Автор: Анна Александровна Аверина
Должность: студент
Учебное заведение: СГПИ
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль и применение идеомоторных упражнений в ЛФК"
Раздел: начальное образование
Роль и применение идеомоторных упражнений в ЛФК
Аннотация. Статья
посвящена
вопросам
роли
и
применения
идеомоторных
упражнений
в
лечебной
физиче ской
кул ьт у р е .
Проанализировано
понятие
идеомоторных
упражнений.
Рассмотрена
классификация идеомоторных упражнений в физической культуре. В тексте
отражена роль идеомоторных упражнений в лечебной физической культуре.
Ключевые
слова: упражнения, идеомоторные, лечебная, физическая,
культура, роль.
В
настоящее
время
в
медицине
существует
большое
количество
различных
тренировок,
направленных
на
восстановление
после
тяжелых
заболеваний. Наиболее эффективный метод – это идеомоторные упражнения,
которые активно применяются в лечебной физической культуре.
Анализ
методической
литературы
показал,
что
идеомоторные
упражнения
представляют
собой
мысленное
выполнение
упражнений,
во
время которых появляется посылка импульсов, способствующих сокращению
мышц.
После
возобновления
движений
у
человека
в
уме
сохраняется
стереотип
процессов
возбуждения
и
торможения
в
ЦНС.
Именно
это
и
поддерживает функциональную функцию подвижности конечностей человека
[2].
Идеомоторные
упражнения
в
лечебной
физической
культуре
способствуют менее выраженным изменениям физиологического характера,
чем при
выполнении
фактических упражнений, которые направлены на
мышечную
активность,
активизацию
дыхательной
деятельно сти,
кровообращения, а также улучшение обмена веществ в организме человека.
Идеомоторные
упражнения
обладают
корригирующей
функцией,
которая
сочетает в себе лечебный характер.
Важно
отметить
и
то,
что
упражнения
идеомоторного
характера
активно
применяются
в
таких
случаях,
когда
у
человека
отсутствуют
активные сокращения мышц, например при параличах и парабиозах.
Велика значимость идеомоторные упражнений и в постельном режиме,
так как занятия лечебной физической культурой у больного повышают общий
тонус
организма,
а
также
сохраняют
рефлекторные
связи
условного
характера,
которые
нужны
для
выполнения
двигательных
навыков
(подготовка к вставанию и ходьбе, подготовка к пользованию паретичной
верхней конечностью и т. д.).
Выделяют следующие виды идеомоторных упражнений в физической
культуре. Это упражнения по характеру влияния на организм и по характеру
упражнений [1].
По
характеру
влияния
на
организм
выделяют
общеукрепляющие
и
специальные упражнения. Общеукрепляющие упражнения направлены на
оздоровление
и
укрепление
всего
организма
человека.
Специальные
упражнения влияют на определенную группу мышц человека.
По характеру упражнений выделяют:
На растягивание
На равновесие
Коррегирующие
На координацию
На расслабление
Рефлекторные
Дыхательные упражнения. которые делятся на: динамические,
статические и специальные.
Идеомоторные
упражнения
достаточно
широко
применяются
в
специализированных отделениях с заболеваниями спинного мозга, а также в
стационарных отделениях и санаториях для больных детским параличом.
Эффективность идеомоторных упражнений в ЛФК во многом зависит
от индивидуальных особенностей человеческой психики. В зависимости от
способа ориентации в пространстве люди делятся на два типа:
моторные или двигательные;
зрительные.
Если для людей первого типа для осуществления двигательного акта
более важны ощущения сокращения мышц, чувство силы тяжести, то для
зрительного типажа людей большую роль играют визуальные ориентиры.
Поэтому первому типу людей рекомендуют представлять сокращение своих
мышц,
попробовать
почувствовать,
как
сокращение
и
расслабление
мышечных волокон сменяется во время двигательного акта. Второму типажу
легче
использовать
образ
воображаемого
человечка,
который
делает
определенные движения. Зрительному типу проще развивать когнитивные
способности при помощи воображения [4].
С первого взгляда может показаться, что идеомоторные упражнения
очень простые. Лежи и представляй себе, как ходишь, двигаешь руками и так
далее.
Но
таким
образом
едва
ли
получиться
добиться
существенного
результата. Необходимо представлять не только двигательный акт, но и все
этапы его осуществления. Нужно вспоминать, как сокращаются мышцы во
время определенного движения, какие ощущения появляются при этом. Для
максимальной эффективности идеомоторных тренировок нужно следовать
нескольким правилам:
1.
Представлять
в
удобной
для
себя
позе,
желательно
с
закрытыми
глазами.
2.
Представлять
движение
максимально
подробно,
полностью
концентрируя на нем свое внимание.
3.
Представлять движение в замедленном действии.
4.
Если вдруг появляется ощущение подрагивания мышц или судороги, не
стоит зажиматься и прекращать выстраивать образ.
5.
Сосредотачиваться на каждой группе мышц в отдельности. Думать,
какие
мышцы
растягиваются
при
этом.
То
есть
образ
должен
подкрепляться мышечно-суставным чувством.
При успешном выполнении перечисленных выше правил через какое-то
время
человек
начинает
непроизвольно
двигаться.
Это
значит,
что
устанавливаются
прочные
связи
между
программирующей
и
устанавливающей системами [2].
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
идеомоторные
упражнения
представляют
собой
мысленное
выполнение
упражнений,
во
время которых появляется посылка импульсов, способствующих сокращению
мышц.
Идеомоторные
упражнения
в
лечебной
физической
культуре
способствуют менее выраженным изменениям физиологического характера,
чем при
выполнении
фактических упражнений, которые направлены на
мышечную
активность,
активизацию
дыхательной
деятельно сти,
кровообращения, а также улучшение обмена веществ в организме человека.
Идеомоторные
упражнения
обладают
корригирующей
функцией,
которая
сочетает в себе лечебный характер.
Список использованной литературы:
1.
Демидов Д.Ф. «Врачебный контроль при занятиях ФК». - СПб.: 2019.
2.
Дубровный
В.И.
«Лечебная
физическая
культура:
учебник
для
студентов вузов». М.: ВЛАДОС, 2018-608с.
3.
Еремеев В. А. «Лечебная физическая культура и спортивная медицина».
Учебник М. Медицина 2009, 304 с.
4.
Еремеев В.А. «Лечебная физическая культура». - Москва, 2017. - 528 с.