Напоминание

"Подбор вокального репертуара в классе сольного пения в ДМШ"


Автор: Габдулкадирова Лилия Фаритовна
Должность: Преподаватель вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г. Альметьевск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Подбор вокального репертуара в классе сольного пения в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Подбор вокального репертуара в классе сольного пения в

ДМШ»

Преподаватель МБОУ

ДО «ДМШ №1 им Р.Н.Нагимова»

Габдулкадирова Лилия Фаритовна

Подбор репертуара играет большую роль в обучении и является

важнейшей частью работы преподавателя с учеником на уроке вокала.

Вопросам музыкально-эстетического воспитания подрастающего

поколения посвящены высказывания мастеров искусств разных времен и

народов. В «Жизненных правилах для музыкантов» Р. Шуман писал: «На

сладостях, печенье и конфетах из ребёнка никогда не вырастить здорового

человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и

здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и

придерживайтесь» [4, с. 77].

С точки зрения Д.Б. Кабалевского, именно в музыке с наибольшей

силой проявляет себя «человечность» искусства: «Музыка воплощает

жизненное содержание в первую очередь и главным образом сквозь призму

человека, его мыслей и чувств, его восприятия жизни. В истоках музыки, в

основе её лежит человеческий голос – поющий и говорящий, и ритм

человеческого движения…» [7, с. 248]

Выбор правильного репертуара способствует успешной

деятельности вокального исполнителя. Репертуар должен быть

художественно ценным, соответствующим творческому направлению

исполнителя, интересным и разнообразным, полезным в педагогическом

отношении, способствующим художественному росту певца. Н. Полякова в

статье «Детский вокальный репертуар: формирование личности юного

музыканта и его голоса» перечисляет основные составляющие детского

вокального репертуара: «классические миниатюры, народные и современные

песни напевного характера, по стилю близкие к классической музыке, и

вокализы». При этом автор отмечает, что «весь этот материал необходимо

классифицировать по степени вокально-технической трудности и с учетом

содержания. Репертуар должен соответствовать возможностям детского

голоса и задачам каждого этапа его развития» [9, с.26–27].

В классе сольного пения обучаются дети с различными

музыкальными и певческими данными. Процесс подбора репертуара весьма

интересен, требует от педагога наличия широкого кругозора в области

вокальной музыки и постоянного пополнения знаний. Как показывает

практика, правильно подобранный репертуар вызывает у певца

эмоциональный отклик, облегчает работу педагогу и ученику, давая

возможность добиться хороших результатов с наименьшими затратами.

Так какие же проблемы могут возникнуть и на что педагогу следует

обратить пристальное внимание при подборе репертуара? - попробуем

разобраться.

Первый вопрос - определение возрастной категории учащихся. В

среднем это дети от 6.5 до 16лет.Здесь также следует учесть одно важное

обстоятельство: каждый ребёнок сугубо индивидуален, часто в рамках одной

возрастной категории находятся дети, резко отличающиеся друг от друга по

общему физическому и умственному развитию, не говоря уже о вокальных

данных. Поэтому весьма вероятны репертуарные вариации как в сторону

более младшего, так и в сторону более старшего возраста. Подбираемый

репертуар должен соответствовать данному жизненному периоду ребёнка,

отражать его увлечения, привязанности, учебную деятельность, личные

эмоции и духовные ценности.

Вторым шагом при подборе репертуара является определение

особенностей характера. На основе общения с ребёнком педагог сможет

подобрать подходящий репертуар, раскрывающий индивидуальность

ученика. При этом нельзя постоянно исполнять схожие по настроению

произведения. Необходимо учить чувствовать и передавать любой характер

песни, даже не совпадающий с темпераментом ребёнка. Однако, попытки

добиться результата могут оказаться неудачными. Тогда следует сменить

произведение, чтобы не формировать негативные эмоции у певца. Между

тем, замкнутые дети, исполняя произведения активного характера,

неожиданно раскрываются, становясь подвижными и артистичными, а

гиперактивным детям - наоборот, спокойные песни помогают

сосредоточиться.

Одним из главных, но не первостепенным моментом при подборе

репертуара является ориентирование на вокальные данные. Слушателю

важна не вокальная техника в чистом виде, а энергетика артиста, умение

донести смысл песни, живые искренние эмоции. Нельзя выбирать

произведения, не соответствующие вокальному уровню ребёнка. Песня

должна исполняться с ощущением комфорта и качественным выполнением

всех задач, поставленных педагогом. Завышенные репертуарные требования

приводят к стойкому внутреннему зажиму и формируют у ребёнка комплекс

"плохого вокалиста". С другой стороны, не стоит выбирать и слишком

простой репертуар. Должен быть стимул к развитию и совершенствованию

исполнительского мастерства.

При выборе произведения необходимо учитывать мнение ученика.

Если песня ему нравится, исполнение будет лёгким, радостным и

эмоциональным. Никогда нельзя навязывать репертуар, но иногда

необходимо обосновать своё мнение и объяснить целесообразность выбора

именно этой песни. Бывает, что интерес к песне проявляется постепенно, в

процессе разучивания и достижения положительных результатов.

Общим требованием при подборе репертуара является внимание к

текстам песен. В меньшей степени это касается общепризнанных образцов

советской эстрады, в которых раскрываются темы вечных ценностей: любви

к Родине, семье, доброты, дружбы, которые актуальны всегда и для всех.

Более избирательно следует относиться к современной эстраде. Новый

детский репертуар очень скуден и зачастую содержит примитивные тексты и

посредственную музыку.

Каждой возрастной категории присущи свои проблемы подбора

репертуара. Проще всего обстоит дело с младшим школьным возрастом,

львиную долю репертуара которого составляют песни из мультфильмов,

детских кинофильмов, песни советских композиторов, народная музыка.

Наиболее проблемный вопрос - репертуар для подростков. Для переходного

возраста не актуальны как детские темы, так и взрослые проблемы. Учитывая

активность процесса формирования личности ребёнка в этот период,

педагогу необходимо относиться к подбору репертуара с повышенной

ответственностью. Беспроигрышным вариантом является музыка из

советских кинофильмов, песни из репертуара ВИА 70-80-х годов, лучшие

образцы российской и западной юношеской эстрады.

Одной из высших задач вокально-эстрадной педагогики является

формирование у ребёнка собственной манеры исполнения. Формированием

музыкального кругозора ребёнка на основе разнообразного репертуара

следует заниматься с самого раннего возраста.

В процессе обучения каждый ребёнок должен накапливать

собственный репертуарный багаж, чтобы иметь возможность в любой момент

и в различных ситуациях применять имеющийся опыт.

Таким образом, грамотный подбор репертуара является важнейшим

и основополагающим фактором успешного учебного процесса. Неверно

подобранная песня может не только замедлить формирование певческих

навыков ребёнка, но и вызвать потерю интереса к пению.

Репертуар должен быть высокохудожественным, носить воспитательный и

развивающий характер, соответствовать возрасту ребёнка и его пониманию,

соответствовать исполнительским возможностям детей, быть разнообразным

по характеру и содержанию, а также необходимо усложнять репертуар по

мере необходимости в целях приобретения тех или иных навыков. Для того

чтобы подобрать ученикам правильный репертуар необходимо прежде всего:

– знать о возрастных особенностях развития детского голосового аппарата, об

охране и гигиене голоса; – подбирать репертуар исходя из потребностей и

способностей каждого ученика; – руководствоваться общими требованиями к

репертуару, составленными в ДМШ.

Список литературы

1.Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие. – 3-е изд., испр. –

СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. – 120 с.

2.Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. В 3-х ч. Ч. 1.Ритмика.

Ч. 2, 3. Интонация. Композиция. – М.: Музыка, 1972. – 378 с.

3.Дмитриев, Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968. – 675 с.

4.Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей. – М.: Музыка, 1979.– Т.

II-Б. – 295 с.

5.Егорычева М. Упражнения для развития вокальной техники. – Киев:

Музична Украiна, 1980. – 112 с.

6.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.:

Лань,1997. – 192 с.

7.Кабалевский Д.Б. Ровесники: Беседы о музыке для юношества. –

М.:Музыка, 1980. – 120 с.

8.Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с

детскимвокально-хоровым коллективом. – М.: ACADEMA, 1999. – 223 с.

9.Полякова Н. Детский вокальный репертуар: формирование личности юного

музыканта и его голоса // Музыкальная жизнь. – 2011. – No4. – С.26–27.



В раздел образования