Автор: Ковалева Галина Георгиевна
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Населённый пункт: РЕСУБЛИКА ЧЕЧЕНСКАЯ, СТАНИЦА КАЛИНОВСКАЯ, РАЙОН НАУРСКИЙ, ТЕРРИТОРИЯ ВОЕННЫЙ ГОРОДОК
Наименование материала: урок
Тема: А.Блок "Зимние забавы"
Раздел: начальное образование
Тема
Тема:
А. Блок. Картины зимних забав
Педагогические задачи
способствовать обеспечению целостного восприятия и осмысления поэтического текста, развитию воображения, речи учащихся;
обогащению словарного запаса; создать условия для обучения анализу лирического произведения и произведения живописи,
сравнению их; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; воспитывать уважительное отношение к
народным традициям
Тип урока
Решение частных задач
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
познавательные: осознают сущность и значение стихов великих классиков литературы как части русской национальной культуры;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей;
коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы; осознают цель своего высказывания
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Эпиграф
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Р.Декарт.
Речевая разминка
Проверка дом. задания.
– Прочитайте стихотворение с удивлением.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте скороговоркой.
Избушка старая в лесу
И ворон старый сторожит
У дуба старого стоит.
Избу у старого пенька.
Колдунья старая живет
В избушке старой, что в лесу
У дуба старого стоит,
Где ворон старый сторожит
Избу у старого пенька.
– Выполните дыхательную гимнастику. Представьте, что вы на лугу. Вас окружают эти чудесные цветы,
почувствуйте этот прекрасный аромат цветущих растений: сделайте шумный вдох носом и выдохните
ртом.
– А сейчас вы маленькие медвежата и про́
сите протяжно, баском, четко произнося звуки, у мамы-
медведицы поесть
ИГРА «ПУТАНИЦА»
СТИХИ С. Чёрного (на выбор) наизусть.
Слушают задания
учителя, выполняют
инструкции.
.
С о о б щ е н и е
т е м ы
урока.
ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Читает
отрывок
из
стихотворения
А.
Блока.
Кончил учитель урок,
В воздухе сыро, тепло,
Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.
Звонко кричит пастушок.
Старый учитель сидит, –
Скачут барашки, овечки.
Верно, устал от работы:
Солнце за горку ушло,
Завтра ему предстоит
Светит косыми лучами.
Много трудов и заботы.
– Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт
Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы
познакомимся сегодня на уроке.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
биографией
А. Блока
Формулируют тему и
цели урока
Знакомство
с биографией автора
РАССКАЗ О А. А. БЛОКЕ
А. Блок (16 ноября 1880 – 7 августа 1921).
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему
было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи
написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать
рукописный
журнал.
В
журнале
Блок
был
и
главным
редактором,
и
главным
художником, и главным автором – помещал свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока.
Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с
тех
пор
он
проводил
в
ней
каждое
лето
на
протяжении
36
лет
из
неполных
прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского
поэта
созданы
в
Шахматове.
Удивительные
по
красоте
места
нашли
свое
воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок
Прослушивают текст.
Отвечают на вопросы,
определяют жанр
произведения.
средней полосы России называют его духовной Родиной. Здесь им написано около
300 стихотворений.
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером.
Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом,
профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь
к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-
филологический факультет.
Заканчивал
университет
Александр
Блок
уже
известным
поэтом.
Его
стихи
печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он
и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в
русскую литературу необыкновенно велик.
Поэтические произведения Александра
Блока переведены на многие языки мира.
Памятник А. А. Блоку возведен в Москве во дворе дома 8 по улице
Спиридоновка.
Работа с толковым
словарем.
Работа над
содержанием
стихотворения
«Ветхая избушка».
Ветхий – разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВ, УЧИТЕЛЕМ
– Понравилось произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Чему учит это произведение?
- ЧТЕНИЕ ПО 1 СТРОЧКЕ.
– Прочитайте стихотворение выразительно.
Читают стихотв.
Отвечают на вопросы
– Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении?
О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы
детей.)
– Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рас-сказывает
об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой.)
Работа над
содержанием
стихотворения «Сны».
1. Работа с толковым
словарем.
Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.
Внемлю – слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.
Дремные покровы – дремота, то есть полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно
закрываются глаза.
Покров – верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Чему учит это произведение?
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит
дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал?
(Да, напомнило стихотворение И. Сурикова «Детство».)
– Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка
о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и др.)
– Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)
Итог урока. Рефлексия
Домашнее задание:
• Подготовить выразительное чтение стихотворения.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.
Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение?
Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
Делают выводы и
обобщения.