Автор: Любовь Антоновна Лукавская
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 17
Населённый пункт: Санкт-Петербург Невский район
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие воспитателя ГПД и учителя в вопросах социализации школьников с ЗПР
Раздел: начальное образование
Взаимодействие воспитателя ГПД и
учителя в вопросах
социализации школьников с ЗПР
Социальное воспитание умственно отсталого
ребёнка является единственно состоятельным
научным путём его воспитания.
Л.С.Выготский
В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным,
так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в
общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей начальной школы
накладывается большая ответственность, так как они должны уметь работать
с детьми с ОВЗ разных категорий. Перед учителем начальных классов
напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила
отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с
учителями, воспитателями и сверстниками. Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа готовит учеников к самостоятельному труду и
дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного
курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного
поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование
личности ребенка с ОВЗ, коррекцию недостатков развития, в конечном счете,
создает предпосылки социальной адаптации школьников. Социализация-это
непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно
интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все
базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального
поведения.
Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
является одной из приоритетных в деятельности коррекционной школы. Она
решается при одновременной реализации таких условий, как готовность
педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание
разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и
возможностей. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с
интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования
необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность,
готовность к самообеспечению на основе труда, а также уточнения их
жизненной перспективы. Формирование у обучающихся гражданской
ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации
в обществе и адаптации на рынке труда – основные задачи школьного
воспитания. В школах ключевая роль в решении этих задач возлагается на
учителя начальных классов и воспитателя ГПД. Очень многое здесь зависит
от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих педагогов.
Именно первый учитель и воспитатель берут на себя ответственность за то,
чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал,
каковы его возможности. В коррекционной школе, где речь идет о воспитании
детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более возрастет.
Учитель и воспитатель ГПД в школе должны на протяжении ряда лет
работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы
совместными усилиями смоделировать такую внутри классную систему
воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого
конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных
особенностей, его физического и психического здоровья. Одним из
важнейших вопросов организации работы, как начальной школы, так
старшей является взаимосвязь в работе воспитателя и учителя. От этого
зависит учёба и воспитанность наших учащихся. Совместная работа
воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и
проведению внеурочной воспитательной работы;
Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков
класса и т.д.
Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные
журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства
такого обмена.
Это совместная работа с родителями.
Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно –
воспитательных мероприятий.
Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету, режим устной
и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий,
возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки во время
ГПД.
Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для
работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на
самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в
знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях
для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении
усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с
родителями учащихся.
Воспитатель ГПД или учитель в работе с детьми не может действовать
в одиночку. Успех целостного учебно-воспитательного процесса
обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и
лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использовании всех
воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве
и согласованности всех учебно-воспитательных влияний, во взаимной
поддержке, единстве требований.