Автор: Карапетян Александр Арташевич
Должность: Педагог-психолог высшей категории
Учебное заведение: ГБОУ ТРОЦ
Населённый пункт: г. Москва, г. Троицк
Наименование материала: Индивидуальное открытое занятие для детей с диагнозом ЗПР
Тема: "Рождение чуда"
Раздел: начальное образование
Конспект открытого занятия
Тема: «Рождение чуда»
Выполнил
Педагог-психолог Карапетян А.А.
Конспект индивидуального занятия с ребенком с ЗПР с диагнозом ДЦП
Имя занятия: «Рождение чуда»
Тема занятия: «В гостях у бабочек»
Тип занятия: интегрированный урок окружающего мира
Форма занятия: индивидуальная
Цель: снижение уровня тревожности у ребенка, развитие эмпатии , формирование
собственных ценностных ориентаций; закрепление положительного эмоцио-
нального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
Задачи: - активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности
ребенка, побудить к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осозна-
нию собственной внутренней позиции;
- воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться
за другого;
- способствовать развитию творческих способностей и воображения, инди-
видуальному самовыражению;
- развить любознательность, наблюдательность;
- работа над мелкой моторикой.
Материал к занятию: магнитофон, релаксационная музыка, стенд с изображением
природы, фотографии бабочек и бабочки апликации на маг-
нитах, модель бабочки, схема рождения бабочки: «От яйца
до бабочки», видеофильм: «Рождение бабочки». Форма бабоч-
ки из пластелина.
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
- Здравствуй Елена. Как твое настроение? Готова ли ты к началу нашего урока?
Сегодня на урок я принес одну интересную картинку. Посмотри на нее внимательно
и попробуй отгадать, кто на ней изображен? (Показ картинки, предположения
ребенка)
Слайд №1
А если я переверну картинку, что скажешь? (Показ перевернутой картинки, пред-
положение ребенка)
Слаийд № 2
А поможет тебе отгадать изображение на моей картинке следующие строчки:
- Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Встрепенулся, всколыхнулся,
Взвился вверх и улетел.
(Показ картинки с изображением бабочки)
Слайд №3
2.
Постановка темы урока.
- Догадалась? Правильно, это бабочка и сегодня мы будем говорить о бабочках. Ты
видела когда-нибудь бабочек? Расскажи, какие они? (Рассказ ребенка о бабочках…)
- Правильно, но я бы еще мог добавить, что бабочки изящные, утонченные, беспеч-
ные, лучезарные, невесомые…..
Елена, ты сейчас сказала что бабочки красивые. Давай еще раз полюбуемся ими
(показ фотографии бабочек).
Слайд №4
На нашем краю много бабочек. И ночных, и дневных. Попробуйте сами разобраться, каких
бабочек называют дневными, а каких ночными. (Ответы ребенка). Дневные бабочки активны
днем и имеют более яркую окраску, чтобы быть незаметными на цветах. Ночные бабочки
днем отдыхают, а ночью летают. Им не нужна такая яркая окраска крыльев, как дневным
бабочкам.
.
Посмотри на изображение бабочки и постарайтесь узнать, из каких частей она состоит?
Строение бабочки
№Слайд №5
Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами.
Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-
очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда
бабочка погибнет. Не надо брать бабочек в руки и другим не разрешай этого делать. Сохрани
красоту.
Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит
бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно
цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
А сколько всего ног у бабочки? (Ответ ребенка). Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по
шесть ног.
Пришло время немного поиграть.
Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
(Плавные взмахи руками)
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Разглаживает лапками крылышки, умывается утренней росой. Ой, какая холодная!
Моет глазки, вытирает усики. Вот и подготовились к полету.
Огляделась вокруг.
Сколько здесь кругом цветов! Какой приятый цветочный аромат!
Глубоко вдохнули этот аромат, развели крылья и легко вспорхнули.
Крылышки нежно трепещут в полете, легко-легко порхает бабочка.
Садимся на цветы, сложили крылья на спине.
Пьем нектар. Ах, какой он сладкий, ароматный, приятный. Наелись и напились вдоволь.
Как хорошо! Тепло! Как греет солнышко! Погреемся на солнышке,
подставим правый бочок и крылышко, левый бочок и крылышко, спинку.
3.
Сообщение новой темы.
Сейчас я расскажу тебе одну замечательную историю. Эта история действительно
волшебная, потому что в ней происходят чудесные превращения. А хочется узнать
как появляются бабочка?
Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне листа и откладывает там
множество крохотных яичек.
Слайд №6
В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день от дня растет.
Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца и выбирается из нее.
Слайд №7
Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она есть,
тем быстрее растет.
И однажды старая кожа становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает
из нее, словно из старого платья.
Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные.
Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно
вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам.
Слайд №8
Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть и ползать, устраивается
поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими
нитями.
Старая кожа снова лопается, а под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой
мягкой кожей. Его называют коконом.
Слайд №9
Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца.
Слайд №10
Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает
порхать над цветами.
Слайд №11
Тонким хоботом бабочка пьет цветочный нектар.
Слайд №12
Придет
время,
она
(бабочка)
тоже
отложит
яйца,
из
которых
появляется
прожорливые
гусеницы,
а
потом
эти
гусеницы
снова
превратятся
в
прекрасных
бабочек.
ОТ ЯЙЦА ДО БАБОЧКИ
Слайд
№13
Закреплен
и е
н о в о г о
материала.
А
теперь мы
с тобой
посмотрим
маленький
фильм о
рождений
бабочки
(просмотр
фильма).
Делимся в
печатлениями с ребенком.
Елена, я для тебя приготовил трафарет бабочки из пластилина и разноцветные бусики.
Давай разукрашивать бабочку так , чтобы она стала у нас красивая и привлекательная.
Итог Занятия. – О чем мы сегодня говорили? Как понравилась тебя цикл рождения ба-
бочки? Что нового ты услышала? Ты сегодня активно и хорошо
работала и освоила урок. Твое домашнее задание – Раскрась бабочку.
Наше занятие закончено.