Напоминание

Экскурсия в природу


Автор: Людмила Борисовна Дудка
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО ДДТ МО ЕЙСКИЙ РАЙОН
Населённый пункт: Ейский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экскурсия в природу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования дом детского творчества

муниципального образования Ейский район

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ»

ПОДГОТОВИЛ: педагог

дополнительного образования

Дудка Людмила Борисовна

ст. Камышеватская

2019г

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

Введение

3 стр

II.

Методика организации и проведения экскурсии.

5 стр

2.1.

Методика подготовки экскурсии.

6 стр

2.2.

Методика проведения экскурсии.

8 стр

2.3.

Подведение итогов экскурсии.

9 стр

III.

Общие рекомендации педагогам по подготовке и

проведению экскурсии.

10 стр

IV.

Заключение.

12 стр

V.

Методические разработки занятий – экскурсий в

дополнительном образовании».

13стр

5.1.

Аннотация

13стр

5.2

Пояснительная записка

14 стр

5.3.

Тема: «Луг - как природное сообщество».

15 стр

5.4.

Тема: «Семена - путешественники».

20 стр

5.5.

Тема: «Птицы нашего двора», виртуальная экскурсия.

25 стр

VI.

Литература.

29 стр

Приложения.

30 стр

Памятка.

41 стр

I.

Введение

2

В

данный

период

значительно

повысились

требования

к

профессиональному образованию. Педагогам необходим обмен, передача своего

положительного

опыт а

коллегам,

для

развития

и

п о в ы ш е н и я

профессионализма.

Адресность. Данная методическая разработка предназначена для педагогов

дополнительного

образования,

и

является

частью

учебно-методического

комплекса по естественнонаучной направленности. Оно содержит подробные

рекомендации по проведению экскурсий в дополнительном образовании.

Актуальность. В условиях современной экологической ситуации в мире,

особое

внимание

требует

экологическое

воспитание

детей

всех

возрастов.

Подрастающее поколение все больше времени проводит за компьютерными

играми, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако,

все хорошее в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не

заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу

ребенок воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи.

Именно такое восприятие эффективно. Ребенок должен иметь возможность

вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять

дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Эксперты установили, что

именно

экскурсии

являются

такой

формой

работы,

при

которой

ребенок

познает мир природы и видит живые явления, происходящие в ней.

Правильно спланированные и целесообразно организованные мероприятия

воспитательного процесса, развивают познавательную деятельность учащихся,

их интерес к окружающему миру. Без познания мира природы не обходится ни

один образовательный процесс, это обязательная его часть. Он благотворно

влияет на весь ход воспитания и развития учащихся.

Одной из таких форм организации учебно-воспитательного процесса, в

дополнительном образовании является экскурсия.

Слово экскурсия (excursion) от латинского происхождения и в переводе на

русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с

целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма

организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и

усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов

(природы) и непосредственного ознакомления с ними.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс

образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды

экскурсий –виртуальные, интерактивные экскурсии.

Персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а

современная молодежь проявляет к ним значительный интерес. В настоящее время

количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет,

непрерывно растёт.

Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают

самостоятельность,

привычку

к

труду,

предприимчивость,

умение

приспособляться

к

обстановке,

сообразительность

в

различных

затруднительных положениях.

3

В ходе экскурсий ( на мой взгляд) выполняется ряд существенных

дидактических функций:

- учащиеся учатся ориентироваться на местности;

- наблюдать и сравнивать;

-

находить

примеры

взаимосвязи

организмов

друг

с

другом,

с

явлениями

природы, с условиями окружающей среды:

- экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на

производственную деятельность.

Экскурсии различают:

по профилю :

- ботанические,

- анатомические,

- общебиологические,

- экологические.

по целям:

- вводными (по теме);

- текущими (по мере изучения материала темы);

- обобщающими (после изучения материала темы).

На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об

изучаемом материале, проводят кратковременные наблюдения.

Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами

или явлениями в самой природе.

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части ее и

предполагают

конкретизацию,

систематизацию

и

обобщение

изученного

материала.

Экскурсии в дополнительном образовании интересны детям еще тем, что в

ходе мероприятия используются загадки, стихи, небольшие истории,

пословицы.

Цель предлагаемой рекомендации – обмен, передача своего

положительного опыта педагогам дополнительного образования, в подготовке и

проведении экскурсии.

Использование педагогами методической рекомендации позволит им

избежать некоторых недочетов и оплошностей в проведении экскурсии и

поможет овладеть опытом их проведения.

II.

Методика организации и проведения экскурсии

4

В любой экскурсии применяется экскурсионная методика, которая

использует

следующие

методы

обучения:

словесные,

наглядные

и

практические.

Словесные методы предполагают - устное изложение материала, беседа,

рассказ.

Наглядные методы - показ изучаемых объектов в натуре или в

изображении.

Практические методы – самостоятельная работа учащихся с наглядным

материалом, осмотр объектов.

Степень эффективности усвоения знаний учащимися и активности их

участия во время экскурсии, достигается с помощью активного метода

( метод наблюдения).

Наблюдение является первоначальной стадией изучения

и исследования, оно позволяет накопить необходимый фактический материал,

способствует сознательному восприятию предметов и явлений.

Чтобы экскурсия в природу дала наилучший результат, ее необходимо

тщательно подготовить и провести.

Подготовка и проведение экскурсии – это сложный процесс, требующий

знаний педагога, его компетентности, степени практического усвоения им основ

педагогики

и

умения

выбрать

способы

и

приемы

влияния

на

учащихся.

Работа

по

подготовке

и

проведению

экскурсии

должна

быть

построена

в

соответствии

с требованиями экскурсионной методики и

не возможна без

методических приемов, которые делятся на две группы – приемы показа и

приемы рассказа.

Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при

непродуманной подготовке

.

Многолетний опыт работы и изучение необходимой литературы показало,

что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

1.

Подготовка педагога и учащихся к экскурсии.

2.

Проведение экскурсии.

3.

Оформление полученного материала.

2.1. Методика подготовки экскурсии

5

Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и

организационном

отношении

форма

занятий

с

учащимися,

требующая

тщательной подготовки педагога и учащихся.

Подготовка педагога к экскурсии

1.Составляя

календарный

план

на

год,

педагог

намечает

примерное

проведение экскурсий, исходя из учебной программы.

2.Планируя

экскурсию,

определить

тему

и

цель

экскурсии,

при

этом

цель

должна

быть

интересной

для

учащихся

и

реально

выполнимой.

При

определении цели педагог должен так же учитывать наличие возможностей и

условий для достижения цели:

- Экскурсия — не прогулка, а обязательная часть занятий.

- Рассказывать только о том, что можно показать.

- Избегать длинных объяснений.

- Не оставлять учащихся только слушателями, а привлекать их к активной

работе. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

- Не перегружать учащихся новыми названиями.

- Уметь сконцентрировать внимание на нужном объекте.

- Уметь вовремя прекратить экскурсию.

3. Перед выходом на экскурсию педагог должен составить:

Примерный план экскурсии.

Выбор маршрута.

Организация учащихся перед экскурсией.

Выход на место проведения экскурсии.

Беседа педагога о теме, цели экскурсии и техника безопасности.

Работа учащихся по сбору материала.

Заключительная часть(игры).

Подведение итогов экскурсии.

4.Составить предварительный маршрут (указать основные разделы экскурсии,

объекты наблюдения).

5.Совершить

предварительную

экскурсию

по

маршруту

для

того,

чтобы

познакомиться с местностью, уточнить маршрут, наметить последовательность

проведения

отдельных

частей

экскурсии,

установить

места

для

самостоятельной работы учащихся и для отдыха.

6.Подготовить краткий текст,

он необходим для полного раскрытия темы

экскурсии.

В

целях

облегчения

работы

в

текст

могу

быть

включены

дополнительные материалы (игры, загадки, вопросы).

7.Для

выполнения

практической

(самостоятельной)

работы

педагогу

необходимо разработать вспомогательные материалы: карточки с заданиями,

таблицы для фиксации результатов наблюдений, дневники наблюдений.

( ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

8.Подготовить

необходимое

оборудование

для

выполнения

практической

работы на экскурсии и обработки результатов. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3). Перед

6

экскурсией педагог должен продумать, какой материал собрать для дальнейшей

работы и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

9.Сразу

же

после

возвращения

с

экскурсии

собранный

материал

перерабатывают и размещают для хранения и дальнейшего использования на

занятиях.

10.Чтобы

экскурсия

была

интересной,

педагог

заранее

подбирает

стихи,

загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

Подготовка учащихся к экскурсии.

1.Учащихся заранее необходимо предупредить о продолжительности экскурсии,

указать, как нужно одеться, что взять с собой.

2.Учащиеся повторяют технику безопасности во время экскурсии.

3.Перед выходом на экскурсию педагог сообщает: тему экскурсии, цель,

задачи, знакомит их с литературой по теме экскурсии, знакомит с маршрутом

экскурсии.

4.Педагог раздает карточки-задания, комментирует вопросы карточек,

объясняет требования к выполнению работ.

5.Учащиеся повторяют правила поведения в природе:

отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать);

наблюдать (но не ловить);

птичьи гнезда не трогать руками;

не шуметь, не бегать;

не лазать без надобности по деревьям;

не причинять вреда, растениям и животным.

2.2.

Методика проведения экскурсии

7

Успех проведения учебной экскурсии, как говорилось уже выше, находится в

прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа,

рассказа и состоит:

1.Вступление.

Организационный момент.

В начале экскурсии педагогу нужно провести вводную беседу, в которой

обыкновенно описываются отличительные особенности времени года, погоды,

состояние

растительности:

дается

характеристика

местности,

в

которой

проводится экскурсия. Объявляет цель экскурсии.

Во время вводной беседы педагог знакомит учащихся с заданием, показывает

приемы выполнения практического задания. Проводит технику безопасности.

2.Основная часть экскурсии.

Рассказ педагога.

Строится

на

конкретных

объектах,

в

сочетании

показа

и

рассказа,

и

сопровождается

наблюдением.

В

процессе

наблюдения

использовать

произведения

детской

художественной

литературы,

стихотворения,

загадки.

Обращение

к

поэзии

должно

быть

естественным,

ненавязчивым.

Педагог,

в

игровой

форме,

помогает

детям

подметить

и

осознать

характерные

признаки

предметов и явлений.

Основное

внимание

в

наблюдении

уделяется

заданиям,

заставляющим

учащихся рассматривать предмет, сравнивать, находить

отличие и сходство,

устанавливать связь между явлениями природы.

Дидактическая игра с элементами творческого задания.

Во время экскурсии возможны различные дидактические игры.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №4). Во время игры, можно предложить творческое задание.

Самостоятельная работа учащихся.

Экскурсанты выполняют практическую работу под наблюдение педагога.

Учащиеся получают карточки, инструктирующие их по выполнению задания.

Результаты наблюдений они заносят в заранее подготовленные таблицы.

Работа проводиться самостоятельно, педагог просматривает материалы,

исправляет ошибки, помогает учащимся.

По окончании основной части надо дать учащимся возможность удовлетворить

любознательность

в

индивидуальных

самостоятельных

наблюдениях

и

сборе

природного материала.

Однако, собирать материал, следует, строго ограничивая его количество, с тем,

чтобы сосредоточить внимание ребят на определенных растениях и, кроме того,

решать задачи воспитания и бережного отношения к природе.

2.3.Подведение итогов экскурсии

8

В заключение экскурсии педагог проводит итоговую беседу, она не должна

занимать

долгого

времени

и

должна

содержать

итог

основного

содержания

экскурсии, вывод по теме. Предложить подготовить рассказ об экскурсии на тему

«Мое впечатление после экскурсии».

Систематическое

проведение

экскурсий

необходимое

условие

формирования

естественнонаучных

знаний, требующих

систематизации,

развития, закрепления. Это достигается в процессе последующей работы с

материалом собранным на экскурсии во время итогового занятия.

А чтобы приучить учащихся во время экскурсии внимательно наблюдать,

следует вопросы формулировать для учащихся, о том, что они увидели, что

узнали, в той последовательности, какой проходила экскурсия. При этом важно,

чтобы ответы представляли собой подробный и связный рассказ.

Закрепление материала, можно провести в виде викторины, загадать загадки,

или провести анкетирование среди учащихся.

III.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ПОДГОТОВКЕ И

ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСКУРСИИ

9

Требования к экскурсии

1.

Определить тему экскурсии

2.

Изучить место её проведения

3.

Составить план экскурсии.

4.

Придерживаться темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

5.

Рассказать на экскурсии о том, что можно показать.

6.

Избегать длинных объяснений.

7.

Не оставлять учащихся только слушателями, привлекать их к активной

работе.

8.

Не перегружать экскурсантов новыми знаниями.

9.

Уметь сконцентрировать внимание детей на нужном объекте.

10. Уметь вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

11.Закрепить материал экскурсии в памяти учащихся на последующих

занятиях.

Памятка педагогу

1.

Всегда подходить к проведению этой работы творчески.

2.

Учить детей действовать самостоятельно, независимо.

3.

Не сдерживать инициативы детей.

4.

Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут сделать

самостоятельно.

5.

Не спешить с вынесением оценочных суждений.

6.

Помогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний.

7.

Ориентировать детей на собственные наблюдения и эксперименты.

8.

Учить детей прослеживать связи между различными предметами,

событиями и явлениями.

9.

Учить детей анализу, поощряйте стремления делать выводы, высказывать

суждения и умозаключения.

10.Наблюдение за различными объектами организуется так, чтобы все дети

имели возможность четко видеть эти объекты и могли одновременно

наблюдать за сравниваемыми объектами.

Инструкция по технике безопасности для педагогов при

проведении экскурсии

10

1.

При проведении экскурсии группа должна иметь 2 красных флажка,

необходимых для перехода через дорогу.

2.

Перед выходом на экскурсию необходимо провести беседы о правилах

дорожного движения, по правилам поведения в природе.

3.

Во время экскурсии провести 4 пересчета учащихся:

- перед прибытием на место;

- по прибытию на место;

-перед отправлением в обратный путь;

- по возвращению с экскурсии.

4.

Во время выполнения самостоятельной работы учащиеся расходятся на

расстояние в пределах видимости или слышимости голоса педагога.

5.

Не следует ловить животных ( насекомых, земноводных,

пресмыкающихся).

6.

Без разрешения педагога не следует подбирать незнакомые предметы.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1.

При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно

отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить

об этом администрации учреждение и родителям пострадавшего.

2.

При получении учащимися, травмы оказать помощь пострадавшему,

сообщить об этом администрации учреждения и родителям

пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное

учреждение.

IV.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они

расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в

естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с

растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе

как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.

Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в

более широкое понятие - "природа".

Экскурсии в природу—это ориентация на познание природы и, что

особенно важно, сохранение посещаемых природных уголков в первозданном

виде.

Экологические экскурсии, проводимые со школьниками, обладают

специфическими

возможностями,

позволяющими

создать

условия

для

образования населения, расширения кругозора, культурного воспитания.

V.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

ЗАНЯТИЙ- ЭКСКУРСИЙ

12

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Составитель: Дудка Людмила Борисовна, педагог дополнительного

образования, естественнонаучной направленности МКОУ ДО ДДТ МО

Ейский район

V.1.

Аннотация

Методические разработки включают примерные занятия – экскурсии

( далее занятия), адресованные в помощь педагогам дополнительного

образования естественнонаучной направленности .

Представленные материалы помогут сконструировать занятия в

соответствии с возрастными особенностями учащихся общего образования с

учетом социально-культурных особенностей региона, образовательной

организации.

V.2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

13

Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из

важнейших задач общества, а значит и образования. Если на уроках биологии,

экологии, учащиеся получают основы знаний о родном крае и жизни животных,

то в учреждении дополнительного образования на занятиях экскурсиях - они

могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из

видов практической деятельности, получить первые навыки исследователя,

эколога.

В представленных занятиях раскрывается тематика и содержание

экскурсии, описываются возможные формы её проведения. Используя социо-

культурные возможности региона и ресурсов Интернета, педагог может

сконструировать и провести экскурсию интересно и увлекательно. Подготовка к

занятию и сама экскурсия могут стать отправной точкой в выстраивании

учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Задача данного сборника состоит не только в том, чтобы поделиться с

педагогами опытом по проведению занятий, но и в том, чтобы показать

возможные направления организации учебно-исследовательской и проектной

работы учащихся как на этапе подготовки к экскурсии, так и после её

проведения.

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий –

экскурсии, могут быть использованы не только педагогами, но и воспитателями

подготовительных групп, классными руководителями при проведении

внеурочных мероприятий.

V.3.

Тема: «Луг - как природное сообщество»

Занятие - экскурсия

14

Тема: «Луг - как природное сообщество».

Цель:

создать

условия

для

представления

учащихся

о

луге

-

сообществе

животных и растений.

Задачи:

Обучающая: познакомить

учащихся с разнообразием живых организмов

обитающих на лугу и связи между ними (сколько ярусов есть у луга, какие

растения растут на лугу, какие животные обитают на лугу).

Развивающая: развить познавательную активность учащихся, интерес, умение

наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: воспитать любовь к животным и растениям,

бережное

отношение к ним; сформировать правила поведения на лугу, как природному

сообществу.

Место проведения: прилегающая территория дома творчества.

Адресность: учащиеся 2-3 класса.

Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас», автор А.Плешаков.

Атлас – определитель «От земли до неба», автор А. Плешаков.

Н а гл я д н о -

д и д а кт и ч е с ко е

п о с о б и е

« Н а с е комы е » ,

« Р а с т е н и я » ,

«Пресмыкающиеся». Конверты с заданиями.

Папки, корзиночки для сбора материала.

Тип занятия. Экскурсия.

Ход экскурсии:

1.

Организационный момент.

Вступительная беседа.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. И, прежде

чем отправится на экскурсию, мы настроимся на нее.

Психологический настрой. Тренинг «Дыхание счастья». При вдохе вы вдыхаете

ароматы любимых цветов, радость, солнце, здоровье, тепло, свет, счастье и

удачу. При выдохе выдыхаете мусор и болезнь, печаль, зло, ненависть.

Педагог: Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся на экскурсию?

Педагог: Послушайте стихотворение.

Бежит тропинка через луг.

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь – цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

И. Суриков.

Учащиеся: Высказывают свое предположение. Объявление темы занятия.

Актуализация знаний.

15

Педагог: Правильно, мы с вами отправимся на луг. Как вы думаете, чему будет

посвящена наша работа на экскурсии?

Учащиеся: Мы будем наблюдать, какие растения и животные живут на лугу и

как они приспосабливаются к окружающей среде.

Педагог: Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны вспомнить

правила поведения в природе.

2.

Основная часть экскурсии.

Выход на экскурсию. Остановка № 1.Луговая. Рассказ педагога.

Педагог: Обратите внимание, где мы с вами сейчас находимся? Как выглядит

место, на котором мы стоим, правильно пространство, покрытое травянистой

растительностью.

Природа не терпит пустоты. И там, где не растут леса и

рощи, раскинулись широкие пространства, покрытые травой и цветами.

Это — луга. Обычно луга бывают около водоемов и заливаются во время

сильных дождей или половодья. Луг – сообщество животных и растений.

- На лугах обычно растут многолетние травянистые растение, заполняющие

собой пространство настолько плотно, что их корни и корневища образуют

сплошной живой ковер, прикрывающий луговую почву.

-

К

растениям

луга

относятся:

тысячелистник,

колокольчик,

ромашка,

валерьяна, мята, мышиный горошек, тимофеевка, мятлик, щавель подмаренник,

одуванчик и многие другие.

Они, как и растения леса, образуют несколько

ярусов. В первом ярусе растут травы, которые требуют много солнечного света.

Во втором и третьем ярусах живут растения, неприхотливые к свету.

- Растения луга очень разнообразны по форме, по цвету и запаху цветков.

-

На

лугу

обитают

разные

животные:

насекомые,

пауки,

птицы,

пресмыкающиеся, мышевидные грызуны.

- Растут на лугах и грибы : шампиньоны, луговой опенок, дождевик.

- В плодородной почве луга, обитает множество беспозвоночных и бактерий,

которые создают почвенное плодородие.

-Луг – пастбище для коров, коз, овец, лошадей.

Коллективное наблюдение.

Педагог: Какое время года у нас сейчас?

Учащиеся: Осень.

Педагог: Посмотрите на небо. Каким оно стало? Как светит солнце? Какой

воздух? Назовите основной признак осени?

Учащиеся: Небо темно синего цвета, солнце светит, но не греет,

в воздухе

чувствуется

влажность

и

прохлада,

у

многолетних

трав

надземная

часть

погибает, остается подземная – корни, корневища, луковицы. Основной признак

осени – листья желтеют, начинается листопад.

Остановка № 2. Растения.

Педагог:

Посмотрите

и

назовите

знакомые

растения.

Какие

изменения

произошли с ними, по сравнению с летом? Что объединяет все эти растения?

Попробуйте

доказать,

что

это

луг?

Какие

растения

преобладают?

Как

вы

думаете, почему?

Учащиеся: Обсуждают вопросы с педагогом.

16

Остановка № 3.Насекомые.

Педагог:

Посмотрите

внимательно,

какие

живые

организмы

составляют

луговое сообщество?

Учащиеся: Бабочки, жуки, пчелы, шмели, кузнечики, муравьи, стрекозы.

Педагог: Природу без насекомых представить просто невозможно. Если бы в

одночасье

исчезли

все

насекомые,

то

за

ними

следом

исчезли

бы

многие

растения, которые опыляются ими, и погибли бы птицы, рыбы, звери, которые

питаются насекомыми. У каждого насекомого свое предназначение.

Перед нами муравейник. Что мы знаем о муравьях?

Учащиеся: Муравьи живут в муравейниках. Но муравьиная крепость, которую мы

видим — это лишь верхний этаж муравейника. Главная его часть уходит глубоко

под землю. Здесь муравьи выводят потомство, запасают пищу. Муравьи регулярно

удаляют из своего жилища мусор, проветривают его и охлаждают. Перед дождём

муравьи закрывают все выходы и входы в муравейник.

Педагог:

Муравьи - насекомые. Насекомые от слова «насекать». Из-за своего

маленького роста насекомые кажутся беззащитными. Но это не так. Они умеют и

обороняться. Одним из защиты служат жало и яд, другим — отвратительный

запах, которым отпугивают своих врагов. Возьмём небольшую гусеницу и бросим

её в муравейник. А теперь посмотрим, что будет. Муравей тотчас же набросился на

добычу. Гусеница изгибается, вертится, но муравей крепко вцепились в неё

челюстями. Муравей несколько раз укусит гусеницу, пока она не перестанет

двигаться. Гусеница во много раз тяжелее муравья, и он едва передвигает её.

- Дороги муравьёв особые: это душистые тропинки. Муравьи ползут по своим же

следам. Иной раз муравьиная тропинка кружит и петляет, извивается на все лады.

И муравьи тоже петляют и кружат, а не бегут напрямик. Почему? Первый муравей,

побежавший этой тропинкой, не прокладывал дороги. Он просто бежал. По его

следам пробежал другой муравей, третий... Муравей, бегущий по следам,

оставляет и свой след. Запах тропинки становится всё прочнее, дорога делается

все более и более «проезжей». Чем ближе к муравейнику, тем шире дороги, и здесь

они, конечно, прямее: широкая дорога всегда прямее узкой тропинки.

А вот муравьи, которые ползут вверх по стволам деревьев. Давайте помешаем им:

сгоним их с этой дорожки. Через несколько минут они снова поползут по ней. А

теперь помажем дорожку одеколоном. Добежав до этого места, муравьи

останавливаются, суются туда и сюда, ищут...Мы видим по их поведению, что они

«сбились с дороги» и никак не найдут её.

А ещё мы возьмем лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага от кислоты краснеет.

Сейчас мы пустим муравья по этой бумажке. Следы, оставленные им по ней, будут

заметны для глаза: появятся крохотные красноватые пятнышки. Это мельчайшие

брызги муравьиной кислоты подействовал на лакмус. Передвигаясь, муравей

обрызгивал кислотой, оставляя пахучий след. По запаху муравьи отличают своих

от чужих. По запаху они находят и дорогу к своему муравейнику. Обоняние играет

огромную роль в жизни муравьев. Органы обоняния у муравьев помещаются на

усиках. Он все время шевелит ими, ощупывая всё, прикасается ко всему,

встреченному на пути. Муравей, лишенный усиков, беспомощен. На зиму муравьи

забираются в самые глубокие части муравейника и здесь, сбившись в большой

ком, оцепеневают. Всю зиму они проводят в глубоком сне. Весной, когда стает снег

17

и солнце прогреет почву, муравьи просыпаются. И тогда можно увидеть, как они

сплошным слоем покрывают муравейник: греются на весеннем солнце.

Лесные муравьи — полезнейшие насекомые. Это нужно всегда помнить. Оберегая

муравейники, мы охраняем наши леса от вредных насекомых.

Остановка № 4. Животные.

Педагог: А каких еще животных кроме насекомых, можно увидеть на лугу?

Учащиеся: Много мелких зверьков, особенно грызунов мышей и кротов.

Педагог: Почему?

Учащиеся: Мыши питаются травами, семенами растений. На лугах этого в

изобилии.

Педагог: Крот питается насекомыми, живущими в почве, червями. А их в лугах

тоже достаточно.

Остановка № 5. Здоровьесберегающая.

Физкультминутка.

Педагог: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

На лужайке поутру мы затеяли игру,

Ты - ромашка, я - вьюнок,

Становитесь в наш венок.

1, 2, 3, 4

Раздвигайте круг пошире!

А теперь мы ручейки,

Мы бежим вперегонки,

Прямо к озеру спешим

Станем озером большим.

1, 2, 3, 4.

Раздвигайте круг пошире!

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть

Мы – весёлые лучи,

Мы резвы и горячи

1, 2, 3, 4

Раздвигайте круг пошире!

А сейчас улыбнитесь друг другу, мы продолжаем нашу экскурсию.

Самостоятельная работа.

Остановка № 6. Исследователи.

Педагог: Я, предлагаю вам побыть немного исследователями. У каждого из вас

имеются карточки, в которых написаны задания. Выполните задания.

( ПРИЛОЖЕНИЕ №5).

Учащиеся: выполняют задания по карточкам.

Сбор

материала.

В

завершении

нашей

экскурсии,

мы соберем

растения,

которые произрастают на лугу, для составления гербария.

3.Итоговая беседа.

Педагог: Вот и подошла к концу наша с вами экскурсия.

Сегодня вы узнали и

увидели много нового и интересного. Расскажите, что вы узнали о луге и его

обитателях? (обсуждения, предложения).

18

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, ваши щеки порозовели и стали

румяными, а глаза светящимися. Почему? Правильно, потому, что пребывание

на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.

Давайте поблагодарим природу за гостеприимство, за красоту , которыми она

щедро поделилась с нами.

Литература:

1.

Авторы –составители Ю.Н. Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В. Николаева,

С.В. Машкова «Юный эколог», Волгоград, издание 2-е, 2012г.

V.4.

Тема: «Семена - путешественники»

Занятие- экскурсия

Тема: «Семена - путешественники».

19

Цель: Сформировать знания и эмоциональное восприятие живых существ –

семян.

Задачи:

Обучающая: познакомить

учащихся с разнообразием семян и плодов в

природе.

Развивающая: развить

познавательный

интерес,

воображение,

мышление,

умение применять в исследовательской работе полученные знания.

Воспитательная: воспитать любовь к растениям, бережное отношение к ним;

к окружающему миру.

Место проведения: местный парк.

Оборудование

и

материалы: ознакомительная

коллекция

семян

и

плодов

растений

(картинки

семян

лопуха

(репейника),

семена

одуванчика,

липы,

сушеные плоды шиповника, семена вяза , семена клена – крылатка, семена ели,

клена, тополя, рябины, моркови, дуба, лещины).

Папки, корзиночки для сбора материала.

Материал

экскурсии

содержит

приложения

(фотографии,

видеозаписи).

Применяются для ознакомления и предварительной подготовки к экскурсии.

Тип занятия. Экскурсия.

Ход экскурсии:

1. Организационный момент.

Вступительная беседа.

Пед:

Здравствуйте

ребята!

Наступил

октябрь

с

его

осенними

ветрами,

листопадами, дождями. Но и эта пора по- своему прекрасна. Пусть ночью было

холодно, и шел дождь, днем все равно светит солнце. Давайте , улыбнемся друг

другу и с таким отличным настроением отправимся с вами на экскурсию.

Актуализация знаний.

Пед: А если подует ветер, словно парашютики, разлетаются всевозможные

семена.

Послушайте стихотворение.

Из смешных сухих крючочков -

Рыженькие ноготки.

Из крупинок круглых — маки,

А из зёрен — колоски.

Кто-то раньше, кто-то позже -

Каждый точно прорастёт.

В землю, вниз протянет корень,

Листья — к солнцу, вверх, вперёд!

Прорастут, цветы раскроют…

Запахов земля полна!

А внутри цветов душистых

Подрастают семена.

20

Много семечек-детишек!

Все рассеются вокруг!

Урожайной осень вышла,

Закрутился новый круг.

Как вы думаете, ребята чему будет посвящена наша экскурсия?

Уч-ся: Высказывание учащихся. Семенам.

Пед: Правильно. Распространению семян. У вас имеются памятки , давайте

вспомним правила поведения в природе.

2. Основная часть экскурсии.

-Выход на экскурсию. Рассказ педагога.

Остановка

1.

Парк.

Очень

часто

мы

встречаемся

со

знакомым

нам

растением в

необычном для него месте. Радуемся, увидев в парке тонкую

рябину, увешанную алыми гроздьями, или найдя, гномики желудей вдалеке от

многовекового исполина дуба.

Всегда ли мы можем ответить на вопрос: как попало сюда это растение?

Пед: Как вы думаете? Почему плоды рябины красные, семена клена имеют

крылья, а орех лещины одет в твердый панцирь?

Уч-ся: Плоды рябины становятся красными, когда созревают и привлекают к

себе птиц. Семена клена имеют крылья, чтобы летать. А под панцирем ореха

находится семена.

Пед: Молодцы, правильно заметили. Природа не поскупилась на разнообразие

плодов. И не случайно именно в плодах находится одно или несколько семян, в

которых заключено продолжение рода. Мы с вами находимся в парке, где

произрастает много различных деревьев и кустарников.

Давайте поиграем в игру. Вспомните сказки, в которых есть плоды и семена?

Уч-ся:

«Бобовое

зернышко».

«Самое

удивительное

семечко».

«Волшебное

семечко».

Молодцы ребята.

Пед:

Очень

мало

растений,

которые

сами

разбрасывают

семена.

Одним

помогает ветер, другим животные, третьим вода, а некоторые из них были

посажены руками человека.

- Вспомните, как все лето на полях и лугах, вдоль дорог и заборов желтеют

солнечные цветки одуванчиков. Завоевали они такую огромную территорию

благодаря семянкам, у которых всего одно семя и хохолок из белоснежных

волосков, сидящих на сильно вытянутом носике.

- Обратите внимание, какие деревья и травы растут в парке?

Уч-ся: (ответы детей) - деревья (тополь, липа, береза, рябина, клен, ель, дуб),

травы (осока, одуванчик, колючка, трава щирица.

Пед: Я предлагаю вам рассмотреть несколько растений и их семена, а вы

подумаете, и скажите каким образом они попали в парк?

Учащ: рассматривают семена растений. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

(Фото семян клена, ели, тополя, одуванчика,)

21

Педагог: Обратите внимание на березу, её мелкие орешки – семена, снабжены

двумя прозрачными крылышками. При малейшем дуновении ветра летят белые

парашютики, не зная преград.

Отгадайте загадки.

1.

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова. (Одуванчик)

2.

Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде

человека и шкуре животных. (Череда)

3.

Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)

4.

Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек.

(Животные)

5.

Как называются семена одуванчика? (Парашютик)

6.

Растение-артиллерист (Недотрога)

7.

Плод этого растения – крылатка. (Клен

)

Пед: А сейчас , мы отдохнем и продолжим экскурсию.

Физкультминутка

.

Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял под облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлиться не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Парашютик белый-белый

Тоже с ветром полетел бы

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место станем тоже

И экскурсию продолжим .

Пед:- Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать?

Уч-ся:(Тяжелые. Нет крылышек)

Пед:- - Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает?

22

- Вот знакомая всем рябина, её плоды яркие красные ягоды, любят птицы, они и

рассеют их с пометом по всей многокилометровой округе. Несмотря на то, что

птицы поедают семена, часть их падает при кормежке на землю, и тут поедают

эти семена животные, разнося эти семена на дальние территории.

- Но не только с помощью птиц и животных распространяются растения.

Например, на сухих плодах , развиваются различные хитрые приспособления -

крючочки, щетинки и другие выросты, которые цепляются за шерсть животных,

за одежду человека и таким своеобразным способом передвигаются далеко от

материнского растения( репейник).

Реже семена переносятся водой. Чаще всего это прибрежные растения

Педагог: - Вам задание на следующее занятие подготовить и рассказать, как

растения переносятся водой. А сейчас ребята расскажут нам, каким образом

животные помогают семенам, размножатся.

Заранее подготовленные ребята рассказывают о животных:

Первый учащийся: Животные очень важны для распространения семян,

поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на

большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от

сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют

грачи, дятлы, белки, но, прежде всего-сойки.

Педагог: За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна

примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший

вклад в расселение растений.

- Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но

часто о них забывают, часть семян теряется в пути.

Второй учащийся: Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.)

поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие

животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они

разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для

людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим

пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего

созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела,

бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.)

Третий учащийся: Лучше всего распространяются семена и плоды, которые

прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании

и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные

приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая

слизь, крючки, шипы, колючки.

Педагог: Рассмотрим как это им удается . Посмотрите на рисунки.

( ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

Самостоятельная работа. Исследователи.

23

Педагог: Задание № 1.У вас имеются карточки. Вам необходимо рассмотреть

по одному любому семени. И записать в карточки свои наблюдения.

( ПРИЛОЖЕНИЕ 8).

Задание № 2. Дидактическая игра.

«Определи на ощупь» (семена ели, сосны, клёна) .

Задание № 3. Дидактическая игра.

«От какого дерева семена?» (сопоставление семян с листьями растений).

3.Итог экскурсии. Рефлексия.

Педагог: Что мы сегодня с вами делали на экскурсии?

Учащиеся: Изучали распространение плодов и семян растений.

Педагог: Зачем мы это делали?

Учащиеся: Чтобы расширить кругозор, узнать, как размножаются растения.

Педагог: Как мы это делали?

Учащиеся: Слушали рассказ педагога, сообщения ребят, проводили

практическую работу с плодами и семенами растений.

Педагог: Что же у нас получилось?

Учащиеся: Мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в

этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы.

Педагог: Я довольна вашей работой на экскурсии. Надеюсь, вы это запомните и

сможете поделиться своими знаниями со своими родителями.

Литература.

1.В.М. Суворова Опыт экологической работы со школьниками. Издательство

«Учитель».2007г.

2. Л.В. Сорокина «Край родной». Москва 2001г.

24

V.5.

Тема: «Птицы нашего двора»

Виртуальная экскурсия

Цель: Расширить представления о жизни птиц ( из отряда воробьинообразных:

воробей, ворона, голубь) в условиях сельской местности.

Задачи:

Обучающая: расширить знания о приспособленности и особенностях

поведения птиц в условиях сельской местности.

Развивающая:

развить

наблюдательность,

познавательный

интере с,

воображение,

мышление,

умение

применять

в

исследовательской

работе

полученные знания.

Воспитательная: воспитать любовь к животным, бережное отношение к ним;

к окружающему миру.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц.

Место проведения: кабинет.

Ход экскурсии.

1.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная экскурсия, она

виртуальная.

Актуализация знаний.

Мы с вами совершим экскурсию в птичью галерею. А помогут мне в этом,

экскурсоводы, журналисты, и ученные ( их заранее подготовил педагог).

Экскурсоводы расскажут, о птицах.

Журналисты составят вопросы о птицах.

Ученные ответят на вопросы журналистов, в пресс-конференции.

2.

Основная часть экскурсии. Рассказ.

Педагог: Птицы заселяют разнообразные районы земного шара,

приспособившись к различным условиям существования, к потреблению

специфических видов кормов, используя при этом различные способы их

добывания. Первый экскурсовод, расскажет нам о воробьях. Обратите

внимание на рисунок , с изображением воробьев.

Первый экскурсовод: В нашей стране существуют два вида воробьев

городской ( обитает в городе) и полевой, или деревенский ( в селах).

Деревенский воробей меньше, но наряднее, ярче, чем городской. У него есть

25

приметная «шапочка» коричневого цвета, за что его иногда зовут

красноголовым. На белых щеках у него - по одному черному пятну в форме

скобочки. У домового воробья на сложенных крыльях по одной светлой

полоски, а у полевого - по две. И крик разный. Домовой кричит «джив – джив»,

а полевой «чирр – чирр». Зимой воробьи держатся вблизи жилья человека.

Птицы сооружают себе особое «зимнее гнездо» для ночевок - в щели дома,

под крышей сарая, в пустом скворечнике. Воробьи перемещаются всегда за

человеком и лошадьми : непереваренные зерна овса в навозе служат им пищей.

Эти юркие птички собирают в огородах вредных насекомых, чем приносят

большую пользу. Однако в садах они объедают фруктовые деревья, особенно

вишни. Вредят они и зерновым культурам. Воробей - умная птица. Поймать его

труднее, чем многих совершенно диких птиц. Если воробей нашел корм, он,

прежде всего, призывным криком, приглашает своих собратьев к обеду.

Педагог: Молодец, первый экскурсовод, подготовила нам интересный рассказ о

воробьях. А, теперь мы послушаем о вороне, и второй экскурсовод нам

расскажет. Обратите внимание на экран с изображением вороны.

Второй экскурсовод: Вороны бывают черной окраски с металлическим синим

или пурпурным отливом. Но чаще всего встречаются серые вороны. У них

только черная голова, крылья и хвост ,остальные перышки серые. Вороны

обитают на опушке леса, в роще, саду, парке, поселке, городе. Живут

постоянными парами. Они ловят жуков, муравьев, мышей, мелкую рыбешку,

иногда воруют яйца других птиц. Гнезда строят на деревьях, из толстых веток,

внутри выстилают шерстью, тряпьем. Вороны – птицы сильные, смышленые. В

неволе ворона может научиться «разговаривать», как попугай. На свободе

ворона часто подражает крикам других птиц.

Педагог: Ребята обратите внимание на экран, - это голубь, о нем нам расскажет

третий экскурсовод.

Третий экскурсовод: Голубь отличается от других птиц. Одной из характерных

особенностей голубей является наличие зоба, своеобразного пищевода, куда

попадает только что проглоченная пища. Зоб помогает быстро собрать много

корма, не заботясь об его измельчении. Когда голубь пьет, он не только утоляет

жажду, но и размягчает твердые семена, скопившиеся в зобу. А еще, голубь

глотает песок, который помогает ему истирать в желудке твердые семена.

Самая замечательная особенность голубей – кормление своих детей «птичьим

молоком». «Молочком» называют жидкую кашицу, вырабатываемую стенками

желудка. Каждая птица может прокормить только одного птенца, потому в

26

гнезде обычно два яйца. Селятся голуби, как правило, рядом с человеком. Люди

приручили этих красивых птиц. Существуют различные породы голубей:

почтовых, спортивных, декоративных. У многих народов голубь является

символом мира.

Педагог: Молодцы наши экскурсоводы, подготовили очень поучительные

рассказы о птицах, которые обитают рядом с нами. А сейчас мы, немного

отдохнем.

Физминутка.

Ходит по двору индюк

(

Шаги на месте

)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача (Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал (Потопать ногами)

Крыльями захлопал (Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар ( Руки на поясе)

Или медный самовар (Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою (Помотать головой, приговаривая «бала - бала - бала», как

индюк)

Понесся стрелою. (Бег на месте).

Педагог: А теперь играть начнем. Викторина.

Журналисты задают вопросы, а вы ребята отвечаете на них.

Журналист:

1. Где

сооружает

себе

особое

«

зимнее

гнездо»

для

ночевок

воробей? (В щели дома, под крышей сарая).

2.Чем

отличается

домовой

воробей,

от

полевого?(

Приметная

«шапочка»

коричневого цвета, на белых щеках у него – по одному черному пятну в форме

скобочки).

3.Чем кормятся воробьи? (Насекомыми, зерновыми, клюют вишню, виноград).

Журналист: 2. 1. Какие виды ворон наиболее распространены в России?

( Черная и серая).

2.Из чего вороны делают свои гнезда? (Из толстых веток, внутри выстилают

шерстью).

3.Какую пользу приносят вороны человеку? (Уничтожают вредных насекомых и

мышей)

Журналист 3: 1. Где селятся голуби? (Рядом с человеком).

2.Чем они питаются и для чего пьют воду? ( Питаются семена различных

растений, размягчают твердые семена).

3.Сколько птенцов может прокормить голубь? (одного птенца).

Педагог: Молодцы ребята все отвечали правильно, на вопросы журналистов.

Самостоятельная работа.

На экране перед вами фото птиц. Ваша задача сделать зоологический рисунок

птиц, по фото.

27

Педагог: А сейчас проведем пресс-конференцию, между ученными и

журналистами.

Предполагаемые вопросы.

Вопрос. Кто такие птицы?

Ответ. Все птицы имеют две ноги, два крыла, клюв, тело покрытое перьями.

Они могут летать.

Вопрос. Какова среда обитания птиц?

Ответ. Среда обитания птиц – это лес, водоем, птичник.

Вопрос. Почему у птиц разные клювы?

Ответ. Потому что едят разную пищу.

Вопрос. Какие птицы улетают в теплые края?

Ответ. Перелетные птицы: ласточка, грач, скворец, утка, стриж.

Вопрос. Чем можно помочь птицам в трудное зимнее время?

Ответ .Надо подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышей,

чтобы птицы могли погреться.

3.Итог экскурсии. Рефлексия.

Педагог: Каково значение птиц в жизни человека?

Ответы детей.

Литература:

1.

Авторы – составители Ю.Н. Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В. Николаева,

С.В. Машкова «Юный эколог», Волгоград, издание 2-е, 2012г.

28

VI.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В., Машкова С.В. Юный

эколог 1-4 классы , издание – 2-е, Волгоград 2012г.

2. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и

минус, 2000, №8.

3.Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

4.Климцова Т.А. Экология в начальной школе. Начальная школа, 2000, №6.

5.Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.

Начальная школа, 1998, №6.

6.Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших

школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

7.Плешаков А.А.: Мир вокруг нас : учебник для 1,2,3,4 класса. М.:

Просвещение, 2008.

8.Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Просвещение, 2005.

29

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вопросы для привлечения учащихся к активной работе на экскурсии.

Примеры вопросов о растениях.

1.

Расскажи про самое удивительное растение.

2.

Правда ли, что растения чувствуют зло, боль?

3.

Кто больше услышит звуков, и каких?

4.

Какой запах кажется тебе наиболее приятным?

5.

Есть ли на лугу, в лесу запоздалые цветы? Найди их.

Примеры вопросов о животных.

1.

Животные – живые организмы?

2.

Посмотрите внимательно вокруг себя и найдите животных, обитающих на

этом участке?

3.

Какую пользу приносят эти животные?

4.

Чем питаются животные, обитающие на лугу?

5.

Как влияют времена года на животных?

30

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Карточки с заданиями (Примеры)

Карточка № 1 Фамилия, Имя _____________________________________

Расскажите об одном из насекомых по плану:

1)внешний вид

2)место обитания;

3)чем интересно насекомое?

4)чем питается?

Составьте правила защиты насекомых.

Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.

Карточка № 2 Фамилия, Имя _____________________________________

Расскажите об одном из растений по плану:

1)внешний вид

2)где растет?

3)чем интересно растение?

4)как человек его использует?

Составьте правила защиты растений.

Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.

Карточка № 3 Фамилия, Имя _____________________________________

Расскажите об одном из животных по плану:

1)внешний вид

2)где обитает?

3)чем интересно животное?

4)Чем питается животное?

Составьте правила защиты животных.

Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить животным.

31

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Для экскурсии педагогу следует подготовить экскурсионное оборудование.

Оборудование для сбора растений:

- Лопатки или совочки для выкапывания растений.

- Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника.

- Папки для растений.

- Корзиночки для шишек, листьев.

- Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов.

- Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений.

Оборудование для сбора животных:

- Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе.

- Сачки водяные для вылавливания животных из водоема.

- Коробки с отверстиями для переноски животных.

- Посуда для переноски водных животных.

32

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Дидактические игры (Примеры)

Игра № 1.

Отдел по охране насекомых.

1.Отгадайте загадки:

Не птичка, а с пестрыми крыльями. (Бабочка).

Рогат - да не бык,

Шесть ног - да без копыт. (Жук)

Летит – пищит,

Сядет - молчит,

Кто его убьет,

Тот свою кровь прольет. (Комар)

3. Сценка - игра «Семья муравья».

Кузнечик встретился в лесу

С рабочим муравьем.

Он нес такой огромный сук,

Что не поднять вдвоем.

Давай попрыгаем с тобой!-

Кузнечик предложил.

Нет, не могу, спешу домой,

-А где твой дом, скажи?

-Наш дом под елкой, возле пня.-

Ответил муравей.

-А какова у вас семья?

-На свете нет дружней!

-И много вас?

-Не сосчитать.

Наверно, тысяч двадцать пять

Работников и воинов

У нас под крышей хвойною.

(Г. Ладонщиков)

Вопрос: используя сценку, составьте рассказ о муравьях. Включите в него

сведения, которых нет в сценке.

33

Игра № 2. Отдел охраны растений.

1.Отгадайте загадки:

Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель)

Хоть не огонь, а жжется. (Крапива)

Стоит красавица на полянке:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке. (Береза)

3. Сценка «Дуб и ветер».

-Ну, Дуб, и вымахал же ты, братец, - чуть не до неба! Выше тебя в лесу и дерева

нет. С чего это тебя так вытянуло?

- От любопытства, Ветер, от любопытства! Я страх, какой любопытный. Помню,

только еще из желудя высунулся, траву вокруг увидел, а уж думаю про себя: «А

что там, за травой скрывается?» Вырос выше травы, кусты увидел и опять думаю:

«А что там дальше, за кустами?» Ни днем, ни ночью покоя не было: так и хотелось

узнать, что за низенькими деревцами, что за высокими? Все тянулся да тянулся-

эвон, какой вымахал»!

(Н. Сладков)

Вопросы:

1)Кто вырастил дуб?

2)Какая польза животным от дуба?

34

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Карточки – таблицы. (Примеры)

Таблица № 1

Растительное

сообщество

Преобладающие виды

растений

Сопутствующие виды

растений

луг

Клевер луговой, василек

луговой, донник

лекарственный, пырей,

зверобой, костер,

овсяница

Одуванчик, мышиный

горошек, колокольчики,

ромашки и т. д.

Таблица № 2

Видовое разнообразие

Экосистема

луг

лес

растения

Клевер, одуванчик,

василек, зверобой,

костер, ромашка,

медуница

Ромашка, василистник,

медуница, воронец,

морозник, бадан,

ландыш.

животные

Мыши, кроты, суслик,

муравьи, стрекозы,

пчелы,

Муравьи, мыши, волки,

лисы, зайцы.

35

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.

КЛЕН АМЕРИКАНСКИЙ.

36

СЕМЕНА ЕЛИ.

37

38

СЕМЕНА ОДУВАНЧИКА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

39

40

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Карточка к экскурсии

Ф.И. Учащегося _____________________________________

1.Определить какому дереву принадлежат семена _______________________

2.Какую форму имеет семя ___________________________________________

3.Какого размера семена _____________________________________________

4.Какие семена на ощупь_____________________________________________

41

Памятка

«Правила поведения в природе»

Никогда не наноси вред природе.

Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в

природе.

Не трогай домиков животных, их детёнышей.

Не трогай птичьи яйца.

Не губи деревья, не ломай, не делай надписей.

Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

Подкармливай зверей и птиц зимой.

Не разоряй муравейники.

Не мусори на местах своего отдыха.

В меру бери дары природы.

Учись наблюдать в природе.

Учись слушать голоса природы.

Не засоряй родников и речек.

Не шуми на прогулках, не пугай животных.

42



В раздел образования