Автор: Алиева Галина Магамедовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦЭВ
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: "Ансамблевое пение"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания «Песнохорки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Ансамблевое пение»,2 год обучения
вокальной студии «Соловушки»
срок реализации программы 1 год
возраст детей 8-11 лет
(базовый уровень)
Составитель:
Алиева Галина Магамедовна,
педагог дополнительного образования
Барнаул
2019
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
протокол №___от «___»____2019
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
«ЦЭВ«Песнохорки»
___________/ О.Н.Камалова
Приказ № ___ от «__»_______2019
Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Ансамблевое пение»,2 год обучения разработана в соответствии с федеральными
нормативно-правовыми,
локальными
документами,
направлена
на
создание
определённой
среды,
способствующей
максимальному
раскрытию
творческого
потенциала детей.
Направленность программы художественная.
Формированию вокально-исполнительских навыков
на русском музыкальном
репертуаре, на лучших образцах традиционной культуры, авторской вокальной
музыки, включает их в творческую деятельность.
Главными
направлениями
в
работе,
которые
предполагает
настоящая
программа, являются:
Продолжение
работы
над
освоением
вокально-ансамблевых
навыков,
полученных в 1 год обучения;
расширение музыкально-теоретических знаний;
расширение знаний по истории народного творчества.
Актуальность
д а н н о й
п р о г р а м м ы
п р од и кто ва н а
с о в р е м е н н о й
социокультурной ситуацией - проблема сохранения традиционных фольклорных
ценностей и постепенное угасание традиций народного песенного творчества.
Программа направлена
на развитие личности учащегося к познанию и
творчеству,
сохранение
национальных
духовных
ценностей,
принципов
преемственности,
формирование
общей
культуры
личности
обучающихся
на
основе песенно-музыкальных традиций русского народа.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия
вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический
вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Участие в
ансамблевом
пении
как
совместном
действии
способствует
преодолению
проявлений индивидуализма учащихся, обусловленного типичными недостатками,
присущими организации взаимоотношений ребенка и коллектива. При исполнении
произведений
усиливается
чувство
ответственности
и
развивается
творческий
подход к каждому делу.
Программа
предполагает
обучение
детей
в
возрасте
8-11
лет.
Предусматривается
свободная,
открытая
и
гибкая
система
набора
и
добора
в
группу.
Изучение предполагает теоретические и практические занятия с учетом
регионального компонента.
Учащиеся,
проявляющие
наибольшие
способности,
могут
закреплять
и
развивать знания, полученные на групповых занятиях, на индивидуальных
уроках, при этом сочетая сольную работу с вокально – ансамблевой. При приеме
детей
для
обучения индивидуально обязательно
проверяется
музыкальный
слух, голос, чувства ритма, музыкальная память, наличие певческого голоса.
Цель: продолжение развития
и
совершенствования
исполнительских
навыков в области вокально-ансамблевого и сольного пения, полученных в 1 год
обучения.
Задачи:
продолжение
обучению
основным
навыкам
вокального
искусства
и
исполнительского мастерства;
продолжение обучению основам ритмической и вокальной импровизации;
развитие качеств эмоционально-выразительной сферы ребенка;
всестороннее развитие духовного мира ребенка через воспитание его на
лучших
образцах русских
народных
песен,
авторских
сольных
и
ансамблевых
произведениях, песнях российских
композиторов и песнях
народов мира;
привитие
навыков
межличностного
общения
и
сотрудниче ства,
продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
_патриотическое воспитание.
Учащиеся, проявляющие наибольшие способности, могут закреплять и развивать
знания, полученные на групповых занятиях, на индивидуальных уроках, при
этом сочетая сольную работу с вокально – ансамблевой. При приеме детей для
обучения индивидуально обязательно проверяется музыкальный слух, голос,
чувства ритма, музыкальная память, наличие певческого голоса.
Программа
рассчитана
на
1
год.
Программа
предполагает
перевод
обучающихся
после
освоения
курса
программы
«Ансамблевое
пение»,1год
обучения(стартовый уровень). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, что
составляет 4 часа в неделю, объём - 144 часа в год. Форма обучения очная.
Количество детей в группах школьного возраста не менее 12 человек.
Основными видами деятельности детей на занятиях являются: упражнения
для
развития
музыкального
слуха,
вокальных
качеств,
дикции,
пение,
игры
(музыкальные
и
словесные).
Дети
продолжают
знакомство
с
народным
календарем, народными праздниками и обрядами, историей и основами теории
вокального искусства, фониатрии.
Изучение
предполагает
теоретические
и
практические
занятия
с
учетом
регионального компонента.
Планируемые результаты:
В результате освоения содержания программы обучающиеся имеют:
Планируемые знания (расширение знаний) по темам:
-вокальное искусство и жанры вокального искусства;
-«Вокальный словарь», «Основы фониатрии», «Словарь музыкальных терминов»,
«Взаимопроникновение 2х искусств: музыки и поэзии», «музыки и танца»;
-фольклор,
певческая
культура
народа,
его
вокальное
искусство,
авторская
вокальная музыка;
-
базовые
национальные
ценности,
культурно-исторические,
национальные,
духовные традиции, основные символы, обряды русской традиционной культуры;
-осенний, зимний, весенний, летний народный календарь;
- русские народные инструменты (шумовые, духовые, струнные, ударные и т.д.);
- разнохарактерные произведения, скороговорки, песенки - распевки (пение со
словами и сольфеджирование), слоговые упражнения, вокальные упражнения.
Планируемые умения:
-анализ услышанного(усложненного) музыкального материала;
-ритмичное и активное декламирование усложненных песенных ритмотекстов;
-исполнение
нескольких(усложненных
с
учетом
возрастных
особенностей
и
индивидуальных способностей) разнохарактерных произведений в сопровождении
музыкального инструмента, сольно и в ансамбле, на контрольном уроке, концерте,
досуговом мероприятии, конкурсе.
Планируемые вокально-технические навыки:
- продолжение работы над развитием певческого дыхания и опоры звука;
-продолжение совершенствования работы певческого аппарата;
-продолжение
работы
над
правильным
формированием
вокальных
гласных
на
доступном участке диапазона;
-продолжение работы над расширением диапазона;
-округлость звука;
-чистое интонирование;
-овладение достаточно развитым дыханием;
-декламирование текста вокального произведения;
-пение
вокальных
упражнений
и
произведений
с
названием
н о т,
сольфеджирование;
-сольное исполнение;
-пение в унисон и двухголосие;
-эмоциональное, свободное, выразительное сценическое воплощение исполняемого
репертуара;
-пение в сопровождении музыкального инструмента и a capella;
-владение вокальными навыками русского певческого народного исполнительства;
-владение навыками игры на простых ударных русских народных инструментах
(ложках, бубнах, трещотках, рубеле, ксилофоне, треугольнике, бубенцах и др.)
Форма контроля.
Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения
творческих
мероприятий и оцениваются соучениками и педагогами. Для этого
будут использоваться такие формы, как: класс – концерты, праздничные вечера,
конкурсы,фестивали.
Вся программа состоит из трёх основных разделов:
1.Детский фольклор
Продолжение разучивания произведений фольклора:
-Рассказ о новых песнях: где, зачем, как они исполнялись;
- Прослушивание песни в исполнении педагога или аутентичном исполнении
(экспедиционные записи);
-Совместное пение с учителем;
- Самостоятельное пение в удобном регистре.
Репертуар ансамбля включает колыбельные, игровые, плясовые, календарные,
хороводные, лирические, свадебные, былины, духовные стихи.
2.Народная песня
Продолжение разучивания репертуара
- Рассказ о новых песнях: где, зачем, как они исполнялись;
Самостоятельное
пение
в
удобном
регистре.
Необходимо
менять
запевалу,
пробовать
всех,
что
даёт
возможность
активизировать
работу
каждого.
Пение
отдельными
группами
по
2-3
человека
для
выявления
единого
тембрового
и
динамического звучания, пение сольно.
3.Авторская песня
Продолжение разучивания репертуара, беседа о композиторе и поэте, истории
написания произведения.
Пение
в
удобном
регистре.
Работа
над
интонацией,
дикцией,
опорой
звука,
выравниванием
гласных
звуков,
выравниванием
регистров,
работа
над
переходными
и
верхними
нотами,
динамическими
оттенками,
фразировкой,
выразительностью, исполнительскими навыками.
Учебный план
Таблица 1
№
Название темы Количество
теоретически
х часов
Количество
практически
х часов
Всего
Формы аттестации и
контроля
1
Вводный урок
1
1
2
Детский
фольклор
8
39
47
Итоговые
занятия,
контрольные уроки,
д о с у г о в ы е
и
массовые
мероприятия,
концерты,
фестивали,
конкурсы.
3
Народная
песня
5
48
53
Итоговые
занятия,
контрольные уроки,
д о с у г о в ы е
и
массовые
мероприятия,
концерты,
фестивали,
конкурсы.
4
Авторская
песня
5
37
42
Итоговые
занятия,
контрольные уроки,
д о с у г о в ы е
и
массовые
мероприятия,
концерты,
фестивали,
конкурсы.
5
Отчетный
концерт
1
1
Отчетный концерт.
Всего:
19
125
144
Содержание программы
1. Вводный урок.1час.
Теория.1час.Инструктаж по технике безопасности. Составление плана работы на
новый учебный год. Выбор репертуара.
2. Детский фольклор. 47 часов.
Теория.(8 часов). «Музыка вокруг нас»-беседа о русском народном творчестве и
вокальном
искусстве.
«Три
кита
в
музыке».
Музыкальные
жанры. Рассказ
о
вокальном искусстве, жанрах вокального искусства, основах фониатрии. Рассказ и
беседа с учащимися о понятии « Родина», о родном крае, о русском народном
творчестве, народных праздниках и обрядах. Понятие « фольклор». Народные
традиции. Музыкальное искусство народа. Рассказ и беседа о времени года (осень,
зима,
весна
,лето),
приметах,
народных
обрядах.
(
использование
пословиц,
поговорок ).Народные музыкальные инструменты.
Практика. 39 часов. Разучивание потешек, прибауток, скороговорок, распевок,
упражнений для развития речи. Разучивание вокальных упражнений. Работа над
дикцией,
интонацией
и
вокальной
техникой
в
упражнениях.
Разучивание
фольклорного репертуара осеннего, зимнего, весеннего, летнего периода. Работа
над
интонацией,
дикцией,
выразительностью,
сценическим
действием
в
исполняемом
репертуаре.
Разучивание
игр,
хороводов,
обрядов.
Разыгрывание
учащимися
картин
из
детского
фольклора.
«Край,
в
котором
ты
живешь.»-
разучивание
и
исполнение
песен
Алтайского
края. Игра
на
инструментах
(трещотках, бубнах, ложках и др.)
Народная песня (53 часа)
Теория.5 часов. Рассказ и иллюстрации педагога об образах осени, зимы, весны,
лета
в
народном
музыкальном
творчестве,
в
музыкальном,
поэтическом,
изобразительном искусстве. Темы и жанры народной песни.
Практика.48
часов.
Разучивание
народных
песен.
Работа
над
интонацией,
дикцией, вокальной техникой, выразительностью и сценическим воплощением в
народной песне.
Авторская песня.42 часа.
Теория.5 часов. Рассказ педагога о певческом искусстве, типах певческих голосов.
Музыкальный словарь. Вокальный словарь. Поэт, художник, композитор. « Нам
песня строить и жить помогает…».Песенное авторское творчество. Выразительные
средства
музыки. «Про
нашу
любимую
Родину
мы
песни
поем.»-беседа
о
творчестве композиторов России.
Практика.37часов. Разучивание
авторских
песен.
Работа
над
интонацией,
дикцией. Работа над опорой звука, формированием гласных звуков. Работа над
формированием
переходных,
верхних
нот.
Выравнивание
гласных
звуков
и
регистров. Работа над ,фразировкой, динамическими оттенками , нюансировкой,
выразительностью в исполняемом репертуаре. «Про нашу любимую Родину мы
песни поем.»-разучивание, работа над вокальной техникой и исполнение
песен
композиторов России и советского периода.« Музы не молчали». Песни Победы.
( Прослушивание и исполнение военных песен.)
Отчетный концерт (1час).
Практика: (1час) Исполнение учащимися репертуара за учебный год (сольно и в
ансамбле), игра учащимися на музыкальных инструментах.
Методическое обеспечение программы.
Таблица 2
Разде
л
или
тема
прогр
аммы
Формы
занятий
П р и е м ы
и
методы
организации
образовательно
го процесса
Дидактическ
ий материал
Техническое
оснащение
занятий
Формы
подведения
итогов
Детск
ий
фольк
лор
Урок.
Посеще
ние
театров
,
музеев,
концерт
ов.
Экскур
сии.
Посеще
ние
мастер-
классов
народн
Беседы.
Рассказ
педагога. Показ
педагога.
Практические,т
ематические
теоретические
занятия.
Просмотр
видеоматериал
ов,
прослушивание
аудиоматериало
в ,
и х
обсуждение
с
Элементы
фольклора
при
оформлении
класса.
Картины
с
изображение
м
б ы т а ,
жизни,
обрядов
народа.
Нотный
материал.
Рисунки
и
поделки
Музыкальные
инструменты:
фортепиано,
баян,
трещотки,
ложки, бубны и
другие
ш у м о в ы е
и
духовые
инструменты.
А у д и о -
и
видеоаппарату
ра,
минусовые
фонограммы,
д и с к и
с
У ч а с т и е
в
конкурсах.
Отчетные
и
те
матические
концерты.
Концерты
коллектива на
концертных
площадках
и
мероприятия
х
г о р о д а .
Открытое
занятие.
Фольклорные
ых
исполн
ителей
иумель
цев.
анализом
увиденного
и
услышанного.
детей.
видеоматериал
ами.
и
тематические
праздники.
Совместный
досуг детей и
родителей.
Итоговые
теоретически
е викторины.
Народ
ная
песня
Урок.
Посеще
ние
театров
,
музеев,
концерт
ов.
Экскур
сии.
Посеще
ние
мастер-
классов
народн
ых
исполн
ителей
иумель
цев.
Беседы.
Рассказ
педагога. Показ
педагога.
Практические,
тематические
занятия.
Просмотр
видеоматериал
ов,
прослушивание
аудиоматериало
в ,
и х
обсуждение
с
анализом
увиденного
и
услышанного.
Нотный
материал.
Картины
с
изображение
м
б ы т а ,
жизни,
обрядов
народа.
Рисунки
и
поделки
д е т е й
к
исполняемы
м песням.
Музыкальные
инструменты:
фортепиано,
баян,
трещотки,
ложки,
бубны,
ш у м о в ы е
и
духовые
инструменты и
др.
А у д и о -
и
видеоаппарату
ра,
минусовые
фонограммы,
д и с к и
с
видеоматериал
ами.
У ч а с т и е
в
конкурсах.
Отчетные
и
те
матические
концерты.
Концерты
коллектива на
концертных
площадках
и
мероприятия
х
г о р о д а .
Открытое
занятие.
Фольклорные
и
тематические
праздники.
Совместный
досуг детей и
родителей.
Итоговые
теоретически
е викторины
Автор
ская
песня
Урок.
Посеще
ние
театров
,
музеев,
концерт
ов.
Экскур
сии.
Посеще
ние
Беседы.
Рассказ
педагога. Показ
педагога.
Практические,т
ематическиезан
ятия.
Просмотр
видеоматериал
ов,
прослушивание
аудиоматериало
Нотный
материал,
рисунки
и
поделки
д е т е й
к
исполняемы
м песням.
Портреты
авторов
песен
(поэтов,
композиторо
Фортепиано,
баян.
А у д и о -
и
видеоаппарату
ра,
минусовые
фонограммы,
д и с к и
с
видеоматериал
ами.
У ч а с т и е
в
конкурсах.
Отчетные
и
те
матические
концерты.
Концерты
коллектива на
концертных
площадках
и
мероприятия
х
г о р о д а .
мастер-
классов
народн
ых
исполн
ителей
иумель
цев.
в ,
и х
обсуждение
с
анализом
увиденного
и
услышанного.
в).
Открытое
занятие.
Фольклорные
и
тематические
праздники.
Совместный
досуг детей и
родителей.
Итоговые
теоретически
е викторины.
Программа «Ансамблевое пение» осуществляется, следуя
педагогическим принципам.
1. Принцип научности и доступности обучения.
Этот принцип предполагает включение в содержание программы доступных для
разного возраста детей вокальных знаний, умений, навыков. Правила доступного
обучения включают в себя понятия: от близкого к далекому, от неизвестного к
известному, от конкретного к абстрактному, от простого к сложному. Требования
доступности предполагают учет уровня прежней образовательной подготовки и
творческого развития способностей.
2. Систематичность и последовательность обучения предполагают:
а) логически последовательное приобретение вокальных: знаний, умений, навыков
по годам обучения;
б) стройную систему в организации занятий, а также проверки знаний, умений,
навыков;
3. Принцип природосообразности.
Исходная позиция- доверие к ребенку, выращивание в нем личности с учетом
имеющегося потенциала, на основе закономерного внутреннего развития. Поиск и
укрепление внутренних нравственных и творческих сил.
4. Принцип целостности.
Понимание
ребенка
как
неразрывного
единства
биологического,
психического,
социального и духовного.
5. Деятельностный принцип.
Воспитание
не
нравоучениями,
а
организацией
жизни
детей:
помощники
воспитателя, педагога- опыт бытия, отношения членов сообщества.
6. Эгоцентрированный принцип.
Включает в себя обращенность к внутреннему миру, развитие чувства «самости» и
ответственности перед внутренним «я», чувство собственного достоинства.
7. Принцип гуманизма.
Всестороннее взаимодействие педагога и обучающегося на объективном единстве
целей.
Через разумно организованную работу в коллективе мы не столько формируем,
сколько помогаем ребенку стать личностью, в основе которой лежат такие качества,
как:
а) самоприятие-осознание собственного бытия, гармонии и согласия с внутренним
«я»;
б)
способность
к
рефлексии,
умение
оценивать
свою
деятельность
и
владеть
своими чувствами, управлять собой;
в) знание себя, своих психических особенностей, реакций, функций, влечений,
способностей, темперамента, а на основе этого-особенности характера, стиля и
тактики собственной жизни;
г) способность к пониманию, сочувствию и состраданию к человеку. Признание,
приятие окружающей среды. Позитивное мироощущение, уверенность в том, что
окружающий мир целесообразен, гармоничен, гуманен.
д) активность, коммуникабельность, поиск новых способов отношений с другими,
нацеленность
на
преодоление
жизненных
проблем,
оптимизм,
стремление
к
достижению цели.
Список литературы
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
04.07.2014
№
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
4.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки
России)
от
29
августа
2013
г.
№
1008
г.
Москва
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5.
Готовцев
Г.А.
«Мифология
и
фольклор».
Программа
и
методические
рекомендации. Москва: Новая школа ,2012
6.
Государственный
образовательный
стандарт
(научно-региональный
компонент образования). Екатеринбург, 2013
7.
Назаров Л. М. Введение в песенный фольклор. Москва: журнал «Народное
творчество» , № 1, 2012№6, 2014
8.
Составитель
Некрылова
А.Ф.
Круглый
год.
Русский
земледельческий
календарь. Москва: Правда,2011
9.
Составители:
Некрылова
А.
Ф.,Савушкина.
Фольклорный
театр.Москва:
Современник,2013
10.Покровский Е.А.Детские игры (преимущественно русские). Москва, 2014
11.Попова
Т.Русское
народное
музыкальное
творчество
1,
2
том.
Москва:
Государственное музыкальное издательство,2011
12.Составитель
Соколовский
В.
Времена
года.
Православный
народный
календарь. Пермь: Урал-пресс,2011
13.Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область.
Отделение пед. Общества 2011
14.Старикова
К.Л.
Народные
обряды
и
обрядовая
поэзия.
Екатеринбург:
Отделение пед. Общества, 2012
Дополнительная литература:
1.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.Москва: Просвещение, 1988
2.Журналы «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Народное творчество» ,1999
3.Жарникова
С.В.Обрядовые
функции
северного
женского
народного
костюма.методические рекомендации для руководителей фольклорных ансамблей.
Пермь,1999
4.
Мельников
М.Н.
Детский
фольклор
и
проблемы
народной
педагогики.
Новосибирск: Просвещение ,1987
5. Немов Р.С. Психология. Владивосток,1999
6. Педагогика.Развитие творческой активности школьников.Москва,1991
7. Педагогика.Мирдетства.Москва: Младший школьник, 1988
Шамина Л. Работа с самодеятельным коллективом.Москва: Музыка, 1983
8. Смирнов С. Педагогика. Москва:Издательский центр, Академия, 1998
9. Степанов Н.П.Народные праздники на святой Руси. Москва: издательский центр
«Русский раритет",1992
10. Чагин Г.Н. Культура и быт русских крестьян среднего Урала в середине19-20вв.
Изд. Томского университета. Пермское отделение,1991
Литература для учащихся:
1. Асов. А. Мир славянских богов. Тайны земли русской. Москва: «Вече»,2012
2.Грушко Е.А. Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. Москва: Изд-во
Эксмо, 2012
3.Ищук М.И., Нагибина В.Н. Народные праздники. Ярославль, 2013
4. Куприянова Л.Л.Русскийфольклор.Программа . Москва:Изд. Мнемозина.,
2014С.
5. Соколовский.В.С.Сборники народных сказок.Пермь:Изд.УРАЛ-ПРЕСС, 2013
6.Соколовский. В.Н. По щучьему велению Русские сказки от А до Я. Пермь:
Изд. УРАЛ - ПРЕСС 2012,г.,.
7.Соколовский В.С. Сказочная азбука. Пермь :УРАЛ – ПРЕСС, 2014
8. Черноскутова.Народный календарь и дети.( в 4 частях). Екатеринбург, 2011
9.Фесюкова Л.Т. Воспитание сказкой. Москва, 2013
Приложение
Приложение№1
Примерный репертуар игр и песен для практической части занятий.
Фольклор.
1. Как во нашем дому
2. В хороводе были мы.
3. Во саду ли.
4. Хожу я гуляю.
5. Хозяюшка.
6. Заинька серенький.
7. Я у батюшки жила.
8. Как петух во печи.
9. У оленя.
10. Золотые ворота.
11. Воробушки.
12. Как у дядюшки Федота.
13. У Маланьи.
14. Вот мы сеяли лён.
15. Мак маковистый.
16. Ой, некуда заиньке.
17. Ай утка шла по бережку.
18. Уж я улком шла.
19. Месим тесто.
20. Серенькая кошечка.
21. Ткачиха.
22. Купим бабушка тебе курочку.
23. Горелки.
24. Сени ту сени.
25. Таусень.
26. Колыбельная. Ты собачка не лай.
27. Колыбельная. А баиньки, баиньки и другие.
Народная песня.
Обработки русских народных песен Л.И.Шимкова
Русские народные песни в обр. Н.Гречанинова, Н.Римского-Корсакова и др.
Авторская песня.
1. Песни композиторов советского периода М. Блантера, А. Пахмутовой,А
Новикова, И. Дунаевского, Л.Лядовой,П. Аедоницкого,В.
Шаинского,А.Бабаджаняна,М.Фрадкина,Е.Крылатова,О.Фельцмана,Э.Ханка,Е.Доги
,Г.Пономаренко,В.Левашева,Г.Мовсесяна,И.Лученка,З.Компанейца,Е.Птичкина,
Е.Мартынова и других.
2. Авторские песни современных композиторов. ( )
Новикова, И. Дунаевского, Л.Лядовой,П. Аедоницкого,В.
Шаинского,А.Бабаджаняна,М.Фрадкина,Е.Крылатова,О.Фельцмана,Э.Ханка,Е.Доги
,Г.Пономаренко,В.Левашева,Г.Мовсесяна,И.Лученка,З.Компанейца,Е.Птичкина,
Е.Мартынова и других.
2. Авторские песни современных композиторов. ( )
Приложение №2
Таблица оцениваемых показателей развития музыкальных способностей у
обучающихся
Основные показатели.
Критерии.
Баллы.
Чувство ритма.
Повторение заданного
ритма:
а) четкое правильное;
б) частично правильное;
в) не смог повторить.
10
5
0
Музыкальный слух.
Повторение знакомой
мелодии:
а) исполнение мелодии
самостоятельно;
б) исполнение
отдельных звуков без
помощи педагога;
в) исполнение
отдельных звуков с
помощью педагога или
инструмента;
г) невыполнение
задания.
Исполнение любимой
песни.
а) интонационно чистое,
ритмически точное,
эмоциональное
исполнение;
б) интонационно
приблизительное,
ритмически верное,
выразительное
исполнение;
в) песня исполняется
«говорком»;
г) с заданием не
справился.
10
8
4
0
10
8
4
0
Музыкальная память.
Узнавание ранее
разученной мелодии:
а) узнал сразу;
б) узнал не сразу;
в) узнал с подсказкой.
Запоминание мелодии:
а) запомнил и
воспроизвёл сразу;
б) запомнил и
воспроизвел частично
точно;
в) не запомнил.
10
5
0
10
5
0
Внимание
Приложение №3
Индивидуальная карта отслеживания динамики развития обучающегося.
Параметры,
сформированные
у обучающегося
Начальная.
промежуточная
итоговая.
1.Типы дыхания:
- грудное
- диафрагмальное
-ключичное
2. Осанка
-правильная
-неправильная
-вялая
-согнутая спина и
др.
3. Диапазон
-нижняя граница
-примарные звуки
-развитие
диапазона
4. Дикция
-речь вялая
-речь
скороговоркой
-речь с дефектами
отдельных звуков
и др.
5. Речевой слух
(умение слышать
себя и управлять
своим голосом в
упражнениях)
6. Ритмический
слух
7. Музыкальная
память
8.Другие
особенности
обучающегося
Приложение №4
Учебно-методические материалы:
Тезаурус.
Авсень, баусень-см. коляда
Величальные песни- песни, в которых прославляют, возвеличивают человека
Веснянки – песни, приуроченные к весеннему календарю
Власий(велес)- бог домашнего скота
Вочки- очи, глаза
Всенощная- ночная литургия накануне Пасхи
Духовные стихи- род устной поэзии, песни с элементами религиозного содержания
Жито- хлеб в зерне или на корню
Жнивье-уборка урожая
Загукать, гукать- звать, кричать
Заклички- со слов кликать, звать
Каравод, карагод, хоровод-песня с движением по кругу, в линию, змейкой и т.п.,
обрядовое действо
Коляда, калида, каляда- поздравительная песня при обходе дворов ( святки и
праздник Рождества Христова)
Колядовщики- группа детей и подростков, ходившие по домам в период зимнего
календарно- обрядового цикла со специальными песнопениями- колядками
Кумиться- дружить, становиться подругами
Крашенки- куриные или декоративные яйца
Леший- божество леса, буквально значит « лесной»
Литургия- самое важное Христианское богослужение
Мирские песни- песни, исполняемые в быту
Обряд-совокупность традиционных действий, направленных на торжественное
ознаменование событий, значимых для общества, семьи, человека
Обычай- общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила
общественного поведения. Обычай дает детальное предписание, как следует
поступать в конкретной ситуации, вводит поведение молодого поколения в русло,
установленное старшими
Пасха- главный Христианский праздник, знаменующий воскрешение Христа и
Вознесение его на небо
Посиделки( вечерки, засидки, беседы)- собрания сельской молодежи в чьей либо
избе для развлечения или работы
Пресвятая Богородица- Дева Мария, Богоизбранная, Пречистая матерь, родившая
Божьего сына ( Иисуса Христа)
Рекать- от слова речь, говорить, молвить
Ритуал- порядок обрядовых действий, подчеркивающий священность действия
Святки- от слова « святой». Зимние святки- от рождества Христова до Крещения,
летние- 40-я неделя после Пасхи
Сварог- покровитель семьи, домашнего очага, кузнецкого ремесла, учителя любого
жизненно-важного для людей дела
Скоромная пища- запрещенная церковными правилами к употреблению во время
постов
Тропарь- церковное песнопение. Прославляет Спасителя, богородицу, святого или
празднуемое событие
Хоровод- массовое народное действо, где пляска, ходьба или игра неразрывно
связаны с песней.
Христославные песни- песни, в которых прославляют сына Божьего- Христа
Ярило- ( от яр- храбрый, сильный)- в славянской мифологии Бог Солнца,
пробуждающейся природы и плодородия
Приложение №5
Методы, используемые в преподавании предмета « Детский фольклор.
Народное пение. Авторская песня.»:
Ознакомление с историей и культурой народов России, родного края,
особенностями быта, этнокультурными традициями, народным творчеством,
фольклором
посещение музеев, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей - изучение
истории, основных важнейших компонентов традиционной культуры ( языка,
диалекта, быта, обряда- ритуала, верования, ремесла);
разучивание распевок, скороговорок, потешек, частушек, считалок, небылиц,
закличек и др.;
совместное прослушивание музыки педагога и обучающихся;
показ педагога и совместное исполнение с обучающимися;
игра педагога и детей на народных инструментах;
разучивание и исполнение хороводов, песен, игр;
разучивание обрядовых и календарных песен;
сюжетно - ролевые игры
театр русской народной игрушки, развлечения.
Приложение №6
Работа с родителями
Необходима активная работа с родителями, которая заключается в:
- создании родительского совета,
- систематическом повышении психолого-педагогических знаний родителей,
- рекомендациях по укреплению здоровья детей,
- привлечении родителей к участию в образовательном процессе.
На родительских собраниях и при личных встречах необходимо говорить о
проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не
обидеть и не оттолкнуть родителей. Следует говорить о развитии творческих
способностей, хвалить его за успехи. Разговор с родителями должен идти о
создании положительного микроклимата в семье. Необходимо привлечение
родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности детей и
родителей (досуговые программы, посещение музеев, концертов, театров).
Родители приглашаются на выступления, для них организуются концерты,
чаепития... Они привлекаются для пошива костюмов, изготовления реквизита, к
проведению праздников, разучиванию мелодий и текстов песен с детьми, к
подготовке детей к конкурсам.
Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей,
служит эмоциональной и духовной близости.
Основные формы взаимосвязи с семьей:
посещение совместно с родителями и обучающимися этнографического
музея;
совместное посещение с родителями и обучающимися музеев, спектаклей,
концертов творческих учреждений г.Барнаула;
экскурсии
путешествия по историческим местам
посещение театрализованных народных ярмарок
совместный просмотр фильмов с образцами календарно-обрядового и
музыкального материала народного творчества;
совместные беседы с родителями и обучающимися о русском народном
творчестве и творчестве других народностей;
подготовка и проведение календарных и фольклорных праздников ;
подготовка и участие в фольклорных фестивалях, конкурсах, концертах;
посещение родителями открытых мероприятий и учебных занятий;
родительские собрания.
досуговые мероприятия, чаепития
Приложение №7
Барнауловедение.
Интегрированный курс с предметом «Ансамблевое пение».
Цели и задачи:
1. Пробуждать и развивать интерес учащихся к истории музыкальной культуры г.
Барнаула.
2. Знакомить учащихся с певческими традициями г. Барнаула.
3. Расширять знания учащихся по истории музыкального и театрального искусства
г. Барнаула.
Формы работы:
1. Посещение концертных залов, театров, художественного музея (тематические
экскурсии)
2. Включение в репертуар произведений Барнаульских авторов. (композиторов и
поэтов)
3. Создание музыкальных клипов по г. Барнаулу.
Приложение №8
Формы работы по развитию интеллекта, личностных качеств, физического
развития учащихся.
В Программе предусмотрено проведение и участие детей в следующих досуговых
мероприятиях:
1) Календарных праздниках:
а) к Дню пожилого человека – «Осень птицей прилетела»,
б) к Новому году – «Новогодний карнавал»,
в) к 23 февраля – «Мы с папой – настоящие мужчины»,
г) к 8 Марта – «Веселая капель»,
д) к Дню Победы – «Поклонимся великим тем годам»,
е) к Дню Примирения и Согласия,
и других.
2) Фольклорных праздниках:
а) «Осенины»
б) «Вечер в деревне»
в) «Рождество Христово».
г) «Масленица»
3. Обучающих праздниках:
а) о правилах противопожарной безопасности – «Осторожно, огонь».
б) о правилах дорожного движения – «На улице – не в комнате, об этом, дети,
помните», «Как на тоненький ледок выпла беленький снежок».
в) о технике безопасности – «Один дома», «Опасный незнакомец».
4. Тематических праздниках:
а) «Песня – душа народа»,
б) «Музыкальное путешествие»,
в) «Поэзия зимы»,
г) Мама, папа и я – спортивная семья»,
д) «Да здравствуют вежливость и доброта!»,
е) «Россия – родина моя»,
ж) Устный журнал «День Земли»,
и других.
5. Конкурсах:
а) «Во мне все нравится ему» -конкурс девочек,
б) «Давайте, Люся, потанцуем» - конкурс мальчиков,
в) «Разноцветная акварель» - конкурс рисунков, к детским песням,
г) конкурс настольных игр,
д) на лучшее исполнение детской песни,
и другие.
6. беседах:
а) «Расскажи мне о себе»,
б) «Расскажи о лучшем друге»,
в) «Расскажи мне обо мне»,
г) «Где музыка берет начало?»,
д) «Язык музыки» - о чем может рассказать музыка,
е) «Дружат дети всей Земли»,
ж) «Волшебные слова».
7. чаепитиях:
а) «День осенних именинников»,
б) «День зимних именинников»,
в) «День весенних именинников»,
г) «День летних именинников»,
д) К календарным праздникам,
е) к началу и концу учебного года,
ж) «В гостях у самовара»,
и других.
8. Игровых праздниках:
а) КВН «Пословицы и поговорки»,
б) Игра – путешествие «Все обо всем»,
в) игра – «Умники и умницы»,
г) «По голубому блюду золотое яблочко катится» - праздник загадки.
9. Подвижных играх и соревнованиях на свежем воздухе.
10. Культурно-массовых мероприятиях разного уровня:
а) центра эстетического воспитания детей,
б) района,
в) города,
г) края,
(в фольклорных и календарных праздниках Центра, в Днях города, края; Дне
защиты детей, Дне молодежи, Дне знаний и других),
д) смотрах, конкурсах всех уровней:
е) посещениях концертных залов, музеев, театров.
Приложение №9
Приложение №10
5 Подготовительные упражнения к артикуляционной гимнастике.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ И ПЛЕЧ
Данные упражнения:
• снимают спастическое напряжение воротниковой зоны;
• помогают снизить количество гиперкинезов при артикуляционной гимнастике;
• вызывают прилив крови к речевым органам;
• являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и
подсказывает сами движения.
ВВЕРХ И ВНИЗ И ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз - рис. 1).
ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ!
ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо - и налево - рис 2):
ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА.
рис. 1
рис. 2
рис. 3
рис. 4
ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам - рис. 3):
НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ.
ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой)
НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ.
И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами - рис. 4):
ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ.
И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперед и назад):
НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ.
ВПЕРЕД-НАЗАД, ВПЕРЕД-НАЗАД (плечи вперед и плечи назад)
И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД.
САМОМАССАЖ ЛИЦА И ШЕИ
Общие правила:
• перед занятием дети всегда должны мыть руки;
• движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения всеми
включаются в занятия в полном объеме;
• стихотворение ведет за собой сами движения и их порядок;
• удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения
разнообразных движений, причем дети должны успеть повторить эти движения
несколько раз;
• ритм стиха задает ритм массажных движений;
• темп произнесения текста логопедом замедлен, особенно на первых этапах, чтобы
все дети успевали сделать самомассаж, а не обозначали его движения.
РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней - рис. 5)
И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ
(разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения
пальцами от середины лба к вискам - рис. 6).
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин
по краю снизу вверх и сверху вниз).
ИХ ВПЕРЕД СГИБАЕМ (рис. 7),
ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (нагибание ушных раковин кпереди и потягивание вниз
за мочки - рис. 8),
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЕЧКИ (пальцы перебегают на щеки).
рис. 5
рис. 6
рис. 7
рис. 8
рис. 9
рис. 10
рис. 11
рис. 12
ЩЕЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и
безымянный пальцы разминают щеки
круговыми движениями - рис. 9).
ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы
разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу - рис. 10).
КАК УТЯТА К УТКЕ, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперед),
РАЗОМНЕМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ (большие и указательные пальцы
разминают обе губы).
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЕЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в
уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения
средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам - рис.
11).
ГУБКИ ПОЖУЕМ МЫ (рис. 12), ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы
верхними зубами и наоборот;
надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (указательные пальцы укладываются
на губы параллельно друг другу,
например: правый - на верхнюю губу, а левый - на нижнюю - и двигаются
навстречу/врозь друг другу - рис. 13).
рис. 13
рис. 14
рис. 15
ПОД ГУБОЙ ЯЗЫК ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК В ГУБУ СТУЧИТ (упражнение «Бульдог»
и поколачивание кулачком по собственной губе - рис. 14).
ПОД ДРУГОЙ ГУБОЙ ЛЕЖИТ, КУЛАЧОК ДРУГОЙ СТУЧИТ (упражнение
«Обезьянка» и аналогичное поколачивание).
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК (рис. 15) И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с
оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью
от нижней челюсти к ключицам;
середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
Приложение №11
Музыкальный словарь
Adagio (адажио) - 1) обозначение темпа: медленно
(медленнее, чем andante, но подвижнее, чем largo); 2) часть
произведения или отдельная пьеса в данном темпе.
Adagissimo (адажиссимо) - обозначение темпа: очень .
медленно.
Adlibitum (ад либитум) - «по желанию»: указание,
позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или
фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа
(или другого фрагмента потного текста); сокращенно ad. lib.
Agitato (ажитато) - обозначение (выразительности:
«взволнованно».
Acappella (а капелла) - термин, относящийся к хоровой
музыке, предназначенной для исполнения без
инструментального сопровождения.
Allargando (алларгандо) - «расширяя». Обозначение,
относящееся одновременно и к темпу (некоторое замедление),
и к выразительности (подчеркивание каждого звука).
Allegretto (аллегретто) - 1) обозначение темпа: медленнее,
чем allegro, и скорее, чем andante; 2) достаточно подвижная
небольшая пьеса или часть цикла.
Allegro (аллегро) - «весело, радостно»; 1) обозначение темпа:
скоро; 2) пьеса в темпе аллегро, часть цикла, первая часть
классического сонатно-симфонического цикла (сонатное
аллегро).
Andante (анданте) - 1) обозначение темпа: умеренно;
2) пьеса в данном темпе или часть цикла.
Andantino (андантино) - 1) обозначение темпа: подвижнее,
чем andante; 2) небольшая пьеса в данном темпе или часть
цикла.
Animato (анимато) - обозначение выразительности:
«одушевленно».
Assai (ассаи) - «очень»; например, adagioassai - очень
медленно.
Attacca (атака) - 1) указание в конце какой-либо части,
предписывающее начинать следующую часть без перерыва;
2) отчетливость, ясность, с которой берет топ солист, или
точность, четкость одновременного вступлении участников
ансамбля, оркестра, хора.
Atempo (а темно) - возвращение к первоначальному темпу
после его изменения.
Affettuoso (аффеттуозо) - обозначение выразительности:
«с чувством».
Vivace (виваче) - обозначение темпа и выразительности:
быстро, живо.
Grave (гравэ) - обозначение темпа и выразительности:
медленно, торжественно.
Giocoso (джокозо) - весело, игриво.
Dalsegno (даль сспьо) - «начиная от знака»; указание,
предписывающее повторить фрагмент от знака: сокращенно D.S.
Divisi (дивизи) - указание для участников ансамбля,
предупреждающее о разделении партии па несколько
самостоятельных голосов.
Diminuendo (диминуэндо) - динамическое указание,
аналогичное decrcscendo. Обозначается вилочкой.
Doloroso (долорозо) - указание выразительности: «скорбно».
Dolce (дольче) - указание выразительности: «нежно»,
«ласково».
Decrescendo (дзкрещендо) - динамическое указание:
постепенное ослабление громкости. Обозначается также
вилочкой.
Quasi (квази) - как, подобно; quasimarcia - как марш.
Conbrio (кон брио) - обозначение выразительности: «живо».
Conmoto (кон мото) - обозначение темпа и
выразительности: «с движением».
Confuoco (коп фуоко) - обозначение выразительности:
«с огнем».
Crescendo (крещендо) - обозначение динамики: постепенное
усиление громкости. Обозначается также вилочкой .
Larghetto (ларгетто) - 1) обозначение темпа: медленно,
но несколько подвижнее, чем largo; 2) пьеса или часть цикла
в данном темпе.
Largo (ларго) - буквально «широко»: 1) обозначение темпа;
в общепринятом смысле - самый медленный темп из
возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе.
Legato (легато) - обозначение выразительности: связно,
без разрывов между звуками.
Leggiero (леджиеро) - обозначение выразительности: легко,
грациозно.
Lento (ленто) - обозначение темпа: медленно.
L'istessotempo (листэссо темпо) - «в том же темпе»:
обозначение указывает, что темп сохраняется, даже если
в дальнейшем употребляются иные потные длительности.
Маnontroppo (ма нон троппо) - не слишком;
allegromanontroppo - не слишком быстро.
Marcato (маркато) - обозначение выразительности:
отчетливо, с ударением.
Меnо (мэно) - «менее»; menomosso (мэномоссо) -
обозначение темпа: спокойнее, не так быстро.
Mezzavoce (меццавоче) - вполголоса.
Mezzoforte (меццофортэ) - не очень громко.
Moderato (модерато) - обозначение темпа: умеренно, между
andante и allegro.
Molto (мольто) - очень; обозначение темпа: moltoadagio -обозначение темпа: очень
медленно.
Nontroppo (нон троппо) - не слишком;
allegromanontroppo - обозначение темпа: не слишком быстро.
Pesante (иезанте) - обозначение выразительности: тяжело.
Pianissimo (пианиссимо) - очень тихо: сокращенно: pp.
Piano (пиано) - тихо; сокращенно: р.
Piu (пну) - больше;
piuallegro - обозначение темпа: быстрее.
Prestissimo (прэстиссимо) - обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее,
чем presto.
Presto (прэсто) - обозначение темпа: очень быстро.
Ritardando(ритардапдо) - обозначение темпа: постепенно замедляя.
Ritenuto (ритенуто) - обозначение темпа: постепенно снижая темп, по па более
коротком отрезке, чем ritardando.
Rubato (рубато) - гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения,
отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности.
Scherzando (скэрцандо) - игриво.
Sostenuto (состэнуто) - обозначение выразительности: сдержанно; иногда
обозначение может относиться и к темпу.
Sottovoce (соттовочэ) - обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно.
Spiritoso (спиритозо) - с воодушевлением.
Sforzando (сфорцандо) - внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf.
Segue (еэгуэ) - продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет
указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а
во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что г раньше (в
этом случае чаще употребляется обозначение sem-pre).
Semplice (езмпличэ) - обозначение выразительности: просто.
Sempre (езмпрз) - постоянно, всегда; seinprepianissimo -все время очень тихо.
T\itti (тутти) - все вместе; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко
всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой
музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром.
Tenuto (тэнуто) - выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную
длительность ноты: иногда имеется в виду легкое превышение длительности.
Forte (форте) - обозначение выразительности: громко; сокращенно f.
Fortissimo (фортиссимо) - очень громко; сокращенно ff.