Напоминание

Проект экологического кружка


Автор: Шальнова Олеся Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКСУ СО Астраханской области "Детский дом – интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Солнечный"
Населённый пункт: с.Черный Яр, Астраханская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект экологического кружка
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Мир, окружающий

ребенка – это,

прежде всего мир

природы, с

безграничным

богатством

явлений, с

неисчерпаемой

красотой. Здесь, в

природе, вечный

источник детского

разума»

В. Сухомлинский


Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. . В экологическом воспитании детей нет системности, всесторонности, и оно не может обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром. Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как Добро, Созидание . Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого они предназначены (дети с ограниченными возможностями), призваны помочь увязать экологические знания, полученные детьми на занятиях, с умением использовать их в реальной ситуации. Содержание познавательного блока занятий проекта составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств. На занятиях создаются благоприятные условия для «соединения деятельности рук и головы».
Основные направления курса
– экология.

Основная задача программы – содействие удовлетворению детской любознательности.
Нужно помочь детям увидеть смысл их творческой деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На занятиях кружка я постараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления воспитанников , стремление к поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача воспитателя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи детей, а поддерживать их и направлять. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
Программа работы проекта включает в себя 4 направления:
 познавательное;  познавательно-развлекательное;  практическое;  исследовательское.
Цели проекта
: формирование начал экологической культуры, становление осознанно- правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задача:
 теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать детей, реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих. Работа курса предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий. Это должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований детей.
Формы работы по реализации проекта:
– бесед, конкурсов, игр, викторин, познавательное чтение, уроки « Доброты», выпуски экологических газет, экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры- путешествия. Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня детей, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности.
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей

Дети должны знать:
– что такое экология.
Дети должны уметь:
– уметь работать с природным, бросовым материалом, крупой, соленым тестом, бумагой.

Ожидаемые результаты проекта:
Создание на территории детского дома экологически благоприятной среды; Повышение уровня знаний по экологии у детей; Курс проводится с детьми в возрасте ( 9-13 лет), программа рассчитана на 3 года..
Содержание программы курса
Дата Темы занятий примечания
Цель

Человек и окружающая среда :
Сентябрь Сентябрь
Лес - наши

легкие.

Вода вокруг нас

Теоретическое занятие

(конкурсы, викторины).

«Приключение кота Леопольда

и его друзей в лесу»

Работа с природным

материалом. Просмотр

видеофильмов

Сентябрь
Виды

загрязнения.

Теоретическое занятие

(просмотр видеофильмов).
Формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать. Дать вводные понятия о легких, кислороде, лесе. Закрепить знания во время конкурсов и викторин. На примере видеофильма показать, рассказать о необходимости воды в нашей жизни. Учить детей работать с природным материалом, клеем. Формировать художественно- эстетические навыки. Дать вводные понятия о загрязнении. Формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле. Октябрь
Экологические

знаки

Изготовление знака «Не

сорите».
«Чистота - залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). Приучать детей к чистоте на участке. Распределение знаков на участке. Октябрь
Что делать с

мусором.

Работа с бросовым материалом.
Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.Учить детей работать с бросовым материалом, клеем. Развивать воображение.
Октябрь
Экологическая

газета

Раскрашивание листовок

«Спасаем лес - сохраняем

планету» для составления

газеты.
Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета»
Растения и обитатели леса:
Ноябрь
Кто чем

питается?

Работа с крупой. Теория.
Учить детей работать с крупой. Показывать и рассказывать детям о птицах и животных. Ноябрь Ноябрь
Экологическая

тревога

Птицам нет еды

Экологическая

тропа

Изготовление птичьих

кормушек, развешивание по

экологической тропе

Раскладывание корма в

кормушки.
Развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края. Приучать детей заботиться о птицах, воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой. Декабрь
Экологическая

газета

«Покормите птиц зимой» фото -

газета экологической

направленности.
Наблюдение, беседа. Учить детей работать в коллективе. Декабрь
Зимовье зверей

Теоретическое занятие (игры,

конкурсы, викторины).
Во время конкуров и викторин, в игровой форме рассказать детям о животных и их жизни зимой. Учить детей играть в паре и коллективе. Декабрь
Витаминные

растения.

Работа с природным

материалом.
Продолжать учить детей работать с природным материалом, учить аккуратности. На образцах показывать и
рассказывать о полезных свойствах растений. Январь
Экологическая

тревога. Ёлочка

просит помощи.

«Не дадим лесу остаться без

ели»
Рассказать детям об отрицательных сторонах вырубки леса. Обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

Январь
Экологические

знаки

Изготовление альбома «Спасём

ёлочку». Работа со смешанным

материалом.
Учить детей правильно подбирать и работать с разным по форме и структуре материалом, уметь сочетать их, развивая образные представления, воображения и творчество. Знакомить со свойствами разных материалов. Январь
Экологическая

газета. 1

занятие.

«Не дадим лесу остаться без

ели». Работа со смешанным

материалом.
Повторение ранее усвоенных знаний при работе со смешанным материалом. Учить передавать особенности каждого предмета. Февраль
2 занятие.

Работа с крупой.
Повторение ранее усвоенных знаний при работе со смешанным материалом. Воспитывать аккуратность при работе с материалом.
Взаимосвязь природы и

человека :
Февраль
Хлеб - всему

голова: 1

занятие.

Теория (просмотр

видеофильмов).
Во время просмотра и после, в ходе беседы- диалога рассказать о хлебе, как и кто выращивает и готовит его. Февраль
Хлеб - всему

Изготовление поделок.
Умение работать с

голова: 2

занятие.
различным материалом. Дать вводные знания о здоровье человека, взаимосвязь его с природой. Во время викторины закрепить просмотренный материал. Март
Наши лесные

лекари.

Работа со смешанным

материалом.
Закрепить ранее полученные навыки со смешанным материалом, знания о птицах и их жизни, и пользе для леса и человека птиц. Март Март Апрель Апрель
Экологическая

тревога: вода в

опасности.

Экологическая

газета.

1 апреля - День

птиц.

День Земли-22

апреля.

Капитошка рассказывает...

Составление книжки-раскраски

«Вода и жизнь».

«Мир в капельке воды»

Работа со смешанным

материалом.

Работа со смешанным

материалом.
Формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы, её надо беречь. Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней. Закрепление навыков при работе со смешанным материалом. Воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность. Закреплять умения при работе с природным материалом. Учить придавать форму птиц по образцу и по памяти. Закрепление знаний о природе, лесе, животных, птицах – О ЗЕМЛЕ.
Апрель Май
Человек и его

здоровье.

Экологическая

тревога:

загрязнённый

участок.

Теория (просмотр

видеофильмов, викторина).

«Приключение кота Леопольда

и его друзей во дворе»
.
Трудовой

десант «Посадка саженцев

деревьев в чистом дворе»
Дать вводные знания о здоровье человека, взаимосвязь его с природой. Во время викторины закрепить просмотренный материал. Обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: в детском доме, на природе. В конце года будут подведены итоги и сделаны выводы. Литература: Г.А Фадеева «Международные экологические акции в школе» Волгоград. Г.А Фадеева «Химия и экология» Волгоград.


В раздел образования