Автор: Павлова Ирина Леонидовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1 "г.Балашова Саратовской области
Населённый пункт: г.Балашов Саратовской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по предмету "Родной русский язык", 4 класс
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Программа
адресована
учащимся
4-х
классов
МОУ
…,
создана
на
основе
программы курса «Русский язык» ОС «Школа 2100» в соответствии с ФГОС НОО.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он
является
средством
общения
и
воздействия,
средством
хранения
и
усвоения
знаний,
средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и
личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как
словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий
статус среди других школьных предметов. Курс русского языка в начальной школе – часть
единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели
обучения русскому языку в основной школе.
Назначение предмета «Родной русский язык» в начальной школе состоит в том,
чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить
языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Данный предмет входит в предметную область «Родной язык и родная литература».
Цель определяется как развитие личности ребёнка, а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной
картины
мира;
знаково-символического
и
логического
мышления
на
базе
основных
положений науки о языке (познавательная цель); (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и
интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к
языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном
диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать
его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной,
богатой;
5)
сообщение
необходимых
знаний
и
формирование
учебно-языковых,
речевых
и
правописных
умений
и
навыков,
необходимых
для
того,
чтобы
правильно,
точно
и
выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Срок реализации программы 1 год, 17 часов.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся
средствами предмета «Литературное чтение» и «Родная литература».
1)
овладение
функциональной
грамотностью
на
уровне
предмета
(извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты
освоения конкретного учебного предмета
4класс
Личностными
результатами
изучения
предмета
«Родной
русский
язык»
являются
следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство
прекрасного
–
умение
чувствовать
красоту
и
выразительность
речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Родной
русский
язык»
является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать
по
плану,
сверяя
свои
действия
с
целью,
корректировать
свою
деятельность;
в
диалоге
с
учителем
вырабатывать
критерии
оценки
и
определять
степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать
все
виды
текстовой
информации:
фактуальную,
подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
про смот ровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать
и
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую
(составлять план, таблицу, схему);
извлекать
информацию,
представленную
в
разных
формах
(сплошной
текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе является сформированность
следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
-
производить
фонетический
разбор,
разбор
по
составу,
морфологический
разбор
доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
-
видеть
в
словах
изученные
орфограммы
с
опорой
на
опознавательные
признаки,.
правильно;
-
писать
слова
с
изученными
орфограммами,
графически
обозначать
орфограммы,
указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в
тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух
частей (с союзами и, а, но или без союзов);
-
ставить
запятые
в
простых
предложениях
с
однородными
членами
(без
союзов,
с
союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а,
но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
-
производить
синтаксический
разбор
простого
и
сложного
предложения
в
рамках
изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать
существительные
и
прилагательные
с
помощью
суффиксов,
глаголы
с
помощью
приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по
плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей
подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом
читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения
и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Содержание тем учебного предмета
4 класс
Речь. Техника и выразительность речи. Слово. (6 ч)
Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов
разных частей речи.
Предложение и словосочетание. Текст. (9 ч)
Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по
развитию
связной
устной
и
письменной
речи,
орфоэпических
навыков.
Обучение
написанию подробного изложения.
Резерв (2 ч)
Календарно – тематическое планирование уроков «Родной русский язык»
4 класс
Количество часов: всего 17 часов
Плановых контрольных уроков: 1
№
Содержание/Темы
Кол-во
часов
по
теме
Дата
Примечание
I
Речь. Техника и выразительность речи.
Слово.
6
1
Обобщение представлений о лексическом
значении слова. Тематическая
классификация слов.
1
2
Прямое и переносное значение слова,
многозначность.
1
3-4
Синонимы, антонимы, омонимы.
2
5
Фразеологизмы
1
6
Говори правильно
1
II
Предложение и словосочетание. Текст.
9
7
Метафора, сравнение, олицетворение.
1
8
Признаки текста. Обучающее изложение «В
здоровом теле…»
1
9
Редактирование изложения.
1
10
Типы текстов. Обучающее изложение
«Первое путешествие»
1
11
Редактирование изложения.
1
12
Контрольное изложение «Странный дуэт»
1
13
Редактирование изложения.
1
14-15
Составление собственного текста: записки,
объявления, письма…
2
16-17
Резерв
2
Всего:17часов.