Авторы: Шрамко Людмила Анатольевна, Чернова Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения
Раздел: начальное образование
Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе
обучения
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые
произвольные процессы такие психические функции, как мышление,
восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество
усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего
формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.
Наш лицей взял курс на подготовку интеллектуально развитой,
свободной, ответственной личности. Такая личность характеризуется
способностью к самоопределению по отношению к культуре, обществу,
миру, другим людям, самим себе, способностью войти в исследовательскую
деятельность, а это достигается при наличии у детей высокого уровня
мыслительных, интеллектуальных умений и навыков.
Настоящая программа начинает осуществляться с первого года обучения
ребёнка в лицее.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических
операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое
внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в
среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются
условия учения, более высокие требования предъявляются к
интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от
школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные
термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности.
Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным
образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые
формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем
усваивает и их смысловое содержание
.
Существенно изменилось обучение русскому языку. В частности,
усилилась личностно развивающая функция языка, всё более чёткой
становится коммуникативно-речевая направленность, реализация языкового
образования и речевого развития сливаются в единый процесс.
В обучении математике и прикладной математике темпы обучения
усиливаются, расширяются предметные границы, увеличивается поток
информации, множится объём изучаемого материала, возрастает нагрузка на
мыслительный аппарат. От ученика теперь требуются навыки скорописи,
быстрого счёта, решения задач разной степени сложности и вариативности,
самостоятельной обработки текста задач, включающей его анализ,
составление плана, иллюстрации и т.п.
Поэтому одной из основных задач в обучении математике является
раскрытие перед учащимися всех трёх этапов формирования
математического знания. Ими являются:
- этап математизации, т.е. построение математической модели
некоторого фрагмента реальной действительности;
- этап изучения математической модели, т.е. построение
математической теории, описывающей свойства построенной модели;
- этап приложения полученных результатов к реальному миру.
В обучении окружающему миру и литературному чтению широкий
оборот принимает создание таких ситуаций, которые ставят детей перед
необходимостью выбора, поиска нужного ответа на поставленный вопрос.
Это основывается на мыслительных операциях анализа, сравнения,
обобщения, классификации и других.
Успешность обучения в школе зависит от уровня интеллекта учащегося.
Интеллект по-разному развивается в процессе учёбы. Для этого помимо
нестандартных заданий мы применяем проблемное обучение.
Цель активизации посредством проблемного обучения в том, чтобы
поднять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным
операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе
умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность
заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая,
конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую
информацию.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека.
При поиске решения проблемы и при нахождении её решения
интеллектуальный уровень учащихся повышается.
Особенности интеллекта того или иного ребёнка в значительной степени
определяют для него тип и продолжительность школьного обучения.
Само представление об уровне интеллекта опирается на тот факт, что
умственные навыки взаимосвязаны между собой. Данные положения легли в
основу опытно-экспериментальной работы по введению в учебный процесс
начальной школы системы заданий, а так же системы проблемных ситуаций,
способствующих повышению уровня интеллектуальных умений и навыков.
За основу мы приняли программу Н.Киселёвой «Введение в основы
логики», программу «Мы и мир систем», программу Л.Ш.Лысенкера «Бизнес
математика для малышей». Сведённые воедино, данные программы
объединены общей целью – становление правильного стиля мышления,
формирование рафинированных знаний и умений по системному подходу,
развитие мыслительных, интеллектуальных умений и навыков.
Таким образом, данный курс, несмотря на кажущуюся абстрактность
содержания, имеет ярко выраженный прикладной характер и направлен на
формирование системных основ познавательной культуры. Введение данного
курса в школьные уроки позволяет изначальное, целенаправленное
формирование наивысшего результата обучения. Включение нами в
структурные элементы уроков русского языка, математики, познания мира
работы по развитию интеллектуальных умений и навыков способствовало
формированию логических приёмов мышления, развитию теоретического
мышления, повысило успеваемость гимназистов, заинтересованность в
учении, а так же вовлекло нас в самостоятельный поиск дополнительного
материала повышенной трудности.
В данном исследовании мы показали систему работы по формированию
интеллектуальных умений и навыков младших школьников на уроках во
втором классе.
Приведём по одному примеру на каждый предмет с применением
данного курса. Рассмотрим задание на материале русского языка.
При изучении темы «Фонетика» применялось следующее задание
повышенной сложности:
«Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к
началу, учитывая звуки, а не буквы: ЛОГ, ГОЛ, ЛЮК, ЛЁД, ПАРА?»
Пример задания по математике. Для развития у учащихся умения
осуществлять анализ новой ситуации, мы предлагали им не решаемые
задачи. Так, сначала дети решают задачу:»У Оли 36 листов цветной бумаги, у
Тани -49, а у Саши на 28листов меньше, чем у Оли. Сколько листов цветной
бумаги у девочек?, а потом предлагается не решаемая задача: «У Оксаны 36
открыток, а у Тани в 3 раза меньше, чем у Оксаны, а у Иры столько, сколько
у Оксаны и Тани вместе. Сколько открыток у Светы?»
Проявление сообразительности при выполнении подобных заданий
способствует формированию гибкого мышления.
Так, при изучении раздела «Мир животных» в учебниках даются
минимальные сообщения о тех или иных животных. Эту проблему дети
чётко видят и с помощью проблемной ситуации, предложенной учителем,
самостоятельно погружаются в мир поиска и открытий.
Учебную деятельность организую в виде:
-работы в парах;
-групповой и индивидуальной работы.
- ИКТ
Уроки рефлексии позволяют ребенку самому оценить свой уровень
понимания сконструированного понятия. Использую метод самостоятельности.
Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся учебном
материале, провожу с помощью как традиционных методов( контрольная,
срезовая работы, тестирование, математические и словарные диктанты,
творческие работы по литературному чтению, сочинения) так и
нетрадиционных- в виде тематических игр «Языковая карусель», «Умники и
умницы», «Словоформы» и т. д. .
Анализируя их, выявляю на основе поэлементного анализа пробелы в
знаниях учеников, что служит основой коррекции времени изучения данного
материала. Формирование системы знаний определяю по устным ответам
учащихся, логичности и последовательности построения ответа.
Результатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития
интеллектуально - творческих способностей учащихся и уровня обученности:
- дети моего класса с желанием посещают школу;
- сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес;
- на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать
вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;
- в классе сформированы элементы коммуникативных компетенций.
В качестве критериев эффективности нашей работы во втором классе мы
определили сформированность интеллектуальных умений и навыков по
методике Гленна Вильсона и Дианы Гриллз. На основе сопоставления
экспериментальных данных установлено, что более доступно для детей
оказывается применение словарного запаса, умения классифицировать,
наблюдать и сравнивать. Так очень высокий уровень показали в этих
направлениях 7 учащихся (22%), высокий уровень – 5 (15%), выше среднего
– 9(28%), средний уровень – 10(31%), низкий уровень -1(3%). Научно
понимать и обосновывать смогли на очень высоком уровне 3 ученика (9%),
высоком уровне – 5(15%), выше среднего – 8(25%), на среднем уровне
15(47%), на низком уровне 1(3%).
После целенаправленного формирования умственных операций,
показатели сформированности этих операций улучшились, Анализ,
сравнение, обобщение, научное понимание предметов: с высоким уровнем
увеличилось на 5 человек (15%), выше среднего – на 6 человек (19%),
учащийся с низким уровнем поднялся на средний. Говоря об общей
эффективности работы, отметим, что повысились так же показатели качества
усвоения учебного материала.
Опыт преподавания в начальной школе показывает, что у младших
школьников в целях их умственного развития можно и нужно более
интенсивно формировать умения и навыки, используя с этой целью
специально разработанные системы заданий по различным предметам. Так
же целесообразно подобранные задания способствуют как повышению
качества знаний школьников, так и более интенсивному их развитию.
Литература:
1.
Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай интеллектуальные возможности
своего ребёнка. – М.: Когито-центр, 1998.
2.
Давыдов В.В., Макарова А.К. Концепция учебной деятельности
школьников. – М.: Педагогика, 1986.
3.
Киселёва Н. Введение в основы логики.
4.
Лысенкер Л.Ш. Бизнес математика для малышей.
5.
Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. М.: Лист, 1998.
6.
Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. Развитие логического мышления
детей. Ярославль: Академия развития, 1996.