Напоминание

"Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности"


Автор: Нагорская Анжела Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №46"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности.

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен

человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной

деятельности.

Основным источником познания является книга.

К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской

литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг

заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь

видеотеки

и

компьютерные

игры.

В

связи

с

этим

вопрос

формирования

читательской

самостоятельности (ФЧС) школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению

данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития

устойчивого интереса к литературе.

Современные требования общества, модернизация образования диктуют необходимость

внедрения новых образовательных программ. Среди большого количества программ наиболее

успешно решает проблему ФЧС, на наш взгляд, курс “Литературное чтение” Л.А. Ефросининой.

Теория

ФЧС,

разработка

которой

принадлежит

Н.

Н.

Светловской,

существует

в

методической науке 30 лет, она дала школе научно обоснованную систему внеклассного чтения. Н.

Н. Светловская определяет читательскую самостоятельность как “личностное свойство, которое

характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы

знаний,

умений,

навыков

дающих

ему

возможность

с

наименьшей

затратой

сил

и

времени,

реализовать

свои

побуждения

в

соответствии

с

общественной

и

личной

необходимостью.

Объективным

показателем

того,

что

читательская

самостоятельность

сформирована,

следует

считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в

процессе

чтения

все

знания,

умения

и

навыки,

которыми

читатель

располагает

к

моменту

деятельности

с

книгой.

Читательская

самостоятельность

надёжная

основа

непрерывного

самообразования, самовоспитания и саморазвития”.

Основная цель предмета “Литературное чтение” – ввести детей в мир отечественной и

зарубежной

детской

литературы,

обогатить

читательский

опыт

ребёнка,

помочь

ему

стать

самостоятельным читателем.

Из

основной

цели

предмета

“Литературное

чтение”

вытекает

ряд

задач,

решение

которых способствует становлению ребёнка – читателя:

Обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики

его

литературной

формы

(жанра),

выявление

точки

зрения

писателя,

формирование

позиции

читателя;

Работать над навыком чтения;

Формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для

освоения литературы как искусства слова;

Включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;

Расширять круг чтения младших школьников.

Эти задачи реализуются в большей или меньшей степени на каждом уроке.

Важнейшим

итогом

обучения

должно

стать

литературное

развитие

школьников,

устойчивая

потребность

и

способность

читать

книги

по

осознанному

выбору,

стремление

к

самообразованию и саморазвитию.

Среди особенностей программы, которые способствуют ФЧС, необходимо отметить

следующие:

уроки литературного слушания в 1 классе;

использование технологии моделирования;

“нерасчленённость” и “переплетённость” классного и внеклассного чтения;

использование схем, таблиц, кроссвордов;

разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении;

осуществление самоконтроля и самооценки.

Этапы ФЧС различаются: целями обучения, задачами, структурой урока, методикой

работы, учебным материалом, требованиями к ЗУН.

Первый этап – подготовительный (1 класс).

Цель: обучение восприятию литературного произведения.

Задачи:

обогатить читательский опыт детей;

отрабатывать специальные читательские умения;

развивать речь учащихся;

развивать интерес к самостоятельному чтению.

Основная форма работы: урок литературного слушания.

Основной метод: наглядное моделирование через введение системы заместителей для жанров, тем,

героев; составление схематических планов.

Второй этап – начальный (2 класс)

Цель: развитие читательских и речевых умений

Задачи:

формировать правильное, осознанное, плавное чтение;

развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;

воспитывать нравственно-этические основы;

совершенствовать восприятие, понимание, воспроизведение текста;

отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой.

Основная форма работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок – слушание,

нетрадиционные формы уроков).

Третий этап – основной (3 класс).

Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.

Задачи:

обеспечить полноценное восприятие произведения;

выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;

совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;

формировать литературоведческие представления;

расширять круг чтения;

формировать читательские умения.

Четвёртый этап – заключительный (4 класс).

Цель: формирование самостоятельного читателя.

Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.

Исходя из целей и задач курса, особенностей программы, учитывая этапы работы, выделены

критерии,

по

которым

можно

судить

об

уровне

сформированности

читательской

самостоятельности на выпуске из начальной школы:

Наличие устойчивого интереса к чтению книг;

Показатели техники чтения;

Уровни восприятия художественного произведения;

Читательский кругозор;

Усвоение программы в целом;



В раздел образования