Напоминание

«Число 10».


Автор: Мирзаханян Инна Рубеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Ардон, РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка урока математики в 1 классе
Тема: «Число 10».
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. АРДОНА

Математика

Тип урока: ОНЗ. Урок 20.

Тема: «Число 10».

Основные цели:

Метапредметные:

1) Сформировать умение выявлять причину затруднения в учебной деятельности.

2) Сформировать умение оценивать свое умение выявлять причину затруднения (на основе при -

менения эталона).

Предметные:

1) Сформировать представление о числе 10 как количественном свойстве групп из 10 предме -

тов, записи числа 10 в знаковой форме, сложении и вычитании в пределах 10.

2) Актуализировать умение решать уравнения на сложение и вычитание.

Оборудование

1) Демонстрационные материалы:

Эталоны из курса «Мир деятельности».

Эталон числа 10, состава числа 10;

2) Раздаточные материалы:

10 двусторонних точек и «домик» для состава числа 10;

3) Презентация слайды.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске открыта пословица (слайд 2):

Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эти слова?

Согласны ли вы с ними?

Чему бы вы хотели научиться – трудолюбию или лени? Почему?

Чему учитесь вы на уроках математики? (Учимся самим открывать новые знания.)

Основные структурные элементы урока:

Новое знание – число, его состав.

Пробное действие: задание № 2 (а) (РТ), стр. 26:

Соедини выражения с точками числового луча



Фиксация

затруднения:

«Не

могу

соединить

последнюю

карточку

с

точкой

на

числовом луче.

Фиксация причины затруднения: «Нет на числовом луче числа, соответствующего

значению выражения 9 + 1.

Цель деятельности: «Узнать все о числе 10».

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени –

только три дня.

Трудно ли это? (Да, не всегда удается.)

Сегодня вы будете продолжать этому учиться. Прочитайте пословицу еще раз и найдите в

ней слова, которые связаны с математикой. (В пословице встречается число три.)

Сегодня вы продолжите изучать числа.

2. Актуализация знаний фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном дей-

ствии.

Откройте рабочие тетради на стр. 26, найдите № 1. (слайд 3)

На какие части можно разбить число 9?

Учащиеся заполняют пустые кружки. Для одного из разбиений учащиеся самостоятельно

составляют все возможные равенства. Проверка проводится выборочно, фронтально.

Что вы повторили? (Повторили состав числа 9)

Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не

знаем.)

Как называется такое задание?

Найдите № 2 (а) (РТ), стр. 26, что надо сделать? (Ответы детей.) (слайд 3)

С какой карточкой у вас возникли затруднения?

Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем соединить последнюю карточку с чис -

лом на числовом луче.)

3. Выявление причины затруднения.

Какой следующий шаг? (Нужно подумать, почему возникло затруднение.)

Какое задание вы выполняли? (Соединяли выражение 9 + 1 с числом на числовом луче.)

А что это за число? (Число 10.)

Почему же возникло затруднение? (Мы не все узнали о числе 10.)

4. Проблемное объяснение нового знания.

Сформулируйте цель дальнейшей деятельности? (Узнать все о числе 10.)

Сформулируйте тему урока? (Число 10.)

По какому плану вы будете узнавать о числе 10? (Найдем место для числа 10 на числовом

луче, узнаем, как его писать с помощью точек и цифр, узнаем состав числа 10.)

Как найти место числа на числовом луче? (Числовой отрезок до 9 продлить еще на один еди-

ничный отрезок, и записать число 10.)

Учитель дополняет его до 10.

Возможно, ли записать число десять с помощью одной цифры? (Нет, нельзя, число записы-

вается с помощью двух цифр – 1 и 0.)

Верно.

Запишите это число в виде графической записи.

Я предлагаю построить для точек «домик». (слайд 4)

Будете работать в парах.

Учитель начинает строить «домик».

– С какого числа вы начали изучать числовой ряд? (С числа 1.)

На парте выкладывается точка:

Какое следующее число? (Число 2.)

Следующее число? (Три.)

Предложить кому-то из учеников предложить дополнить рисунок:

По аналогии продолжите рисунок так, чтобы у вас получилось десять точек.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Проверьте свои работы.

На доске образец:

Какая геометрическая фигура получится, если вы обведёте точки? (Получится треугольник.)

На доску вывешивается модель числа 10.

Как же будет выглядеть графическая запись числа 10? (Это треугольник, в котором 10 точек.)

Из каких цифр состоит число 10? (Из 1 и 0.)

Вы умеете писать цифры, из которых состоит число 10? (Да, умеем.)

Откройте рабочие тетради на стр. 26, найдите № 3 (РТ), что надо сделать в задании? (Поль -

зуясь образцом, записать число 10.) (слайд 5)

Учащиеся работают с образцами и первой строчкой прописей.

Что дальше вы должны сделать? (Узнать состав числа 10.)

Что вам может помочь. Посмотрите на доску, какую графическую модель вы получили?

(Треугольник с 10 точками.)

Точки в треугольнике двуцветные. Как это вам поможет открыть состав числа? (Мы будем

поочередно переворачивать точки в треугольнике, и у нас получатся пары чисел.)

Вам нравиться работать в группах? Надо повторить правила работы в группах?

При необходимости правила повторяются.

Постройте эталон состава числа 10.

Учитель раздает группам необходимый материал.

Учащиеся самостоятельно заполняют «домик» числа 10. По окончанию работы, представи -

тели от каждой группы выставляют «домик» на доску.

Проверяем, что получилось. (слайд 6)

Представитель одной из группы озвучивает «домик».

Другие группы согласны?

Учитель на доске фиксирует эталон:

Что позволит вам сделанное «открытие»? (Решать примеры в пределах 10, записывать число

10, …)

5.Физминутка (слайды 7-23)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Откройте учебники на стр. 40, найдите № 1.

(слайд 24)

Выполните задание под буквой б).

Работа по решению примеров организуется у доски с комментированием.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Вы сейчас поработали вместе, а следующее задание будете выполнять самостоятельно.

Для самостоятельной работы можно предложить № 6 (РТ), стр. 27.

Решите задание самостоятельно.

Время выполнения 2-3 минуты. Проверка по образцу (слайд 24):

+ 1

8 + 2 = 10

4 + 6 = 10

3 + 7 = 10

1 + 9 = 10

У кого есть ошибки в самостоятельной работе. Исправьте их.

Сделайте вывод. (Нам нужно тренироваться в решении примеров на состав числа 10.)

Кто не допустил ошибки, сделайте вывод. (Мы умеем решать примеры на состав числа 10.)

Что же необходимо сделать с эталоном состава числа 10? (Выучить.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

При решении, каких заданий вы можете использовать знание состава числа 10? (При реше -

нии задач, уравнений.)

В учебнике на стр. 40, найдите № 3 (У), что надо сделать? (Решить уравнения.) (слайд 25)

Задание выполняется у доски с комментарием.

А теперь выполните № 5 (У), стр. 41, что надо сделать? (Сравнить.)

Задание можно выполнить устно, с комментированием.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итак, сегодня на уроке к вашим знаниям добавилась ещё одна маленькая «деталь». Какая?

(Мы изучили число 10, научились его записывать в виде графической модели и с помощью

цифр, открыли состав числа 10.)

Получилось ли сегодня самим открыть новое знание? Докажите.

Что вы использовали при открытии нового знания?

У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?

Над чем ещё надо поработать?

Оцените свою деятельность на уроке.

Учитель предлагает детям достать из конверта изображение восклицательного знака.

Если у вас все получилось, закрасьте восклицательный знак зеленым цветом, если были за-

труднения и вы смогли их преодолеть – желтым цветом, а если затруднения остались – крас-

ным цветом. (слайд 25)

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

По желанию можно предложить поработать со второй и третью строкой прописей в рабочей

тетради на стр. 26, № 8 (РТ), стр. 27.



В раздел образования