Автор: Курманаева Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ №86 г. Ульяновск
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Звук ж, буква ж
Раздел: начальное образование
Тема урока: Звуки [ж], буква Ж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж,
ж и выяснению (выделению) особенностей звука
ж
; научить выполнять звуковой
анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава
слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка
чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического
слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука
ж
; умеют выполнять
звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для
выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное
произведение Г. Юдина «Поэты».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава
слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение
техникой чтения;логические – словоизменение (замена одной буквы в слове);
рассуждения об особенностях звука
ж
.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать
оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с
окружающими.
Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил
поведения и этики.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
.
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня.
2. Актуализация знаний
К Нам на урок опять пришел Петя. Ему понравилось, как вы на прошлом уроке
работали и научили его писать буквы д и т. Сегодня он с вами хочет поиграть и
узнать как и вы, что- то новое на уроке. Посмотрите, у него в руке конверт, я его
сейчас открою.
- Игра «Доскажи словечко».
1. Игра «Доскажи словечко». Я начну, а ты продолжи…
Речь бывает…(устная и письменная)
Устную речь мы…(слышим и произносим)
Письменную речь мы…(пишем и читаем)
Наша речь состоит из …(предложений)
Предложение состоит из…(слов)
Слова делятся на…(слоги)
Слоги состоят из…(звуков)
Звуки мы…(слышим и произносим)
Буквы мы…(читаем и пишем)
Звуки бывают…(гласные и согласные)
- Когда мы произносим гласные воздух…
- Когда мы произносим согласные воздух …
- Согласные бывают…
3. Введение новой темы. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.
Отгадайте загадки. Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку.
-Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит (журавль)
- В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)
- Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да без копыт.
(Жук).
-Произнесите все слова.
- Чем все слова похожи? (Во всех словах есть звук [ж])
3. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
- Чему вы научитесь сегодня на уроке?
4. Характеристика звука [ж].
- Как узнать, какой звук? (надо произнести.) Молодцы!
- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)
(Спойте любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж))
- Какой это звук? (согласный)
- Кто согласен? (Почему этот звук согласный?)
- Как вы думаете этот звук звонкий или глухой? Почему?
- Как вы думаете, он твёрдый или мягкий? (произносим твердо)
- Ребята! Я вам предлагаю поиграть в игру «Расти, лесок»
(на партах карточки со словами, , замените первый звук на звук [ж] так, чтобы
получилось новое слова – работа в парах)
Лук – жук
Пучок – жучок
Билет – жилет
Веня - Женя
Пир – жир
- молодцы
-давайте из карточек возьмем слова ПИР и вновь составленное ЖИР и составим
звуковую схемы к этим словам
Составьте звуковую схему к слову ПИР
- Почему звук [п] мягкий?
А теперь звуковую схему к слову
жир
- Что интересного заметили? (нет мягких звуков, все – согласные твердые)
- Какое предположение можно сделать? (этот звук всегда твёрдый)
- Проверьте свои предположения на слове
«Женя»
- Какая орфограмма есть в этом слове? (Имя собственное пишется с большой
буквы)
- Какой вывод можем сделать? (звук ж всегда твёрдый)
Физминутка
- Как вы думаете, где должен располагаться звук Ж на ленте звуков?
- Почему?
Звук Ж обозначается буквой Ж
5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.
У С.Я. Маршака есть такое стихотворение:
- На что похожа буква?
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)
- Составьте из карандашей букву Ж
ЖА ЖО ЖУ ЖИ
- Молодцы!
- На что надо обратить внимание при чтении? (на слог жи, ) – произносим твёрдо
- Молодцы!
6. Работа с учебником
7. Закрепление
- Расскажите, что узнали про звук [ж]?
8. Итог урока
- Какое открытие мы сделали на уроке?
9. Рефлексия
-У Пети для вас еще один сюрприз. Он принес сегодня три цветочка разного цвета
и маленьких жучков.
Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось,
посадите жука на цветок зеленого цвета, если не совсем довольны своими
ответами – желтый цветок, если ничего не поняли и недовольны собой – красный
цветок.