Напоминание

Особенности использования методов танцевальной терапии в работе с детьми.


Автор: Кадцина Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: мау нго "центр творчества"
Населённый пункт: Свердловская обл., г.Невьянск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности использования методов танцевальной терапии в работе с детьми.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Особенности использования методов танцевальной терапии в работе с детьми.

Кадцина Елена Николаевна

Муниципальное Автономное Учреждение

Невьянского Городского Округа

(МАУ НГО «Центр творчества»)

Педагог дополнительного образования

Танцевальная терапия по сути – это возвращение к истокам танца. Это способ

исцеления Души и Тела. Что нужно нашему Телу? Быть здоровым, быть энергичным, быть

жизнедеятельным. Что нужно нашей Душе? Получать радость и удовольствие от жизни. И

поэтому человек танцевал: шаманы возле больного, жрецы вокруг священного огня, люди

на праздниках. Однако возвращение к истокам происходит на новом качественном уровне.

Если раньше перед человеком стояла задача выживания в дикой природе, то сегодня

необходимо стать ближе к ней, восстановить связь.

Так как же "работает" танцевальная терапия? На первичном уровне – это способ

научиться выражать чувства и переживания через движение, "проговаривать" языком

танца

свои

страхи,

сомнения,

обиды

и

т.д.

Известная

американская

танцовщица

и

танцетерапевт Анна Халприн поясняет: "Механизм естественного самоисцеления встроен

в каждую клеточку организма. Нужно научиться его запускать, только и всего". Такой

танец помогает установить глубокую связь между сознанием и подсознанием. Эта связь

делает человека целостным, соединяя чувства, мысли, тело. Быть целостным, означает

быть гармоничным, успешным, счастливым. Метод танцевальной терапии применим во

всех сферах жизни и помогает решать любые вопросы и проблемы.

Танцетерапия для детей – это помощь и поддержка в социализации, развитии

эмоционального

интеллекта,

укреплении

личности

растущего

человека. Двигательная

активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций

растущего организма. Современный человек значительно отошел от природы, которая

никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Потребность в движениях и

сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.

Движения появились уже тогда, когда и в помине не было речи, что подтвердил

американский писатель Джон Кемпбелл. Чтобы вызвать дождь, чтобы охота была удачной

древние люди под возгласы, рычание совершали хаотичные движения, Эти движения были

однообразны, неуклюжи, но со временем они превратились в танцы. А вот на лечение

движением обратили внимание только в 19 в. Русский учёный В.М. Бехтерев утверждал,

что движения влияют на двигательные рефлексы, помогают успокоить или активизировать

нервную систему ребёнка.

Всемирно известный хореограф и психолог Рудольф Лабан в начале 20 века провел

анализ:

что

же

происходит

во

время

танцевального

движения?

И

с

точки

зрения

психологии выявил, что человек двигается и сознательно, и бессознательно. Сознательные

движения совершаются с определенной целью, чтобы достичь какого-то результата, а

движения

бессознательные

осуществляются

непреднамеренно

и

выражают

истинные

состояния к человеку или событию.

В наш 21 век, с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками,

социальными стрессами, дети приходят другие и ключи к их душам должны быть более

совершенными. Пришло поколение двухтысячников. Дети очень одаренные, с большими

ресурсами и раскрывать их можно бесконечно. Сегодня важно на сколько каждый будет

раскрыт, на сТолько будет здорОво общество. Необходимо дать им почувствовать радость

от самого факта существования, почувствовать удовольствие от совершаемых движений и

действий, осознать себя, свое тело, раскрепоститься. Одним из таких способов является

танцевально-двигательная терапия.

Для танцевальной терапии главное знать, как человек чувствует, когда движется, как

реагирует

его

душа

на

данное

движение.

То,

как

движение

выглядит,

несет

в

себе

диагностическую

ценность:

сколько

пространства

занимает

человек,

его

репертуар

и

характер движений. Как он использует его (верхний, нижний ярусы). В танцевальной

терапии поощряется высвобождение нежелательных чувств, эмоций.

Основной задачей танцевальной терапии является пробуждение спонтанных,

выразительных движений. Благодаря этому развивается пластичность. Эту особенность

используют в танцевальной терапии для того, чтобы через танец познать и понять себя и

других,

наладить

коммуникацию.

Танец

наполняет

энергией,

спонтанный

танец

успокаивает, расслабляет, снимает напряжение. Танец ещё называют гидом невербального

общения. Это общение через жесты, мимику, без участия речи.

По движению человека можно понять его текущее внутреннее состояние. Если человек

движется медленно,

вяло, то он испытывает негативные эмоции (например - страх).

Можно изменить его состояние через движение: если он

расправит плечи, выпрямит

спину и начнет двигаться широкими шагами, то у него появится уверенность в своих

силах. И как раз движения могут снять его зажимы и комплексы. Дать необходимую силу

и уверенность...

С танцевально-двигательной терапией я познакомилась недавно и стараюсь на своих

занятиях применять эти техники. Проделываю с детьми упражнение "Хождение спиной".

Ставлю детей в пару. Ведомый ребенок закрывает глаза. Ведущий водит его по залу, держа

за плечи спиной вперед. Упражнение помогает преодолевать комплексы, страхи, помогает

открывать себя нового.

«Танец с тенью» помогает проработке эмоций через спонтанные танцевальные

движения тела,

развивает внимание, память, познавательный интерес, способствует

развитию у детей эмпатии, доверия и коммуникативных навыков. Дети становятся в пары

друг за другом, первый из них танцует, а второй повторяет за ним его движения.

Танцем отдельных частей тела, его ещё называют «Боди-джаз», можно снять мышечные

зажимы.

Упр-е «Зеркало». Одно из основных техник в танцевально-двигательной терапии,

которая позволяет на глубоком телесном уровне настроиться на состояние человека и быть

вместе с ним, полностью присутствуя в текущем моменте. Эффективно при заниженной

самооценке, неуверенности. Снижает агрессивность. Дети встают в пары напротив друг

друга. Первый начинает проделывать движение, а второй повторяет.

Поможет снять зажимы и раскрепоститься упр-е «Солдат и тряпичная кукла». Дети

напрягают

всё

тело,

вытягиваясь

в

«струнку»,

как

солдаты,

затем

расслабляются,

превращаясь

в

тряпичную

куклу.

Умение

сохранять

баланс

между

напряжением

и

расслаблением- основа здоровья.

Все, работающие с детьми, должны знать анатомию души ребенка.

Чтобы не

исказить,

не

подавить

личность,

мы

выступаем,

как

врачеватели

душ.

Техника

танцевальной

терапии

помогает

мне

в

этом.

Я

могу

с

уверенностью

сказать,

что

танцевальная терапия благоприятствует раскрыться неуверенным, зажатым детям, поднять

их самооценку, раскрыть двигательный и творческий потенциал, развить воображение,

правильное дыхание, улучшить физическое, эмоционально – психическое состояние.

Литература

1. Андреева, Ю. Танцетерапия /Ю. Андреева. — М.: Диля, 2005. — 256 с.

2. Елисеева М.В. Применение методов танцевально-двигательной терапии в работе

школьного психолога. Материалы международной научно-практической конференции

"Клиническая психология: теория, практика. обучение" - СПб.: ООО "СЕНСОР", 2010. -

173 с.

3. Оганесян, Н. Ю. Танцевальная терапия: теория, методика, практика /Н. Ю. Оганесян, Э.

Гренлюнд — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.

4. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И.. Интегративная танцевально-двигательная

терапия. М., 2005.



В раздел образования