Напоминание

А.Блок "Зимние забавы"


Автор: Ковалева Галина Георгиевна
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Населённый пункт: РЕСУБЛИКА ЧЕЧЕНСКАЯ, СТАНИЦА КАЛИНОВСКАЯ, РАЙОН НАУРСКИЙ, ТЕРРИТОРИЯ ВОЕННЫЙ ГОРОДОК
Наименование материала: урок
Тема: А.Блок "Зимние забавы"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема

Тема:

А. Блок. Картины зимних забав

Педагогические задачи

способствовать обеспечению целостного восприятия и осмысления поэтического текста, развитию воображения, речи учащихся;

обогащению словарного запаса; создать условия для обучения анализу лирического произведения и произведения живописи,

сравнению их; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; воспитывать уважительное отношение к

народным традициям

Тип урока

Решение частных задач

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

познавательные: осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока,

периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;

коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы; осознают цель своего высказывания

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Эпиграф

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.

Р.Декарт.

Речевая разминка

Проверка дом. задания.

– Прочитайте стихотворение с удивлением.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте скороговоркой.

Избушка старая в лесу

И ворон старый сторожит

У дуба старого стоит.

Избу у старого пенька.

Колдунья старая живет

В избушке старой, что в лесу

У дуба старого стоит,

Где ворон старый сторожит

Избу у старого пенька.

– Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы,

почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните

ртом.

– А сейчас вы маленькие медвежата и про́

сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-

медведицы поесть

ИГРА «ПУТАНИЦА»

СТИХИ С. Чёрного (на выбор) наизусть.

Слушают задания

учителя, выполняют

инструкции.

.

С о о б щ е н и е

т е м ы

урока.

ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Читает

отрывок

из

стихотворения

А.

Блока.

Кончил учитель урок,

В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок.

Старый учитель сидит, –

Скачут барашки, овечки.

Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло,

Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами.

Много трудов и заботы.

– Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт

Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы

познакомимся сегодня на уроке.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,

ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с

биографией

А. Блока

Формулируют тему и

цели урока

Знакомство

с биографией автора

РАССКАЗ О А. А. БЛОКЕ

А. Блок (16 ноября 1880 – 7 августа 1921).

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему

было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи

написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать

рукописный

журнал.

В

журнале

Блок

был

и

главным

редактором,

и

главным

художником, и главным автором – помещал свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока.

Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с

тех

пор

он

проводил

в

ней

каждое

лето

на

протяжении

36

лет

из

неполных

прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского

поэта

созданы

в

Шахматове.

Удивительные

по

красоте

места

нашли

свое

воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок

Прослушивают текст.

Отвечают на вопросы,

определяют жанр

произведения.

средней полосы России называют его духовной Родиной. Здесь им написано около

300 стихотворений.

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером.

Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом,

профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь

к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-

филологический факультет.

Заканчивал

университет

Александр

Блок

уже

известным

поэтом.

Его

стихи

печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он

и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в

русскую литературу необыкновенно велик.

Поэтические произведения Александра

Блока переведены на многие языки мира.

Памятник А. А. Блоку возведен в Москве во дворе дома 8 по улице

Спиридоновка.

Работа с толковым

словарем.

Работа над

содержанием

стихотворения

«Ветхая избушка».

Ветхий – разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

ЧТЕНИЕ СТИХОТВ, УЧИТЕЛЕМ

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

- ЧТЕНИЕ ПО 1 СТРОЧКЕ.

– Прочитайте стихотворение выразительно.

Читают стихотв.

Отвечают на вопросы

– Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?

О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы

детей.)

– Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рас-сказывает

об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой.)

Работа над

содержанием

стихотворения «Сны».

1. Работа с толковым

словарем.

Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Внемлю – слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

Дремные покровы – дремота, то есть полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно

закрываются глаза.

Покров – верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит

дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал?

(Да, напомнило стихотворение И. Сурикова «Детство».)

– Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка

о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)

– Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

Итог урока. Рефлексия

Домашнее задание:

• Подготовить выразительное чтение стихотворения.

• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение?

Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Делают выводы и

обобщения.



В раздел образования