Напоминание

Творчество М. И. Глинки на уроках музыки в начальных классах


Автор: Киселева Эмилия Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ «СОШ №2»
Населённый пункт: город Котлас, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Творчество М. И. Глинки на уроках музыки в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




ТВОРЧЕСТВО М. И. ГЛИНКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Киселева Эмилия Юрьевна, учитель музыки

МОУ «СОШ №2» г. Котласа Архангельской обл.

Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор, первый с

такой силой и глубиной выразивший в музыке русский характер. Его роль в

русской музыке сравнима по значению с ролью Пушкина в литературе и

поэзии:

М.И.Глинка

-

основоположник

русской

музыкальной

классики.

Истоки музыки Глинки берут начало в русском народном творчестве. Все

произведения

этого

замечательного

композитора

наполнены

любовью

к

Родине, к русскому народу, к русской природе.

Авторы современных программ по музыке для начальных классов

развивают принцип концепции Д.Б.Кабалевского о доступности учащимся

младших

классов

самых

высоких

образцов

серьезной

музыки

и

о

необходимости

воспитания

на

них

духовного

мира

школьника.

Поэтому

значительную часть содержания обучения по предмету «Музыка» составляют

произведения великих русских классиков, в том числе творчество Михаила

Ивановича Глинки.

Цель этой статьи – краткий обзор жизненного и творческого пути

М.И.Глинки и анализ произведений, используемых на уроках музыки.

Родился будущий композитор 20 мая 1804 года в селе Новоспасском

Смоленской губернии. По воспоминаниям матери, сразу после появления на

свет сына под самым окном ее спальни раздались звонкие трели соловья.

Первые годы воспитанием мальчика занималась бабушка. Она баловала и

лелеяла

своего

внука.

Начальное

образование

Глинка

получил

дома.

Огромное

впечатление

производило

на

мальчика

звучание

церковных

колоколов. Он научился подражать этим звукам, ударяя по медным тазам,

специально

принесенным

к

нему

в

комнату.

Любил

слушать

пение

крепостных

крестьян

и

звон

колокольчиков

под

дугой

лошади.

У

дяди,

жившего в соседнем имении, был свой оркестр, состоявший из крепостных

музыкантов. Увлеченно слушал Глинка игру оркестра, а вскоре начал сам

осваивать

игру

на

разных

инструментах. Музыка оказывала на мальчика

очень сильное воздействие, после концертов он часто ходил рассеянный.

«Музыка - душа моя», - сказал он однажды.

Обучаясь с 1817 г. в Петербургском Благородном пансионе, среди

преподавателей которого были передовые люди того времени, например,

друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер, Глинка, параллельно с учебой,

брал уроки фортепианной игры у известных музыкантов.

После окончания Благородного пансиона Глинка поступил на службу в

ведомство путей сообщения, но вскоре вышел в отставку и целиком посвятил

себя музыке.

Уровень музыкальной культуры в России того времени не способствовал

профессиональному

становлению

композитора.

Глинка

отправляется

в

Италию, его влекут природа и памятники искусства этой страны. Там он

встречается с известными музыкантами, изучает их творчество, восхищается

красотой

итальянских

мелодий.

Но

«тоска

по

отчизне,

-

вспоминал

композитор, - навела меня постепенно на мысль писать по-русски».

М.И.Глинка создал замечательные произведения во многих музыкальных

жанрах:

две

оперы

(«Иван

Сусанин»

и

«Руслан

и

Людмила»),

симфонические произведения, пьесы для фортепиано, романсы и песни. Все

последующие

поколения

русских

музыкантов

считали

Глинку

своим

учителем, а

многие из них решили связать свою жизнь с музыкой под

воздействием

встречи

с

творчеством

великого

композитора,

глубокое

содержание которого сочетается с совершенной формой.

Какие же произведения М.И.Глинки включены в содержание

современных

программ

по

музыке?

Проанализируем

две

программы,

которые чаще всего используют учителя музыки в своей работе.

В

программу

по

предмету

«Музыка»

для

1-4

классов

общеобразовательных учреждений

(авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,

Т.С.Шмагина) включены:

В разделе 1. «Россия – Родина моя» - «Патриотическая песня» (во 2

кл.); Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» (в 3 и 4 кл.).

В разделе 2. «День полный событий» - «Венецианская ночь», сл.

Козлова (в 4 кл.)

В разделе 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - Песни Баяна из

оперы «Руслан и Людмила» (в 3 кл.).

В разделе 5. «В музыкальном театре» - Фрагменты из оперы «Руслан и

Людмила» (во 2 и 3 кл.); фрагменты из оперы «Иван Сусанин»: танцы из 2

действия, сцена и хор из 3 действия, сцена из 4 действия (в 4 кл.).

В разделе 6. «В концертном зале» - Увертюра к опере «Руслан и

Людмила» (во 2 кл.); «Арагонская хота» (в 4 кл.).

В разделе 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

-

«Попутная», «Жаворонок», сл. Н.Кукольника (во 2 кл.).

В программе по предмету «Музыка» для 1-4 классов (авторы: В.В.Алеев,

Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак) представлены:

- Марш Черномора (2 класс. Тема урока: «Марш Черномора»);

- 1-ая песня Баяна, ария Руслана

из 3 действия (3 кл. Тема урока: «Дела

давно минувших дней…»);

- Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (3 кл. Тема урока: «Бег по

кругу: рондо»);

- «Патриотическая песня» (3 кл. Тема урока: «Что такое патриотизм»);

- Ария Ивана Сусанина, хор «Славься!»

из оперы «Иван Сусанин» (3 кл.

Тема урока: «Русский национальный герой Иван Сусанин»);

- «Полонез» из оперы «Иван Сусанин» (4 кл. Тема урока: «Блеск и мощь

полонеза»);

-

«Венецианская

ночь»,

сл.

Козлова

(4

кл.

Тема

урока:

«Музыкальное

путешествие в Италию»).

Как видим, на уроках музыки звучат многие произведения Глинки. Это

фрагменты из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; симфоническая

пьеса

«Арагонская

хота»; песни

и

романсы:

«Патриотическая

песня»,

«Венецианская

ночь»,

сл.

Козлова;

«Попутная»,

«Жаворонок»,

сл.

Н.Кукольника.

Кратко охарактеризуем эти произведения.

Опера Глинки «Иван Сусанин» — героическая народная музыкальная

драма. В основу сюжета оперы легли исторические события 1612 г., когда

Россия

вела

борьбу

с

польскими

захватчиками.

Младшие

школьники

с

большим

вниманием

выслушают

рассказ

учителя

о

героическом

подвиге

костромского крестьянина.

Речитатив и ария Сусанина из четвертого действия — один из самых

напряженных, драматичных фрагментов оперы. Именно в этой арии до конца

раскрывается

образ

Сусанина,

настоящего

патриота

своей

Родины.

Взволнованный

речитатив

«Чуют

правду»

начинает

арию

Сусанина.

Интонации героя неторопливы и мужественны. В арии «Ты взойдешь, моя

заря», проникнутой скорбью и мужеством, Сусанин, чувствуя скорую гибель,

вспоминает своих детей, мысленно прощается с ними. В основе арии лежит

широкая и величественная русская мелодия.

Заключительный хор «Славься!» звучит в эпилоге оперы. Народ,

собравшийся

на

Красной

площади,

прославляет

нашу

Родину

и

героев,

отстоявших

свободу

России.

Музыка

хора

яркая

и

торжественная,

по

характеру похожа на гимн.

Слушая эти фрагменты из оперы, обучающиеся постигают тему

защитников Отечества в музыке, понятие патриотизма.

Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина знакома школьникам по

стихотворному

фрагменту

«У

Лукоморья…».

Возможно,

что

кто-то

из

учеников сможет кратко рассказать о героях и событиях этого произведения.

Пушкинская поэма стала основой для второй оперы Глинки: оперы – сказки.

В

развернутых

ариях-портретах

композитор

тщательно

вырисовывает

характер своих героев.

Школьники слушают две песни Баяна из первого действия, знакомясь с

образом древнерусского певца-сказителя.

В арии Фарлафа из второго действия наиболее полно раскрываются

основные его черты - трусость и хвастовство. Какими же выразительными

средствами нарисовал композитор музыкальный портрет этого героя оперы?

Ария звучит в очень быстром темпе. А вокальная партия, написанная для

баса, наполненная виртуозными приемами, напоминает скороговорку. Все это

создает ощущение комичности образа Фарлафа.

Основная тема,

напористая и стремительная, возвращается несколько раз и чередуется с

оттеняющими

ее

эпизодами.

На

примере

арии

Фарлафа

обучающиеся

знакомятся с музыкальной формой рондо.

Главной музыкальной характеристикой злого волшебника является марш

Черномора

в

четвертом

действии.

Номер

строится

на

чередовании

двух

контрастных

тем.

1-я

тема

звучит

резко,

даже

дико

и

производит

устрашающее впечатление. 2-я тема рисует сказочную картину

царства

Черномора.

Звучание

музыки

нежное,

прозрачное,

чарующее:

тихое

позванивание колокольчиков, вспышки и переливы разноцветных гармоний.

Дети всегда с большим интересом воспринимают этот фрагмент оперы.

Слушая музыку из «Руслана и Людмилы» школьники знакомятся с оперой

как с музыкальным жанром, с ее составными частями (увертюра, сцены,

арии), с оперными голосами и т.д.

В симфонических произведениях, как и в своих операх, Глинка умело

сочетал новые оркестровые краски с простотой и доступностью музыкальных

образов.

На

примере

«Арагонской

хоты»,

воплотившей

характер

и

темперамент испанского народа, школьники узнают, что многие композиторы

использовали

в

своих

произведениях

подлинные

народные

мелодии,

знакомятся с вариационной формой построения музыки.

Замечательны вокальные сочинения Глинки.

В задушевной и задумчивой песне «Жаворонок» светлая мелодия льется

просто

и

легко.

Звуки

фортепианного

сопровождения

выразительно

воссоздают

картины

русского

пейзажа

его

бескрайность

и

широту.

В

аккомпанементе перед началом вокальной партии слышны трели жаворонка.

Эта музыка поможет учащимся понять тему природы в музыке, связь музыки

и живописи.

В музыке «Попутной песни» дети почувствуют состояние движения и

порыва, нетерпеливого ожидания, а в звуках фортепианного сопровождения

услышат

стук

колес

поезда,

«увидят»,

как

мелькают

за

окном

разные

картины.

Романс «Венецианская ночь» поможет школьникам совершить

музыкальное путешествие по Италии, познакомиться с жанром баркаролы.

Таким образом, творчество Глинки занимает важное место на уроках

музыки

в

начальных

классах.

Опытный

учитель

найдет

возможность

включить в свою программу по слушанию музыки

фортепианные пьесы

Глинки и разучить с детьми, например, песню «Ты, соловушка, умолкни…».

Произведения

нашего

великого

композитора,

несомненно,

могут

способствовать

музыкально-художественному

и

духовно-нравственному

воспитанию младших школьников.



В раздел образования