Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Приемы повышения учебной мотивации обучающихся в условиях современной школы»


Автор: Богатырева Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 с УИОП имени Н.А.Тимофеева
Населённый пункт: городского округа Бронницы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Приемы повышения учебной мотивации обучающихся в условиях современной школы»
Раздел: начальное образование





Назад




Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«Приемы повышения учебной мотивации

обучающихся в условиях современной школы»

Слайд 2

Сегодня вы изучите обряд чайной церемонии – сказал учитель и дал своим

ученикам свиток c описанием тонкостей этой процедуры.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день,

медитируя, молясь и размышляя.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли. Вот

что мы прочли о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это

значит, прополощи чайник кипятком, – сказал первый ученик.

– Осознанный входит в храм, – значит, положи чай в чайник, – добавил

второй.

– Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил

третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной

церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник,

заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя

чаем.

– Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты

порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не

о том, что прочел, а о том, что познал».

– Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

– Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Слайд 3

Я желаю, что бы Вы на педсовете, как и этот ученик, постигли все тайны

нашей темы и применили свой опыт и свои знания в работе.

- Какова идея данной притчи?

Слайд 4

Проблема развития учебной мотивации у школьников является

предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для

современной школы эта тема остаётся актуальной. С каждым годом на фоне

обострения социальных проблем в стране, самоустранения родителей от

воспитания детей всё более остро встаёт вопрос о низком уровне

сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие

желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на

1

уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в

образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших

школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный

вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.

Слайд 5

Все учителя в своей практике сталкивались с ситуацией, когда один

ребёнок охотно работает на уроке, выполняет задания, а какая-то часть

учеников выпадает из процесса обучения. Хорошо, если такие дети хоть что-

то усвоили на уроке. А если нет? С подобной ситуацией столкнулась и я.

Слайд 6

Появился вопрос: можно ли повысить мотивацию, вовлечь ребёнка в работу

без принуждения? Младший школьный возраст особенно благоприятен для

того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые

считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от

интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов. Как и другие качества, мотивацию

можно развивать.

Слайд 7

Развивать мотивацию – значит развивать умение плодотворно работать,

ставить для себя цели, которые каждый считает для себя необходимыми

решить. Дети работают на уроках с полной отдачей тогда, когда понимают,

зачем они это делают.

Слайд 8

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и

целенаправленный.

На слайде отображены условия, при которых возникает и развивается

интерес к учению, т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности.

1.Понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в

целом и отдельных его разделов.

2.Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс

самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи

проблемного характера.

3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он

разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы

действия быстро вызывают скуку.

4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью.

5. Ситуация успеха.

Слайд 9

Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация и

её уровни.

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и

поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной

деятельности.

2

Слайд 10

Уровни учебной мотивации:

Высокий уровень:

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее

успешно выполнять все предъявляемые школьные требования

Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны

и ответственны, сильно переживают, если получают

неудовлетворительные отметки.

Средний уровень:

Учащиеся успешно справляются

с учебной деятельностью.

но требует контроля; сосредоточен по интересу,

Низкий уровень:

Эти дети посещают школу неохотно. Предпочитают пропускать

занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.

Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Слайд 11

Для мотивации на своих уроках я используют наглядные иллюстрации,

так как ребята в моем классе быстрее запоминают то, что видят, а не слышат.

Соглашусь со специалистами, которые говорят о том, что младшие

школьники очень быстро устают на уроках, пример тому, мой нынешний 1

класс, поэтому наглядные пособия помогут удержать их внимание. Рисунки,

схемы и таблицы вносят огромное разнообразие в учебный процесс, а

веселые картинки вызывают только положительные эмоции и развивают

творческие способности школьников....

Слайд 12

Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников

формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-

викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков

защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей,

игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных

приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока

разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание

детей овладевать знаниями.

3

Слайд 13

Рассмотрим приемы повышения интереса к учебному материалу. На

каждом этапе урока важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию

обучающихся, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием

знаний школьников

Слайд 14

1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА влияет на всю дальнейшую работу и

поведение учащихся на уроке. Очень важно с первых минут заинтересовать

ребёнка. Дать ему понять, что пришло время трудиться.

С чего же начать урок? Конечно же, с удивления ребенка. Ребенок удивился,

ему стало интересно, он заинтригован, и теперь самостоятельно будет искать

решение проблемы, которая поставлена перед ним.

Для этого можно использовать следующие приёмы:

Слайд 15

Приём “ДА-НЕТКА”.

Универсальный приём способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит

учащихся в активную позицию. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая

вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и

да и нет".

Пример.

Окружающий мир. Тема урока «Планеты Солнечной системы».

На уроке по теме загадывается определенная планета, и ребята начинают

задавать учителю вопросы:

Это планета земной группы? - нет;

Это планета – гигант? – да;

Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Литературное чтение. Тема урока «Сказки».

«Я задумала персонаж детской сказки, эта дама, найдя клад, купила новый

бытовой прибор. Кто это?» Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы.

На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

Слайд 16

Приём “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной

деятельности учащихся на уроке.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный

факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при

работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока,

чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы

4

познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые

растут у нас на огороде.

Пример.

Окружающий мир. Тема урока «Насекомое» (муравьи)

На следующем уроке, мы узнаем про насекомое, которое находясь на травинке под

Москвой, чувствует землетрясение в Японии.

Сколько раз, живя на Земле, вы облетели вокруг Солнца.

Русский язык. Тема урока « Слова с несколькими значениями или многозначные».

На доске перечислены слова: ножка, листок, хвост. Что общего между ними?

Слайд 17

Прием «Удивляй!»

Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной

деятельности и привлечение интереса к теме урока. Учитель находит такой

угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся

загадкой.

Пример.

Окружающий мир. Тема урока «Вода и её свойства».

Время года зима

Урок начинается с небольшого рассказа. Однажды в небольшом

африканском городе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в

которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый

рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы

так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Русский язык. Тема урока «Корень слова».

Морфема корень есть в каждом слове и вдруг вопрос: «А существуют

ли слова, не имеющие корня?» (вынуть)

Слайд 18

Приём «Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в

активную мыслительную деятельность с первых минут урока.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно

объяснить на основе имеющихся знаний.

Пример.

Окружающий мир. Тема урока «Испарение, или круговорот воды в природе».

Заранее поставить на окно графин с водой. А затем спросить: « Почему

на стенках графина образовались капли воды?»

Физика. Тема урока «Теплопередача».

До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом

учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей

потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к

солнцу, холодная, а противоположная – теплая.

5

Слайд 19

Прием «Фантастическая добавка».

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные

условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету;

изменить значение какого-то параметра, который обычно остается

неизменным; придумать фантастическое животное или растение;

перенести литературного героя в современное время; рассмотреть

привычную ситуацию с необычной точки зрения. Развивает фантазию, речь

Пример.

Литературное чтение . Тема урока Г. Цыферов «Жил на свете слоненок». 2 класс

Карточка 1.

И снова слонёнок загрустил.

Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходил Доктор Айболит. Он подошёл к слонёнку и сказал….

Карточка 2.

И снова слонёнок загрустил.

Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходил бобры - строители. Они подошли к слонёнку и сказали….

Карточка 3.

И снова слонёнок загрустил.

Что же мне теперь делать? Кем мне быть?

Мимо проходили артисты цирка. Они подошёл к слонёнку и сказали….

Развитие памяти, мышления, речи

Пример.

Биология . Тема урока «Изучении реальных механизмов защиты животных в

экстремальных температурных условиях»

Представьте, что на Антарктиде минимальная температура

понизилась еще на 10 градусов. Что смогут «придумать» пингвины, чтобы

выжить в таких условиях?

Слайд 20

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Чаще всего актуализацию знаний учащихся в начале урока учитель

проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной

работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».

Однако наиболее эффективными способами могут стать следующие приемы:

ВИДЕО

Слайд 21

Прием «Я беру тебя с собой»

Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний

учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество

объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак

и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же

значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра

продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому

6

признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на

уроках.

Пример. ,

Обучение грамоте. Тема урока «Буква М. Звуки [М],[М];»

У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой предметы,

которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю их. Для этого

предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с

собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?

Д: Я беру с собой капусту.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру апельсин.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру медузу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: А я беру с собой мокрицу.

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?

Русский язык. Тема урока «Время глагола»

Распределить глаголы по группам. Название групп уже даны: 1 ряд глаголы

прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд глаголы

будущего времени. Ребёнок по вопросу определяет нужный признак и

говорит «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».

Еще одно достоинство этого приема: он может вывести на проблемную

ситуацию, а затем - на учебную задачу, которая и будет решаться на уроке.

Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, то

можно будет задействован весь класс. Плюс приема еще в том, что его можно

использовать как динамическую паузу на уроке. На уроке, используя этот

прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное место.

Прием «Ассоциативный ряд».

К теме урока нужно выписать в строчку слова-ассоциации. Ученики,

прочитав написанные слова, пытаются угадать обобщающее слово, с

понятием которого они будут работать на уроке.

Пример

География Тема урока «Реки»

на доске написаны слова Пляж, течение, купание, рыба, Тобол, Нил

Литература. «Баллада

7

Приём «ДО-ПОСЛЕ»

Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием,

актуализирующий знания учащихся.

Пример.

Окружающий мир. Тема урока «Насекомые».

Вопрос "Чем дышат насекомые?"

"До" Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как

хитиновый покров не позволяет дышать кожей.

"После" - Насекомые дышат с помощью трахей

Вывод. - Я прав (не прав), так как ...

Приём “РАЗВИВАЮЩИЙ КАНОН”

Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях.

Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример.

Слагаемое – сумма = множители - ? Круг – окружность = шар -? Береза

– дерево = стихотворение - ? Песня – композитор = самолет - ?

Прямоугольник – плоскость = куб - ?

Прием «Ложная альтернатива»

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы

"или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых

ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети

должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих

факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета,

особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета,

мастерства учителя.

Приём «Привлекательная цель»

Пример

Математика Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100»

На уроке математики во 2-м классе одна из задач, решаемых на уроке,

— отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода

через десяток в пределах 100. Обучающемуся ставится цель: помочь Алёше

Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя

басурманское с земли русской.

8

Слайд 22

3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых

«безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который

позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их

самостоятельную деятельность по изучению нового материала.

Прием «Пинг-понг

Направлен на актуализацию знаний учащихся, способствующий

накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их

возможных значений.

Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя

признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На

следующем шаге роли меняются

Пример.

У: Играем в пинг-понг с объектом «подберезовик».

1-ая команда: часть речи

2-ая команда: существительное

1-ая команда: приставка

2-ая команда: под

ПРИЕМ «Лови ошибку»

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное

количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально,

спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает

спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и

результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось,

заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических

или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать

ошибочность.

Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на

авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному

автору. Доказывают свое мнение.

Пример.

Русский язык. Тема «Удвоенная согласная»

Ошибки в правописании/ грамматике: «деревяное крыльцо»

(деревянное).

9

Окружающий мир Тема «Насекомые»

Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила

меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого

умирает)

Литература Тема «Творчество А.С. Пушкина»

«А.С. Пушкин величайший поэт серебряного века русской литературы»

(золотого века)

Английский язык Тема «Построение предложения»

What he has done? Нарушен порядок слов. (What has he done?)

Прием «Жокей и лошадь».

Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают

карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей»

должен найти свою «лошадь». Этот приём можно применять даже на уроках

изучения нового материала. Самая неприятная черта – необходимость

всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует

определённой сформированности культуры поведения.

Пример.

История. Тема урока «Религия Древней Греции».

Одной команде ("Жокеям") даются карточки с именами древнегреческих

богов, другой - карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.

ПРИЕМ «Хорошо –плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся

на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

Пример

Окружающий мир Тема «Погода»

Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в

предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по

очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.

Слайд 23

4.ОТРАБОТКА УМЕНИЙ

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать

загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и

длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое

количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую

оболочку, в которой эти действия выполняются для

достижения игровой цели. В таких случаях использую

10

Прием «Шаг за шагом».

Прием используется для активизации полученных ранее знаний

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и

т.д. из изученного ранее материала.

Например. На уроке русского языка по теме «Имя существительное».

Задание: назовите имена существительные женского рода. Ученик шагает и

на каждый шаг называет имя существительное.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения

мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для

появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание

нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и

отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие

приёмы.

Прием «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы

просто необходимо.

Прием «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам

необходимость изучения этой темы?

Прием «Фантазёр»

Записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в

жизни.

Слайд 24

5. РЕФЛЕКСИЯ — обязательная составляющая современного урока. При ее

организации важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не

для завершения урока, а для ученика. Это своеобразный самоанализ,

позволяющий понять достигнутый результат и оценить свою работу. Для

того, чтобы ребенок захотел проанализировать свою деятельность на уроке,

настроение, уровень знаний по теме, нужно его заинтересовать, то есть

проводить рефлексию интересно. Это особая тема, с наработками которой, я

выступлю в следующий раз, если Вам будет интересно.

А сейчас, я попрошу каждое МО выразитЬ свое настроение на листе, и

подарить его мне

Слайд 25

Это не новые приемы, это те приемы, которые я использую на своих

уроках и о которых я хотела Вам напомнить. Свое выступление мне

хочется закончить словами великого педагога Василия Александровича

Сухомлинского…

11



В раздел образования