Напоминание

Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя в вопросах социализации школьников с ЗПР


Автор: Любовь Антоновна Лукавская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 17
Населённый пункт: Санкт-Петербург Невский район
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя в вопросах социализации школьников с ЗПР
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимодействие воспитателя ГПД и

учителя в вопросах

социализации школьников с ЗПР

Социальное воспитание умственно отсталого

ребёнка является единственно состоятельным

научным путём его воспитания.

Л.С.Выготский

В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным,

так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в

общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей начальной школы

накладывается большая ответственность, так как они должны уметь работать

с детьми с ОВЗ разных категорий. Перед учителем начальных классов

напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила

отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с

учителями, воспитателями и сверстниками. Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа готовит учеников к самостоятельному труду и

дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного

курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного

поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование

личности ребенка с ОВЗ, коррекцию недостатков развития, в конечном счете,

создает предпосылки социальной адаптации школьников. Социализация-это

непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно

интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все

базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального

поведения.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

является одной из приоритетных в деятельности коррекционной школы. Она

решается при одновременной реализации таких условий, как готовность

педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание

разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и

возможностей. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с

интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования

необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность,

готовность к самообеспечению на основе труда, а также уточнения их

жизненной перспективы. Формирование у обучающихся гражданской

ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации

в обществе и адаптации на рынке труда – основные задачи школьного

воспитания. В школах ключевая роль в решении этих задач возлагается на

учителя начальных классов и воспитателя ГПД. Очень многое здесь зависит

от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих педагогов.

Именно первый учитель и воспитатель берут на себя ответственность за то,

чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал,

каковы его возможности. В коррекционной школе, где речь идет о воспитании

детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более возрастет.

Учитель и воспитатель ГПД в школе должны на протяжении ряда лет

работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы

совместными усилиями смоделировать такую внутри классную систему

воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого

конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных

особенностей, его физического и психического здоровья. Одним из

важнейших вопросов организации работы, как начальной школы, так

старшей является взаимосвязь в работе воспитателя и учителя. От этого

зависит учёба и воспитанность наших учащихся. Совместная работа

воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и

проведению внеурочной воспитательной работы;

Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков

класса и т.д.

Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные

журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства

такого обмена.

Это совместная работа с родителями.

Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно –

воспитательных мероприятий.

Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету, режим устной

и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий,

возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки во время

ГПД.

Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для

работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на

самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в

знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях

для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении

усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с

родителями учащихся.

Воспитатель ГПД или учитель в работе с детьми не может действовать

в одиночку. Успех целостного учебно-воспитательного процесса

обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и

лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использовании всех

воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве

и согласованности всех учебно-воспитательных влияний, во взаимной

поддержке, единстве требований.



В раздел образования