Автор: Шальнова Олеся Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКСУ СО Астраханской области "Детский дом – интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Солнечный" Населённый пункт: с.Черный Яр, Астраханская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект экологического кружка Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот
период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,
окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы
нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях
ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны
формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой,
воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного
отношения к миру.
. В экологическом воспитании детей нет системности, всесторонности, и оно не может
обеспечить достижение конечной цели – воспитание человека, ответственного перед
природой, людьми и самим собой, осознающего своё место в мире и строящего свой образ
жизни в соответствии с экологическими приоритетами. В данном проекте экологическое
воспитание представлено как целостный процесс, охватывающий все аспекты развития
ребёнка в системе его отношений с природой, обществом и со своим внутренним миром.
Основу воспитательных технологий составляют такие духовно-нравственные ценности, как
Добро, Созидание .
Предлагаемые воспитательные технологии выполняют познавательную, развивающую,
практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста,
для которого они предназначены (дети с ограниченными возможностями), призваны помочь
увязать экологические знания, полученные детьми на занятиях, с умением использовать их в
реальной ситуации.
Содержание познавательного блока занятий проекта составляют сведения о природе, ее
компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой о
способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых
видах животных и растений, об отношениях людей к природе. Занятия строятся таким
образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме.
Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда
обитания. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь,
сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает
включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя
непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует
проявлению их эмоционально-волевых качеств. На занятиях создаются благоприятные
условия для «соединения деятельности рук и головы».
Основные направления курса – экология.
Основная задача программы – содействие удовлетворению детской любознательности.
Нужно помочь детям увидеть смысл их творческой деятельности, видеть в этом возможность
реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На занятиях
кружка я постараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой
работе, поощрять творческие проявления воспитанников , стремление к поиску.
Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача воспитателя – не подавлять
желания, порывы, творческие идеи детей, а поддерживать их и направлять.
Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
Программа работы проекта включает в себя 4 направления:
познавательное;
познавательно-развлекательное;
практическое;
исследовательское.
Цели проекта : формирование начал экологической культуры, становление осознанно-
правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И,
кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и
их зависимости от окружающей среды.
Задача:
теоретическая и практическая направленность курса, призвана способствовать детей,
реализовать познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и
здоровью окружающих.
Работа курса предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической
деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий. Это
должно способствовать раскрытию духовных, творческих дарований детей.
Формы работы по реализации проекта:
– бесед, конкурсов, игр, викторин, познавательное чтение, уроки « Доброты», выпуски
экологических газет, экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-
путешествия.
Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня детей,
развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения,
духовно-нравственных ценностей личности.
Требования к знаниям, умениям и навыкам детей
Дети должны знать:
– что такое экология.
Дети должны уметь:
– уметь работать с природным, бросовым материалом, крупой, соленым тестом, бумагой.
Ожидаемые результаты проекта:
Создание на территории детского дома экологически благоприятной среды;
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Курс проводится с детьми в возрасте ( 9-13 лет), программа рассчитана на 3 года..
Содержание программы курса
Дата
Темы занятий
примечания
Цель
Человек и окружающая среда :
Сентябрь
Сентябрь
Лес - наши
легкие.
Вода вокруг нас
Теоретическое занятие
(конкурсы, викторины).
«Приключение кота Леопольда
и его друзей в лесу»
Работа с природным
материалом. Просмотр
видеофильмов
Сентябрь
Виды
загрязнения.
Теоретическое занятие
(просмотр видеофильмов).
Формирование представлений о
неразрывной связи человека с
природой, умение сочувствовать,
сопереживать. Дать вводные
понятия о легких, кислороде, лесе.
Закрепить знания во время
конкурсов и викторин.
На примере видеофильма
показать, рассказать о
необходимости воды в нашей
жизни. Учить детей работать с
природным материалом, клеем.
Формировать художественно-
эстетические навыки.
Дать вводные понятия о
загрязнении. Формирование
представлений о чистоте
окружающей среды как о важной
составляющей здоровья человека
и всего живого на земле.
Октябрь
Экологические
знаки
Изготовление знака «Не
сорите».
«Чистота - залог
здоровья» - памятки о
последствиях влияния
мусора на природу
(бумага, консервная
банка, стекло). Приучать
детей к чистоте на
участке. Распределение
знаков на участке.
Октябрь
Что делать с
мусором.
Работа с бросовым материалом.
Решение проблемных
ситуации, что нужно
делать, чтобы стало
меньше мусора на улицах
города.Учить детей
работать с бросовым
материалом, клеем.
Развивать воображение.
Октябрь
Экологическая
газета
Раскрашивание листовок
«Спасаем лес - сохраняем
планету» для составления
газеты.
Изготовление газеты «А
у нас во дворе», «Фото
газета»
Растения и обитатели леса:
Ноябрь
Кто чем
питается?
Работа с крупой. Теория.
Учить детей работать с
крупой. Показывать и
рассказывать детям о
птицах и животных.
Ноябрь
Ноябрь
Экологическая
тревога
Птицам нет еды
Экологическая
тропа
Изготовление птичьих
кормушек, развешивание по
экологической тропе
Раскладывание корма в
кормушки.
Развитие
наблюдательности,
чувства сопереживания и
причастности к судьбам
птиц зимой, любви к
природе родного края.
Приучать детей
заботиться о птицах,
воспитывать чуткое
отношение к птицам,
желание помочь им
зимой.
Декабрь
Экологическая
газета
«Покормите птиц зимой» фото -
газета экологической
направленности.
Наблюдение, беседа.
Учить детей работать в
коллективе.
Декабрь
Зимовье зверей
Теоретическое занятие (игры,
конкурсы, викторины).
Во время конкуров и
викторин, в игровой
форме рассказать детям о
животных и их жизни
зимой. Учить детей
играть в паре и
коллективе.
Декабрь
Витаминные
растения.
Работа с природным
материалом.
Продолжать учить детей
работать с природным
материалом, учить
аккуратности. На
образцах показывать и
рассказывать о полезных
свойствах растений.
Январь
Экологическая
тревога. Ёлочка
просит помощи.
«Не дадим лесу остаться без
ели»
Рассказать детям об
отрицательных сторонах
вырубки леса. Обучение
общению с природой,
бережному отношению к
елям.
Январь
Экологические
знаки
Изготовление альбома «Спасём
ёлочку». Работа со смешанным
материалом.
Учить детей правильно
подбирать и работать с
разным по форме и
структуре материалом,
уметь сочетать их,
развивая образные
представления,
воображения и
творчество. Знакомить со
свойствами разных
материалов.
Январь
Экологическая
газета. 1
занятие.
«Не дадим лесу остаться без
ели». Работа со смешанным
материалом.
Повторение ранее
усвоенных знаний при
работе со смешанным
материалом. Учить
передавать особенности
каждого предмета.
Февраль
2 занятие.
Работа с крупой.
Повторение ранее
усвоенных знаний при
работе со смешанным
материалом.
Воспитывать
аккуратность при работе
с материалом.
Взаимосвязь природы и
человека :
Февраль
Хлеб - всему
голова: 1
занятие.
Теория (просмотр
видеофильмов).
Во время просмотра и
после, в ходе беседы-
диалога рассказать о
хлебе, как и кто
выращивает и готовит
его.
Февраль
Хлеб - всему
Изготовление поделок.
Умение работать с
голова: 2
занятие.
различным материалом.
Дать вводные знания о
здоровье человека,
взаимосвязь его с
природой. Во время
викторины закрепить
просмотренный
материал.
Март
Наши лесные
лекари.
Работа со смешанным
материалом.
Закрепить ранее
полученные навыки со
смешанным материалом,
знания о птицах и их
жизни, и пользе для леса
и человека птиц.
Март
Март
Апрель
Апрель
Экологическая
тревога: вода в
опасности.
Экологическая
газета.
1 апреля - День
птиц.
День Земли-22
апреля.
Капитошка рассказывает...
Составление книжки-раскраски
«Вода и жизнь».
«Мир в капельке воды»
Работа со смешанным
материалом.
Работа со смешанным
материалом.
Формирование
представлений о том,
какое большое значение
имеет чистая вода для
всего живого на Земле;
научить понимать, что
чистая вода - это
бесценный дар природы,
её надо беречь.
Формирование
представлений о
значении воды в нашей
жизни, обучение
бережному отношению к
ней. Закрепление
навыков при работе со
смешанным материалом.
Воспитание заботливого,
отношения к птицам,
развитие интереса к
исследовательской
деятельности, через
трудовую деятельность.
Закреплять умения при
работе с природным
материалом. Учить
придавать форму птиц по
образцу и по памяти.
Закрепление знаний о
природе, лесе, животных,
птицах – О ЗЕМЛЕ.
Апрель
Май
Человек и его
здоровье.
Экологическая
тревога:
загрязнённый
участок.
Теория (просмотр
видеофильмов, викторина).
«Приключение кота Леопольда
и его друзей во дворе» . Трудовой
десант «Посадка саженцев
деревьев в чистом дворе»
Дать вводные знания о
здоровье человека,
взаимосвязь его с
природой. Во время
викторины закрепить
просмотренный
материал.
Обучение детей основам
поддержания чистоты в
различных местах: в
детском доме, на
природе.
В конце года будут подведены итоги и сделаны выводы.
Литература:
Г.А Фадеева «Международные экологические акции в школе» Волгоград.
Г.А Фадеева «Химия и экология» Волгоград.