Автор: Киселева Эмилия Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ «СОШ №2»
Населённый пункт: город Котлас, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Творчество М. И. Глинки на уроках музыки в начальных классах
Раздел: начальное образование
ТВОРЧЕСТВО М. И. ГЛИНКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Киселева Эмилия Юрьевна, учитель музыки
МОУ «СОШ №2» г. Котласа Архангельской обл.
Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор, первый с
такой силой и глубиной выразивший в музыке русский характер. Его роль в
русской музыке сравнима по значению с ролью Пушкина в литературе и
поэзии:
М.И.Глинка
-
основоположник
русской
музыкальной
классики.
Истоки музыки Глинки берут начало в русском народном творчестве. Все
произведения
этого
замечательного
композитора
наполнены
любовью
к
Родине, к русскому народу, к русской природе.
Авторы современных программ по музыке для начальных классов
развивают принцип концепции Д.Б.Кабалевского о доступности учащимся
младших
классов
самых
высоких
образцов
серьезной
музыки
и
о
необходимости
воспитания
на
них
духовного
мира
школьника.
Поэтому
значительную часть содержания обучения по предмету «Музыка» составляют
произведения великих русских классиков, в том числе творчество Михаила
Ивановича Глинки.
Цель этой статьи – краткий обзор жизненного и творческого пути
М.И.Глинки и анализ произведений, используемых на уроках музыки.
Родился будущий композитор 20 мая 1804 года в селе Новоспасском
Смоленской губернии. По воспоминаниям матери, сразу после появления на
свет сына под самым окном ее спальни раздались звонкие трели соловья.
Первые годы воспитанием мальчика занималась бабушка. Она баловала и
лелеяла
своего
внука.
Начальное
образование
Глинка
получил
дома.
Огромное
впечатление
производило
на
мальчика
звучание
церковных
колоколов. Он научился подражать этим звукам, ударяя по медным тазам,
специально
принесенным
к
нему
в
комнату.
Любил
слушать
пение
крепостных
крестьян
и
звон
колокольчиков
под
дугой
лошади.
У
дяди,
жившего в соседнем имении, был свой оркестр, состоявший из крепостных
музыкантов. Увлеченно слушал Глинка игру оркестра, а вскоре начал сам
осваивать
игру
на
разных
инструментах. Музыка оказывала на мальчика
очень сильное воздействие, после концертов он часто ходил рассеянный.
«Музыка - душа моя», - сказал он однажды.
Обучаясь с 1817 г. в Петербургском Благородном пансионе, среди
преподавателей которого были передовые люди того времени, например,
друг Пушкина Вильгельм Кюхельбекер, Глинка, параллельно с учебой,
брал уроки фортепианной игры у известных музыкантов.
После окончания Благородного пансиона Глинка поступил на службу в
ведомство путей сообщения, но вскоре вышел в отставку и целиком посвятил
себя музыке.
Уровень музыкальной культуры в России того времени не способствовал
профессиональному
становлению
композитора.
Глинка
отправляется
в
Италию, его влекут природа и памятники искусства этой страны. Там он
встречается с известными музыкантами, изучает их творчество, восхищается
красотой
итальянских
мелодий.
Но
«тоска
по
отчизне,
-
вспоминал
композитор, - навела меня постепенно на мысль писать по-русски».
М.И.Глинка создал замечательные произведения во многих музыкальных
жанрах:
две
оперы
(«Иван
Сусанин»
и
«Руслан
и
Людмила»),
симфонические произведения, пьесы для фортепиано, романсы и песни. Все
последующие
поколения
русских
музыкантов
считали
Глинку
своим
учителем, а
многие из них решили связать свою жизнь с музыкой под
воздействием
встречи
с
творчеством
великого
композитора,
глубокое
содержание которого сочетается с совершенной формой.
Какие же произведения М.И.Глинки включены в содержание
современных
программ
по
музыке?
Проанализируем
две
программы,
которые чаще всего используют учителя музыки в своей работе.
В
программу
по
предмету
«Музыка»
для
1-4
классов
общеобразовательных учреждений
(авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина) включены:
В разделе 1. «Россия – Родина моя» - «Патриотическая песня» (во 2
кл.); Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» (в 3 и 4 кл.).
В разделе 2. «День полный событий» - «Венецианская ночь», сл.
Козлова (в 4 кл.)
В разделе 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - Песни Баяна из
оперы «Руслан и Людмила» (в 3 кл.).
В разделе 5. «В музыкальном театре» - Фрагменты из оперы «Руслан и
Людмила» (во 2 и 3 кл.); фрагменты из оперы «Иван Сусанин»: танцы из 2
действия, сцена и хор из 3 действия, сцена из 4 действия (в 4 кл.).
В разделе 6. «В концертном зале» - Увертюра к опере «Руслан и
Людмила» (во 2 кл.); «Арагонская хота» (в 4 кл.).
В разделе 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
-
«Попутная», «Жаворонок», сл. Н.Кукольника (во 2 кл.).
В программе по предмету «Музыка» для 1-4 классов (авторы: В.В.Алеев,
Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак) представлены:
- Марш Черномора (2 класс. Тема урока: «Марш Черномора»);
- 1-ая песня Баяна, ария Руслана
из 3 действия (3 кл. Тема урока: «Дела
давно минувших дней…»);
- Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» (3 кл. Тема урока: «Бег по
кругу: рондо»);
- «Патриотическая песня» (3 кл. Тема урока: «Что такое патриотизм»);
- Ария Ивана Сусанина, хор «Славься!»
из оперы «Иван Сусанин» (3 кл.
Тема урока: «Русский национальный герой Иван Сусанин»);
- «Полонез» из оперы «Иван Сусанин» (4 кл. Тема урока: «Блеск и мощь
полонеза»);
-
«Венецианская
ночь»,
сл.
Козлова
(4
кл.
Тема
урока:
«Музыкальное
путешествие в Италию»).
Как видим, на уроках музыки звучат многие произведения Глинки. Это
фрагменты из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; симфоническая
пьеса
«Арагонская
хота»; песни
и
романсы:
«Патриотическая
песня»,
«Венецианская
ночь»,
сл.
Козлова;
«Попутная»,
«Жаворонок»,
сл.
Н.Кукольника.
Кратко охарактеризуем эти произведения.
Опера Глинки «Иван Сусанин» — героическая народная музыкальная
драма. В основу сюжета оперы легли исторические события 1612 г., когда
Россия
вела
борьбу
с
польскими
захватчиками.
Младшие
школьники
с
большим
вниманием
выслушают
рассказ
учителя
о
героическом
подвиге
костромского крестьянина.
Речитатив и ария Сусанина из четвертого действия — один из самых
напряженных, драматичных фрагментов оперы. Именно в этой арии до конца
раскрывается
образ
Сусанина,
настоящего
патриота
своей
Родины.
Взволнованный
речитатив
«Чуют
правду»
начинает
арию
Сусанина.
Интонации героя неторопливы и мужественны. В арии «Ты взойдешь, моя
заря», проникнутой скорбью и мужеством, Сусанин, чувствуя скорую гибель,
вспоминает своих детей, мысленно прощается с ними. В основе арии лежит
широкая и величественная русская мелодия.
Заключительный хор «Славься!» звучит в эпилоге оперы. Народ,
собравшийся
на
Красной
площади,
прославляет
нашу
Родину
и
героев,
отстоявших
свободу
России.
Музыка
хора
яркая
и
торжественная,
по
характеру похожа на гимн.
Слушая эти фрагменты из оперы, обучающиеся постигают тему
защитников Отечества в музыке, понятие патриотизма.
Поэма «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина знакома школьникам по
стихотворному
фрагменту
«У
Лукоморья…».
Возможно,
что
кто-то
из
учеников сможет кратко рассказать о героях и событиях этого произведения.
Пушкинская поэма стала основой для второй оперы Глинки: оперы – сказки.
В
развернутых
ариях-портретах
композитор
тщательно
вырисовывает
характер своих героев.
Школьники слушают две песни Баяна из первого действия, знакомясь с
образом древнерусского певца-сказителя.
В арии Фарлафа из второго действия наиболее полно раскрываются
основные его черты - трусость и хвастовство. Какими же выразительными
средствами нарисовал композитор музыкальный портрет этого героя оперы?
Ария звучит в очень быстром темпе. А вокальная партия, написанная для
баса, наполненная виртуозными приемами, напоминает скороговорку. Все это
создает ощущение комичности образа Фарлафа.
Основная тема,
напористая и стремительная, возвращается несколько раз и чередуется с
оттеняющими
ее
эпизодами.
На
примере
арии
Фарлафа
обучающиеся
знакомятся с музыкальной формой рондо.
Главной музыкальной характеристикой злого волшебника является марш
Черномора
в
четвертом
действии.
Номер
строится
на
чередовании
двух
контрастных
тем.
1-я
тема
звучит
резко,
даже
дико
и
производит
устрашающее впечатление. 2-я тема рисует сказочную картину
царства
Черномора.
Звучание
музыки
нежное,
прозрачное,
чарующее:
тихое
позванивание колокольчиков, вспышки и переливы разноцветных гармоний.
Дети всегда с большим интересом воспринимают этот фрагмент оперы.
Слушая музыку из «Руслана и Людмилы» школьники знакомятся с оперой
как с музыкальным жанром, с ее составными частями (увертюра, сцены,
арии), с оперными голосами и т.д.
В симфонических произведениях, как и в своих операх, Глинка умело
сочетал новые оркестровые краски с простотой и доступностью музыкальных
образов.
На
примере
«Арагонской
хоты»,
воплотившей
характер
и
темперамент испанского народа, школьники узнают, что многие композиторы
использовали
в
своих
произведениях
подлинные
народные
мелодии,
знакомятся с вариационной формой построения музыки.
Замечательны вокальные сочинения Глинки.
В задушевной и задумчивой песне «Жаворонок» светлая мелодия льется
просто
и
легко.
Звуки
фортепианного
сопровождения
выразительно
воссоздают
картины
русского
пейзажа
–
его
бескрайность
и
широту.
В
аккомпанементе перед началом вокальной партии слышны трели жаворонка.
Эта музыка поможет учащимся понять тему природы в музыке, связь музыки
и живописи.
В музыке «Попутной песни» дети почувствуют состояние движения и
порыва, нетерпеливого ожидания, а в звуках фортепианного сопровождения
услышат
стук
колес
поезда,
«увидят»,
как
мелькают
за
окном
разные
картины.
Романс «Венецианская ночь» поможет школьникам совершить
музыкальное путешествие по Италии, познакомиться с жанром баркаролы.
Таким образом, творчество Глинки занимает важное место на уроках
музыки
в
начальных
классах.
Опытный
учитель
найдет
возможность
включить в свою программу по слушанию музыки
фортепианные пьесы
Глинки и разучить с детьми, например, песню «Ты, соловушка, умолкни…».
Произведения
нашего
великого
композитора,
несомненно,
могут
способствовать
музыкально-художественному
и
духовно-нравственному
воспитанию младших школьников.