Напоминание

Сохранение контингента


Автор: Гарайханова Наиля Абузаровна
Должность: преподаватель по классу домра и гитара
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская школа искусств №2
Населённый пункт: г Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: Сохранение контингента
Раздел: дополнительное образование





Назад




Метод сохранения контингента.

Гарайханова

Наиля

Абузаровна.

МБОУ

ДО

ДШИ№2.

Преподаватель

по

классу домра и гитара.

Проблема сохранения контингента в ДМШ и ДШИ всегда была актуальна. И

потому сохранение контингента сегодня является приоритетной задачей. Я

считаю, что с помощью организаций творческих коллективов – дуэтов, трио,

ансамблей,

оркестров

можно

заинтересовать

и

сохранить

контингент.

В

ансамбле

с

огромной

силой

проявляется

действие

одной

из

важнейших

социально-психологических

функций

музыкального

искусства

коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных,

личностных

взаимоотношений.

Помимо

развития

профессиональных

музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит

понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают

учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки.

Именно

такой

творческий

коллектив

решает

проблемы

воспитания

профессиональных

и

личностно-коммуникативных

качеств

каждого

участника ансамбля в отдельности. Совместное музицирование вызывает у

учащихся неподдельный интерес, тем более, мотивация является мощным

стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование способно значительно

повысить

заинтересованность

учащихся,

способствовать

установлению

благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации

успешного

исполнения

музыкальных

произведений.

Испытав

радость

успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно

чувствовать

себя

и

в

качестве

исполнителя-солиста(2).

Это

положение

особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще

недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для

сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из

мощнейших

стимулов

поддержания

интереса

к

дальнейшему

обучению.

Необходимо, чтобы ансамблевые занятия стимулировали интерес ученика к

1

инструменту

и

прививали

интерес

к

коллективному

творчеству.

Чувство

ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы,

качество публичного выступления должно естественным образом возникнуть

в

классе

ансамбля.

Уроки

не

могут

сводиться

лишь

общим

встречам

учащихся

с

педагогом

для

совместного

разучивания

и

исполнения

пьес,

намеченных по программе. На уроках ансамбля дети учатся слышать себя,

своих партнеров и одновременное звучание ансамбля в целом, подчиняясь

художественной трактовке и логике произведения. Одна из особенностей

ансамблевой игры в том и состоит, что несколько человек с разным уровнем

музыкального

развития

и

исполнительской

подготовки

объединяются

в

единый исполнительский организм. В небольших, малочисленных ансамблях

имеет

смысл

объединять

примерно

равных

по

возрасту

и

возможностям

учеников.

В

более

крупных

же

ансамблях

можно

перемешать

менее

продвинутых

детей

с

более

сильными,

имеющими

навыки

ритмической

выдержки, опыт выступлений. В результате партнеры взаимообогощают друг

друга:

более

слабый

ученик,

«опираясь»

на

сильного,

постепенно

приобретает концертмейстерский навык. Надо позаботиться и о том , чтобы в

исполнении каждого голоса, каждой партии количество более или менее

продвинутых

учеников

было

бы

примерно

равным,

если,

разумеется

,

технические уровни трудностей в разных партиях не слишком различны.

Учащиеся

младших классов, начинающие впервые занятия в ансамбле,

получают больше пользы от игры в дуэтах. Подбирая интересный репертуар,

помогая осваивать на индивидуальных уроках трудности игры с партнером,

педагог может очень увлечь ученика этой формой ансамбля. Дуэты являются

отличной ступенью для перехода к другим ансамблям для двух или более

голосов.

Ученики

младших

классов

с

первого

года

участия

в

ансамбле

являются обязательными участниками концертов для родителей, отчетных

концертов школы, что, как уже говорилось выше, является стимулом для

поддержания интереса к обучению как у самих детей, так и у их родителей.

Коллективное музицирование помогает в преодолении многих комплексов,

2

учит

определенной

этике,

позитивному

общению,

повышает

самооценку.

Основную роль в становление коллектива играет руководитеь . Руководитель

ансамбля

должен

находить

подход

к

детям,

быть

коммуникативным.

От

взаимоотношений, складывающихся

между ними в процессе общения

зависит успех или неуспех репетиции, интерес к ней или безразличие и

неудовлетворённость

общей

работой.

Немаловажную

роль

здесь

играет

искренность в отношениях с детским коллективом. Руководитель коллектива

должен внимательно относиться к каждому участнику ансамбля, знать его

трудности и проблемы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь

членам коллектива, быть им настоящим товарищем(1). Таким образом, чем

больше

ребенок

будет

общаться

с

педагогом

и

сверстниками

на

почве

музыкального

творчества,

тем

легче

будут

преодолеваться

неизбежные

возрастные

кризисы,

особенно

кризисы

подросткового

возраста.

В

подростковом

возрасте

участие

в

коллективных

творческих

проектах

актуально для ребенка, который остро начинает ощущать свое взросление.

Музыкальная школа(ДШИ) предоставляет такую возможность. Это занятие в

классе ансамбля. Коллективное музицирование развивает коммуникативные

способности,

дает

платформу

для

конструктивного,

созидательного,

культурного, успешного общения. (Я считаю, только сплоченный, дружный

коллектив залог сохранности контингента)

1.

Подуровский

В.М.

Психологическая

коррекция

музыкально

педагогической

деятельности

/

В.М.

Подуровский,

Н.В.

Суслова.

-

М.:

Владос, 2001. - 220с.

2. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.

- 90 с.

3



В раздел образования