Автор: Труханова Елена Бруновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ С(К) школа - интернат для детей с ОВЗ
Населённый пункт: город Купино Новосибирская область
Наименование материала: конспект урока чтения
Тема: "Заплатка" Н.Н.Носов
Раздел: начальное образование
Конспект урока по чтению.
Тема: Н. Н. Носов «Заплатка»
Цель: продолжить работу над содержанием рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».
Задачи : 1. Расширять знания учащихся о творчестве Н.Носова; формировать интерес и
любовь к чтению.
2. Совершенствовать навык чтения учащихся
3. Учить детей разным видам работы с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям;
деление текста на части и озаглавливание.
4. Развивать речь, мышление, память, внимание.
5. Воспитывать аккуратность, ответственность, целеустремлённость, чувство юмора.
Личностные: положительное отношение к урокам чтения, умение оценивать свое
отношение к учёбе, доброжелательное отношение к другим людям.
Оборудование: учебник , компьютер, презентация.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
А) Приветствие. Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Б) Речевая зарядка
2. Работа над пройденным материалом.
- С творчеством какого писателя мы с вами познакомились на прошлых уроках?
- Какие наиболее яркие, интересные моменты из биографии вы запомнили?
- А вот чтобы проверить как вы знаете произведения Н.Носова,мы с вами проведём
викторину.
1. Отрывок из какого произведения я сейчас прочитаю:
Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю:
крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.
- Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет?
- Куда?
- Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!
Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она
будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.
2. К какому произведению эта иллюстрация?
3. Загадка : Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. К какому рассказу эта загадка?
4.Из какого произведения эти ключевые слова?
- небылицы.
- выдумывать мастер.
- не врёшь? Честное слово.
-- как ты мог раздавить автобус?
5.Чьих героев эти предметы?
-Молодцы!
- Посмотрите на нашу выставку книг. Это всё рассказы Носова.
- А что появилось на ваших лицах, когда вы читали эти рассказы?
-Конечно, весёлые рассказы вызывают у людей улыбку. Смех. Но, смех ребята, дело
серьёзное. Совсем не смешно,если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над
упавшей старушкой. Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни. Понимать
шутки окружающих людей, уметь рассказывать о забавном случае. Этому и учат нас
рассказы Носова.
3. Работа по содержанию.
И сегодня на уроке мы продолжаем работу над содержанием рассказа «Заплатка.»
-Кто главный герой рассказа?
- На сколько частей мы разделили текст на прошлом уроке?
-Как озаглавили 1 часть? (пострадавшие штаны)
Пересказ 1 части.
-Почему Бобка особенно любил свои штаны? (ОНИ БЫЛИ СОЛДАТСКИЕ И
НРАВИЛИСЬ РЕБЯТАМ)
- Как мама отнеслась к тому, что он их порвал?
- Найдите отрывок где описывается встреча мамы и Бобки. Чтение по ролям.
- Почему мама не захотела зашивать?
-Знаете ребята, а мне интересно, а как бы вы поступили на месте Бобки.
- И так давайте с вами отметим каким же был Бобка в начале рассказа:
Капризный, Беспомощный, Нетерпеливый
Физ минутка Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря!
(Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.
Чтение учителем 2 части.
-Как озаглавим 2 часть? ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЗАПЛАТКА.
- Что заставило Бобку взяться за работу?
- Как пришил он заплатку в 1раз?
- С чем сравнивал автор заплатку?
- Какое художественное средство использует автор? Сравнение.
Чтение слова хором.
-Запомните это. Сравнение. Этот художественный приём будет очень часто встречаться
на уроках чтения.
-А как была пришита заплатка во 2 раз? Почему?
-Подтвердите это словами из текста. Как он её пришивал?
Чтение учеником 3 части.
- Как озаглавим эту часть?
- Как вы думаете, что испытал Бобка,после того как заплатка получилась ровной и
гладкой( радость, гордость, удовлетворение)
- А вот мне бы хотелось услышать ваше мнение: понравилось ли Бобке всё делать самому?
Из каких слов это видно, зачитайте.
-Каким же стал Бобка теперь:
Самостоятельным
Трудолюбивым
Аккуратным слайд
Вывод:
-Чему же учит этот рассказ? ( любую работу нужно выполнять аккуратно, добросовестно,
красиво. Ценят тех людей, которые умеют трудиться)
III Итог. Оценки.
- Над содержанием какого рассказа мы работали сегодня на уроке?
- Какой этап урока вам понравился больше всего?