Напоминание

"Старинные обычаи проводов зимы и встречи весны. Масленица."


Автор: Поляева Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: город Ржев, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка урока-проекта
Тема: "Старинные обычаи проводов зимы и встречи весны. Масленица."
Раздел: начальное образование





Назад





Урок по окружающему миру в 3 классе.
Учитель: Поляева Людмила Михайловна Тема. Старинные обычаи проводов зимы и встречи весны. Цели: Образовательные: продолжить знакомство с праздниками на Руси; расширить представление учащихся об особенностях проводов зимы с опорой на фольклорный и художественный материал. Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям русского народа. Развивающие: продолжить обучение умению наблюдать, анализировать, логически верно излагать свои мысли; формировать коммуникативные навыки, а также навыки самоконтроля и самооценки. Планируемый результат. Предметные умения: знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины и понятия по теме «Старинные обычаи проводов зимы и встречи весны». УУД Личностные: формирование личного ( эмоционального) отношения к традициям русского народа. Регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт, соблюдение народных традиций. Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, владение добытой информацией, формирование умения презентовать себя и свою группу. Оборудование: презентация с использованием репродукций, наглядно иллюстрирующие праздник «Масленица»; выставка книг; пословицы и поговорки; праздничный стол с самоваром, блинами и пирогами и т.д.
Сценарий урока. Дежурные класса: Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок! Учитель: - У нас сегодня гости! Мы пригласили их на празднование Масленицы! Как бы приветствовали гостей люди, живущие в Древней Руси? Дети: Милости просим, гости дорогие! (Кланяются) Учитель: Наш урок разделён на две части - теоретическую и практическую. Представление групп и краткая характеристика их деятельности. Все ребята были разбиты на группы. Каждая группа получила домашнее задание - собрать материал и подготовить сообщение по соответствующей теме. «Синоптики»- сопоставили личные наблюдения за природой с народными приметами. «Историки»- расскажут нам об истории возникновения праздника «Масленица», времени проведения и его характеристики по дням. На слайде основополагающие вопросы:  Что такое Масленица?  Сколько дней длится праздник?  Как характеризуется каждый день праздника?  Что является главным атрибутом праздника? «Народная мудрость»- представят нашему вниманию сборники загадок, пословиц и поговорок на тему «Масленица», которые они собрали из разных источников (книги, справочники, интернет). На слайде задание:  Как вы понимаете поговорку «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост»  Какие пословицы и поговорки о Масленице вы ещё знаете? «Хозяюшки»- познакомят нас не только с рецептами приготовления блинов, а ещё и расскажут, что обозначает выражение «Первый блин комом»
На слайде вопрос:  Откуда пришло выражение: «Первый блин комом»? 1.Слово предоставляется группе «Синоптики». -Они предлагают нам своё моделирование прогноза погоды исходя из народных примет и личных наблюдений за природой.  Февраль да март в России - месяцы переломные. На Руси март называют капельником, потому что в марте всюду звенит капель, и протальником, потому что появляются первые проталины. А ещё этот весенний месяц называют утром года!  4 февраля - Тимофей Полузимник. Начало метелей. После них уже больших суровых морозов не бывает (в средней полосе России)  15 февраля – Сретенье. Этот день весну указывает: Если солнечно и капель, то в весну раннюю верь. Если пасмурно, то жди поздних метелей.  14 марта - Евдокия. Какова Евдокия, таково и лето. Если молодой месяц на небе, то быть лету дождливому. Если будет дуть северный ветер, то лето будет холодное. Если будет идти снег, то будет хороший урожай.  17 марта – Герасим Грачевник грачей пригнал. Если грачи летят сразу на гнездо, то весна будет дружная.  21 марта - день весеннего равноденствия. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Учитель: Не пришла ли пора передавать власть от зимы Весне – красне? Что нам об этом поведают «Историки»? «Историк-1» Настя Комарицких: История празднования масленицы на Руси уходит своими корнями в далёкое прошлое нашего народа, в те времена, когда люди не знали единого Бога, а поклонялись многим божествам. Среди них были: Бог земли, Бог воды, Бог леса и другие. Но самым главным, самым почитаемым был Бог солнца – Ярило. (прикрепить к доске весёлое солнышко) От света и тепла зависела жизнь людей на земле. Всю длинную, холодную зиму люди мечтали о тёплом летнем солнышке, зелёной травке, щебетании
птиц. И вот к концу зимы они устраивали праздник в честь Бога солнца – Ярило, просили его поскорее растопить снег и лёд, согреть землю. Чтобы задобрить Ярило, в каждом доме пекли румяные блины, похожие на солнышко, ели их с маслом, угощали соседей и, обязательно, птиц. А обращались к богу солнца так: «Свет и сила, Бог Ярило! Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше! Даруй, Бог Света, теплое лето. Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное, Лето плодородное. Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше!» - Отсюда и пошёл праздник Масленица. «Историк-2» Маша Новикова: Масленицу праздновали на Руси, целую неделю. В эти дни пекли блины, строили ледяные горы, с которых под весёлые звуки гармоний, балалаек, катались на санях и коньках. А ещё ходили в гости, угощались блинами да пирогами, пели песни, плясали, масленицу прославляли. Праздник был весёлым, радостным, поэтому и прозвали масленицу широкой. «Историк-3» Саша Отюгова: Понедельник – встреча. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд , усаживали в сани и возили по улицам . В этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежную крепость и горки, устраивали битвы снежками. (Показ репродукции картины В. Сурикова «Взятие снежного городка») Встречают Масленицу испокон века сытостью и довольством.Этот праздник считают праздником хозяйственного изобилия.Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче год будет. «Историк-4» Лебедев Марк: Вторник – «заигрыш». Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. В
этот день начинались игры и гуляния, катались на тройках, устраивались девичьи качели, катались с ледяных горок. «Историк-5» Яшинский Марк: Среда – «лакомка». С этого дня пекли блины - жёлтые, круглые, горячие как солнце. Учитель: Здесь, я думаю, надо предоставить слово нашей группе «Хозяюшки» 1 хозяюшка-Десинова Кристина: Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? Блины – обязательное угощение на Масленичной неделе. В народе говорили: «Масленица без блинов, что свадьба без невесты!» Блины пекли разные. Это были гречневые, постные. А ещё были блины с яйцами, с мёдом, с маслом, с икрой, с сёмгой, пшённые, манные, скороспелые. 2 хозяюшка- Фаер Настя : Почему именно блины пекли на Масленицу? Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. Для выпечки блинов надо знать много секретов. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседок. В старину тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда выходил месяц, да ещё приговаривали: Месяц, месяц, Выгляни в окошко! Подуй на опару! А когда пекли блины, то приговаривали: На сковородку – ручейком, Со сковородки – солнышком! 3 хозяюшка- Яна Воробьёва: Почему в народе говорят: «Первый блин комом» Первый блин, выпеченный на масленой неделе, отдавался нищим на помин усопших. А в некоторых деревнях он кладётся на слуховое окошко, при этом приговаривают «Честные родители наши, вот для вашей души
блинок», потому что предполагается, что души усопших родственников невидимо угощаются им. А ещё существует мнение, что первый блин отдавали КОМАМ («ком» в переводе с древнерусского «БЕРЛОГА», жилище в которой жил медведь) «Историк-6» Иван Столяров: Четверг – широкий, разгуляй, четверток. В этот день было больше всего развлечений. Днём – на улице, а вечером устраивали вечеринки с песнями, плясками, частушками. Приходили ряженые. Они веселили народ. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, водили хороводы. «Историк-7» Иван Петров : Пятница – «тёщины вечёрки». На «тёщины вечёрки» зятья угощали своих тёщ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать, добрая ли хозяйка из неё выйдет. «Историк-8» Иван Богачёв: Суббота – «золовкины посиделки». В этот день молодожёны приглашали к себе в гости родных. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились . «Историк-9» Михайлов Артём: Воскресенье – «прощёный день». Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали чучело с песнями. В прощёное воскресенье ходили друг к другу в гости мириться и просили прощения, если обидели раньше. Но даже если не было обид, всё равно говорили «Прости меня». Так заканчивалась Масленица. Учитель: На этом наша теоретическая часть заканчивается. - Собирайся народ! Масленица Широкая идёт! (практическая часть урока костюмированная. Девочки с большими цветными платками, мальчики в косоворотках, у скоморохов колпаки с бубенцами) Скоморох 1. Гости дорогие! Жданные, званные, желанные! Скоморох 2 Спешите! Спешите! Проходите без стеснения! Билетов не надо – Предъявите хорошее настроение!
Скоморох 1 Полно зимушке зимовати. Пора матушке – весне наступати! Скоморох 2 Масленицу широкую открываем, веселье начинаем! Скоморох 1: Собирайся, народ, Неделя «сырная» идет! ( изготовление чучела масленицы) под песню « Масленица» Скоморох 2: Наступает день второй, Весь наполненный игрой! Скоморох 1: День потех и угощений, Смеха, песен и веселья! Скоморох 2: Подходи, торопись, Вместе с нами веселись! Скоморох 1. – Был у меня петух. Бежал во весь дух, до масличной недели, чтоб не съели! Скоморох 2. – А у меня на улице с петухом дерутся две курицы. – А две девицы – красавицы смотрят и смеются: – Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха! Скоморох 1 – У нас сейчас петушиные бои! Игра «Петушиные бои» Скоморох 2 –А сейчас мы с вами поиграем в старинную русскую игру « Обмоталочка» ( Дети встали в круг) Раз, два, три, четыре, пять! Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела. Скоморох 1: Нынче Лакомка у нас! Угощенье — это раз! Объеденье — это два! Пляски прямо у стола! ( хоровод с блинами)
Скоморох 2: День четвертый будем вместе Петь про Масленицу песни. До поста же до посточка Нам всего лишь три денечка. (частушки в исполнении девочек) Скоморох 1. – А у Мишки на носу ели кошки колбасу! Скоморох 2. – И чего ты раскричался Будто тебе мух попался? Скоморох 1. – Кто попался? Скоморох 2. – Мух! Скоморох 1. – Кто это мух? Скоморох 2. – Ребята, он не знает муха! – Вот у воробьихи муж – воробей, у соловьихи муж – соловей. – У курицы муж – петух, а у мухи муж будет мух! – Ха-ха-ха! Скоморох 1 – Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять! Историк Скоморох 2 – К тёще на блины идём И друзей с собой ведём! Развесёлая Масленица, Мы тобою хвалимся! Скоморох 1 – Как на маслену неделю Блины по небу летели, Их была большая стая, Только мы их не достали! Скоморох 2 . – А в субботу не безделки – золовкины посиделки! – Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!
(конкурс танцевальный , ребята танцуют танец «Субботея») Скоморох 1. – Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье! – “Прощённый день” “Проводы Масленицы” Скоморох 2. – В воскресенье мы с Масленицей прощаемся, В воскресенье слезами умываемся. Скоморох 1. – Мы катались с горы от зари и до зари, А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье. Заключительная песня. Все: С Масленицей вас поздравляем! Праздник наш завершаем! Рефлексия: (за столом с самоваром, вареньем, конфетами, медом и блинами). Хорошо мы встретили МАСЛЕНИЦУ! Весело проводили её! А теперь давайте отправим ВЕСЕННЕМУ СОЛНЫШКУ свой привет. Тот у кого праздник вызвал положительные эмоции ,и радостное настроение может приклеить НАШЕМУ СОЛНЫШКУ лучик.
Используемая литература 1 Поурочные планы «Окружающий мир» по учебнику О.Т. Поглазовой , Волгоград. Автор - составитель В.П. Трушина,2007 год. 2. Учебник для 3 класса «Окружающий мир», автор Поглазова О. Смоленск Ассоциация ХХI век, 2009год. 3. «800 загадок, 100 кроссвордов», автор И.Г. Сухин. Москва, Новая школа, 1997 год. 4. «Сборник пословиц и поговорок», автор ВолинаА.Н. 6. «Русская кухня. Книга вкусных рецептов», Москва, ЭКСМО, 2012 год. 7. «Секреты русского застолья», Москва, Белый город,2006 год. 8. Картинки для презентации из интернета


В раздел образования