Автор: Атнагузина Людмила Семеновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ЛГ МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Лангепас Тюменской области
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Раздел: начальное образование
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ОВЗ
В 2012 году приняты стандарты ФГОС, где
подробно прописана модель
взаимодействия семьи и школы в целях оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.
Педагоги школы очень тесно сотрудничают с семьями, где есть дети с ОВЗ
Работа состоит из 3 основных блоков:
Блок №1: организация участия родителей во внеурочных мероприятиях
На первых встречах с родителями педагог постоянно нацеливает их на то, что
нужно
сообща
делать
одно
дело.
Очень
важно
присутствие
взрослых
на
классных
мероприятиях. Чтобы правильно воспитывать, родители должны видеть своего ребёнка в
различных ситуациях, наблюдать за ним, как он общается с другими детьми, учить его
адекватно оценивать свои силы.
В работе с родителями полезно использовать интерактивные методы: привлекать
родителей
в
качестве
экспертов,
членов
жюри
во
внеклассные
мероприятия,
конструировать образовательные и культурно-массовые мероприятия с учетом опыта и
профессиональных
возможностей
родителей
(знакомство
с
профессиями,
посещение
учреждений (музеев, спортивных комплексов и т.д.), рассказ о новых сферах деятельности,
мастер-классы и пр.). Особое значение имеют общешкольные, тематические выставки
работ
учащихся.
Помимо
представления
лучших
работ,
уместно
показывать
работы,
выполненные на кружке, на уроке, в рамках внеурочной деятельности детей, дома с
родителями
и
пр.,
давая
возможность
каждому
ребенку
стать
участником
школьной
выставки на том уровне, который для него является наиболее приемлемым. Выставки
работ могут касаться не только художественных и прикладных работ. Это могут быть и
выставки тетрадей, контрольных и диагностических работ, творческих и элементарных
проектных
работ,
фотоотчеты
о
общественно-полезных
мероприятиях,
экскурсиях,
отдыхе, в том числе и с родителями. Чем более будет открыта школа, чем большее
количество детей и родителей будет вовлечено в освещаемую деятельность, тем больший
положительный отклик может быть получен от этой работы.
Главная ее цель – наладить отношения полного взаимопонимания с родителями,
сделать
их
союзниками
в
деле
воспитания
учащихся,
а
для
этого
очень
актуально
привлечение
родителей
к
планированию
мероприятий,
анонсы
запланированных
мероприятий, поощрение активных родителей.
Блок №2: совместное формирование жизненной компетенции обучающихся
Педагогами школы совместно с родителями реализуется проект по формированию
жизненной
компетенции
обучающихся
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
с
тяжелыми
и
множественными
нарушениями развития (ТМНР), где формирование жизненно необходимых привычек и
навыков
поведения
происходит
успешно
при
хорошо
известных
социально-бытовых
ситуациях
и
посредством
упражнений
вырабатываются
положительные
привычки,
способствующие адаптации в окружающем.
Совместная с учителем поездка в транспорте, прогулка по улицам города помогают
ученикам овладевать социально-бытовыми умениями. Перед праздниками отправляется
открытка с поздравлениями бабушкам. Ученики учатся поздравлять родных и близких
людей, писать и вручать приглашения на различные классные мероприятия и праздники.
Экскурсии на почту, в магазин, предприятия сфер обслуживания и др. являются средством
активного
познания
окружающей
действительности
и
направлены
на
формирование
практических умений по социальному окружению. Проводятся уроки-экскурсии, во время
которых дети знакомятся с предметами и явлениями общественной жизни в естественной
обстановке и имеют возможность на практике применить знания и навыки, связанные с
жизнью человека в современном обществе.
Посещают выставки, концерты организуемые педагогами и родителями. Тесное
сотрудничество
ведется
с
городской
детской
библиотекой.
Библиотекари
приглашают
детей на книжные выставки, организуют викторины и конкурсы, театральные и кукольные
представления.
Совместные
экскурсии
по
родному
городу
формируют
у
детей
адекватное
представление об опасности и безопасности, дают знания об окружающем мире, учат
ориентироваться
в
незнакомом
месте.
Идет
интеграция
ребенка
в
более
сложное
социальное окружение, что является движущей силой развития жизненной компетенции.
Блок №3: консультирование и просвещение родителей по вопросам обучения и
воспитания детей с ОВЗ
Консультативное направление способствует непрерывности сопровождения детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
их
семей
относительно
реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, развития, обучения,
коррекции, социализации.
Информационно-просветительское направление предполагает расширение
образовательного пространства окружающего социума и информирование всех участников
образовательных отношений об особенностях образовательного процесса для
определенной категории учащихся (т.е непрерывное образование воспитывающих
взрослых).
Формы для реализации консультативного и информационно-просветительского
направления могут быть самыми разными: мастер-класс (это интерактивная форма
обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции), круглый
стол (обсуждение чего либо с равными правами участников), деловое кафе (общение в
более тесном круге), информационный семинар (семинар – это групповое практическое
занятие, которое длиться определенное время под руководством преподавателя, где
происходит изучение и систематизация знаний по заранее изученному вопросу), квест-
игра (игра по станциям), родительское собрание.
Приведу пример: родительское собрание. Чтобы преодолеть скуку и формализм, а
также повысить активность родителей руководствуемся простыми правилами:
- выбираем тему, которая наиболее актуальна для родителей (заранее проводится
опрос или экспресс мониторинг с использованием социальных сетей)
-обсуждаем проблему, формулируя цели, задачи и пути выхода из создавшейся
ситуации
-получаем обратную связь от родителей- принятие совместного решения
-обсуждаем впечатления от участия в мероприятии.
Учителя возлагают ответственность на родителей, а родители – на учителей. И
начинается борьба: родители отказываются участвовать в образовании своих детей. Надо
быть союзниками: «Мы вместе помогаем ребенку учиться.» Нам надо показывать
заинтересованность детьми. Работать на контакте и доверии. Воспринимать родителей как
равноправных партнеров.
Приемы взаимодействия с родителями:
-говорить о позитивных составляющих поведения ребенка
- озвучивать общие цели с родителями
-поставить родителя в позицию эксперта: «Вы знаете своего ребенка лучше всех»
-трудности ребенка обсуждать только в личной беседе
Например, как направить родителя к психологу.
-Все у него хорошо, но он по-прежнему стесняется отвечать у доски. Давайте
попробуем посоветоваться со школьным психологом.
Только в тесном сотрудничестве с родителями можно решить проблему
социальной адаптации и дезадаптации детей с ОВЗ.