Автор: Петелина Надежда Васильевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ: начальная общеобразовательная школа Населённый пункт: п. Горноправдинск, Ханты-Мансийский район, Тюменская область Наименование материала: конспект урока Тема: "Интонация: изобразительная и выразительная" Раздел: начальное образование
Конспект урока музыки в 3-м классе
Тема урока: Интонация: выразительная и изобразительная.
Цель: расширение и углубление представлений детей о выразительных и
изобразительных возможностях музыкального искусства.
Задачи:
- научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их
отличия;
- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умения
слышать и выделять в музыке главное;
- через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного
исполнения;
- с помощью музыкотерапии, вокалотерапии, пластического интонирования
укреплять здоровье детей.
Тип урока: комбинированный (форма – путешествие)
Музыкальный материал:
«Карнавал животных» Сен-Санса: «Королевский марш льва», «Лебедь»;
видеофрагмент «Умирающий лебедь»;
Песня «Начинаем перепляс».
Оборудование: мультимедиапроектор, слайд-фильм, CD-записи, дидактические
карточки по количеству детей.
Ход урока
Музыкальное приветствие:
Учитель. Доброе утро!
Дети. Доброе утро!
Учитель. Прозвенел звонок,
Дети. Мы начнем урок.
Учитель: Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Перед вами
три
карточки
с
различным
настроением.
Выберете,
пожалуйста,
карточку,
соответствующему вашему настроению и отложите её на правый край парты.
Оставшиеся – переверните и положите рядом.
Если у кого-то плохое настроение давайте попробуем его улучшить.
Ведь плохое настроение вредит нашему здоровью. А что поможет исправить
нам эту ситуацию?
Дети: - Доброе слово, улыбка, верные друзья, и, конечно, хорошая
музыка!
- Повернитесь и подарите друг другу улыбку. Молодцы!
II. Основная часть.
- А мы сегодня с вами отправляемся в музыкальную страну, а еще точнее в
город, название которому мы с вами должны определить сами.
Представьте себе – встречаются три жителя города.
- Какой сегодня день! – (радостно) говорит один прохожий при встрече.
- Какой сегодня день – (грустно) отвечает другой прохожий.
- Какой сегодня день! – (сердито) вставляет еще один.
Ребята, что вы заметили в этом разговоре особенного?
(одна и та же фраза с разной интонацией)
- От чего зависит интонация?
(от настроения, от отношения, от манеры разговаривать – интонация у
каждого человека своя)
- Так что же такое интонация? (выразительность)
- Итак, город, в который мы попали называется… «Интонация» - слайд№2
В этом городе есть две улицы: одна называется «Выразительная», а вторая
«Изобразительная» – слайд№3
- На одной из улиц живут люди чувствительные, эмоциональные, свои чувства
они выражают через музыку. На другой улице живут художники, только рисуют
они не красками, а музыкальными звуками.
- На какой улице живут эмоциональные, чувствительные люди?
(Выразительная)
- А на какой художники? (Изобразительная)
Вот к нашим улицам подошли две девочки, они очень растеряны, на какую же
улицу им идти, где им жить? Поможем им? Только сначала нужно определить
какой у них характер, а поможет нам в этом конечно музыка.
- Первая девочка вот такая… (звучит музыка «Резвушка»)
(характер у неё легкий, живой, веселый, жизнерадостный)
- Д.Б.Кабалевский назвал эту девочку «Резвушка». Вы согласны с этим?
- Вторая вот такая… (звучит музыка «Злюка»)
(характер у неё тяжелый, она злая, сердитая, драчливая)- слайд№4
- Как бы вы её назвали? (злюка, драчунья…)
- Молодцы, вы все определили правильно, и помогла вам музыка. Так
подскажите, на какую улицу нужно идти девочкам? (на улицу «Выразительная»,
потому что музыка выражает чувства и характер человека
- А вот и ещё кто-то появился. Попробуйте угадать, кто это?
(«Полет шмеля») слайд№5
- На какую улицу полетит шмель? (изобразительную, потому что музыка
нарисовала образ шмеля)
- Ребята, кто из вас понял, чем отличаются выразительные интонации от
изобразительных? (1 –музыка выражает чувства, 2- музыка рисует что-либо,
кого-либо)
Молодцы, правильно!
- А что же это такое, шум, веселье, маски, да это настоящий карнавал. Что такое
карнавал?(веселое шествие, все ходят в масках и танцуют)
- Кто же прячется под масками. Я вам подскажу, что это животные, а вот какие
узнавать вам.
Слайд №6 (надпись «Карнавал животных» маски, шары и пр.)
- Поможет нам в этом музыка, а еще загадки. Готовы?
- Как вы думаете, кто должен идти впереди всех зверей? (лев, ведь он царь
зверей)
И вот первым выходит, гордо и важно ступая лев. Звучат приветственные
фанфары, начинается « Королевский марш льва».
Стих о льве
Устрашающе красив,
Он свиреп и желтогрив.
Даже хвост совсем не прост-
С кисточкою длинный хвост.
Лапы длинны и могучи.
Рык несется выше тучи.
Ведь не зря он царь зверей
В жаркой Африке своей.
Слайд№7 (лев)
- Какие интонации мы услышали в этой музыке?
(гордые, важные, грозные, рычащие)
- На каких инструментах исполнялся «Королевский марш льва»?
(ф-но и струнно-смычковая группа) Слайд №8
- А давайте и мы с вами поиграем во львов, изобразим, как идет и рычит лев.
Только музыка будет звучать в электронном исполнении.
(импровизация)
- Молодцы, хорошие из вас львы получились, важные и гордые.
- А здесь, какая- то заминка. Следующие персонажи не знают, кому из них
выходить.
Давайте
поможем
им.
Будет
звучать
музыка,
вы
увидите
трех
претендентов, нужно выбрать только одного для этой музыки.
Слайд№9 (
Воробей, страус, лебедь.)
Звучит «Лебедь»
- Почему вы выбрали лебедя? (музыка плавная, неторопливая, гордая)
-Да, музыкальная интонация подсказала вам правильный образ, который создал
композитор.
- На каких инструментах исполнялась эта музыка? Слайд№9
К этой очень известной музыке обращались на только музыканты,
но и хореографы. Создан не один образ прекрасной, гордой птицы - лебедя. Мы
с
вами
сейчас
зайдем
в
видеосалон
и
посмотрим
удивительный
танец,
созданный хореографом и исполненный балериной.
Видеофрагмент «Умирающий лебедь»
- На карнавале осталось еще много персонажей, это и ослы, и петух и курицы,
кукушка, кенгуру и другие животные. А создал «Карнавал животных»
известный французский композитор Камиль Сен-Санс. Слайд№10 ( портрет
композитора)
Я
думаю,
на
последующих
уроках
вы
еще
встретитесь
с
музыкальными
образами животных, созданных Сен-Сансом.
-На какую улицу движется карнавальное шествие? (Изобразительная)
II. Пение
- А мы с вами приглашаем всех животных танцевать и веселиться, какой же
карнавал без танцев и песен. Вы согласны? Слайд№11
Распевание: «Наши звери в тот же час,
Все пустились в перепляс»
Сначала повторяем мелодию все вместе. Затем
девочки поют как лисички -
повыше, а мальчики как медведи – пониже.
Песня «Начинаем перепляс»
Музыканты, веселей,- * * * (хлопки)
Барабанов не жалей! - * * *
Раз, два, три,
Три, два, раз!
Начинаем перепляс!
Начинаем перепляс!- * * *
Солист: Собирайтесь плясуны! - Плясуны! (хор)
Бегемоты и слоны! - И слоны!
Зайцы, ежики, еноты,
Все, кому плясать охота!
- Все, кому плясать охота!
Работа над песней. При исполнении первого куплета после каждой фразы –
хлопки – 3 раза; второй куплет исполняет солист, хор вторит конец фразы.
III. Итог урока. Слайд№12 (улицы)
- Вот и закончилось наше путешествие.
- В каком городе мы с вами побывали? (Интонация)
-
С
какими
интонациями
мы
познакомились? (выразительная
и
изобразительная)
- На какой из этих улиц вам бы хотелось жить? Подойдите со своей карточкой
настроения к выбранной улице, повернитесь к нам лицом. Те, кто встал на
улице
«Изобразительная»,
с
хорошим
творческим
воображением,
яркие
личности,
а
кто
выбрал
улицу
«Выразительная»
-
ребята
с
тонкой
чувствительной натурой, добрые и отзывчивые люди.
А главное, что у вас хорошее настроение, значит наш урок удался.
Пусть
музыка
и
в
дальнейшем
доставляет
вам
удовольствие,
а
значит
и
здоровье.
“Если непогода надоела,
Если голова вдруг заболела,
Вы, друзья, таблеток не глотайте,
Лучше песню сразу запевайте!
Рано утром стоит вам проснуться -
Не забудьте миру улыбнуться.
Со здоровьем, чтоб не расставаться -
Надо чаще петь и улыбаться!” (О. Ю. Макаров)
До свидания. Урок окончен.