Автор: Бойцова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Старый Оскол Белгородской области
Наименование материала: Статья "Способы организации активного обучения в рамках ФГОС"
Тема: "Активные методы обучения"
Раздел: начальное образование
1
Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
Новый
ФГОС
предъявляет
более
высокие
требования
к
уровню
подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не
столько
передать
знания,
сколько
«научить
учиться»,
что
предполагает
умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию,
применять ее в реальной жизни.
В связи с этим хотелось бы сказать несколько слов о необходимых
составляющих современного урока, его основных компонентах.
Как же построить современный урок? Разберем поэтапно.
1.
Определить, какой учебный материал сообщать учащимся. Для этого
необходимо учитывать особенности учащихся класса.
2.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся
целевую установку урока.
3.
Подготовить учебный материал и подготовиться к проведению урока.
4.
Продумать «изюминку» урока.
5.
Сгруппировать отобранный учебный материал.
6.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке.
7.
Подготовить оборудование для урока.
8.
Продумать задания на дом.
Учителю следует помнить, что успеху урока способствуют:
– хорошее знание материала учителем;
– бодрое самочувствие;
– продуманный план урока;
– чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
– правильный выбор методов обучения;
– разнообразие методов обучения;
– занимательность изложения материала;
– ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому
материалу;
– богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция
учителя;
– выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:
– неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;
– безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
– «рыхлая композиция» урока;
– скованность движений;
2
– неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
– однообразие методов обучения;
– бесстрастный рассказ учителя;
– монотонность и сухость при изложении нового материала;
– отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и
задачами урока, вопросами.
В результате внедрения активных методов обучения в практическую
деятельность
все
учащиеся
класса
на
уроке
работают
с
интересом
и
желанием, значительно повышается интенсивность их работы, в частности
ученики во время работы:
внимательно слушают, размышляя;
наблюдают, думая;
читают, анализируя;
осмысленно выполняют практическое задание.
Следовательно, мы можем констатировать, что степень активности
учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя,
интегративным показателем его педагогического мастерства.
Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин: от
цели занятия, опытности учеников, их знаний.
Активными методами можно считать только те, которые побуждают к
активному,
старательному
учению
именно
всех
учащихся
классного
коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных и
ленивых.
К активным методам обучения можно отнести:
мозговой штурм;
ИКТ;
разноуровневую дифференциацию;
игровые технологии;
технологии деятельностного метода обучения;
творческие задания, такие как: исправить ошибки в тексте, придумать
сказку на определенную тему и прочие;
работа
в
малых
группах,
где
группа
занимается
решением
занимательных задач;
проблемное обучение;
соревнования,викторины, игра «Дальше, дальше» и другие игры;
ученик в роли учителя;
проектный метод.
А теперь более подробно о некоторых активных методах, используемых
на уроках.
3
«Мозговой штурм».
«Мозговой штурм» включает:
- экспресс-разминку;
- быстрый поиск ответов на вопросы и задачи;
- непосредственно «штурм» поставленной проблемы;
- обсуждение итогов работы групп;
- отбор и оценка наилучших идей;
- публичная защита лучших идей.
Следующий активный метод «Кубирование».
Этот подход предусматривает использование кубика с написанным на каждой
грани указанием направления мысли. Например, возможны такие указания на
гранях:
- описать объект;
- проанализировать составные части;
- сравнить с другими;
- установить ассоциации;
- предложить аргументы «за» и «против»;
Метод «Кубирование» позволяет рассмотреть тему с разных сторон.
Учитывая тенденции развития современного общества невозможно не
использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении.
1.
Использование
некоторых
компьютерных
программ
позволяет
облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка
качества
знаний,
тем
самым
на
уроке
освобождается
время
для
дополнительных
заданий
(за
счет
того,
что
материалы
заранее
заготовлены в электронном виде).
2.
Позволяет
повысить
эффективность
урока
за
счет
наглядности.
Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты,
таблицы,
записи
на
доске),
но
информационно-коммуникационные
технологии,
бесспорно,
создают
гораздо
более
высокий
уровень
наглядности.
3.
Дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности
увидеть
невозможно.
Современные
персональные
компьютеры
и
программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической
точности моделировать различные учебные ситуации.
4.
Информационные
технологии
предоставляют
широкие
возможности
для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только
за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования
учащегося.
4
Все перечисленные методы не заменят в полной мере традиционные
формы обучения, но дополнят их. Такое сочетание позволит рационально
организовать образовательный процесс. Следует подчеркнуть, что какие бы
методы
учитель
не
применял
в
построении
и
проведении
урока
всегда
необходимо соблюдать основные положения:
1.
Быть
собранным,
четко
и
ясно
ставить
задачи
перед
учащимися,
соблюдать логику изложения материала.
2.
Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их
незнанием или непониманием.
3.
Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может
быть следствием неясного вопроса.
4.
Задания и инструктаж следует давать четко, кратко, с обязательным
выяснением того, как ученики поняли требования.
5.
Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя.
6.
Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание,
сосредоточенность на задании.
7.
Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком,
не допускать длительных проработок учащихся.
8.
Добиваться
выполнения
каждого
своего
требования.
Ни
одно
требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
9.
Темп
урока
поддерживать
интенсивным,
но
посильным
для
большинства обучающихся.
10.Стимулировать
вопросы
учащихся,
поддерживать
их
инициативу,
одобрять их активность и осведомленность.