Автор: Дохина Татьяна Зафаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский дом
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: Проект
Тема: Культура поведения воспитанников детского дома
Раздел: дополнительное образование
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ
ДОМ «ХУРЫ ТЫН»
ПРОЕКТ
«Культура поведения воспитанников детского дома»
Дохина Т.В.
Владикавказ, 2018
Содержание
1. Пояснительная записка
3
2. Учебно-тематический план
7
3. Содержание проекта 9
4. Перечень контрольных вопросов
15
Список использованной литературы
16
Приложение
17
2
Пояснительная записка
Изменения
политической
и
социально-экономической
ситуации
в
России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде,
оказали
и
продолжают
оказывать
негативное
влияние
на
подрастающее
поколение.
В
России
вновь
имеет
место
нищета,
беспризорность,
правовая
незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться
к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо:
ранняя
алкоголизация,
потребление
наркотических,
токсических,
психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее
по
отношению
к
взрослым
поведение,
чаще
и
в
крайних
формах
стали
проявляться жестокость и агрессивность.
У
детей-сирот,
воспитывающихся
в
детских
домах,
отсутствует
влияние
важнейшего
социального
института
–
семьи.
Детский
дом
для
воспитанников – временное место пребывания, и после окончания обучения
ребята выпускаются в самостоятельную жизнь, открытый социум. От того,
насколько
сумеет
детский
дом
подготовить
воспитанников
к
этой
самостоятельной
жизни,
и
будет
зависеть
успешность
их
дальнейшего
жизненного пути.
Подростковый
возраст
характеризуется
бурными
процессами
физического
развития,
полового
созревания
и
формирования
личности.
Ребенок
начинает
осознавать
себя
личностью,
сравнивает
себя
с
окружающими сверстниками. У воспитанников детских домов наблюдается
более низкий уровень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость
от мнения других. Они отрицательно оценивают свою личность в целом. У
них выше уровень агрессивности, тревожности и враждебности.
3
Процесс воспитания и перевоспитания детей приносит результаты
лишь в том случае, если за основу берется нравственно-правовое воспитание,
активное воздействие, прежде всего, на моральные качества ребят.
Проект
«Культура
поведения
воспитанников
детского
дома»
ориентирован на формирование у воспитанников этих качеств.
Становление личности ребенка – процесс сложный, многофакторный.
Формируются
качества
личности,
ее
направленность,
способы
общения,
мотивы
поведения,
в
борьбе
мотивов
формируется
нравственный
выбор,
определяется уровень нравственного сознания и самосознания. Воспитание
личности
–
это
не
только
воспитание
способов
и
привычек
поведения,
соответствующего нравственным нормам.
У ребенка необходимо воспитывать сознательное отношение к нормам
и правилам морали, их понимание – от этого зависит самостоятельность
ребенка в нравственном выборе, в оценке поступка или качества личности, в
способах разрешения конфликтных ситуаций. Осознанность нравственного
выбора
обеспечивает
становление
умения
противостоять
негативным
воздействиям,
т.е.
фактически
формирует
нравственную
устойчивость
личности.
Общение со сверстниками – важная сфера развития эмоциональной
жизни ребенка. Только в контактах со сверстниками дети учатся настоящему
«языку
общения»,
приобретают
навыки
коллективной
жизни,
именно
в
общении
ребенка
взрослеет,
формируется
его
личность.
Отсутствие
или
ограниченность общения приводит к обеднению багажа нравственных знаний
в
понимании
качества
личности,
нравственных
характеристик
человека,
мотивов его поступков.
Известно, что любому ребенку трудно адаптироваться к «взрослой»
жизни по мере взросления. Этот период сопряжен с необходимостью решать
множество подростковых проблем и сопровождается личностным кризисом.
Сознавая это, педагоги детского дома используют весь свой творческий
потенциал и душевные силы, чтобы помочь воспитанникам обрести себя,
4
избавиться от нарушений в нравственной сфере, восстановить гармоничную
картину окружающего мира и вырасти полноценными гражданами своей
страны.
Проект «Культура поведения воспитанников детского дома» разработан
с целью повышения качества воспитания и социализации воспитанников
детского дома.
Задачи проекта:
1. Вовлечение воспитанников в позитивную деятельность, адекватную
их интересам, способностям и психическому состоянию.
2.
Увеличение
степени
самостоятельности
детей,
их
способности
контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие
проблемы.
3. Воспитание гражданских качеств и толерантности у воспитанников.
Проект состоит из семи разделов:
- Этикет. Виды этикета.
- Домашний этикет.
- Этикет внешнего вида.
- Этика сознания.
- Этикет поведения в общественных местах.
- Этикет общения.
- Портфолио наших достижений.
денное
на
реализацию
данной
программы,
ежегодно
составляет
36
часов. Рассчитана на воспитанников, обучающихся в 4 - 6 классах. Занятия
должны
быть
групповыми
и
индивидуальными,
с
учетом
специфики
и
возрастных особенностей каждого ребенка.
Формы
работы: групповая работа, беседы, встречи, ролевые игры,
просмотр и обсуждение видеофильмов, тесты, диспуты, экскурсии, конкурсы,
творческие работы.
Основным критерием оценки практических умений и навыков является
тестирование, проводимое в конце изучения каждого раздела.
5
Планируемые результаты:
По окончании изучения программы дети должны уметь:
- Сделать правильный нравственный выбор.
-
Использовать
в
повседневной
жизни
положительные
примеры,
с
которыми приходилось сталкиваться во время изучения курса.
- Быть порядочными, честными, справедливыми.
-
Быть
отзывчивыми,
понимать
чужое
горе,
уважать
права
и
достоинства других людей.
- Стремиться к саморазвитию, самовоспитанию
-
Быть
доброжелательными,
не
склонными
к
конфликтам,
уметь
находить
выход
из
сложной
ситуации,
разрешать
конфликты
мирными
способами.
В процессе реализации проекта были отмечены следующие результаты:
-
Повысился
уровень
воспитанности
воспитанников
детского
дома
«Хуры тын»;
- Изменился уровень отношений к сверстникам;
- Отношение к взрослым стало более уважительным;
-
Изменился
круг
ценностей
(следить
за
внешним
видом,
личной
гигиеной).
6
Учебно-тематический план «Культура поведения»
(воспитанники 7-15 лет)
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Теория
Практика
Раздел I.
3
1
2
1.1. Введение. Школа этикета
открывается
1
0,5
0,5
1.2. Повседневный этикет
1
0,5
0,5
1.3. Сказка об этикете
1
1
Раздел II. Домашний этикет
4
1
3
2.1. Приглашение к столу
1
1
2.2. Этикет семейных событий
1
0,5
0,5
2.3. Мой труд каждый день дома
1
0,5
0,5
2.4. Встречаем гостей
1
1
Раздел III. Этикет внешнего вида
3
1
2
3.1. Мода и вкус
1
1
3.2. Культура внешнего вида
1
1
3.3. Косметика и парфюмерия
1
1
Раздел IV. Этика сознания
7
3,5
3,5
4.1. Добро и зло
2
1
1
4.2. Справедливость и сочувствие
1
0,5
0,5
4.3. Вежливость и хамство
1
0,5
0,5
4.4. Уважение, взаимопомощь,
дружба
2
1
1
4.5. Что такое характер
1
0,5
0,5
Раздел V. Этика поведения в
общественных местах
10
1
9
5.1. Вот школа, дом, где мы живем
1
0,5
0,5
5.2. Вот магазин, куда идем?
1
1
5.3. Дорога, транспорт, пеший путь
1
1
5.4. Удовольствия и опасности
вечерней прогулки
1
0,5
0,5
5.5. Театр. Кино.
2
2
5.6. Правила поведения в Храме
1
1
5.7. Посещение библиотеки
им.Береснева
1
1
7
5.8. Лес, речка, луг, где можно
отдохнуть?
2
2
Раздел VI. Этика общения
8
3,5
4,5
6.1. «Нет друга – ищи, а нашел -
береги»
1
0,5
0,5
6.2. Со взрослыми и сверстниками
1
0,5
0,5
6.3. Культура диалога
1
0,5
0,5
6.4. Критика. Способы реагирования
на критику
1
0,5
0,5
6.5. Конфликты. Способы их
разрешения
2
1
1
6.6. «Я - актер». Учимся читать
стихи
1
0,5
0,5
6.7. Конкурс чтецов
1
1
Раздел VII. Портфолио наших
достижений
1
1
Всего:
36
11
25
Содержание проекта
Раздел I. Этикет. Виды этикета (3 часа)
1.1. Школа этикета открывается
Сущность понятия «Этикет». Виды этикета. Общие правила этикета.
Диагностика нравственной самооценки.
Чтение стихотворения С.Михалкова «Одна рифма».
1.2. Повседневный этикет
8
Сущность понятия «Повседневный этикет». Тестирование «Хорошо ли
быть воспитанным?». Поиск пословиц на данную тему.
Чтение стихотворения А. Барто «Любочка».
1.3. Сказка об этикете
Тестирование
знаний
детей
по
теме
«Этикет».
Творческая
работа
по
написанию сказки.
Раздел II. Домашний этикет (4 часа)
2.1. Приглашение к столу
Общие принципы сервировки стола. Правила пользования столовыми
приборами. Разговор за семейным столом.
Просмотр отрывка из фильма «Приключения Буратино».
2.2. Этикет семейных событий
Виды домашних приемов, Дни рождения. Выбор подарка. Праздники
народные.
Традиции
(традиции
режима
дня,
познавательные
традиции,
гигиенические традиции, праздничные традиции)
2.3. Мой труд каждый день дома
Что такое порядок? Чтение сказки «Федорино горе». Подбор пословиц
и поговорок.
2.4. Встречаем гостей
9
Встреча с Владикавказским поэтом.
Домашнее задание – написать
отзывы о встрече.
Раздел III. Этика внешнего вида. (3 часа)
3.1. Мода и вкус
Сущность
понятий
«мода»,
«вкус»,
«элегантность»,
«аксессуары».
Одежда
женская.
Одежда
мужская.
Сумки.
Головные
уборы.
Подбор
гардероба для похода в театр, в лес, на вечернюю прогулку.
3.2. Культура внешнего вида
Чтение
произведений
С.Михалкова
«Джинсы»,
«Модное
платье».
Объяснение
пословиц
«В
праздник
–
белоличка,
в
будень
–
чумичка»;
«Ворона в павлиньих перьях», «И в пиру, и в миру – все в одном».
3.3. Косметика и парфюмерия
Макияж
повседневный.
Макияж
праздничный.
Правила
нанесения
макияжа. Ароматные пристрастия. Встреча с визажистом.
Раздел IV. Этика сознания (7 часов)
4.1. Добро и зло (2 часа)
Добрые и злые дела. Милосердие. Что такое родительская доброта.
Добрые
отношения
с
друзьями.
Как
сделать
людей
добрее.
Подготовка
кукольных сценок по сказкам о добрых и злых делах.
4.2. Справедливость и сочувствие
Что
такое
справедливость
и
с
о
ч
у
в
с
т
в
и
е
.
Справедливые
и
несправедливые
поступки.
Справедливые
10
отношения с друзьями. Справедливость на улице и в общественных местах.
Что значит посочувствовать другу? Чтение сказки «Мороз Иванович».
4.3. Вежливость и хамство
Что
такое
вежливость
и
скромность?
Вежливость
и
хамство?
Скромность и хвастливость? Вежливые отношения в доме. Вежливость на
уроках, переменах. Вежливость на улице, в общественных местах.
Чтение сказки братьев Гримм «Заяц и еж», «Храбрый баран».
4.4. Уважение, взаимопомощь, дружба. (2 часа)
Что такое уважение, взаимопомощь, дружба? Уважение, безразличие,
бойкот? Дружба и вражда. Кукольная инсценировка по сказке «Кот, петух и
лиса».
4.5. Что такое характер
Какие
типы
нервной
системы
существуют
(сангвиник,
флегматик,
холерик, меланхолик). Определение типов характера воспитанников. В чем
недостатки каждого типа нервной системы? Можно ли изменить недостатки
характера. Что нужно сделать для воспитания характера?
«Приемы аутотренинга «Полет птицы», «Тюльпан».
Раздел V. Этика поведения в общественных местах. (10 часов)
5.1. Вот школа, дом, где мы живем
Правила
и
обязанности
учащихся.
Правила
поведения.
Как
нужно
учиться и отдыхать. Проблемы взаимоотношений и их решение. Чему нужно
научиться в школьные годы. Что такое самосовершенствование?
Анализ ситуаций. Дома: нарисовать рисунок из школьной жизни.
5.2. Вот магазин, куда идем?
11
Типы и виды магазинов. Правила поведения в магазине. Составление
списка покупок. Посещение магазина.
5.3. Дорога, транспорт, пеший путь
Почему
гибнут
люди
на
улицах.
Соблюдение
правил
и
знаков
дорожного
движения.
Что
делать,
если
вам
предлагают
покататься
на
машине? Что делать, если на вас напали на улице? Анализ ситуаций с
использованием видеоматериалов. Дома: нарисовать рисунок по ПДД.
5.4. Удовольствия и опасности вечерней прогулки
Почему
рекомендуется
совершать
прогулки
вечером?
Нужны
ли
вечерние
прогулки
тем,
кто
занимается
спортом
и
физическими
упражнениями. В чем могут заключаться опасности вечерних прогулок?
5.5. Театр. Кино. (2 часа)
Правила
поведения.
Культура
внешнего
вида.
Посещение
театра
и
кинотеатра. Дома написать отзывы.
5.6. Правила поведения в Храме
Умение
вести
себя
в
Храме.
Культура
внешнего
вида.
Внутреннее
устройство Храма. Посещение Храма. Отзывы.
5.7. Правила поведения в библиотеке
Знакомство с библиотеками города. Посещение библиотеки им.
Береснева. Запись воспитанников в библиотеки города.
5.8. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть (2 часа)
Понятие «экология». Правила поведения в лесу и на воде. Прогулки в
лес, на красное озеро. Дома нарисовать рисунок о природе родного края.
Раздел VI. Этика общения (8 часов)
12
6.1. «Нет друга – ищи, а нашел - береги»
Чтение рассказа братьев Гримм «Вшестером всю землю обойдем». Как
нужно дружить. Составьте правила дружбы. Как вы понимаете пословицу
«Не имей сто друзей, а имей сто рублей»? В чем вам помогает дружба?
Дома написать о своем хорошем друге. Видеофильм «Тимка и Димка».
6.2. Со взрослыми сверстниками
Порядок
представлений
и
знакомств.
Приветствие.
Общение.
Извинения.
Беседа.
Разговор.
Правила
для
говорящего.
Правила
для
слушающего. Культура речи.
6.3. Культура диалога
Н. Носов «Телефон». Этикет телефонных разговоров. О мобильных
телефонах. Этикет и Интернет.
6.4. Критика. Способы реагирования на критику
Эмоциональные переживания, чувства. Способы их выражения. Анализ
ситуаций.
6.5. Конфликты. Способы их разрешения (2 часа)
Почему возникают конфликты и как обычно улаживаются? Возможно
ли
бесконфликтное
общение?
Анализ
ситуаций.
Дома
записать
приемы
разрешения конфликтов. Тестирование с помощью теста К.Томаса «Способы
управления конфликтами». Понятие «толерантность».
6.6. «Я - актер»
Учимся отбирать стихи. Учимся читать стихи.
13
6.7. Конкурс чтецов
Раздел VII. Портфолио наших достижений (1час)
Тестирование
уровня
самооценки,
сравнение
с
показателями,
полученными на первом занятии. Выставка сочинений, рисунков, творческих
работаю.
Перечень контрольных вопросов по окончании курса
1.
Что такое этикет?
2.
Виды этикета.
3.
Общие принципы сервировки стола.
4.
Правила пользования столовыми приборами.
5.
Что такое познавательные традиции?
6.
Подбор гардероба для похода в театр, школу, лес, вечернюю прогулку.
7.
Правила пользования косметикой и парфюмерией
14
8.
Что такое справедливость и сочувствие?
9.
Что такое вежливость и скромность?
10.Что такое уважение, взаимопомощь, дружба?
11.Какие типы нервной системы существуют?
12.Права и обязанности учащихся
13.Правила поведения в школе
14.Правила поведения в магазине.
15.В чем могут заключаться опасности вечерней прогулки?
16.Правила поведения в общественных местах.
17.Почему возникают конфликты.
18.Способы улаживания конфликтов.
Список использованной литературы
1.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /под ред.
А.М. Виноградовой, - М.,2013. 218 с.
2.
Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, -
М., 20015. – 526 с.
3.
Дормачева Т.В. Речевой этикет. – М., Просвещение, 2013. – 122 с.
4.
Игры, обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского, - М.,
2014. – 126 с.
15
Приложение
Методические рекомендации по обучению детей правилам культуры
поведения.
Занятия
по
основам
культуры
поведения.
Главным
содержанием
занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила,
подкрепленные
этическими
и
эстетическими
нормами.
В
них
можно
включать
беседы,
игры,
театрализованные
представления,
праздничные
вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии,
16
посещение театра, музей, кафе, библиотека и т.п. – все это создает условия
для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения.
Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают
технически
отработать
тот
или
иной
поведенческий
навык,
например,
уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола,
произнести комплимент и т.п.
Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно
обучить
детей;
они
раскрепощают,
снимают
состояние
неловкости
и
неуверенности в себе.
Чтобы
каждый
ребенок
мог
активно
участвовать
в
играх
и
упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10-12
человек).
Для
активизации
деятельности
детей
можно
использовать
положительные
оценки
их
участия,
награждения
призами
победителей
и
проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от
проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.
Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение
Детский дом «Хуры тын».
17