Напоминание

РАБОТА В ПАРЕ НА ЗАНЯТИИ В ГПД: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Сухова Татьяна Владиленовна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 428
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: РАБОТА В ПАРЕ НА ЗАНЯТИИ В ГПД: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




Сухова Т.В., воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ № 428 Приморского района

Санкт – Петербурга

РАБОТА В ПАРЕ НА ЗАНЯТИИ В ГПД: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает

реализацию основной образовательной программы начального общего

образования через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Группа продлённого дня (далее ГПД) является одной из моделей

организации внеурочной деятельности младших школьников, которая ставит

перед собой несколько важных задач: организация пребывания

воспитанников в ГПД при отсутствии условий для своевременной

организации самоподготовки в домашних условиях из – за занятости

родителей; организация занятий по самоподготовке младших школьников;

организация занятий, направленных на здоровьесбережение; организация

досуговой деятельности; развитие интересов, способностей и творчества

воспитанников, воспитание в них интереса к занятиям, инициативности и

самостоятельности.

Воспитателю в ГПД необходимо соблюдать режимные моменты,

тщательно продумывать формы и методы организации деятельности

учащихся. Каждый воспитатель хочет, чтобы в его классе было как можно

больше способных учеников (иначе «сильные» ученики). «Сильные» ученики

при любой системе обучения — развивающей или традиционной — быстрее

включаются в разного рода деятельность. Например, когда идет фронтальная

работа, «сильные» ученики активные, они первые помощники во время

занятия. «Слабые» же просто слушают, часто не понимая смысла, т.е. они

пассивны. Возникает вопрос, как же вовлечь пассивных обучающихся. Эту

проблему можно решить через организацию коллективных занятий.

Коллективные занятия — это не просто работа учащихся в парах,

Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли

обучаемого.

В качестве коллективного способа обучения следует особо

выделить такую форму работы, как занятия в парах сменного состава. Такая

организация занятий позволяет не только реализовать сотрудничество,

формировать навык межличностного взаимодействия, но и учитывать

неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому

возможность работать в удобном темпе, регламентировать свое время на

ознакомление и усвоение нового материала. Данную форму работы удобно

использовать для отработки различных навыков и умений, для введения

нового материала и систематизации знаний.

Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые,

общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на

получение общего итога.

Работу в парах можно вводить уже с первого класса. Главным в этот

период становится выработка умения учащихся договариваться. Для этого

воспитатель

знакомит

с основными

правилами

общения:

при

разговоре

смотри

на

собеседника;

говори

в

паре

тихо,

чтобы

не

мешать

одноклассникам

;

называй товарища по имени, внимательно слушай ответ,

потому

что

потом

будешь

исправлять

его,

дополнять,

оценивать.

Задача

воспитателя научить, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и

возражение,

как

оказывать

помощь

и

просить

о

ней

,

научить

школьников взаимопроверке. Проверять можно ответ, ход решения задачи,

правильность и красоту письма, домашнее задание и т.д. Следующий этап —

научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение

заданий по вариантам с взаимопроверкой). Далее этап - обсуждение в парах.

Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их

(«Передайте

друг

другу,

о

чем

я

вам

только

что

рассказала»;

«Скажи

напарнику, как ты его понял» и т.п.). Следует научить детей правильно

задавать вопросы и точно отвечать на них.

Тренинги для учащихся начальной школы на отработку навыков

работы в парах сменного состава

Тренинг

на

умение

слушать

партнера

и

слышать

то,

что

он

говорит

.

Элементы

игры

в

«Испорченный

телефон»

используются

в

тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта

выдается

карточка

с

пословицей,

поговоркой,

скороговоркой,

правилом,

определением и т.д. Ученики на первой парте читают запись на карточке,

запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу воспитателя поворачиваются

и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на

последней парте произносит фразу вслух.

Тренинг на умение находить нужную информацию

.

Перед всеми

ребятами

в

классе

кладутся

обратной

стороной

вверх

карточки.

На

них

написано

по

половине

пословицы,

например:

на

одной

карточке

«тише

едешь», на другой — «дальше будешь». Парные карточки лежат в разных

концах класса на разных вариантах. Задача ребят — найти нужного партнера

и образовать пару.

Тренинг имеет вариации. Первому варианту предложить

карточки с загадками, а второму — с отгадками. Первый вариант остается на

месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки.

Тренинг

на

умение

переводить

образную

информацию

в

вербальную и обратно

.

Использование этого приёма развивает речь ребенка,

способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и

точно

подбирать

предметное

действие,

соответствующее

сказанному

партнёром слову. С этой целью используются разрезные картинки. У одного

ученика

в

паре

имеется

карточка

с

нарисованным

сюжетом,

которую

запрещено показывать до окончания работы, а у его партнёра — её разрезные

части. Задача первого — руководить так, чтобы партнер как можно быстрее

выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без

помощи

жестов.

Затем

тот,

кто

руководил,

уходит

искать

свободного

партнёра, а тот, кто собирал рисунок, остаётся ждать нового партнёра.

Таким

образом,

эффективно сть

работы

ГПД

зависит

от

сбалансированной организации расписания, а также от формы организации

деятельности обучающихся.



В раздел образования