Напоминание

Звук ж, буква ж


Автор: Курманаева Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ №86 г. Ульяновск
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Звук ж, буква ж
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Звуки [ж], буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж,

ж и выяснению (выделению) особенностей звука

ж

; научить выполнять звуковой

анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава

слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка

чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического

слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука

ж

; умеют выполнять

звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для

выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное

произведение Г. Юдина «Поэты».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов

универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава

слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение

техникой чтения;логические – словоизменение (замена одной буквы в слове);

рассуждения об особенностях звука

ж

.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать

оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с

окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил

поведения и этики.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня.

2. Актуализация знаний

К Нам на урок опять пришел Петя. Ему понравилось, как вы на прошлом уроке

работали и научили его писать буквы д и т. Сегодня он с вами хочет поиграть и

узнать как и вы, что- то новое на уроке. Посмотрите, у него в руке конверт, я его

сейчас открою.

- Игра «Доскажи словечко».

1. Игра «Доскажи словечко». Я начну, а ты продолжи…

Речь бывает…(устная и письменная)

Устную речь мы…(слышим и произносим)

Письменную речь мы…(пишем и читаем)

Наша речь состоит из …(предложений)

Предложение состоит из…(слов)

Слова делятся на…(слоги)

Слоги состоят из…(звуков)

Звуки мы…(слышим и произносим)

Буквы мы…(читаем и пишем)

Звуки бывают…(гласные и согласные)

- Когда мы произносим гласные воздух…

- Когда мы произносим согласные воздух …

- Согласные бывают…

3. Введение новой темы. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.

Отгадайте загадки. Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку.

-Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит (журавль)

- В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (желудь)

- Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да без копыт.

(Жук).

-Произнесите все слова.

- Чем все слова похожи? (Во всех словах есть звук [ж])

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

- Чему вы научитесь сегодня на уроке?

4. Характеристика звука [ж].

- Как узнать, какой звук? (надо произнести.) Молодцы!

- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)

(Спойте любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж))

- Какой это звук? (согласный)

- Кто согласен? (Почему этот звук согласный?)

- Как вы думаете этот звук звонкий или глухой? Почему?

- Как вы думаете, он твёрдый или мягкий? (произносим твердо)

- Ребята! Я вам предлагаю поиграть в игру «Расти, лесок»

(на партах карточки со словами, , замените первый звук на звук [ж] так, чтобы

получилось новое слова – работа в парах)

Лук – жук

Пучок – жучок

Билет – жилет

Веня - Женя

Пир – жир

- молодцы

-давайте из карточек возьмем слова ПИР и вновь составленное ЖИР и составим

звуковую схемы к этим словам

Составьте звуковую схему к слову ПИР

- Почему звук [п] мягкий?

А теперь звуковую схему к слову

жир

- Что интересного заметили? (нет мягких звуков, все – согласные твердые)

- Какое предположение можно сделать? (этот звук всегда твёрдый)

- Проверьте свои предположения на слове

«Женя»

- Какая орфограмма есть в этом слове? (Имя собственное пишется с большой

буквы)

- Какой вывод можем сделать? (звук ж всегда твёрдый)

Физминутка

- Как вы думаете, где должен располагаться звук Ж на ленте звуков?

- Почему?

Звук Ж обозначается буквой Ж

5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

У С.Я. Маршака есть такое стихотворение:

- На что похожа буква?

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)

- Составьте из карандашей букву Ж

ЖА ЖО ЖУ ЖИ

- Молодцы!

- На что надо обратить внимание при чтении? (на слог жи, ) – произносим твёрдо

- Молодцы!

6. Работа с учебником

7. Закрепление

- Расскажите, что узнали про звук [ж]?

8. Итог урока

- Какое открытие мы сделали на уроке?

9. Рефлексия

-У Пети для вас еще один сюрприз. Он принес сегодня три цветочка разного цвета

и маленьких жучков.

Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось,

посадите жука на цветок зеленого цвета, если не совсем довольны своими

ответами – желтый цветок, если ничего не поняли и недовольны собой – красный

цветок.



В раздел образования