Автор: Бекетова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия
Населённый пункт: Узловая, Тульская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока русского языка в 4 классе "Три склонения имен существительных"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Международный конкурс методических разработок
«Уроки Победы»
Номинация «Лучший урок русского языка»
Конспект урока русского языка в 4 классе
«Три склонения имен существительных»
Автор методической разработки
учитель начальных классов
Бекетова Ольга Александровна
г. Узловая
2019 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Пояснительная записка
На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные
методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые
активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный
интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который
играет очень важную роль в педагогическом процессе, -это интегрированный урок.
Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный
материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда
знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности процесса,
явления при изучении другого предмета.
Идея интеграции в обучении имеет глубокие
корни. Первым заговорил об этом классик мировой педагогики Я.А. Каменский: «Все, что
находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи».
Прогрессивные педагоги разных эпох и стран, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, А.И.
Герцен, Н.Г. Чернышевский, подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными
предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания
истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость
обобщенного познания и целостности познавательного процесса.
Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершиться на
уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это
продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребёнка».
Методическая разработка к уроку русского языка в 4 классе по теме «Три склонения
имён существительных», УМК «Школа России». Данный урок приурочен к 75-летию
празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. Предварительно на
предыдущих уроках проводилась беседа о Великой Отечественной войне.
Урок интегрирован с литературным чтением на родном языке, взяты отрывки из
произведений Алексеева С.П. «Сто рассказов о войне».
Дети этого возраста способны воспринимать серьёзные произведения для детей о
войне, умеют выразить свое отношение по этому вопросу, что позволяет формировать
патриотическую позицию, стремление защищать свою родину.
Урок на подобных произведениях актуален в современном обществе, требует
системного подхода, что позволяет учителю начальных классов, русского языка и
литературы постоянно внедрять упражнения и произведения с уклоном на патриотическое
воспитание школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Тема: Три склонения имён существительных.
Цель:
•
дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в
единственном числе;
•
познакомить с признаками имён существительных 1-го склонения;
•
учить распознавать имена существительные 1-го склонения.
Формируемые УУД:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их
признаков; синтез; подведение под понятие, выведение следствий;
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ход урока:
•
Организационный момент.
•
Проверка домашнего задания. (учащиеся обмениваются карточками,
определяют падеж имен существительных в словосочетаниях. Взаимопроверка)
•
Актуализация знаний
- Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен 75-летию празднования Дня Победы в
Великой Отечественной войны
- Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выделите в словах
приставки, подчеркните предлоги. (Текст лежит на парте у каждого ребенка)
Не пустили.
Главный удар (на)море фашисты старались (на)нести по Краснознаменному Балтийскому
флоту. Уничтожить советские к...рабли на Балтике, (за)хватить м...рскую крепость
Кронштадт, (по)дойти к Ленинграду (с)моря - таковы намерения (у)фашистов.
(Не)допустить к Ленинграду фашистов, (пере)резать м...рские пути и д...роги,
(раз)гр...мить фашистов в Балтийском море - такова задача у наших воинов.
(На)ч...лась упорная борьба на море.
(Сергей Алексеев)
•
Самоопределение к деятельности
- Прочитайте предложение.
Бабушка рассказала мне о побед... и радост....
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
- Найдите в предложении однородные члены предложения (о победе и радости)
- Каким членом предложения они являются? (Второстепенным членом предложения -
дополнением)
- Какой частью речи они выражены? (Это имена существительные)
- Определите их род, падеж. (Женский род, предложный падеж)
- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или
разные? (Ответы детей) (Учитель дописывает окончания)
Бабушка рассказала мне о победе и радости.
- Что вы заметили? (окончания разные)
- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у
существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и
от которого зависит окончание)
- Прочитайте название темы на стр. 89 учебника
- Объясните значение слова склонение.
- Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, поклон, склонённый)
- Что значит "Имя существительное склоняется"? (Изменяется по падежам и числам)
- Почему же склонения три? (Ответы детей)
- Сформулируйте задачи урока. (Узнать, что такое склонение имён существительных,
какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен
существительных)
•
Работа по теме урока
- Просклоняйте письменно группы слов (слова написаны на слайде): первый ряд - 1,
второй ряд - 2, третий ряд - 3. (три ученика работают у доски. Коллективная проверка
Война Героизм Печаль
победа войско радость
папа оружие медаль
- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? (Окончания всех
существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они
отличаются от окончаний существительных двух других групп)
- Прочитайте материал рубрики "Обратите внимание!" стр. 89 учебника.
- Сколько групп склонений в русском языке? (Три)
- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)
Работа по карточкам (самостоятельно)
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
- Какие слова вы записали: какого они рода, какие имеют окончания, в каком числе
употреблены? (Это существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я в
единственном числе)
- Чьи имена написаны в этом упражнении? (Имена героев ВОв)
- Обратите внимание на то, что окончание -а пишется в словах после твёрдых согласных, а
окончание -я - после мягких согласных.
- Прочитайте в рубрике "Обратите внимание!" стр. 89 учебника, какие имена
существительные вы записали. (Это имена существительные 1-го склонения)
Комментированное письмо. Работа с учебником, стр. 90, упр. 155.
Примерные комментарии учащихся
Имя существительное юноша мужского рода, в именительном падеже единственного
числа имеет окончание -а, значит, оно относится к 1-му склонению. И т.д.
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?
- Приведите свои примеры существительных 1-го склонения.
- Выполните звуко-буквенный разбор слова Илья. (один ученик работает у доски)
- А знаете ли вы героев с именем Илья? (Илья Муромец, Фролов Илья Антонович, Панков
Илья Михайлович, Шуклин Илья Захарович)
•
Физкультминутка
Левой, правой шаг вперёд (шагают на месте)
На войну идёт народ.
Смотрим мы по сторонам,
Но не видно врага нам.
Мы склонились над землёй
Слава Родине родной (хлопают в ладоши).
•
Закрепление изученного материала
Упражнение 156 страница 90 учебника.
- Как вы думаете, однокоренные имена существительные всегда относятся к одному
склонению? (Ответы детей)
- Прочитайте первую пару слов. Это однокоренные слова? (Да).
- Определите, относятся ли эти существительные к 1-му склонению. Докажите.
(Существительное беседа женского рода с окончанием -а в именительном падеже
единственного числа, поэтому оно относится к 1-му склонению, существительное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
собеседник мужского рода с нулевым окончанием, поэтому к 1-му склонению не
относится.)
- Выполните задание.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары слов, называют существительные 1-го
склонения. Самооценка)
- Запишите в словарик слова победа, оборона, поставьте ударение, подчеркните
орфограммы.
- Подберите однокоренные слова к слову победа, запишите их.
- Как определить склонение имен существительных? (поставить слово в начальную форму
- именительный падеж, единственное число)
•
Рефлексия
Работа в парах
- Перед вами стихотворение Константина Симонова "Родина". Из него выпали слова.
Ваша задача подобрать подходящие по смыслу слова и вернуть их на место. Далее
определить склонение этих имен существительных.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
По окончании работы один ученик читает это стихотворение наизусть.
- Оцените свою работу на уроке с помощью звезд, которые лежат у вас на парте, красная
звезда – отличная работа, зелёная звезда – хорошо поработал, жёлтая звезда –
удовлетворительная работа.
Подведение итогов урока
- Что такое склонение?
- Назовите опорные слова для определения склонения имён существительных.
(Именительный падеж, единственное число, род, окончание)
- Сколько групп склонений в русском языке?
Домашнее задание.
- Выписать из толкового словаря 10 слов 1-го склонения.
- Написать 10 слов 1-го склонения по теме «победа».
Задание даётся детям на выбор.
Приложение 1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Не пустили.
Главный удар (на)море фашисты старались (на)нести по Краснознаменному
Балтийскому флоту. Уничтожить советские к...рабли на Балтике, (за)хватить м...рскую
крепость Кронштадт, (по)дойти к Ленинграду (с)моря - таковы намерения (у)фашистов.
(Не)допустить к Ленинграду фашистов, (пере)резать м...рские пути и д...роги,
(раз)гр...мить фашистов в Балтийском море - такова задача у наших воинов.
(На)ч...лась упорная борьба на море.
(Сергей Алексеев)
Приложение 2.
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Матросов, Вит... Хоменко.
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной
форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
- Прочитайте. Спишите, дописывая окончания имен существительных в начальной форме:
Земл..., дяд..., стран..., оборон..., битв..., блокад..., истори..., Лён... Голиков, Саш...
Матросов, Вит... Хоменко.
Приложение 3.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Уже занесена в твоей
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок , припавший к трем березам,
Далекую за леском,
со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней всей земли.
Да, можно выжить в зной, в , в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три
При жизни никому нельзя отдать.
сеткою
берёзы
родину
граната
Речонку
земли
дорогу
руке
приметы
грозу
страну
Приложение 4.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Приложение 5.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г.Узловая
Стоит на границе - …….; взять Брестскую крепость - ……; взять штурмом - ……;
осталась в тылу - ……; трудно героям - ……; плохо с едой - ……;
у защитников крепости - ……..
Стоит на границе - …….; взять Брестскую крепость - ……; взять штурмом - ……;
осталась в тылу - ……; трудно героям - ……; плохо с едой - ……;
у защитников крепости - ……..
Стоит на границе - …….; взять Брестскую крепость - ……; взять штурмом - ……;
осталась в тылу - ……; трудно героям - ……; плохо с едой - ……;
у защитников крепости - ……..
Стоит на границе - …….; взять Брестскую крепость - ……; взять штурмом - ……;
осталась в тылу - ……; трудно героям - ……; плохо с едой - ……;
у защитников крепости - ……..
Стоит на границе - …….; взять Брестскую крепость - ……; взять штурмом - ……;
осталась в тылу - ……; трудно героям - ……; плохо с едой - ……;
у защитников крепости - ……..
Стоит на границе - …….; взять Брестскую крепость - ……; взять штурмом - ……;
осталась в тылу - ……; трудно героям - ……; плохо с едой - ……;
у защитников крепости - ……..
Стоит на границе - …….; взять Брестскую крепость - ……; взять штурмом - ……;
осталась в тылу - ……; трудно героям - ……; плохо с едой - ……;
у защитников крепости - ……..