Автор: Тарола Елена Вячеславовна
Должность: преподаватель фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Усинск Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Работа над гаммами в классе специального фортепиано
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Детская школа искусств» города Усинска Республики Коми
Методическая разработка
тема: Работа над гаммами
в классе специального фортепиано
Выполнила:
преподаватель фортепиано, концертмейстер
Тарола Елена Вячеславовна
Усинск, 2019
«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Конечно,
играющему на рояле надо знать гаммы и другие компоненты комплекса так
же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно это
знание применять. Но, выучив таблицу умножения в младших классах, не
твердим же мы её всю оставшуюся жизнь! А вот гаммы нужны пианисту
всегда. Они «одинаково» полезны как начинающему, так и весьма
подвинутому ученику и даже опытному исполнителю, - замечает К.Черни. –
Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет
излишним».
Значение гамм в игре на фортепиано.
Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение
гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:
1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и
гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение
гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный,
гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх,
вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов - интервалику).
2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается
беглость пальцев, совершенствуется техника).
3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей
ориентации в ней.
4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических
представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с
названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность,
аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т.д.).
Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят
все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой
на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом
упражнении, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание
было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.
7.Игра гаммы триолями в три октавы.
8.И, наконец, бывает очень трудно сдвинуться с медленного или среднего
«учебного» темпа и перейти к быстрому. Объясняется это тем, что при
медленной игре внимание направлено на движение каждого пальца в
отдельности, при быстрой же важно объединяющее движение, охват
множества звуков, стремительно катящихся друг за другом. Нарастить
скорость движения помогает и переход на более прозрачную звучность, более
лёгкое прикосновение к клавишам, и стремление сыграть гамму на одном
дыхании, и игра с длительными остановками на тонике, после чего все
остальные ступени гаммы пробегаются в возможно более быстром темпе.
Самый же эффективный способ достичь быстрого темпа – это игра гамм в
одном направлении (вверх или вниз), когда катящийся пассаж устремляется к
одной точке. Очень полезен в этом плане такой приём, как постепенное
наращивание звуков.
9.Исполнение гаммы в прямом движении в четыре октавы.
Расходящаяся гамма.
Правая рука играет piano (р). Левая играет forte ( f)
Игра с ведущей правой рукой (f ) уже традиционна. А, по мнению Маргариты
Лонг (французской пианистки и педагога), ведущей при игре должна быть
левая рука, ей принадлежит "ритмический приоритет" (у которого левая рука
развита меньше правой) (Цит. по: 2)
Игра обеими руками, начиная по три звука, в разные стороны, прибавляя по
одному, доводя сначала до одной октавы, затем до двух.
При работе над арпеджио пригодятся многие советы, касающиеся изучения
гамм, но между этими техническими формулами есть существенная разница:
звуки гаммы следуют один за другим подряд, а арпеджио размещается по
ступеням звукоряда с пропуском то одной, а то сразу и двух ступеней.
Поскольку арпеджио – это не что иное, как разложенные аккорды,
естественно начать их изучение с игры самих аккордов. Это поможет освоить
структуру арпеджио, ощутить в руке их форму.
1.Выстраивание аккордов по верхнему звуку.
Игра аккордов с динамическим нарастанием, на стаккато, последний раз на
маркато (помогает почувствовать вес в руке).
2.Игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука( верхний на
фортэ, остальные на пиано), среднего и нижнего.
3.Игра всех аккордов, называя вслух аппликатуру ( 33,32,23).
Следующий шаг – игра коротких арпеджио из четырёх звуков, сначала с
остановками на основном тоне следующего арпеджио, потом без остановок.
Кисть проделывает волнообразное движение, начиная приподниматься
на втором звуке, и снова опускается к первому пальцу.
Показ подготовительных упражнений из учебного пособия. Н.Ширинской
«Гаммы и арпеджио».
Таблица
Мажорные гаммы: пр.р. 344
лев.р.343
минорные гаммы: пр.р. 343
лев.р.443
исключения:
До, Соль, Фа маж. пр.р. 344
ля, ми, ре мин. Лев.р.443
Работая над короткими арпеджио, полезно одновременно осваивать их
ломаную форму. Играются ломаные арпеджио вращательным движением
предплечья, пальцы при этом самостоятельных движений практически не
делают, образуя единое целое с ладонью.
Игра ломанных арпеджио.
При игре длинных арпеджио опять возникает вопрос с подкладыванием и
перекладыванием первого пальца. Делать это сложнее, чем при исполнении
гамм: первому пальцу приходится дотягиваться до более отдалённых клавиш.
Здесь требуется ещё большая гибкость, ловкость, пластичность движений.
(игра упражнений из учебного пособия. Н.Ширинской «Гаммы и арпеджио»).
Длинное арпеджио должно звучать как ровная, непрерывно льющаяся
мелодическая линия, без лишних движений, толчков и акцентов, которые
особенно часто появляются под первым пальцем. Чтобы выровнять
звучность, полезно учить арпеджио трезвучия с лёгкими пальцевыми
акцентами на каждом первом из четырёх звуков. Тогда, если играть его в
четыре октавы, акцент будет приходиться на все пальцы по очереди.
Арпеджио доминантсептаккорда, исполняемое в том же объёме,
акцентируется по триолям.
Отдельного разговора заслуживает аппликатура хроматической гаммы.
Нередко пианисты и не задумываются, какими пальцами её играют. Между
тем существует целый ряд её аппликатурных вариантов, которые образуют
две группы. В первой чаще встречается последовательность 1-2 или 1-3, чем
1-2-3; во второй подкладывание используется реже: гамма играет «блоками»,
образуемыми последовательным употреблением трёх, четырёх и даже пяти
пальцев подряд.
К первой группе с её частым использованием первого пальца относятся
аппликатуры, которые можно обозначить как немецкую, французскую и
смешанную.
При так называемой немецкой аппликатуре (она приписывается К. Черни)
господствует второй палец. Немецкая аппликатура хороша в неторопливом
темпе, при динамике piano или mezzo piano.
Французская аппликатура – это господство третьего пальца. По сравнению с
немецкой она обеспечивает более сильное, чёткое, яркое звучание. Акценты
играются по шесть звуков.
Заключение.
Рука пианиста должна быть «слышащей», любил говорить профессор
Ленинградской консерватории С.И. Савшинский. Работа над гаммами
помогает воспитать такую «слышащую» руку.
«Хорошо сыгранная гамма – поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф
Гофман, - только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом
упражняются. Гаммы – это одна из самых трудных вещей в фортепианной
игре; и каким образом учащийся, который стремится подняться над уровнем
посредственности, может надеяться на успех без основательной и серьёзной
тренировки во всякого рода гаммах, - этого я не представляю».
Выдающийся виртуоз совершенно прав: изучение гамм на всех ступенях
музыкального образования, если оно методически грамотно и разумно
организовано, способно принести огромную пользу для собственно
технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной
игре.
Используемая литература:
Алексеев А.Д. Из истории фортепианного искусства. Хрестоматия. Киев,
1974.
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.,
2007.
Коган Г. Работа пианиста. М., Классика-ХХI, 2003.
Корыхалова Н. Играем гаммы., 1995.
Левин, Ю.В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М.: Советский
композитор, 1978.
Лонг М. Французская школа фортепиано.\\ Выдающиеся пианисты-педагоги
о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966
Савшинский С. Работа пианиста над техникой. Л., 1968.
Тимакин Е. Воспитание пианиста М., «Советский композитор» 1989
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969.
Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М., 1999
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971.
Ширинская Н. «Гаммы и арпеджио» учебное пособие «Советский
композитор» 1984.