Напоминание

Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ОВЗ


Автор: Атнагузина Людмила Семеновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ЛГ МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Лангепас Тюменской области
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ОВЗ

В 2012 году приняты стандарты ФГОС, где

подробно прописана модель

взаимодействия семьи и школы в целях оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.

Педагоги школы очень тесно сотрудничают с семьями, где есть дети с ОВЗ

Работа состоит из 3 основных блоков:

Блок №1: организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

На первых встречах с родителями педагог постоянно нацеливает их на то, что

нужно

сообща

делать

одно

дело.

Очень

важно

присутствие

взрослых

на

классных

мероприятиях. Чтобы правильно воспитывать, родители должны видеть своего ребёнка в

различных ситуациях, наблюдать за ним, как он общается с другими детьми, учить его

адекватно оценивать свои силы.

В работе с родителями полезно использовать интерактивные методы: привлекать

родителей

в

качестве

экспертов,

членов

жюри

во

внеклассные

мероприятия,

конструировать образовательные и культурно-массовые мероприятия с учетом опыта и

профессиональных

возможностей

родителей

(знакомство

с

профессиями,

посещение

учреждений (музеев, спортивных комплексов и т.д.), рассказ о новых сферах деятельности,

мастер-классы и пр.). Особое значение имеют общешкольные, тематические выставки

работ

учащихся.

Помимо

представления

лучших

работ,

уместно

показывать

работы,

выполненные на кружке, на уроке, в рамках внеурочной деятельности детей, дома с

родителями

и

пр.,

давая

возможность

каждому

ребенку

стать

участником

школьной

выставки на том уровне, который для него является наиболее приемлемым. Выставки

работ могут касаться не только художественных и прикладных работ. Это могут быть и

выставки тетрадей, контрольных и диагностических работ, творческих и элементарных

проектных

работ,

фотоотчеты

о

общественно-полезных

мероприятиях,

экскурсиях,

отдыхе, в том числе и с родителями. Чем более будет открыта школа, чем большее

количество детей и родителей будет вовлечено в освещаемую деятельность, тем больший

положительный отклик может быть получен от этой работы.

Главная ее цель – наладить отношения полного взаимопонимания с родителями,

сделать

их

союзниками

в

деле

воспитания

учащихся,

а

для

этого

очень

актуально

привлечение

родителей

к

планированию

мероприятий,

анонсы

запланированных

мероприятий, поощрение активных родителей.

Блок №2: совместное формирование жизненной компетенции обучающихся

Педагогами школы совместно с родителями реализуется проект по формированию

жизненной

компетенции

обучающихся

с

умеренной,

тяжелой,

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

с

тяжелыми

и

множественными

нарушениями развития (ТМНР), где формирование жизненно необходимых привычек и

навыков

поведения

происходит

успешно

при

хорошо

известных

социально-бытовых

ситуациях

и

посредством

упражнений

вырабатываются

положительные

привычки,

способствующие адаптации в окружающем.

Совместная с учителем поездка в транспорте, прогулка по улицам города помогают

ученикам овладевать социально-бытовыми умениями. Перед праздниками отправляется

открытка с поздравлениями бабушкам. Ученики учатся поздравлять родных и близких

людей, писать и вручать приглашения на различные классные мероприятия и праздники.

Экскурсии на почту, в магазин, предприятия сфер обслуживания и др. являются средством

активного

познания

окружающей

действительности

и

направлены

на

формирование

практических умений по социальному окружению. Проводятся уроки-экскурсии, во время

которых дети знакомятся с предметами и явлениями общественной жизни в естественной

обстановке и имеют возможность на практике применить знания и навыки, связанные с

жизнью человека в современном обществе.

Посещают выставки, концерты организуемые педагогами и родителями. Тесное

сотрудничество

ведется

с

городской

детской

библиотекой.

Библиотекари

приглашают

детей на книжные выставки, организуют викторины и конкурсы, театральные и кукольные

представления.

Совместные

экскурсии

по

родному

городу

формируют

у

детей

адекватное

представление об опасности и безопасности, дают знания об окружающем мире, учат

ориентироваться

в

незнакомом

месте.

Идет

интеграция

ребенка

в

более

сложное

социальное окружение, что является движущей силой развития жизненной компетенции.

Блок №3: консультирование и просвещение родителей по вопросам обучения и

воспитания детей с ОВЗ

Консультативное направление способствует непрерывности сопровождения детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

их

семей

относительно

реализации

дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, развития, обучения,

коррекции, социализации.

Информационно-просветительское направление предполагает расширение

образовательного пространства окружающего социума и информирование всех участников

образовательных отношений об особенностях образовательного процесса для

определенной категории учащихся (т.е непрерывное образование воспитывающих

взрослых).

Формы для реализации консультативного и информационно-просветительского

направления могут быть самыми разными: мастер-класс (это интерактивная форма

обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции), круглый

стол (обсуждение чего либо с равными правами участников), деловое кафе (общение в

более тесном круге), информационный семинар (семинар – это групповое практическое

занятие, которое длиться определенное время под руководством преподавателя, где

происходит изучение и систематизация знаний по заранее изученному вопросу), квест-

игра (игра по станциям), родительское собрание.

Приведу пример: родительское собрание. Чтобы преодолеть скуку и формализм, а

также повысить активность родителей руководствуемся простыми правилами:

- выбираем тему, которая наиболее актуальна для родителей (заранее проводится

опрос или экспресс мониторинг с использованием социальных сетей)

-обсуждаем проблему, формулируя цели, задачи и пути выхода из создавшейся

ситуации

-получаем обратную связь от родителей- принятие совместного решения

-обсуждаем впечатления от участия в мероприятии.

Учителя возлагают ответственность на родителей, а родители – на учителей. И

начинается борьба: родители отказываются участвовать в образовании своих детей. Надо

быть союзниками: «Мы вместе помогаем ребенку учиться.» Нам надо показывать

заинтересованность детьми. Работать на контакте и доверии. Воспринимать родителей как

равноправных партнеров.

Приемы взаимодействия с родителями:

-говорить о позитивных составляющих поведения ребенка

- озвучивать общие цели с родителями

-поставить родителя в позицию эксперта: «Вы знаете своего ребенка лучше всех»

-трудности ребенка обсуждать только в личной беседе

Например, как направить родителя к психологу.

-Все у него хорошо, но он по-прежнему стесняется отвечать у доски. Давайте

попробуем посоветоваться со школьным психологом.

Только в тесном сотрудничестве с родителями можно решить проблему

социальной адаптации и дезадаптации детей с ОВЗ.



В раздел образования