _______________ ворона. Она ___________________ шею и хрипло
________________. Молодая галка _____________ место для гнезда. На дальней
изгороди сороки головами ______________, хвостами ______________ и трещат. Вот
слышишь
нежнуюпесенку
овсянки.
Её
песенка
позванивает,
как
маленький
колокольчик.
Слова
для
справок:
падают,
взлетела,
светит,
трещат,
вытягивает,
ищет,
кричит, качают, греет, вертят, тает.
6.
Обобщение, подведение итогов.
- давайте вспомним задачи нашего урока и подведем итоги.
7
Повторитьзнания о глаголе как части речи.
- используя памятку-подсказку, расскажите все, что мы вспомнили о глаголе
Памятка-подсказка
Часть речи
Глагол-это самостоятельная часть речи.
Обозначает
Действия предмета.
Вопросы
Что делать, что сделать.
Изменяется
По
временам,
числам,
лицам
в
настоящем
и
будущем
времени,
по
родам в прошедшем времени.
В предложении
Является сказуемым.
Узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи.
- человеческая речь не может существовать без глаголов, так как они организуют ее,
позволяют ей быть живой, динамичной.Они делают нашу речь красивой и выразительной. С
помощью глаголов мы можем передать чувства человека, показать шум дождя, услышать
скакими звуками приходит весна.
7.
Рефлексия
- Оцените наш урок: если вам было интересно, поставьте на полях «!»; если нет,
поставьте «–»; если остались вопросы – «?»
Источники информации:
1. Канакина, Горецкий: Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС
8