Напоминание

Рабочая программа по предмету "Родной русский язык", 4 класс


Автор: Павлова Ирина Леонидовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1 "г.Балашова Саратовской области
Населённый пункт: г.Балашов Саратовской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету "Родной русский язык", 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Программа

адресована

учащимся

4-х

классов

МОУ

…,

создана

на

основе

программы курса «Русский язык» ОС «Школа 2100» в соответствии с ФГОС НОО.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он

является

средством

общения

и

воздействия,

средством

хранения

и

усвоения

знаний,

средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и

личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как

словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий

статус среди других школьных предметов. Курс русского языка в начальной школе – часть

единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели

обучения русскому языку в основной школе.

Назначение предмета «Родной русский язык» в начальной школе состоит в том,

чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить

языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Данный предмет входит в предметную область «Родной язык и родная литература».

Цель определяется как развитие личности ребёнка, а именно:

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной

картины

мира;

знаково-символического

и

логического

мышления

на

базе

основных

положений науки о языке (познавательная цель); (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и

интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к

языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном

диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать

его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной,

богатой;

5)

сообщение

необходимых

знаний

и

формирование

учебно-языковых,

речевых

и

правописных

умений

и

навыков,

необходимых

для

того,

чтобы

правильно,

точно

и

выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Срок реализации программы 1 год, 17 часов.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся

средствами предмета «Литературное чтение» и «Родная литература».

1)

овладение

функциональной

грамотностью

на

уровне

предмета

(извлечение,

преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты

освоения конкретного учебного предмета

4класс

Личностными

результатами

изучения

предмета

«Родной

русский

язык»

являются

следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать

другим людям, сопереживать;

чувство

прекрасного

умение

чувствовать

красоту

и

выразительность

речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к

ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Родной

русский

язык»

является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать

по

плану,

сверяя

свои

действия

с

целью,

корректировать

свою

деятельность;

в

диалоге

с

учителем

вырабатывать

критерии

оценки

и

определять

степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и

технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать

все

виды

текстовой

информации:

фактуальную,

подтекстовую,

концептуальную;

пользоваться

разными

видами

чтения:

изучающим,

про смот ровым,

ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной

текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать

и

преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

другую

(составлять план, таблицу, схему);

извлекать

информацию,

представленную

в

разных

формах

(сплошной

текст;

несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический

аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса в 4-м классе является сформированность

следующих умений:

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

-

производить

фонетический

разбор,

разбор

по

составу,

морфологический

разбор

доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

-

видеть

в

словах

изученные

орфограммы

с

опорой

на

опознавательные

признаки,.

правильно;

-

писать

слова

с

изученными

орфограммами,

графически

обозначать

орфограммы,

указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в

тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух

частей (с союзами и, а, но или без союзов);

-

ставить

запятые

в

простых

предложениях

с

однородными

членами

(без

союзов,

с

союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а,

но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

-

производить

синтаксический

разбор

простого

и

сложного

предложения

в

рамках

изученного;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать

существительные

и

прилагательные

с

помощью

суффиксов,

глаголы

с

помощью

приставок;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по

плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей

подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом

читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения

и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Содержание тем учебного предмета

4 класс

Речь. Техника и выразительность речи. Слово. (6 ч)

Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов

разных частей речи.

Предложение и словосочетание. Текст. (9 ч)

Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по

развитию

связной

устной

и

письменной

речи,

орфоэпических

навыков.

Обучение

написанию подробного изложения.

Резерв (2 ч)

Календарно – тематическое планирование уроков «Родной русский язык»

4 класс

Количество часов: всего 17 часов

Плановых контрольных уроков: 1

Содержание/Темы

Кол-во

часов

по

теме

Дата

Примечание

I

Речь. Техника и выразительность речи.

Слово.

6

1

Обобщение представлений о лексическом

значении слова. Тематическая

классификация слов.

1

2

Прямое и переносное значение слова,

многозначность.

1

3-4

Синонимы, антонимы, омонимы.

2

5

Фразеологизмы

1

6

Говори правильно

1

II

Предложение и словосочетание. Текст.

9

7

Метафора, сравнение, олицетворение.

1

8

Признаки текста. Обучающее изложение «В

здоровом теле…»

1

9

Редактирование изложения.

1

10

Типы текстов. Обучающее изложение

«Первое путешествие»

1

11

Редактирование изложения.

1

12

Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

13

Редактирование изложения.

1

14-15

Составление собственного текста: записки,

объявления, письма…

2

16-17

Резерв

2

Всего:17часов.



В раздел образования