Автор: Мячина Екатерина Евгеньевна
Должность: Студентка магистратуры
Учебное заведение: ТГПУ«Психология и педагогика начального образования»
Населённый пункт: Город Томск
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Раздел: начальное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ
ORGANIZATION OF VOCATIONAL GUIDELINES IN INITIAL CLASSES
Мячина Екатерина Евгеньевна
Научный руководитель: О. Л. Никольская, канд.пед.наук, доцент
Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия
Ключевые
слова:
профориентационные
занятия,
УУД,
работа,
лично сть,
самоопределение.
Key words: vocational orientation classes, the personality of universal academic, work,
personality, self-determination.
Аннотация.
Статья
посвящена
вопросу,
что
же
такое
профориентация
в
рамках
начальной
школы.
В
начальной
школе
профориентационные
занятия
направлены
на
создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти
представления
создают
психологическую
основу
для
дальнейшего
развития
профессионального самосознания. Работа с младшими школьниками, она сводится к тому,
что нужно создавать условия для понимания его роли в жизни человека и общества,
установки
на
выбор
профессии
и
развитие
интереса
к
трудовой
деятельности,
формировать первоначальный интерес к каким-либо профессиям.
Профориентационная
работа
на
сегодняшний
день
является
неотъемлемой
частью
программы повышения качества образования. Для организации единого образовательного
пространства школы необходимы знания личностных особенностей каждого ребенка. В
дальнейшем знания, полученные о личности будут способствовать самоопределению при
выборе направлений внеурочной деятельности, профиля обучения и профессиональному
самоопределению
и
самореализации
в
социуме.
В
настоящее
время
все
большую
актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно
адаптирующейся
к
изменяющимся
условиям
современного
мира.
Вопрос,
какую
профессию выбрать, для подрастающего поколения самый важный и первостепенный в
современном
мире.
Актуальность
этого
вопроса
напрямую
связана
с
изменениями,
происходящими на данном этапе развития общества.
Многие профессии, с которыми ребёнок сталкивается впервые, это профессии близких
ему
людей
и
тех,
с
которыми
он
часто
сталкивается
в
своей
повседневной
жизни:
воспитатель, врач, учитель, продавец, водитель автобуса, шахтёр. Ребёнок ежедневно и
неосознанно наблюдает, как работают люди, какую работу выполняют. Мамы и папы
обычно не охотно рассказывают детям о своей работе и лишь в общих чертах, не давая
ребенку необходимой информации. Зачастую, играя в продавца, врача, повара, ребёнок
считает
монеты,
продаёт
конфеты
(камушки),
имитирует
разговор
по
телефону,
не
понимая, что он уже выполняет определенную работу. Лицевая сторона деятельности
взрослых надолго остаётся для детей более главной, чем её начинка. В детском словаре
ребёнка первоначальное понимание о всех профессиях заключается в слове «работа»,
«труд». Трудиться, это значит чем-то заниматься для того, чтобы была возможность купить
одежду, продукты, лекарство, то есть всё, что необходимо современному человеку. Изучив
данную проблему было выявлено, что на первой ступени образования, знакомству с
профессиями
уделяется
мало
времени.
Отсюда
вытекает
главная
цель
для
учителя
начальных классов, это необходимость знакомства детей с современным миром профессий
не только в урочное время, но и во внеклассной и внеурочной деятельности. Ее можно
решить
различными
способами,
это
игры,
экскурсии
очные
и
заочные,
развитие
творческих и личностных качеств ребёнка.
Для
определения
формирование
личностных
УУД
младших
школьников
на
профориентационных
занятиях
необходимо
проанализировать
авторские
подходы,
представленные в теории профессиональной деятельности: Личностные универсальные
учебные
действия обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
обучающихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных
ролях
и
межличностных
отношениях.
Применительно
к
учебной
деятельности следует выделить три вида личностных действий:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
Смыслообразование,
т.
е.
установление
обучающимися
связи
между
целью
учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем,
что
побуждает
деятельность,
ради
чего
она
осуществляется.
Ученик
должен
задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на
него отвечать.
Нравственно-этическая
ориентация,
в
том
числе
и
оценивание
усваиваемого
содержания
(исходя
из
социальных
и
личностных
ценностей),
обеспечивающее
личностный моральный выбор [7].
Павлова [4] выделяла основные направления профориентационной работы в школе:
профессиональная
информация,
профессиональное
развитие,
профессиональная
профконсультация;
рассматривала
в
работе
теоретико-методологические
подходы
к
изучению профессионального самоопределения. Систему профориентации школьников
рассматривала
Плужникова
Н.И
[6]
в
работе
«Психологическая
характеристика
вынужденного
выбора
профессии».
Профессиональные
методы
профориентации
рассматривал Пряжников Н.С. [5] в работах активизации личности и профессионального
самоопределения. Михайлова В.П. [3] провела сравнительный анализ в профессиональной
идентичности
у
школьников.
Асмолова
А.
Г.
по
образному
сравнению,
выявил,
что
«детская игра – это первый профориентатор ребёнка. В игре ребёнок учится возможности
быть капитаном, врачом и т. п.». Поэтому, используя игровые моменты, школьники узнают
о многих новых профессиях, более подробно знакомятся с уже знакомыми[1,с 19-22].
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из
важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня -
неотъемлемая часть программы повышения качества образования.
Главные задачи деятельности на профориентационных занятиях начальной школы:
Расширение
интересов
и
способностей
детей
в
учебном
процессе
через
организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности.
Расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей, о мире
профессий
и
предоставление
возможности
учащимся
«примерить
на
себя
различные
профессии» в игровой ситуации.
Развитие
мотивации
к
учебе
и
труду
через
систему
активных
методов
познавательной и профориентационной игры.
Выявление
общих
тенденций
в
развитии
способностей
ребенка
в
совместной
деятельности с родителями и педагогами.
Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Побуждение школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной
деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.
В
начальных
классах
профориентационная
работа
предусматривает
включение
школьников
в
практическую
пробу
сил
в
разных
сферах
деятельности.
Учитывая
специфику
возраста,
данную
работу
можно
организовывать
в
форме
воображаемого
путешествия
по
профессиям.
Но,
чтобы
отправиться
в
путешествие,
необходима
подготовительная работа, где ребята должны узнать об истории возникновения профессии,
об орудиях труда, и затем перевоплощаться в человека той или иной профессии. После
чего обязательно нужна рефлексия, чтобы узнать, что получилось, что – нет, и почему не
получилось. Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и
тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач,
продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, диктор телевидения. Ребенок ежедневно
наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают
о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией,
поэтому
случайные
детали
иногда
представляются
существенной
чертой
профессиональной
деятельности
родителей.
Так,
играя
в
«работу»,
ребенок
достает
календарь, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не
понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых
надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.
Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно
на всех возрастных этапах.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только
тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда
соблюдаются следующие принципы:
1)
Систематичность
и
преемственность
-
профориентационная
работа
не
должна
ограничиваться работой только с начальной школой. Эта работа ведется с первого по
выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от
возраста
и
уровня
сформированности
их
интересов,
от
различий
в
ценностных
ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3)
Оптимальное
сочетание
массовых,
групповых
и
индивидуальных
форм
профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в
кадрах) [2,с.69-88].
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных
элементов той или иной профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются
школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время.
При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более
всего интересует ребенка: окружающий природный мир, астрономия,
чтение, спорт,
математика и т.д. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к
поставленным
задачам.
Коллективные
(групповые)
игры
по
профориентации
для
школьников важны еще и потому, что в процессе игры дети общаются друг с другом,
делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту
или иную роль в игре. Они получают коммуникативные навыки: учатся взаимодействовать
друг с другом, высказывать свое мнение и слушать других участников игры.
Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы
объяснить
ребенку,
какими
качествами
и
знаниями
нужно
обладать,
чтобы
освоить
интересующую профессию. Кроме того, важными направлениями профориентационной
работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания,
развитие рефлексии и реалистической самооценки детей.
В начальной школе профориентационные занятия направлены на создание у детей
конкретно-наглядных
представлений
о
мире
профессий.
Именно
эти
представления
создают
психологическую
основу
для
дальнейшего
развития
профессионального
самосознания. Для этой цели и предназначены профориентационные занятия в начальной
ш ко л е . Работа
по
профессиональной
ориентации
в
начальной
школе
является
пропедевтической, т.е. предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников
должно сформироваться добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни
человека
и
общества,
развиваться
интерес
к
профессиям
родителей
и
ближайшего
окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям.
Список литературы.
1.
Абрамова,
М.А.
Влияние
уровня
образования
родителей
на
формирование
образовательных стратегий детей/ М.А. Абрамова // Современные аспекты социологии и
социальной антропологии. – 2015. – № 2. – С. 87–102.
2.
Гурьянова,
М.П.
Знания
о
мире
профессий
/
М.П.
Гурьянова
//
Молодёжь
и
общество. – 2012. –№ 2. – С. 92–96.
3.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий : Учебное пособие / Э.Ф. Зеер. – Москва :
Академический проект Фонд «Мир», 2006. – 69 с.
4.
Михайлова,
В.П.
Сравнительный
анализ
профессиональной
идентичности
у
школьников / В.П. Михайлов, Т.В. Разина // Психология обучения. – 2016. – № 11. – С. 70-
83.
5.
Чернявская,
А.П.
Психологическое
консультирование
по
профессиональной
ориентации / А.П. Чернявская – Москва: Владос-пресс, 2001. – 96 с.
6.
Шеховцова, Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе / Л.
Ф. Шеховцова. – Ростов на Дону : Феникс, 2006. – 175 с.