Автор: Фадеева Татьяна Константиновна
Должность: учитель начальных классов, педагог- -психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: Серпухов, Московская область
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Одаренные дети в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Исследовательская работа с одаренными детьми в начальной школе
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно
мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и
формулировать новые, перспективные цели. Поэтому так важно именно в школе выявить всех,
кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно
раскрыть свои способности.
Что
такое
одаренность?
Одаренность
–
системное,
развивающееся
в
течение
жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Условно можно выделить три категории одаренных детей: дети с необыкновенно высоким
общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях, дети с признаками
специальной
умственной
одаренности
-
в
определенной
области
науки;
учащиеся,
не
достигающие
по
каким-либо
причинам
успехов
в
учении,
но
обладающие
яркой
познавательной активностью, оригинальностью психического склада.
Методы выявления одаренных детей: психометрические тесты могут использоваться
в
качестве
одного
из
множества
источников
дополнительной
информации
в
рамках
программы
идентификации
одаренного
ребенка,
но
ни
в
коем
случае
не
в
качестве
единственного
критерия
для
принятия
решения
о
том,
что
данный
ребенок
является
«одаренным» либо «неодаренным»; психолого-педагогический мониторинг, используемый с
целью выявления одаренных детей.
В
ходе
обучении
одаренных
детей
применяются
четыре
основных
подхода
к
разработке
содержания
индивидуально-учебных
программ:
углубление,
ускорение,
обогащение, проблематизация.
Исследовательская
деятельность
учащихся
является
одним
из
приоритетов
современного образования. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-
педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
Без
навыков
исследовательской
учебной
деятельности
учащимся
сложно
освоить
предлагаемую основной и старшей школой программу.
Организуя исследовательскую деятельность, учитель становится не только носителем
готовых знаний, но и организатором познавательной
деятельности учащихся; помогает
выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого
ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели. Спецификой исследовательской
1
работы
в
начальной
школе
является
систематическая,
направляющая,
стимулирующая,
корректирующая роль учителя; привлечение родителей к участию в школьных делах своего
ребёнка.
Учитель
должен
уметь
видеть
и
помогать
отбирать
наиболее
интересные
и
практически значимые темы. Что же такое исследование?
Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле —
поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В
более узком смысле исследование — научный метод изучения чего-либо.
Выбор темы – весьма трудный и ответственный этап исследования.
Следующий
этап
исследования:
формулирование
гипотезы,
цели,
задач,
а
также
способов и методов ведения исследования. Поставив цель и определив задачи, необходимо
отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования.
Метод – способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или
иной
исследовательской
работы
очевидна.
Основные
методы
исследования:
наблюдение,
эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение,
обобщение, классификация, определения понятий.
На
этапе
планирования
исследования
работы
необходимо
составить
план,
который
представляет собой более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет
систематизироваться весь собранный фактический материал.
Исследовательская деятельность в начальных классах может быть реализована не только через
индивидуальный проект, но и через групповой. Это позволяет развивать коммуникативные
умения детей. Для этого детям необходимо распределить роли (обязанности): исследователь,
творец, помощник, организатор, докладчик.
Начиная
работу
по
исследовательской
деятельности,
необходимо
учить
детей
составлять план письменного текста (простой и сложный).
Ребёнок должен учиться грамотно осуществлять библиографическое описание.
Оформление
результатов
исследования
–
один
из
самых
трудоёмких
этапов
работы.
Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:
статья, тезисы, доклад, сообщение, реферат, текст научного сочинения, отчёт.
Итогом исследовательской работы младших школьников является подготовка к защите и сама
защита. Собранные материалы могут быть представлены в виде макета, выполненного из
разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Детям необходимо
помочь
выбрать
способ
представления
результатов,
исходя
из
темы
и
их
собственных
возможностей.
Подготовка
исследования
к
защите
должна
превратиться
для
детей
в
интересную
многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными,
2
увлечённо,
ответственно,
с
нескрываемым
интересом
проводят
эксперименты,
делают
чертежи, схемы, рисунки.
Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени
потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел,
не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.
Защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей
(учителей,
родителей).
В
ходе
защиты
ребёнок
учится
излагать
добытую
информацию,
сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Главным результатом использования исследовательских заданий в начальной школе является
развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет
открытия, осмысления, обобщения новых знаний.
Литература:
1.Алексеев
Н.Г.
О
целях
обучения
школьников
исследовательской
деятельности
//VII
юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
2.Алексеев
А.Г.,
Леонтович
А.В.,
Обухов
А.С.,
Фомина
Л.Ф.
Концепция
развития
исследовательской
деятельности
учащихся//
Журнал
«Исследовательская
работа
школьников» №1, 2002. С.24-34.
3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для
воспитателей
и
родителей.-
3
–е
изд.
/
Е.
С.
Белова.
–
М.:
Московский
психолого
–
социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
4.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых //
Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
5.Бреховских
Л.М.
Как
делаются
открытия
//Методический
сборник
«Развитие
исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
6.Долгушина
Н.
Организация
исследовательской
деятельности
младших
школьников.
//
Начальная школа №10/2006, С.8-12
3