Напоминание

Литературная викторина «Чудеса в решете: Волшебный мир сказок».


Автор: Павлова Зоя Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №2 р.п.Хор
Населённый пункт: р.п.Хор район Лазо Хабаровский край
Наименование материала: Разработка
Тема: Литературная викторина «Чудеса в решете: Волшебный мир сказок».
Раздел: начальное образование





Назад




Павлова Зоя Николаевна

МБОУ ООШ №2 р.п.Хор Хабаровский край

Литературная викторина

1-4 класс

Внеурочное занятие

«Чудеса в решете: Волшебный мир сказок».

Зал украшен детскими рисунками персонажей из сказок

На выставке представлены все сказки, фрагменты которых в виде загадок и

вопросов присутствуют в сценарии.

Ведущая (я) в русском народном костюме – сказительницы.

Мероприятие было открыто следующими словами (негромко звучит музыка

«В мире много сказок»)…

Мир красок и звуков окружает нас с детства. Научиться видеть, чувствовать

подлинную их красоту – значит сделать себя более богатым духовно, более

счастливым.

Сказки распространяются от одного народа к другому, переводятся с одного

языка на другой. Русские народные сказки и сказки народов мира позволяют

нам приобщиться к истокам различных национальных культур. Сказки – это

наше духовное богатство, которое знакомит нас с историческим наследием

наших предков. Горели города и сёла, горели рукописи, в пепелища

превращались целые библиотеки, только память народную не смогли

уничтожить никакие лихолетья, никакие войны и нашествия. Память

народная сохранила, донесла до нашего времени это живое наследие веков. И

теперь в настоящее время периодически появляются новые сказочные

повествования, которые теперь имеют конкретного автора.

– Ребята, а вы любите сказки?

Детям предлагает ведущая начать первый конкурс сказочной викторины.

«Угадай сказку и автора».

По начальным строчкам сказок определите название сказки и укажите

автора.

В одном сказочном городе были коротышки. Коротышками их

назвали потому, что они были очень маленькими. (Н. Носов,

Приключение Незнайки и его друзей).

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок,

вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, у зайчика душа в пятки

… (Д.Н. Мамин-Сибиряк, Сказка про храброго зайца – длинные уши,

косые глаза, короткий хвост).

У одних родителей был мальчик. Звали его дядя Фёдор... (Э.

Успенский, Дядя Фёдор, пёс и кот).

Эдуард Успенский

Жили старик со старушкой, у них была дочка да сынок маленький.

– Дочка, дочка! – говорит мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе

булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца,

не ходи со двора. (Русская народная сказка Гуси-лебеди).

Каждому отряду было задано по одному вопросу, правильный ответ

оценивался в 2 балла.

Второй конкурсСказочный транспорт.

На ком или на чём совершали путешествие сказочные герои?

Иван царевич за Жар птицей? (на сером волке),

Барон Мюнхгаузен на луну? (на пушечном ядре),

Элли в сказочную волшебную страну? (с помощью смерча),

Вокруг света капитан Врунгель? (на яхте Беда),

Малыш на крышу? (с помощью Карлсона),

Баба Яга? (в ступе с помелом),

На юг лягушка – путешественница? (на прутике, который держали

утки).

Емеля-дурачок за водой?

Каждый отряд ответил на два вопроса, их ответы жюри оценило в два

балла.

Ведущая обратил внимание детей, что в народе любят число «три». И в

сказках очень часто встречается эта цифра. А знают ли дети, как и в какой

сказке, мы встречаемся с числом «три». Каждый отряд назвал по одной

сказке, где встречается число три, получив за это по дополнительному баллу.

Третий конкурс – «Продолжи текст».

Ребятам нужно было вспомнить рифму из сказки, а затем название сказки и

ее автора.

Например:

Как у нашего Мирона на носу сидит … (ворона, К. Чуковский, Чудо-дерево)

1.

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря … (кит, К. Чуковский, Путаница)

2.

Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор –

От врагов своих спасался,

Залезая на … (забор, Б. Заходер, Кит и кот)

3.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это … (брюки, С. Маршак, Вот какой рассеянный)

4.

Брал в столовой Дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился Дядя Стёпа –

Ноги клал на … (табурет, С. Михалков, Дядя Стёпа)

Каждый отряд ответил на одну рифму. Ответ оценивался в два балла.

Четвертый конкурс викторины – «Живые загадки».

Ведущая предлагает детям попробовать по рассказам самих героев сказок,

угадать кто они и из какой сказки?

(Дети заранее готовят на театральных занятиях костюмы, заучивают

слова).

Колобок: Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так

обернется. Я думал, что все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но

оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…

Теремок: Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый,

столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-то поселился.

Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…

Яичко из сказки «Курочка-Ряба»: Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится ни

с кулаком Бабушки, ни с кулаком Дедушки. И надо было этой мышке

выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались…

Красная Шапочка: Мне приятно было на голове у этой девочки. Мне

нравится вместе с ней ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка

очень-очень доверчивая. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности..

Сапоги, сказка «Кот в сапогах»: Честно говоря, неприятно, когда тебя

надевают на ноги. Там ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня

ради хозяина, но больно ведь…

Золотой ключик: Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому

любопытному мальчику. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще

пролежал на дне?

Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»: Я, конечно, готова выполнять любое ее

желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем

больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого

корыта.

Ласточка, сказка «Дюймовочка»: Я осталась жива только благодаря этой

маленькой, хрупкой девочке. Она меня согрела, кормила, поила. Как

прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!

После каждой загадки дети дают ответы, затем сверяют их со слайдом.

Ответ оценивался в три балла.

Следующий конкурс викторины – Сказочный ребус.

Если ребята правильно ответят на все вопросы, то с помощью первых букв

отгаданных слов прочтут имя героини сказки Шарля Перро, которую знают

все на свете.

1.

Умный малыш из сказки Н. Носова «Приключение Незнайки». (Знайка)

2.

Что за «красный цветок» принес Маугли в джунгли? (Огонь)

3.

Как назывались маленькие человечки, в страну которых попал

Гулливер в книге Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».

(Лилипуты)

4.

Имя героя книги Александра Волкова, который оживил деревянных

солдат. (Урфин)

5.

Имя вредной старушки из сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена

и его друзья». (Шапокляк)

6.

Цвет шапочки, которую носила девочка в известной сказке Шарля

Перро. (Красный)

7.

Брат коротышки Небоськи из сказки Николая Носова «Приключения

Незнайки». (Авоська)

Дети отгадали загадки и прочитали ключевое слово ребуса «Золушка» –

героиня сказки Шарля Перро.

Ответы оценивались в три балла.

Далее ведущая рассказала о том, что многие художники обращались в своем

творчестве к сказкам. Писали иллюстрации к ним. Например, Виктор

Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников

XIX века.

Его называли "истинным богатырем русской живописи". Он первым среди

живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

Вот картины Васнецова:

«Аленушка»,

«Иван-Царевич на сером волке»,

«Снегурочка»,

«Спящая царевна»,

«Ковер-самолет»,

«Царевна-Несмеяна»,

«Царевна-лягушка»,

«Баба-Яга»,

«Сивка-Бурка»,

«Кощей Бессмертный»,

«Богатыри».

Есть еще художники, писавшие картины – иллюстрации к сказкам, -

может вы, кого-то назовете?

Ведущая называет ещё: Иван Билибин, Константин Васильев. Предлагает

посмотреть на их произведения.

Ведущая похвалила ребята за то, что любят и знают сказки и пригласила на

мастер-класс настольного театра.

Шестой конкурс «Озвучь сюжет»

Ребята получили в конвертах картонных персонажей из выбранной заранее

сказки, изготовили недостающую деталь (персонаж) и озвучить сюжет. Дети

превосходно выполнили это задание, получив по пять баллов.

Седьмой конкурс «Конкурс театральных афиш»

Здесь ребята представили рекламу своей сказки. За фантазию и эстетическое

оформление получили по пять баллов.

Восьмой конкурс Музыкальная сказка-экспромт «Вася-Василёк».

Были приглашены дети с каждого отряда по одному, предоставлены

костюмы все участникам: цветочек Вася-Василёк, зайчик, бабочка, волк,

Красная Шапочка. Дети под музыкальное оформление исполнили

пантомиму, получив за выступление по пять баллов.

Затем жюри подвели итоги:

I - 2 место

III- 2 место

II - 1 место

IV- 1 место

Отряды наградили Грамотами и сладким призом .

Ведущая похвалила детей за знание сказок и любовь к чтению.

Это мероприятие можно провести на внеурочном занятии, на Неделе

литературного чтения, в оздоровительном лагере.

Что бесспорно - детям это нравится. Они и участники, они и артисты,

они и зрители. Просто «живое» действие, не утомляющее детей.



В раздел образования