Автор: Барашева Светлана Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №55
Населённый пункт: Горд Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: технологические карты уроков
Раздел: начальное образование
Технологическая карта по русскому языку
Класс: 3 «Г»
Образовательное учреждение: МБОУ «школа №33», Перспективная школа, «Русский язык» (2 ч.), «Русский язык» (3ч.)
Педагог: Барашева С.Ю.
Тип урока: Изучение нового материала, с использованием проблемно – диалогических технологий
Тема: «Написание существительных с суффиксом –ищ-»
Цель: знакомство с написанием суффикса -ИЩ- имён существительных.
Задачи:
I.
Выяснить, что влияет на написание букв, а и е после суффикса –ищ-;
II.
Сформулировать правило о правописании окончаний после суффикса –ищ-;
III.
Продолжить работу над словообразованием и морфемным анализом слов;
IV.
Продолжить формирование умения работать со словарями;
V.
Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и
обобщать;
VI.
Развивать самоконтроль и самооценку.
VII.
Воспитывать умение общаться;
Метапредметные:
1.Регулятивные УУД:
-а) принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
-б) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-в) различать способ и результат действия;
2. Познавательные УУД:
-а) строить сообщения в устной и письменной форме;
-б) ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-в) строить рассуждения в форме связи простых об объекте, его строении, свойствах и связях;
-г) обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов
на основе выделения сущности связи;
-д) учить основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из сообщений разных видов;
е) использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
3. Коммуникативные:
-а) адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
-б) учитывать разные мнения, в том числе товарищей, одноклассников и учителей;
-в) формулировать собственное мнение и позицию;
-г) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
Ход урока
Этапы и задачи
каждого этапа
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Планируемые результаты
предметные
УУД
I. Орг.момент
II.Формулирование
темы урока и
постановка задач.
Приветствует
детей.
Сообщает тему.
Приветствие
Давайте мы с вами
определим настроение на
начала занятия.
У кого настроение хорошее
поднимите палец вверх.
-Отлично. Я рада что
большинство настроены на
занятие. Надеюсь на то, что
те ребята, у кого настроение
не очень хорошее на начало
занятия смогут настроиться
на занятие и их настроение
Приветствуют
учителя
Слушают учителя.
Личностные:
• Интерес к
изучению языка
Личностные:
• Любовь и
уважение к
Отечеству, его
языку, культуре
• Интерес к письму
III.
Целенаправленное
повторение ранее
пройденного
материала как
средство
подготовки к
восприятию новых
знаний.
IV. Изучение
нового материала
Проводит беседу,
задает вопросы,
подводит итоги.
Работа со
словами,
различие слов
станет лучше.
Актуализация знаний.
Диалог героев учебника
( Анишит Йокоповна и
Миша – герои, которые
сопровождают нас в УМК «
Перспективная начальная
школа»).
-Хотите узнать, что это за
слова? Найдём их в словаре.
В каком будем искать?
Чтобы уточнить условные
знаки (Учащиеся открывают
Обратный словарь учебник
«Русский язык» 2 ч.)
-Слова-то одинаковые- с
суффиксом – ищ-! - Не мог
успокоиться Миша. – Но
одни слова оканчиваются на
– а, а другие - на –е!
Почему?
-Действительно, почему?
(Постановка проблемы).
Пытаются
сформулировать
тему урока.
Внимательно
слушают, отвечают
на вопросы,
озвучивают итоги.
•
Интерес к
изучению языка
Регулятивные:
• Уметь слушать в
соответствии с
целевой
установкой
• Работать по
плану,
корректировать
свою деятельность
Познавательные:
• Извлекать
информацию,
представленную в
разных формах
• Устанавливать
причинно-
следственные
связи
• Строить
рассуждения
Коммуникативные:
• Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
между собой.
Работа устно,
учитель
предлагает
сравнить пары
слов, и назвать
различия в парах,
в чем сходство во
втором столбике,
просит ответить
на вопросы.
Хотите поразмышлять и
попробовать ответить на
этот вопрос
самостоятельно? (Ребята
высказываются,
предполагают).
-Сможете сказать тему
урока? После ответов ребят,
открываю название темы на
доске.
-Поставим цель, к которой
будем стремиться на уроке.
(Учащиеся ставят цель-
узнать, когда после
суффикса –ИЩ- пишется –
А, а когда- Е).
Для поиска решения
проблемы ребята
выполняют №90 и №91 из
учебника «Русский язык»
3ч. и 2ч. 3 класс.
№90 Цель упражнения:
наблюдение и анализ,
почему у существительных
женского рода с суффиксом
–ищ- пишется окончание –а.
Внимательно
читают,
прислушиваются к
себе, отвечают на
вопросы.
Слушают задание,
сравнивают пары,
отвечают на
вопросы учителя.
Предметные:
• Произносить
звуки речи в
соответствии с
нормами языка
• Правильно
писать слова с
изученными
орфограммами
коммуникативных
задач
• Высказывать и
обосновывать
свою точку зрения
• Задавать вопросы
Личностные:
• Любовь и
уважение к
родному языку
• Интерес к письму
• Интерес к
изучению языка
Регулятивные:
• Уметь слушать в
соответствии с
целевой
установкой,
принимать и
сохранять учебную
задачу.
• Работать по
плану,
корректировать
свою деятельность
Познавательные:
Учитель просит
продолжить
высказывание, и с
помощью этого
просит
сформулировать
правило.
Учитель
предлагает
выполнить
задание из
учебника
рыбища – рыба (ж.р.)
травища – трава (ж.р.)
………………….
ручища – рука (ж.р.)
-Скажите, какого РОДА все
слова, ОТ ОСНОВ
КОТОРЫХ образованы
слова с суффиксом –ищ-?
(Это слова женского рода).
-Предположите, какого рода
все получившиеся слова с
суффиксом – ищ -?
(Высказывания детей. Все
слова ж.р.).
-Понимаете теперь, почему
у них окончание – а?
( Вывод)
№91 Цель упражнения:
выяснение, почему у
существительных мужского
и среднего рода с
суффиксом –ищ- пишется
окончание –е.
-По цепочке читайте список
Продолжают
высказывание,
формулируют
правило.
Предметные:
• Правильно
писать слова с
изученными
орфограммами
• Устанавливать
причинно-
следственные
связи
• Строить
рассуждения
Коммуникативные:
• Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
коммуникативных
задач
• Высказывать и
обосновывать
свою точку зрения
• Задавать вопросы
V. Первичное
закрепление
Выполнение
упражнения,
просит прочитать
вслух слова и
ответить на
вопросы,
Проводит работу
в парах. Подводят
итоги.
и говорите, от основ каких
других слов они
образованы. Сразу
называйте РОД слова-
родителя. (Например: слово
зубище-от основы слова
зуб/ , зуб- мужского рода).
медведище – медведь (м.р.)
дождище – дождь (м.р.)
……………………..
паучище – паук (м.р.)
-Скажите, какого рода
большая часть слов, ОТ
ОСНОВ КОТОРЫХ
образованы слова с
суффиксом –ищ-?
( Мужского рода).
-А какого рода оставшиеся
слова? ( Среднего рода).
чудище – чудо (с.р.) окнище
плечище страшилище
днище – дно (с.р.)
-Миша обнаружил 5 слов
Работают по
учебнику и по
цепочке объясняют
свой выбор.
Коммуникативные:
• Адекватно
использовать
речевые средства
для решения
различных
коммуникативных
задач
• Высказывать и
обосновывать
свою точку зрения
• Задавать вопросы
изученного.
Просит
посмотреть в
учебник и
прочитать, что
хочет сказать
летучая мышь.
Просит
внимательно
посмотреть
плакат летучей
мыши и
продолжить
высказывания.
Задает вопросы
для закрепления
среднего рода, а вы? (5).
-Как вы скажите: мой
больной зубище или моё
больное зубище?
-Как вы скажите, какой
сильный
морозище или какое
сильное морозище?
-Договоритесь с соседом по
парте о том, кто какое
словосочетание будет
объяснять. (Работа в
парах). Проверка
доказательств.
Сделаем выводы:
-Сохраняет ли слово с
суффиксом –ищ- РОД того
слова, ОТ ОСНОВЫ
КОТОРОГО оно
образовано? (Да).
-Одинаковые ли окончания
у слов м.р. и с.р. с этим
суффиксом? (Да). Какие? (-
е)
-Сравним наши выводы с
Читают вслух слова,
отвечают на
вопросы,
записывают слова в
тетрадь.
Смотрят учебник,
читают, что говорит
летучая мышь.
VI. Задание на
дом, подведение
итогов урока.
знаний
Работа по
учебнику с
родственными
словами
Поясняет правила
выполнения
работы
правилом Летучей мыши.
(с. 81)
Слово с суффиксом –ищ-
оканчивается в начальной
форме на –а-, если слово, от
основы которого оно
образовано, (какого рода?)
(Ответ: женского рода)
Слово с суффиксом –ищ-
оканчивается в начальной
форме на –е-, если слово, от
основы которого оно
образовано, (какого РОДА?)
… и … рода (Ответ:
мужского и среднего рода)
Закрепление знаний.
У Олега Григорьева есть
шуточный текст «Былина»,
давайте послушаем.
Учащиеся выполняют №92
по заданию. Работа с
родственными словами:
тетрадочка – тетрадища –
тетрадь
карандашик – карандашище
Отвечают на
вопросы, работа с
родственными
словами.
Предлагает
выполнить
самостоятельную
работу.
Подведение итог.
Отгадывание
загадок.
– карандаш
Славочка – Славище –
Слава
Боренька – Борище – Боря
скамеечка – скамеища –
скамья
Указываем род исходного
слова. Разбираем слова по
составу.(1 ученик у доски
выполняет морфемный
анализ слов 1 и 2 столбика).
Самостоятельная
работа №93.Из текста надо
выписать все выделенные
слова в начальной форме.
Рядом с каждым словом
надо написать слово, от
основы которого оно
образовано. Укажи род
исходного слова.
Проверка.
-Миша написал такие
окончания: папище,
мамища.
Выполняют
самостоятельную
работу для проверки
своих знаний.
Высказывают свое
мнение.
Проводит
рефлексию.
Маша написала так:
папища, мамища.
-С кем ты соглашаешься?
(Высказывания детей). Кто
из ребят лучше понял
правило? (Миша).
А сейчас я предлагаю
отгадать вам загадки,
используя для ответов
существительные с
суффиксом – ищ – .
1) Под мостиком
виляет хвостиком.
(рыбища)
2) Без рук, без ног,
а ворота отворяет.
(ветрище)
3) Нос долог, голос тонок.
(комарище)
4) К нам приехали с бахчи
полосатые мячи.
(арбузище)
5) Скатерть бела
Подводят итоги
через отгадывание
загадок для
закрепления знаний.
Отвечают на
весь свет одела.
(снежище)
6) Глазищи, усищи,
когтищи, хвостище, а
моется всех чище.
(котище)
8. Рефлексия.
-Какую цель мы поставили
в начале урока?
-Мы достигли цели? Вы
теперь знаете, когда после
суффикса –ищ- пишется –
а ,а когда –е ? (Ответы)
Спасибо большое за урок.
Вы молодцы. До свидания.
Д/З У.( стр. 81) выучить
правило, Т у.45
вопросы учителя.
Подводят итоги.