Напоминание

Рабочая программа по русскому языку 4 класс (Т.Г. Рамзаева)


Автор: Поландова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей № 104
Населённый пункт: город Минеральные Воды, Ставропольский край
Наименование материала: Учебная рабочая программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку 4 класс (Т.Г. Рамзаева)
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа по русскому языку

4 класс

Пояснительная записка

Рабочая

программа

по

русскому

языку

для

4

класса

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования (ФГОС НОО), Программы начального общего образования образовательного

учреждения МБОУ лицей № 104, авторской программы Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»

(2014 г.),

утвержденной МО РФ

.

Программа составлена из расчета 4 часа в неделю – 133 часа в учебный год.

Цель

рабочей

программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с

учетом

межпредметных

и

внутрипредметных

связей,

логики

учебного

процесса

и

возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-

грамматическими

разрядами

слов,

словообразованием,

нормами

литературного

произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

-

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства

языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

-

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильного письма и чтения, участвовать в диалоге, составлять

несложные монологические высказывания;

-

воспитание эмоционально-ценностного

отношения

к

родному

языку,

чувства

сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к родному слову; стремления совершенствовать

свою речь.

Место предмета в базисном учебном плане.

На предмет «Русский язык» в базисном учебном плане на изучение отводится в

каждом классе начальной школы 4 часа в неделю. Общий объём времени в 4 классе

составляет 133 часов. Предусмотрено проведение:

контрольных работ – 15,

работ по развитию речи – 11 ч.

Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении,

поскольку

направлен

на

формирование

функциональной

грамотности

младших

школьников.

Успехи

в

изучении

русского

языка

во

многом

определяют

качество

подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный

этап

системы

обучения

родному

языку.

Специфика

начального

курса

русского

языка

заключается

в

его

тесной

взаимосвязи

с

литературным

чтением.

Эти

два

предмета

представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка

сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение

русского

языка

в

начальной

школе

с

русским

языком

обучения

направлено на достижение следующих целей:

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать

средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства

языка»;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматики русского

языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,

составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному

языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение

познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Языковой

материал

представлен

в

программе

следующими

содержательными

линиями:

фонетика,

графика,

морфемика,

грамматика

(морфология

и

синтаксис),

орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены

сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Ведущим

направлением

по

языку

в

4

классе

в

отличие

от

3

класса

является

словоизменение.

Изучается

изменение

по

падежам

имён

существительных

и

имён

прилагательных,

изменение

по

лицам

глаголов,

формируются

навыки

правописания

безударных падежных окончаний и личных окончаний.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных

признаков

морфологических,

синтаксических,

словообразовательных

понятий,

на

установлении

связей

между

признаками

понятий,

на

установлении

связей

между

понятиями. В целом курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий,

правил,

сведений,

взаимодействующих

между

собой

и

являющихся

основой

для

интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по

русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по

разделам

программы «Фонетика»,

«Синтаксис»,

«Морфология»,

большое

внимание

уделяется

развитию

устной

и

письменной

речи,

отработке

навыков

безошибочного

списывания,

письма

под

диктовку,

повышение

уровня

грамотности,

формированию

общеучебных,

коммуникативных

умений

на

основе

методик

коллективного

способа

обучения

и

навыков

различного

контроля

(самоконтроля,

взаимоконтроля),

а

также

развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских

качеств младшего школьника.

Формирование

чёткого,

достаточно

красивого

письма

происходит

в

процессе

специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения

рук,

отработка

правильного

начертания

букв,

рациональных

соединений,

достижение

ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в

системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников

отстаёт

от

развития

устной

речи

на

всём

протяжении

начальной

школы)

требует

проведения

достаточного

количества

письменных

упражнений

разных

видов

и

представления

их

в

системе

от

простого

к

сложному.

Индивидуализации

и

дифференциации обучения.

Основные содержательные линии.

Языковой

материал

представлен

в

программе

следующими

содержательными

линиями и определены стандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы.

Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии,

морфемики.

Курс

программы

включает

систему

грамматических

понятий,

относящихся

к

разделу

«Морфология»,

глубже

знакомит

учащихся

с

морфологическими

признаками

разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы),

учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам,

производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по

разделу

«Синтаксис»,

усложняется

и

синтаксический

разбор

простых

предложений,

изучается

тема

«Однородные

члены

предложения».

Знания

и

умения

по

темам

формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение».

Формы и средства контроля.

В

рабочей

программе

заложено

одно

из

важных

дидактических

условий,

обеспечивающих

усвоение

знаний

и

сформированность

умений,

-

систематическая

проверка

и

оценка.

Для

этого

предлагаются

различные

виды

текущих

и

итоговых

проверок:

фронтальные

и

индивидуальные

опросы,

диктанты,

тесты,

изложения,

сочинения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса русского языка 4 класса учащиеся научатся :

находить изученные части речи;

называть их признаки;

называть признаки однородных членов предложения.

находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их на-

писание;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктов-

ку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами ( падежные окончания

имён существительных и имен прилагательных , безударные личные оконча-

ния глаголов 1 и 2 спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2

лица единственного числа) и знаками предписания между однородными чле-

нами, соединениями союзами и, а, и не соединенными союзами;

производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);

производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделить

корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);

производить разбор слова как часть речи: начальная форма, род, склонение,

падеж, число имен существительных, начальная форма, род, падеж, число

имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, вре-

мя, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род ( в прошедшем вре-

мени) глаголов;

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не

сформулирована;

озаглавить текст с опорой на тему или основную мысль текста;

составлять текст плана;

распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение - и использо-

вать их в речи;

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодар-

ность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Кроме того, составлять текст плана;

распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение - и использо-

вать их в речи;

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодар-

ность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Кроме

того,

в

результате

изучения

курса

русского

языка

4

класса учащиеся

получат возможность научиться :

писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рас-

суждения (обучающее);

писать сочинение повествовательного характера (обучающее);

различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели

высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре предложения;

распознавать простые распространённые и сложносочинённые предложения,

состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.

Межпредметные связи:

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи

с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический

курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным

образованием и обучением чтению. Уроки русского языка связаны с уроками математики.

Дети часто выполняют словарно-орфографическую работу с математическими названиями

различных

величин:

килограмм,

тонна,

грамм,

километр,

сантиметр,

миллиметр,

дециметр, секунда, гектар. Осуществляется связь с уроками ИЗО (написание сочинения по

картине), музыки (слушивание муз. произведения)

Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения русского языка ученик научиться:

выделять:

- значимые части слова;

- признаки изученных частей речи;

- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

-

анализировать

и

кратко

характеризовать

звуки

речи,

состав

слова,

части

речи,

предложение;

- различать произношение и написание слов;

- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

- без ошибок списывать несложный текст объемом 70 - 90 слов;

-

создавать

несложные

монологические

тексты

на

доступные

детям

темы

в

форме

повествования и описания;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75 - 80 слов);

-использовать приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности

и

повседневной жизни для:

- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских

радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарями;

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего

школьника тематике;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Содержание учебного материала

Тема урока

Повторение (19 ч.)

1.

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

2.

Предложения по цели высказывания и по интонации.

3.

Знаки препинания в предложении

Главные и второстепенные члены предложения

4.

Связь слов в предложении.

5.

Словосочетание. Текст. Виды текстов.

6.

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.

7.

Корень слова. Правописание гласных и согласных в корне слов.

8.

Входная диагностическая работа

9.

Анализ. Работа над ошибками. Безударные гласные в корне.

Правописание слов с парными согласными и непроизносимыми

согласными.

10.

Упражнения в написании корня слов.

11.

Слова с непроизносимыми и двойными согласными.

12.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

13.

Приставки и предлоги.

14.

Региональная проверочная работа.

15.

Изложение «Медаль за отвагу»

16.

Части речи. Обобщение признаков имен существительных: общее

значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в

предложении. Склонение имен существительных.

17.

Имя прилагательное как часть речи. Род имен прилагательных.

18.

Глагол как часть речи. Времена глаголов.

19.

Закрепление по теме «Провописание орфограмм корня». Контрольный

словарный диктант № 1.

Однородные члены предложения (7 ч.)

20.

Связь однородных членов в предложении.

21.

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и без союзов.

22.

Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а,но.

23.

Контрольное списывание № 1 по теме «Однородные члены

предложения»

24.

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

25.

Упражнение в написании предложений с однородными членами.

26.

Упражнение в написании предложений с однородными членами.

Закрепление.

Текст (3 ч.)

27.

Текст. Тема и основная мысль текста

28.

Заголовок текста.

29.

План текста. Изложение «Белый гусь»

Имя существительное (36 ч.)

30.

Склонение имен существительных.

31.

Контрольный диктант за 1 четверть.

32.

Анализ. Работа над ошибками.

Имя существительное. Склонение имен существительных.

33.

Несклоняемые имена существительные.

34.

Именительный падеж имен существительных.

35.

Родительный падеж.

36.

Дательный падеж

37.

Винительный падеж

38.

Творительный падеж

39.

Предложный падеж

40.

Контрольный диктант №3 по теме «Склонение имен

существительных»

41.

Анализ. Работа над ошибками.

Именительный и винительный падеж. Винительный и предложный

падежи

42.

Изложение «Как собака спасла девочку и своего хозяина»

43.

Анализ. Работа над ошибками. Три склонения имен существительных

44.

Упражнения в определении склонений имен существительных

45.

Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных,

употребленных в косвенных падежах

46.

Ударные и безударные окончания имен существительных.

К/словарный диктант №2

47.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

1, 2, 3 склонений

48.

Правописание окончаний существительных в родительном падеже

49.

Изложение «Спасенный сад»

50.

Анализ. Работа над ошибками

Правописание окончаний существительных в дательном падеже

51.

Правописание безударных окончаний существительных 1-ого и 3-его

склонений в родительном и дательном падежах

52.

Родительный и винительный падежи существительных 1, 2 склонений

53.

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание окончаний

существительных родительного, винительного падежей»

54.

Анализ. Работа над ошибками.

Правописание безударных окончаний в творительном падеже

55.

Правописание безударных окончаний в предложном падеже.

К/словарный диктант № 3

56.

Правописание окончаний имен существительных в родительном,

дательном, предложном падежах.

57.

Различия родительного, дательного и предложного падежей.

58.

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание окончаний имен

существительных единственного числа»

59.

Анализ. Работа над ошибками. Повторение изученного по теме

«Правописание окончаний имен существительных единственного числа»

60.

Множественное число имен существительных.

61.

Окончания имён существительных в И. п. и В.п. множественного числа.

62.

Родительный падеж имен существительных во множественном числе

63.

Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных

во множественном числе

64.

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание окончаний

существительных во множественном числе»

65.

Анализ. Работа над ошибками. Повторение изученного по теме

«Правописание окончаний существительных во множественном числе»

Имя прилагательное (27 ч.)

66.

Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в нашем языке.

67.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

68.

Контрольное списывание № 2 «Оляпка»

69.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и

среднего родов. К\словарный диктант №4

70.

Именительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и

среднего родов

71.

Именительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и

среднего родов

72.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

73.

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

74.

Творительный и предложный падежи прилагательных мужского и

среднего родов

75.

Изложение текста «Морж»

76.

Анализ. Работа над ошибками. Повторение изученного по теме

«Склонение прилагательных мужского и среднего рода»

77.

Контрольный диктант № 7 по теме «Склонение прилагательных

мужского и среднего родов»

78.

Анализ. Работа над ошибками

Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского

рода

79.

Различие безударных окончаний прилагательных женского и среднего

родов

80.

Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и

женского рода.

81.

Винительный и творительный падежи прилагательных женского рода

82.

Изложение «Переселение животных»

83.

Анализ. Работа над ошибками

Склонение имен прилагательных множественного числа

84.

Именительный и винительный падежи прилагательных множественного

числа

85.

Родительный и предложный падежи

86.

Дательный и творительный падежи

87.

Контрольное изложение

88.

Анализ. Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме

«Склонение существительных и прилагательных»

89.

Контрольное списывание № 3 «Денщик Суворова»

90.

Анализ. Работа над ошибками.

Закрепление изученного по теме «Склонение существительных и

прилагательных»

91.

Контрольный диктант № 8 по теме «Имена прилагательные»

92.

Анализ. Работа над ошибками

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Местоимение (4 ч.)

93.

Личные местоимения1,2 и 3-го лица.

94.

Правописание местоимений с предлогами

95.

Изложение текста о картине И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

96.

Анализ. Работа над ошибками.

Закрепление изученного по теме «Правописание местоимений»

Глагол (25 ч.)

97.

Глагол. Общее понятие. К/словарный диктант №6

98.

Изменение глаголов по временам

99.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам

100.

Неопределенная форма глагола

101.

Контрольный диктант № 9 по темам «Изменение глаголов по

временам», «Неопределенная форма глагола»

102.

Анализ. Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам и числам

(спряжение).

103.

2 лицо глаголов единственного числа

104.

Употребление мягкого знака в глаголах 2 лица ед.числа.

105.

I и II спряжение глаголов

106.

Окончания глаголов I и II спряжения

107.

Глаголы будущего времени

108.

Спряжение глаголов в будущем времени

109.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и

будущем времени. К/словарный диктант №7

110.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и

будущем времени.

111.

Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание безударных

личных окончаний глаголов»

112.

Анализ. Работа над ошибками. Глаголы – исключения

113.

Сочинение по репродукции картины К. Юона «Конец зимы.

Полдень»

114.

Работа над ошибками

Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов

115.

Изложение текста «Скворечник»

116.

Анализ. Работа над ошибками

Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов

117.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

118.

Изложение текста «Медаль»

119.

Анализ. Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам

120.

Контрольный диктант № 11 по теме «Глагол»

121.

Анализ. Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложении

Повторение (12 ч.)

122.

Состав слова

123.

Упражнения в написании корней слова. К/словарный диктант №8

124.

Упражнения в написании корней слова

125.

Части речи. Имя существительное.

126.

Повторение об именах прилагательных

127.

Местоимение

128.

Глагол. Изменение глаголов по родам и числам

129.

Итоговый контрольный диктант

130.

Работа над ошибками. Повторение о глаголах и местоимениях

131.

Повторение изученного

132.

Контрольное списывание № 4 «Памятник «Солдатское поле»

133.

Анализ. Работа над ошибками

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их

соединений

(по

группам)

в

словах,

предложениях,

небольших

текстах

при

несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности,

плавности

письма,

способствующие

формированию

скорописи.

Работа

по

устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с

непроверяемы

м написанием.

Автомобиль,

агроном,

адрес,

аккуратно,

аллея,

багаж,

беседа,

библиотека,

билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть,

горизонт,

двадцать,

двенадцать,

директор,

до

свидания,

желать,

железо,

женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный

календарь,

килограмм,

километр,

командир,

комбайн,

корабль,

космонавт,

костер, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать,

около,

пассажир,

победа,

портрет,

потом,

правительство,

председатель,

прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху,

свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь,

тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия,

электричество, электровоз, электростанция.

Планируемые результаты

Личностными

результатами изучения

предмета

Русский

язык

являются

следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим

людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к

совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к

ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными

результатами изучения

предмета

Русский язык

является

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и

технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все

виды

текстовой

информации:

фактуальную,

подтекстовую,

концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной

текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять

план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический

аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения предмета

Русский язык

является сформированность

следующих умений:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический

разбор,

разбор

по

составу,

морфологический

разбор

доступных слов;

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– видеть в

словах

изученные

орфограммы

с

опорой

на

опознавательные

признаки,

правильно

писать слова

с

изученными

орфограммами, графически

обозначать

орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в

тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из

двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить

запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с

союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а,

но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический

разбор

простого

и

сложного

предложений

в

рамках

изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать

существительные

и

прилагательные

с

помощью

суффиксов,

глаголы

с

помощью

приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по

плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей

подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно

научные, владеть правильным

типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время

чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по

плану;

– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Выпускник на ступени начального общего образования:

• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного

уровня культуры;

сможет

применять

орфографические

правила

и

правила

постановки

знаков

препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов,

овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет

использовать

полуавтоматический

орфографический

контроль,

овладеет

основными

правилами оформления текста на компьютере;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного

языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой,

словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания

курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые

единицы,

как

звук,

буква,

часть

слова,

часть

речи,

член

предложения,

простое

предложение,

что

послужит

основой

для

дальнейшего

формирования

общеучебных,

логических

и

познавательных

(символико-моделирующих)

универсальных

учебных

действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников,

освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет

сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому

и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы

успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и

родного языка на следующей ступени образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные;

согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,

парные/непарные звонкие и глухие;

• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться

алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический

(звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,

оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора

слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и

оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в

учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения

слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к

учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с

однозначно

выделяемыми

морфемами

в

соответствии

с

предложенным

в

учебнике

алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые

случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной

задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

определять

грамматические

признаки

имён

существительных

род,

число,

падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем

времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить

морфологический

разбор

имён

существительных,

имён

прилагательных,

глаголов

по

предложенному

в

учебнике

алгоритму;

оценивать

правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,

предлоги

вместе

с

существительными

и

личными

местоимениями,

к

которым

они

относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

• различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать

при

помощи

смысловых

вопросов

связь

между

словами

в

словосочетании и предложении;

классифицировать

предложения

по

цели

высказывания,

находить

повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать

второстепенные

члены

предложения

определения,

дополнения,

обстоятельства;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор

простого

предложения

(по

членам

предложения,

синтаксический),

оценивать

правильность разбора;

• различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия

«Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

• применять правила правописания (в объёме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными

правилами правописания;

проверять

собственный

и

предложенный

текст,

находить

и

исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определённой орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы

избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять

способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

2.3.3. Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств

устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми

разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного

общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты

для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;

• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных

типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,

находить в тексте смысловые пропуски;

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать

последовательность

собственных

действий

при

работе

над

изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать

правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным

(для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно

создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-

сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА ЗА 4 КЛАСС (133 часа)

п/п

Базовая программа

(планирование по разделам)

Кол-во

часов по программе

Кол-во

часов по

планированию

1

Повторение изученного

19 уроков

19 уроков

2

Однородные члены предложения

7 урока

7 урока

3

Текст

3 урока

3 урока

4

Склонение имен существительных

36 уроков

36 уроков

7

Части речи. Склонение имён прилагательных

27 час

27 час

9

Местоимение

4 урока

4 урока

10

Глагол

25 уроков

25 уроков

11

Повторение

12 уроков

12 уроков

Календарно – тематическое планирование

по русскому языку в 4 классе (133 часа) по учебнику Т.Г.Рамзаевой

Тема урока

УУД

Планируемые предметные

результаты

Дом. зад.

Упр. по

учебнику

Дата

план факт

Повторение изученного - 19 уроков

1

Обобщение сведений о слове,

предложении, тексте.

-с амо стоятельно формулировать

тему и цели урока;

с о с т а в л я т ь

п л а н решения

учебной

проблемы

совместно

с

учителем;

– работать по плану, сверяя свои

действия с целью, корректировать

свою деятельность;

в

д и а л о г е

с

у ч и т е л е м

вырабатывать критерии оценки и

определять степень

успешности

своей работы и работы других в

соответствии с этими критериями.

эмоциональность;

уме н и е

о с о з н а в а т ь и

определять

(называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и

определять эмоции других людей;

сочувствовать другим

людям,

сопереживать;

чувство

прекрасного

умение

ч у в с т в о в а т ь к р а с о т у

и

выразительность речи, стремиться

к

с о в е р ш е н с т в о в а н и ю

собственной речи;

Повторить сведения о типах

предложений по цели высказывания,

по интонации; отрабатывать умение

ставить знаки препинания в конце

предложения; развивать

орфографическую зоркость;

С.1-3

№3

С.4 -6

№4-6

2

Предложения по цели

высказывания и по интонации.

С.6-7

№7

С.7-8

№8-11

3

Знаки препинания в предложении

Главные и второстепенные члены

предложения

Развивать умение распознавать

главные и второстепенные члены

предложения; отрабатывать умение

правильно объединять слова в

предложении

С.9

№12

С.10-12

№13-16

4

Связь слов в предложении.

С.12-15

№17-23

5

Словосочетание.

Текст. Виды текстов

Составлять предложения;

познакомить учащихся с

повествовательным, описательным

текстами и текстом – рассуждением

С.16

24-25

6

Приставка и суффикс –

словообразующие морфемы.

Роль окончания в словах

Обобщать знания детей о морфемном

составе слова и о роли каждой

значимой части слова;

С.16-17

№26-28

С.18

№29-30

С.19

№31-33

п е р е р а б а т ы в а т ь и

преобразовывать информацию

из

о д н о й

ф о р м ы

в

д р у г у ю

(составлять план, таблицу, схему);

п о л ь з о в а т ь с я словарями,

справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

у с т а н а в л и в а т ь причинно-

следственные связи;

– строить рассуждения.

ч и т а т ь тексты

у ч е б н и к а ,

худ оже с т в е н н ы е

и

у ч е б н о -

научные,

владеть

правильным

типом читательской деятельности:

самостоятельно осмысливать текст

до

чтения,

во

время

чтения

и

после

чтения.

Делить

текст

на

ч а с т и ,

с о с т а в л я т ь

п л а н ,

пересказывать текст по плану;

Выполнять пошаговый контроль

во с п р и н и м а т ь н а

с л у х

высказывания,

выделять

на

слух

тему текста, ключевые слова;

создавать связные

устные

высказывания на грамматическую

и иную тему.

ч и т а т ь тексты

у ч е б н и к а ,

худ оже с т в е н н ы е

и

у ч е б н о -

научные,

владеть

правильным

типом читательской деятельности:

самостоятельно осмысливать текст

до

чтения,

во

время

чтения

и

после

чтения.

Делить

текст

на

7

Корень слова. Правописание гласных и

согласных в корне слов

Развивать навыки проверки написания

безударных гласных, парных глухих и

звонких согласных; совершенствовать

знания детей о способах проверки

правописания слов с

непроизносимыми согласными

С.20

№34-35

С.21-22

№36-37

С.22

№38

8

Входная диагностическая работа

Контроль знаний по темам

«Правописание слов с проверяемыми

безударными гласными в корне,

парными согласными,

непроизносимыми и удвоенными

согласными»

Совершенствовать умения различать

предлоги и приставки, правильно

писать и употреблять их в речи;

усовершенствовать

умения употреблять в словах

разделительные ъ и ь, учить отличать

ь от разделительного ь

С.23

№39-41

С.24

№43

9

Анализ. Работа над ошибками.

Безударные гласные в корне.

Непроизносимые и парные согласные

в корне слова

10

Правописание гласных и согласных в

корне слова.

11

Правописание слов с двойными

согласными и непроизносимыми

согласными

12

Разделительные твёрдый и мягкий

знаки

С.25-28

№50-53

13

Приставки и предлоги

14

Региональная проверочная работа

С. 29-31

№55-56

С.31-33

№57-61

15

Изложение «Медаль за отвагу»

Развивать умение связано передавать

Индив.

ч а с т и ,

с о с т а в л я т ь

п л а н ,

пересказывать текст по плану;

во с п р и н и м а т ь н а

с л у х

высказывания,

выделять

на

слух

тему текста, ключевые слова;

создавать связные

устные

высказывания на грамматическую

и иную тему.

Выполнять пошаговый контроль

текст с учетом особенностей

употребления слов автором; развивать

письменную речь учащихся,

орфографическую зоркость

зад.

16

Части речи.

Обобщение признаков

имен существительных: общее

значение, вопросы, постоянные и

изменяемые категории, роль в

предложении.

Склонение имен

существительных

Анализ. Работа над ошибками

Обобщать признаки имён

существительных; определять роль

имён сущ. в речи; знать постоянные и

изменяемые категории имени

существительного

С.33-35

№62-67

17

Имя прилагательное как часть речи.

Род имен прилагательных

Познакомит учащихся со склонением

как изменением формы слова;

обобщить знания учащихся о

существенных признаках имени

прилагательного и глагола как части

речи; называть изменяемые и

неизменяемые категории имён

прилагательных и глаголов;

определять роль в предложении

С.36-37

№70-73

18

Глагол как часть речи. Времена глагола

С.38-41

№76-79

19

Закрепление по теме «Правописание

орфограмм корня». К/словарный

диктант №1

С.41-42

№80-81

Однородные члены предложения - 7 уроков

20

Однородные члены предложения.

Связь однородных членов в

предложении

п е р е р а б а т ы в а т ь и

преобразовывать информацию

из

о д н о й

ф о р м ы

в

д р у г у ю

(составлять план, таблицу, схему);

п о л ь з о в а т ь с я словарями,

справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

у с т а н а в л и в а т ь причинно-

следственные связи;

– строить рассуждения.

производить синтаксический

Познакомить с особенностями

однородных членов предложения,

проанализировать ошибки,

допущенные в изложении

Углублять знания учащихся о связи

между однородными членами

предложения; познакомит с

соединением однородных членов с

помощью союзов И,А,НО

С.44-46

№83-86

С.46-48

№87-90

21

Связь однородных членов в

предложении; соединенные союзами И,

А, НО и без союзов

С.49-51

№91-97

22

Предложения с однородными членами

развивать умение правильно

употреблять в речи предложения с

однородными членами; отрабатывать

умение строить предложения с

С.52-54

№98-101

разбор

простого

и

сложного

предложений в рамках изученного;

однородными членами

23

Контрольное списывание №1 по

теме «Однородные члены

предложения»

Контроль знаний по изученной теме

С.53

№99

24

Анализ. Работа над ошибками.

Однородные члены предложения

– различать простое предложение

с

од н о р од н ы м и

ч л е н а м и

и

сложное

предложение

из

двух

частей (с союзами и, а, но или без

союзов);

ставить

запятые в

простых

предложениях

с

однородными

членами (без союзов, с союзами и,

а, но), в сложных предложениях из

двух

частей

(без

союзов,

с

союзами и, а, но) , оформлять на

письме

предложения

с

прямой

речью (слова автора плюс прямая

речь);

25

Упражнение в написании предложений

с однородными членами

26

Упражнение в написании предложений

с однородными членами. Закрепление

Текст - 3 урока

27

Текст. Тема и основная мысль текста

Учит сопоставлять тему и основную

мысль текста; отрабатывать умение

определять основную мысль и тему,

учит составлять текст, исходя из темы,

опираясь на основную мысль

Отрабатывать умение озаглавливать

текст; учит составлять план текста с

опорой на тему и основную мысль;

развивать письменную речь учащихся

С.55-57

102-106

108

С.58-59

№107

28

Заголовок текста.

• применять правила правописания

(в объёме содержания курса);

• определять (уточнять) написание

слова

по

орфографиче скому

Индив.

зад.

словарю;

безошибочно

списывать

текст

объёмом 80—90 слов;

29

План текста. Изложение «Белый

гусь»

Склонение имен существительных - 36 уроков

30

Анализ. Работа над ошибками

Имя существительное. Склонение имен

существительных

при работе с текстом на компьютере

с м о ж е т

и с п о л ь з о в а т ь

полуавтоматический

орфографический контроль, овладеет

основными

правилами

оформления

текста на компьютере;

– перерабатывать и преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

другую

(составлять

план,

таблицу,

схему);

п о л ь з о в а т ь с я словарями,

справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

у с т а н а в л и в а т ь причинно-

следственные связи;

– строить рассуждения.

п е р е р а б а т ы в а т ь и

преобразовывать информацию

из

о д н о й

ф о р м ы

в

д р у г у ю

(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться

словарями,справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

–у с т а н а в л и в а т ь причинно

следственные связи;

– строить рассуждения.

Углублять знания детей об имени

существительном как части речи;

формировать умение склонять имена

существительные в единственном

числе; познакомить с приемами

распознавания падежей

С.61-63

109-112

31

Контрольный диктант № 1 по теме

«Однородные члены

предложения»Упражнения в

склонении имен существительных

Отрабатывать умение определять

падеж имен существительных;

познакомиться с особенностями

несклоняемых имен существительных

С. 63-65

№113-

116

32

Анализ. Работа над ошибками

Имя существительное. Склонение имен

существительных

Познакомить с особенностями имен

существительных в именительном и

родительном падежах; отрабатывать

прием распознавания падежей

С.66-69

№117-

126

33

Несклоняемые имена существительные

Познакомить учащихся с

особенностями имен

существительных в дательном и

винительном падежах; формировать

сознательное употребление в речи

существительных в дательном и

винительном падежей

С.70-74

№127-

135

34

Именительный падеж имен

существительных

Познакомить учащихся с

особенностями творительного и

предложного падежей; учить

правильно употреблять

существительные в творительном и

предложном падежах

С.74-79

№136-

148

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

– слушать и слышать других,

35

Родительный падеж Повторение:

падежи имён существительных.

Именительный и винительный падеж

Развивать умение распознавать

именительный и винительный

падежи; отрабатывать умение

определять падеж существительного

Развивать умение различать падежи

по совокупности их признаков;

развивать умение распознавать

винительный и предложный падежи

С.79-81

149-153

36

Дательный падеж

37

Винительный падеж

38

Творительный падеж

39

Предложный падеж

С.82-84

156-159

40

Контрольный диктант №2 по теме

«Склонение имен существительных»

Контроль знаний по изученной теме

Индив.

зад.

41

Анализ. Работа над ошибками.

Обобщение знаний о падежах имен

существительных

различать падежи по совокупности

их признаков; употреблять

существительные в нужно м падеже;

проработать ошибки, допущенные в

диктанте

158-162

42

Изложение «Как собака спасла

девочку и своего хозяина»

членить текст и озаглавливать части;

совершенствовать умение выделять и

формулировать главную мысль в

прочитанном тексте; развивать

письменную речь учащихся

С. 86

№163

43

Анализ. Работа над ошибками.

Три склонения имен существительных

научиться осознавать

безошибочное письмо как одно из

проявлений собственного уровня

культуры;

при работе с текстом на

компьютере сможет использовать

полуавтоматический

орфографический контроль,

овладеет основными правилами

оформления текста на

компьютере;

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

Дать понятие о трех типах склонения

и м е н

с у щ е с т в и т е л ь н ы х

в

единственном

числе;

познакомить

с

распознаванием

типа

склонения

по

о к о н ч а н и ю

и

п о

р о д у ,

п р о а н а л и з и р о в а т ь

о ш и б к и ,

допущенные в изложении

С.87-89

165-167

44

Упражнения в определении склонений

имен существительных

Развивать

умение

распознавать

тип

склонений

имени

существительного

по роду и окончанию в именительном

падеже; развивать зрительную память

и орфографическую зоркость

С.89-91

168-173

45

Упражнения в распознавании типа

склонения имен существительных,

употребленных в косвенных падежах

У ч и т ь

о п р е д е л я т ь

с к л о н е н и е

существительного, если оно стоит не

в

именительном

падеже;

обобщать

знания

детей

о

склонении

имен

С.91-93

174-178

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

– слушать и слышать других,

существительных

46

Ударные и безударные окончания имен

существительных.

К/словарн.диктант №2

Обобщать знания о первом склонении

имен

существительных,

развивать

умение

распознавать

тип

склонения

существительных

С.94-95

177-183

47

Правописание безударных падежных

окончаний имен существительных 1, 2,

3 склонений

Учить

детей

различать

и

проверять

б е з у д а р н ы е

о к о н ч а н и я

существительных

одного

и

того

же

склонения;

формировать

навык

п р а в о п и с а н и я

о к о н ч а н и й

существительных;

от рабатывать

умение распознавать тип склонения,

падеж существительных

С.96-97

184-185

48

Правописание окончаний

существительных в родительном

падеже

Тест №2 по теме урока

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

– слушать и слышать других,

пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать

свою точку зрения;

применять орфографические правила

и

правила

по ст ановки

з н а ко в

препинания

объёме

изученного)

п р и

з а п и с и

с о б с т в е н н ы х

и

предложенных

текстов,

овладеет

умением проверять написанное,

Выполнять пошаговый контроль

Познакомить

с

о с о бе н н о с тя м и

окончаний

суще ствительных

в

р о д и т е л ь н о м

п а д е ж е ;

у ч и т

последовательности

действий

при

написании безударных окончаний

С.97-101

186-193

49

Изложение «Спасенный сад»

Развивать умение выделять в тексте

существительное и точно передавать

содержимое;

развивать

письменную

речь учащихся

С.99-100

191

50

Анализ. Работа над ошибками

Правописание окончаний

существительных в дательном падеже

Обобщить знания об окончании

существительных 1,2, 3 склонения в

дательном падеже; развивать навык

правописания имен существительных

в родительном падеже

С.101-

102

194-195

51

Правописание безударных окончаний

существительных в родительном,

дательных падежах

ч и т а т ь тексты

у ч е б н и к а ,

худ оже с т в е н н ы е

и

у ч е б н о -

научные,

владеть

правильным

типом читательской деятельности:

самостоятельно осмысливать текст

Развивать умение распознавать

родительный и дательный падежи

существительных 1 и 3 склонения;

формировать навык правописания

окончаний существительных в

родительном и дательном падеже

С.102-

104

196-203

до

чтения,

во

время

чтения

и

после

чтения.

Делить

текст

на

ч а с т и ,

с о с т а в л я т ь

п л а н ,

пересказывать текст по плану;

во с п р и н и м а т ь н а

с л у х

высказывания,

выделять

на

слух

тему текста, ключевые слова;

создавать связные

устные

высказывания на грамматическую

и иную тему.

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

– слушать и слышать других,

пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать

свою точку зрения;

– договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности;

– задавать вопросы.

Письмо по памяти №248

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

52

Правописание безударных окончаний

существительных 1-ого и 3-его

склонений в родительном и дательном

падежах

Развивать умение распознавать

родительный и дательный падежи

существительных 1 и 3 склонения;

формировать навык правописания

окончаний существительных в

родительном и дательном падеже

С.102-

106

196-202

53

Правописание безударных окончаний в

творительном падеже

К/словарн. Диктант № 3

Расширять знания учащихся о

творительном падеже; вырабатывать

навык правописания окончаний

существительных в творительном

падеже

С.104-

106

№200-

203

54

Правописание безударных окончаний в

предложном падеже

Формировать навык правописания

окончаний существительных в

родительном и винительном падеже;

проработать ошибки, допущенные в

контрольном диктанте

55

Контрольный диктант №3 по теме

«Правописание окончаний

существительных»

р а з л и ч а т ь

р о д и т е л ь н ы й

и

винительный падежи по окончаниям и

предлогам; познакомить со способами

постановки

при

распознавании

падежа существительных 2 склонения

без предлога.

Познакомить

с

о с о бе н н о с тя м и

употребления

существительных

в

предложном падеже и правописанием

окончаний;

С.106-

107

204-205

56

Анализ. Работа над ошибками.

Родительный, дательный и

предложный падежи существительных

57

Различия

родительного,

дательного

и

предложного падежей.

С.108-

110

208-213

58

Контрольный

диктант

4

по

итогам за I полугодие.

Контроль и проверка знаний, умений

учащихся

по

теме

«Правописание

окончаний

имен

существительных

единственного числа»

С.110-

111

214-217

59

Анализ. Работа над ошибками.

Правопис ание

окончаний

и м е н

существительных

единственного

С.112-

113

№215,21

числа.

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

– слушать и слышать других,

пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать

свою точку зрения;

– договариваться и приходить к

8,219

60

М н о ж е с т в е н н о е

ч и с л о

и м е н

существительных.

Отличие сущ. во множественном числе

от сущ. в единственном числе

Познакомить учащихся со склонением

и м е н

с у щ е с т в и т е л ь н ы х

в о

множественном числе; познакомить с

особенностями

окончаний

имен

существительных

в

именительном

падеже множественного числа

Р а з в и в ат ь

у м е н и е

п р а в и л ь н о

употреблять

существительные

во

множественном

числе,

распознавать

именительный и винительный падежи

С.122-

123

241-246

61

Окончания имён существительных в И.

п. и В.п. множественного числа.

С.127

№251,25

2

62

Родительный падеж имен

существительных во множественном

числе

Познакомить учащихся с

особенностями окончаний имен

существительных в родительном

падеже множественного числа;

развивать умение правильно

употреблять их в речи

С.128-

130

253-256

63

Дательный, творительный и

предложный падежи имён

существительных во множественном

числе

Познакомить учащихся с

особенностями дательного,

творительного и предложного

падежей имен существительных

множественного числа; развивать

навык правописания окончаний в

данных падежах

С.132-

134

№261-

264

64

Правописание окончаний

существительных во множественном

числе

С.134-

135

№265-

267

65

Закрепление изученного по теме

«Правописание окончаний

существительных во множественном

числе»

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

Контроль и проверка знаний по теме

«Множественное число имен

существительных»

Индив.

зад.

Части речи. Склонение имён прилагательных - 27 ч

66

Имя прилагательное. Роль имён

прилагательных в нашем языке.

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

определять

грамматические

признаки

имён

прилагательных

род,

число,

падеж;

Познакомиться с приемом

распознавания падежа имени

прилагательного; познакомить со

склонением имен прилагательных в

единственно числе

Развивать

умение

определять

род,

число, падеж имени прилагательного;

выяснить

особенности

склонения

прилагательных мужского и среднего

рода

С. 136-

137

№268-

270

67

Правописание родовых окончаний

имён прилагательных

С. 138-

139

№270 -

273

68

Контрольное списывание

«Оляпка»

С.140

№274

69

Правописание

безударных

окончаний

имен

прилагательных

мужского

и

среднего родов

К\словарный диктант №4

– строить рассуждения.

производить синтаксический

разбор

простого

и

сложного

предложений в рамках изученного;

С. 3-6

284-288

70

Именительный, винительный падежи

имен прилагательных мужского и

среднего родов

Письмо по памяти

п о л ь з о в а т ь с я словарями,

справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

у с т а н а в л и в а т ь причинно-

следственные связи;

Познакомить учащихся с тем, какие

прилагательные в именительном и в

в и н и т е л ь н о м

п а д е ж а х

и м е ю т

окончание

–ой,

а

какие

–ый,

-ий;

р а з в и в а т ь

у м е н и е

п р а в и л ь н о

употреблять

в

речи

прилагательные,

близкие

и

противоположные

по

смыслу

Развивать умение распознавать падеж

имени прилагательного; формировать

навык правописания окончаний

прилагательных в родительном и

падеже

Развивать умение распознавать

данные падежи; формировать умение

обосновывать написание окончаний

С. 6-7

2

8

9

-

2

9

0

71

Именительный, винительный падежи

имен прилагательных мужского и

среднего родов

С. 8-9

№291-

294

72

Родительный падеж имён

прилагательных мужского и среднего

рода.

с л у ш а т ь и

с л ы ш а т ь других,

пытаться

принимать

иную

точку

зрения, быть готовым корректировать

свою точку зрения;

договариваться и

приходить

к

общему

решению

в

совместной

деятельности;

С.10-12

295-301

73

Дательный падеж имён

прилагательных мужского и среднего

рода

С.13-14

№302-

304

74

Творительный и предложный падежи

прилагательных мужского и среднего

С.14-17

родов

Проверить умение писать падежные

окончания имен прилагательных

мужского и среднего рода

№305-

310

75

Изложение текста «Морж»

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

Выполнять пошаговый контроль

С.17

№311

76

Анализ. Работа над ошибками.

Повторение изученного по теме

«Склонение прилагательных мужского

и среднего рода»

С.6-17

№312

77

Контрольный диктант № 5по теме

«Склонение прилагательных

мужского и среднего родов»

Индивид

. Зад.

78

Анализ. Работа над ошибками

Правописание

безударных окончаний

имен прилагательных женского рода

Проанализировать ошибки,

допущенные в диктанте, развивать

умение писать падежные окончания

имен прилагательных

Ф о р м и р о в а т ь

у м е н и е

п и с а т ь

окончания

–ой,

-ей

в

родительном,

дательном,

творительного

падежах;

отрабатывать умение определять род

и падеж прилагательного

С.18-22

№313-

317

79

Различие

безударных

окончаний

прилагательных

женского и среднего

родов

– строить рассуждения.

производить синтаксический

разбор

простого

и

сложного

предложений в рамках изученного;

У ч и т ь

р а з л и ч а т ь

о к о н ч а н и я

прилагательных

женского

рода

–ая,

-яя и среднего рода –ое, -ее; учить

п р а в и л ь н о

п и с ат ь

о ко н ч а н и я

прилагательных

С.23-26

№322-

326

№327,32

8

80

Различие безударных окончаний имён

прилагательных мужского и женского

рода.

различать окончания прилагательных

женского рода –ая, -яя и среднего рода

–ое, -ее; учить правильно писать

окончания прилагательных

С.26-29

329-334

81

Винительный и творительный падежи

прилагательных женского рода

Развивать умение различать сходные

по произношению окончания и

правильно их писать; развивать

зрительную память,

С.29-31

№335-

338

орфографическую зоркость

Развивать умение различать сходные

по произношению окончания и

правильно их писать; развивать

зрительную память,

орфографическую зоркость

82

Изложение «Переселение животных»

Выполнять пошаговый контроль

С.32-33

№339-

341

83

Анализ. Работа над ошибками

Склонение имен прилагательных

множественного числа

– строить рассуждения.

– производить синтаксический

разбор простого и сложного

предложений в рамках изученного;

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

– слушать и слышать других,

пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать

свою точку зрения;

– договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности;

Выполнять пошаговый контроль

Познакомить учащихся с

особенностями склонения имен

прилагательных во множественном

числе; формировать умение склонять

и употреблять имена прилагательные

во множественном числе

С.33

№342-

344

84

Именительный и винительный падежи

прилагательных множественного числа

Развивать умение распознавать

именительный и винительный,

родительный падежи множественного

С.37-38

№347-

349

85

Родительный и предложный падежи

числа имен прилагательных;

формировать умение склонять и

употреблять имена прилагательные во

множественном числе

С.39-40

№350-

353

86

Дательный и творительный падежи

– слушать и слышать других,

пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать

свою точку зрения;

– договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности;

Развивать умение распознавать

дательный и творительный падежи

множественного числа имен

прилагательных; формировать умение

склонять и употреблять имена

прилагательные во множественном

числе

Усвоить сходства и различия между

С.40-

354-357

87

Контрольное изложение

С.45-46

данными частями речи; развивать

умение правильно и точно

использовать в речи имена

существительные и прилагательные

88

Анализ. Работа над ошибками.

Закрепление

изученного

по

теме

«Склонение

существительных

и

прилагательных»

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

Выполнять пошаговый контроль

Развивать умение распознавать

дательный и творительный падежи

множественного числа имен

прилагательных; формировать умение

склонять и употреблять имена

прилагательные во множественном

числе

Проверка и контроль знаний

учащихся по теме «Имена

прилагательные»

С. 46

№368

89

Контрольное списывание «Денщик

Суворова»

С. 47

№369

90

Анализ. Работа над ошибками.

Закрепление

изученного

по

теме

«Склонение

существительных

и

прилагательных»

С.48

№370,37

1

91

Контрольный диктант №6 по теме

«Имена прилагательные»

Индив.

зад.

92

Анализ. Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени

существительном и прилагательном.

Местоимение – 4 урока

93

Понятие о местоимении. Личные

местоимения.

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

Выполнять пошаговый контроль

Познакомить учащихся с новой

частью речи – местоимением, с их

особенностями, с ролью в нашей

речи; познакомить с особенностями

местоимений 1, 2, 3 склонений

Пронаблюдать над изменением по

падежам местоимений 1 лица

единственного и множественного

числа; формировать навык

раздельного написания местоимений

с предлогами

Пронаблюдать

над

изменением

по

падежам

ме стоимений

1

л и ц а

единственного

и

множественного

С.49-51

372-376

94

П р а в о п и с а н и е

м е с т о и м е н и й

с

предлогами

С.53-54

№380-

386

ч и с л а ;

ф о р м и р о в а т ь

н а в ы к

раздельного написания местоимений с

предлогами

Пронаблюдать

над

изменением

по

падежам

ме стоимений

1

л и ц а

единственного

и

множественного

ч и с л а ;

ф о р м и р о в а т ь

н а в ы к

раздельного написания местоимений с

предлогами

95

Изложение текста о картине

И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

Пронаблюдать над изменением по

падежам местоимений 1 лица

единственного и множественного

числа; формировать навык

раздельного написания местоимений с

предлогами

С.57-58

№390

96

Анализ. Работа над ошибками.

Закрепление изученного по теме

«Правописание местоимений»

С. 58-60

№391-

397

Глагол - 25 уроков

97

Глагол. Общее понятие

К/словарный диктант №6

– слушать и слышать других,

пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать

свою точку зрения;

– договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности;

Повторять и усовершенствовать

знания учащихся о существенных

признаках глагола; развивать навыки

точного употребления глаголов в речи

С.61-62

398-400

98

Изменение глаголов по временам

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– строить рассуждения.

– производить синтаксический

Повторять знания о существенных

признаках глагола; развивать умение

различать временные формы глагола и

правильно их употреблять

С.63-65

403-405

99

Изменение глаголов прошедшего

времени по родам

Повторять знания о существенных

признаках глагола; развивать умение

различать временные формы глагола и

правильно их употреблять

С.65-67

403-409

10

0

Неопределенная форма глагола

С.69 -70

№412-

разбор простого и сложного

предложений в рамках изученного;

– слушать и слышать других,

пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать

свою точку зрения;

– договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности;

Уточнить представления учащихся о

неопределенной форме глагола как

начальной; развивать умение

правильно ставит вопросы что

делать? Что сделать?

415

10

1

Контрольный диктант № 7 по темам

«Изменение глаголов по временам»,

«Неопределенная форма глагола»

Проверить умение различать

временные формы глагола; правильно

ставить вопросы что делать? Что

сделать?

Резервны

е

10

2

Анализ. Работа над ошибками.

Изменение глаголов по лицам и числам

(спряжение)

Проанализировать ошибки,

допущенные в диктанте, повторить

изученный материал

Познакомить учащихся со

спряжением глаголов; учить

распознавать лицо глагола, осознанно

употреблять глаголы в настоящем,

прошедшем и будущем временах

С.72-73

419-422

С.74-76

№423-

427

10

3

2 лицо глаголов единственного числа

Формировать умение спрягать

глаголы, распознавать лицо и число

глагола; познакомит с особенностью

окончания глаголов во2 лице

С.76-77

№428-

430

С.78-79

№431-

435

10

4

Употребление мягкого знака в глаголах

2-го лица ед.числа

10

5

I и II спряжение глаголов

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

Познакомит учащихся с окончаниями

1 и 2 спряжения; формировать умение

писать мягкий знак в окончаниях 2

лица единственного числа

С.79-80

№436-

438

С.81

№439-

441

10

6

Окончания глаголов I и II спряжения

определять грамматические

признаки глаголов — число, время,

С.82

№442-

443

род (в прошедшем времени), лицо

(в настоящем и будущем времени),

спряжение.

П о з н а к о м и т ь

у ч а щ и х с я

с

особенностями спряжения глаголов в

будущем времени, закреплять знания

об

окончаниях

глаголов

1

и

2

спряжения;

развивать

умения

точно

употреблять глаголы в предложении

10

7

Глаголы будущего времени

С.83-84

№445-

С.85-87

№447-

452

10

8

Спряжение глаголов в будущем

времени

10

9

Правописание

безударных

личных

окончаний

глаголов

в

настоящем

и

будущем времени.

К/словарный диктант №7

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– строить рассуждения.

– производить синтаксический

разбор простого и сложного

предложений в рамках изученного;

Формировать у учащихся умение

писать безударные личные окончания

глаголов; развивать умение

обосновывать написание окончаний

глаголов

Формировать у учащихся умение

писать безударные личные окончания

глаголов; развивать умение

обосновывать написание окончаний

глаголов

С.88-89

№453-

455

110

Правописание безударных личных

окончаний глаголов в настоящем и

будущем времени.

С.90-91

№456-

461

С.94-95

№466-

470

111

Контрольный диктант № 8 по теме

«Правописание безударных личных

окончаний глаголов»

Выполнять пошаговый контроль

Проверить умение писать безударные

личные окончания глаголов,

определять у глаголов спряжение,

лицо, число, время

С.96-97

№471-

479

112

Анализ. Работа над ошибками

Глаголы – исключения

– оформлять свои мысли в устной и

письменной форме с учётом речевой

ситуации;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

– высказывать и обосновывать свою

точку зрения;

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

Познакомит учащихся с глаголами -

исключениями; отрабатывать умение

распознавать спряжение глагола по

неопределенной форме

С.99-100

№479-

482

113

Сочинение по репродукции картины

К. Юона «Конец зимы. Полдень»

Формировать умения писать

безударные личные окончания

глаголов; развивать умение правильно

строить и употреблять предложения

С.102

№487

114

Работа над ошибками

Прошедшее время глаголов.

Правописание глагольных суффиксов

Совершенствовать знания учащихся о

временных формах глагола;

познакомить с написанием глагольных

суффиксов

Совершенствовать знания учащихся о

С.103-

105

№488-

492

115

Изложение текста «Скворечник»

С.104

монологической и диалогической

формами речи;

эмоциональность;

уме н и е

о с о з н а в а т ь и

определять

(называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и

определять эмоции

другихлюдей;

сочувствовать другим

людям,

сопереживать;

временных формах глагола;

познакомить с написанием глагольных

суффиксов

№490

116

Анализ. Работа над ошибками

Прошедшее время глаголов.

Правописание глагольных суффиксов

С.105

№492

117

Правописание глаголов в прошедшем

времени.

Совершенствовать знания о

временных формах глагола;

познакомить с написанием глагольных

суффиксов

определять

г р а м м а т и ч е с к и е

признаки

глаголов

число,

вр емя ,

р од

п р о ш е д ш е м

времени), лицо (в настоящем и

будущем времени), спряжение.

С.106-

107

493-495

С.108-

109

№496-

501

118

Изложение текста «Медаль»

С.110-

111

№502

119

Анализ. Работа над ошибками

Изменение глаголов по временам

С.111-

113

№503-

507

12

0

Контрольный диктант № 9 по теме

«Глагол»

Выполнять пошаговый контроль

Проверить

умения

учащихся

писать

безударные

личные

о ко н ч а н и я

глаголов,

безударные

гласные

в

корнях слов

Резервны

е

510-518

12

1

Анализ. Работа над ошибками

Обобщение знаний о предложении

Повторение - 12 уроков

12

2

Состав слова

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

эмоциональность;

уме н и е

о с о з н а в а т ь и

определять

(называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и

определять эмоции

другихлюдей;

П р о а н а л и з и р о в а т ь

о ш и б к и ,

допущенные

в

диктанте;

обобщить

знания

о

видах

предложений

по

интонации,

цели

высказывания;

развивать

умение

распознавать

однородные члены предложения

Усовершенствовать знания учащихся

о корне, приставке, суффиксе и

окончании; развивать умение

разбирать слова по составу

С.119-

122

519-524

С.122-

124

525-530

12

Упражнения в написании корней слова

Развивать умение осознанно

С.124-

3

К/словарный диктант №8

сочувствовать другим

людям,

сопереживать;

чувство

прекрасного

умение

ч у в с т в о в а т ь к р а с о т у

и

выразительность речи, стремиться

проверять и писать слова с

безударными гласными; развивать

орфографическую зоркость

Усовершенствовать знания об

особенностях изученных частей речи,

развивать умения распознавать

каждую из них и правильно

употреблять

Усовершенствовать знания об

особенностях прилагательных,

развивать умения распознавать их и

правильно употреблять

126

№531-

535

12

4

Упражнения в написании корней слова

С.126-

128

№538,

539

12

5

Части речи. Имя существительное.

Повторение об именах

существительных

Диктант №546 «Вертолёты

бывают разные»

С.129-

131

540-546

12

6

Части речи. Повторение об именах

прилагательных

– адекватно использовать речевые

средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть

монологической и диалогической

формами речи;

Выполнять

пошаговый контроль

эмоциональность;

уме н и е

о с о з н а в а т ь и

определять

(называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и

определять эмоции других людей;

сочувствовать другим

людям,

сопереживать;

чувство

прекрасного

умение

ч у в с т в о в а т ь к р а с о т у

и

выразительность речи, стремиться

к

с о в е р ш е н с т в о в а н и ю

собственной речи;

Выполнять пошаговый контроль

С.131-

133

№547-

549

12

7

Местоимение

С.139-

140

№562-

563

12

8

Глагол

С.140-

143

№564-

570

12

9

Итоговый контрольный диктант

Проверить умения применять

изученные в 4 классе

орфографические правила

Усовершенствовать знания об

особенностях глаголов и

местоимений, развивать умения

распознавать их и правильно

употреблять

Обобщить знания, усвоенные

учащимися в процессе изучения

отдельных тем, установит связи

Индив.

зад.

13

0

Работа над ошибками

Повторение о глаголах и местоимениях

562-569

13

1

Повторение изученного

С.145-

1146

576

13

2

Контрольное списывание

«Памятник «Солдатское поле»

13

Анализ.

Работа

над

ошибками.

3

Повторение.

между ними, развивать умение

применять знания при решении

разнообразных практических

упражнений

Список литературы.

Для учителя:

1.

1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: Пособие для учителя/ Авт.-сост. Л. И.

Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 1999

2.

Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями

процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 5 за знания, 2005

3.

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

4.

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической

грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

5.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 2:

русский язык,

чтение,

ИЗО,

музыка):

Практическое

пособие

для

учителей

начальной

школы,

студентов

средних

и

высших

педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов- на-Дону: Учитель, 2004

6.

Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж:

ВОИПКиПРО, 2007

7.

Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе:

Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996

8.

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988

Для учащихся:

1.

Арбатова Е. А. Русский язык для младших школьников в таблицах и схемах. – СПб: Литера, 2005

2.

Ахременкова Л. А. К пятёрке шаг за шагом, или 50занятий с репетитором: Русский язык: 2-4 класс:

Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2006

3.

Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007

4.

Грушников П. А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся начальных классов. –

М.:

Просвещение, 1980

5.

Жиренко О. Е., Полещук В. Ф., Обухова Л. А. Тренажёр по русскому языку для учащихся 3-4 классов. Части

речи. Рабочая тетрадь №1, 2. – М.: Ювента, 2008

6.

Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для

1-4 классов. – М.: Дрофа, 2006

7.

Шевендрина Н. А., Сушинскас Л. Л. Новые олимпиады для начальной школы. - Ростов-на-Дону: Феникс,

2007



В раздел образования