Автор: Высоцкая Ирина Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО Дома творчества "Измайловский" Адмиралтейского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основные принципы подбора репертуара в детском вокальном коллективе"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Основные принципы подбора репертуара в детском вокальном коллективе»
Высоцкая Ирина Юрьевна
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Репертуар – один из самых важных, стержневых вопросов жизни творческого
коллектива.
Он
обеспечивает
полноценное
музыкальное
развитие
каждого
его
участника, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует
их вкусы и взгляды.
Так что же такое репертуар?
Репертуар (по-французски repertoire, от латинского repertorium, что означает
список)
–
это
слово,
обозначающее
перечень
номеров
программы,
исполняемых
артистом или группой артистов за какой-либо период времени.
Музыкальный репертуар, в широком смысле слова, представляет из себя список
разных исполняемых произведений. В зависимости от места исполнения и целей, он
может быть как концертным, так и учебно – тренировочным.
Сейчас мы конкретно рассмотрим принципы подбора песенного репертуара для
детских вокальных коллективов.
Разучивание песни – процесс музыкально-художественный, который объединяет
в одно целое эмоциональность и логику, сознательность и художественность. Главная
цель пения – эстетическое и душевное воспитание детей средствами музыкального
искусства.
При подборе репертуара существуют несколько основных принципа, на которые
должен опираться художественный руководитель коллектива, а именно:
- доступность литературного содержания и музыкального наполнения;
- эмоционально близок к внутреннему миру ребёнка;
- разнообразен по жанрам и стилям;
- включает в себя воспитательный компонент;
- соответствует вокально - техническим возрастным возможностям коллектива;
-современен.
1
Главной задачей хормейстера в работе с детьми является возможность увлечь их
музыкой, привить интерес к вокальному творчеству.
Подобранный репертуар должен нравиться детям, они должны с увлечением
работать
над
ним
и
исполнять
его
с
удовольствием.
Необходимо,
чтобы
песни
вызывали у них эмоциональную отзывчивость. Чем эмоциональнее воспримут дети
содержание песни, его музыкальный материал, тем дольше она останется в сердце и в
сознании юных певцов.
Характеризуя
психологические
особенности,
можно
отметить,
что
учащийся
младшего школьного возраста «исключительно сензитивен для творческих заданий…
Его отличают исключительная эмоциональность и любознательность, наивно-игровой
характер познания, синкретичность художественного восприятия». В связи с этим
двигательные,
инструментальные,
звукоподражательные
иллюстрации
являются
залогом успешной деятельности музыкального педагога в работе с детьми данного
возраста.
При
выборе
репертуара
стоит
руководствоваться
также
и
образной
сферой.
Наиболее
подходящими
можно
считать
шуточные,
веселые,
игровые,
сказочные
образы, песни-истории и картины природы.
Для формирования репертуара руководителю приходится учитывать ряд причин,
которые диктует вокальный коллектив, его качественный и количественный состав.
Это
может
быть
состав
разновозрастной,
коллектив
с
разной
степенью
профессиональной
подготовленности,
т.е.
коллектив
участников
с
неодинаковым
певческим стажем.
Вокальная музыка неразрывно связанна с литературным текстом. Музыка и
слова друг друга дополняют, и для выявления основной идеи произведения следует
изучать текст и музыку одновременно.
Приступая
к
отбору
репертуара,
необходимо
определить,
прежде
всего,
содержание произведения, особенности его художественного образа.
Особое
внимание
должно
быть
направлено
на
воплощение
музыкального
содержания,
на
раскрытие
художественных
образов
сочинения,
содержание
2
поэтического
текста.
Руководитель,
воплощая
музыкально-эстетические
цели
не
должен забывать о воспитательных задачах в широком смысле слова.
Обучение детей пению связано с необходимостью привить им определённый
комплекс
вокально-технических
навыков.
Педагогу
необходимо
научить
учащихся
владению своим голосом и искусству пения в коллективе. Включая в репертуарный
план многоголосную партитуру, руководитель определяет её доступность, степень
сложности, яркость и в тоже время целесообразность работы над ней.
Каждое воплощённое произведение – это решение конкретных учебных задач,
овладение
конкретными
вокально-хоровыми
навыками,
это
способ
развития
вокального коллектива. На занятиях учащиеся должны научиться читать ноты, чисто
интонировать.
Правильный
репертуар
поможет
развитию
певческого
диапазона,
тембра,
музыкальной
памяти,
чувства
ритма.
Певцы
овладеют
разнообразием
динамического звучания, а также общей грамотностью, разносторонним развитием.
Главная идея при подборе репертуара – это идея «от простого к сложному». Репертуар
всегда
должен
быть
нацелен
на
перспективу
овладения
техническими
приёмами,
совершенствования
певческого
аппарата.
Работа
с
коллективом
требует
непрерывности, систематичности, последовательности с постепенным усложнением.
При подборе репертуара также важно найти равновесие между художественными и
техническими задачами. В. Попов обращал внимание на то, чтобы отбираемые для
разучивания
произведения
группировались
бы
на
3
раздела:
1.
по
возможностям
коллектива;
2.
произведения,
опережающие
возможности;
3.
легче
достигнутого
уровня.
Творческий
рост
возможен
лишь
благодаря
работе
над
произведениями,
несколько превышающими исполнительский уровень.
Зачастую дети с удовольствием поют простые примитивные, но яркие песни,
которые не приносят пользы в развитии их как музыкантов. Но, взяв в репертуар
подобное
произведение,
у
руководителя
появится
возможность
переключить
участников
коллектива
от
сложностей
к
простым
задачам.
Передохнув,
они
не
потеряют интереса работать над преодолением трудностей в других сочинениях.
Работая
над
репертуаром,
надо
помнить
ещё
о
таких
задачах,
как:
1.
педагогическая; 2. концертная.
3
Вокальному коллективу важно иметь в перечне исполняемых им пьес сочинения
различных эпох и композиторских школ.
Включение
в
репертуар
произведений
русских
и
зарубежных
композиторов-
классиков расширяет познание детей о своей Родине и других странах. Классический
репертуар
знакомит
певцов
с
эпохой,
в
которой
жил
автор
музыки,
его
идейно-
художественных концепций, типичные черты письма, особенности гармонического
языка. Учащиеся узнают, что каждая эпоха имеет свои интонационно-стилистические
черты.
Отдельной страницей репертуарного списка могут стать обработки народных
песен и произведений a capella.
Разнообразить
хоровое
исполнение
можно
путём
использования
разных
выразительных
средств:
ритмическими
движениями,
подражательными
звуками,
словесными вставками, а также простейшими ударными инструментами и шумовыми
инструментами.
Кроме
того,
в
репертуарный
перечень
должны
войти
песни
современных
авторов.
Сегодняшние
школьники
любят
песни
яркие,
ритмичные.
Они
тонко
чувствуют
песни
патриотического
характера,
глубоко
переживая
разные
драматические
ситуации,
чутко
реагируют
на
образы
нежные,
ласковые
(о
маме,
природе, животных).
При исполнении современной музыки особое внимание приходится обращать на
интонационную
сферу,
тональные
отклонения,
модуляции,
ритмические
ладовые
трудности.
Такие
произведения
увлекают
ребят
своей
сложностью,
работой
на
преодоление трудностей, вырабатывают у них особое слуховое мышление.
Планируя выступления вокального коллектива, репертуар создаётся с учётом
предстоящих
концертов
(это
выступления
на
конкурсах,
фестивалях,
юбилейных
датах,
отчётных
концертах
и
т.д.).
Дирижёр
чаще
всего
выстраивает
программу
сольного концерта по хронологическому признаку: вначале – старинная музыка, в
конце – сочинения современных композиторов; или составляется по жанровым и
стилистическим разделам.
Грамотно
подобранный
репертуар
является
мощной
движущей
силой
для
развития
вокального
коллектива.
Результатом
правильно
построенного
процесса
4
освоения
детьми
песни,
когда
техническое
и
художественное
начала
тесно
переплетены, будет хорошее, красивое пение.
Если
каждое
произведение
отбирается
на
основе
учёта
особенностей
и
возможностей детей данного возраста, это в значительной мере является залогом
успешного
певческого
развития
учащихся,
охраны
их
голосов.
Разнообразный,
разноплановый
репертуар
поможет
руководителю
детского
вокального
коллектива
воспитать
музыкальные
и
вокальные
способности
каждого
ребёнка,
проводить
успешную концертную деятельность и в итоге достичь серьёзного художественного
уровня.
Песенные программы у вокальных коллективов младшего школьного возраста
отличаются:
- лаконичностью стихотворного и музыкального текста;
- относительной простотой мелодии;
- удобством тесситуры.
Это песни сюжетные, игровые, спокойные, грустные, веселые и быстрые.
Песенный
репертуар
с
учётом
взросления
участников
коллектива
будут
постепенно меняться, вокально – технически усложняться, становиться разнообразнее
и эмоционально богаче.
Подводя
итог,
хочется
отметить,
что
проблема
репертуара
всегда
была
основополагающей
в
художественном
творчестве.
Репертуар,
как
совокупность
произведений,
исполняемых
вокальным
коллективом,
составляет
основу
его
деятельности, способствует развитию творческой активности участников, находится в
непрерывной связи с различными формами и этапами работы, будь то репетиция или
концерт, начало или вершина творческого пути коллектива. Репертуар влияет на весь
учебно-воспитательный
процесс,
на
его
базе
накапливаются
музыкально-
теоретические
знания,
нарабатываются
навыки
коллективного
исполнения,
складывается
художественно-исполнительское
направление
ансамбля.
В
целом
у
каждого
коллектива
со
временем
вырабатывается
определенное
репертуарное
направление, накапливается репертуарный багаж. Достигнув определенных вершин,
творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В
5
этом смысле репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу, его постоянно
надо в определенном смысле одолевать.
6