Автор: Гарайханова Наиля Абузаровна
Должность: преподаватель по классу домра и гитара
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская школа искусств №2
Населённый пункт: г Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: Сохранение контингента
Раздел: дополнительное образование
Метод сохранения контингента.
Гарайханова
Наиля
Абузаровна.
МБОУ
ДО
ДШИ№2.
Преподаватель
по
классу домра и гитара.
Проблема сохранения контингента в ДМШ и ДШИ всегда была актуальна. И
потому сохранение контингента сегодня является приоритетной задачей. Я
считаю, что с помощью организаций творческих коллективов – дуэтов, трио,
ансамблей,
оркестров
можно
заинтересовать
и
сохранить
контингент.
В
ансамбле
с
огромной
силой
проявляется
действие
одной
из
важнейших
социально-психологических
функций
музыкального
искусства
–
коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных,
личностных
взаимоотношений.
Помимо
развития
профессиональных
музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит
понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают
учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки.
Именно
такой
творческий
коллектив
решает
проблемы
воспитания
профессиональных
и
личностно-коммуникативных
качеств
каждого
участника ансамбля в отдельности. Совместное музицирование вызывает у
учащихся неподдельный интерес, тем более, мотивация является мощным
стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование способно значительно
повысить
заинтересованность
учащихся,
способствовать
установлению
благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации
успешного
исполнения
музыкальных
произведений.
Испытав
радость
успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно
чувствовать
себя
и
в
качестве
исполнителя-солиста(2).
Это
положение
особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще
недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для
сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из
мощнейших
стимулов
поддержания
интереса
к
дальнейшему
обучению.
Необходимо, чтобы ансамблевые занятия стимулировали интерес ученика к
1
инструменту
и
прививали
интерес
к
коллективному
творчеству.
Чувство
ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы,
качество публичного выступления должно естественным образом возникнуть
в
классе
ансамбля.
Уроки
не
могут
сводиться
лишь
общим
встречам
учащихся
с
педагогом
для
совместного
разучивания
и
исполнения
пьес,
намеченных по программе. На уроках ансамбля дети учатся слышать себя,
своих партнеров и одновременное звучание ансамбля в целом, подчиняясь
художественной трактовке и логике произведения. Одна из особенностей
ансамблевой игры в том и состоит, что несколько человек с разным уровнем
музыкального
развития
и
исполнительской
подготовки
объединяются
в
единый исполнительский организм. В небольших, малочисленных ансамблях
имеет
смысл
объединять
примерно
равных
по
возрасту
и
возможностям
учеников.
В
более
крупных
же
ансамблях
можно
перемешать
менее
продвинутых
детей
с
более
сильными,
имеющими
навыки
ритмической
выдержки, опыт выступлений. В результате партнеры взаимообогощают друг
друга:
более
слабый
ученик,
«опираясь»
на
сильного,
постепенно
приобретает концертмейстерский навык. Надо позаботиться и о том , чтобы в
исполнении каждого голоса, каждой партии количество более или менее
продвинутых
учеников
было
бы
примерно
равным,
если,
разумеется
,
технические уровни трудностей в разных партиях не слишком различны.
Учащиеся
младших классов, начинающие впервые занятия в ансамбле,
получают больше пользы от игры в дуэтах. Подбирая интересный репертуар,
помогая осваивать на индивидуальных уроках трудности игры с партнером,
педагог может очень увлечь ученика этой формой ансамбля. Дуэты являются
отличной ступенью для перехода к другим ансамблям для двух или более
голосов.
Ученики
младших
классов
с
первого
года
участия
в
ансамбле
являются обязательными участниками концертов для родителей, отчетных
концертов школы, что, как уже говорилось выше, является стимулом для
поддержания интереса к обучению как у самих детей, так и у их родителей.
Коллективное музицирование помогает в преодолении многих комплексов,
2
учит
определенной
этике,
позитивному
общению,
повышает
самооценку.
Основную роль в становление коллектива играет руководитеь . Руководитель
ансамбля
должен
находить
подход
к
детям,
быть
коммуникативным.
От
взаимоотношений, складывающихся
между ними в процессе общения
зависит успех или неуспех репетиции, интерес к ней или безразличие и
неудовлетворённость
общей
работой.
Немаловажную
роль
здесь
играет
искренность в отношениях с детским коллективом. Руководитель коллектива
должен внимательно относиться к каждому участнику ансамбля, знать его
трудности и проблемы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь
членам коллектива, быть им настоящим товарищем(1). Таким образом, чем
больше
ребенок
будет
общаться
с
педагогом
и
сверстниками
на
почве
музыкального
творчества,
тем
легче
будут
преодолеваться
неизбежные
возрастные
кризисы,
особенно
кризисы
подросткового
возраста.
В
подростковом
возрасте
участие
в
коллективных
творческих
проектах
актуально для ребенка, который остро начинает ощущать свое взросление.
Музыкальная школа(ДШИ) предоставляет такую возможность. Это занятие в
классе ансамбля. Коллективное музицирование развивает коммуникативные
способности,
дает
платформу
для
конструктивного,
созидательного,
культурного, успешного общения. (Я считаю, только сплоченный, дружный
коллектив залог сохранности контингента)
1.
Подуровский
В.М.
Психологическая
коррекция
музыкально
–
педагогической
деятельности
/
В.М.
Подуровский,
Н.В.
Суслова.
-
М.:
Владос, 2001. - 220с.
2. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.
- 90 с.
3