Напоминание

«Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности учащихся»


Автор: Светлана Владимировна Шехова
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: п.Лиинахамари, Печенгского района, Мурманской области
Наименование материала: Обобщение опытом
Тема: «Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности учащихся»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская музыкальная школа № 3»

п.Лиинахамари, Мурманской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности

учащихся»

(из опыта проведения конкурса учебных проектов «Я сам»)

Выполнила:

Шехова Светлана Владимировна,

преподаватель МБУДО «ДМШ № 3» п.Лиинахамари,

2019г.

Введение.

«Детская музыкальная школа № 3» как учреждение дополнительного

образования

детей

в

сфере

искусств

и

культуры,

призвана

наряду

с

профессиональным становлением юных музыкантов, создавать условия для их

творческого

саморазвития.

В

качестве

одного

из

путей

решения

данной

проблемы, предложен опыт проведения учрежденческого конкурса учебных

проектов «Я сам».

Трудно переоценить значение конкурсной деятельности в процессе

становления личности учащегося. Детям всегда хочется показать свою работу

взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости,

компетентности,

успешности.

Именно

на

конкурсах

они

имеют

реальную

возможность самоутвердиться, повысить свою самооценку. Ребенок, познавший

успех,

«окрыленный»

весомостью

своих

достижений,

узнавший

радость

«вкушения плодов» собственной работы меняется сам и меняет свое отношение

к учебе. Он умеет мотивировать свой труд, проявляет творческую инициативу,

он более самостоятелен, мобилен, уверен в себе.

Проблема в том, что в большинстве музыкальных конкурсов,

призванных выявлять и поддерживать юные таланты, могут принять участие

далеко не все дети, занимающиеся в школе искусств. Детей, имеющих хорошие

профессиональные данные мало, получить же опыт конкурсной деятельности

по

выбранной

специальности

желательно

всем.

Им

необходим

такой

музыкальный

конкурс,

в

котором

они

все,

вне

зависимости

от

наличия

природных данных, смогли бы «попробовать» себя в разных направлениях

музыкально-творческой

деятельности,

имели

бы

шанс

самоопределиться

в

выбранной сфере интересов.

Поиск решения вышеописанных проблем привел к решению создать

конкурс «Я сам»

Информационная справка о конкурсе.

Положение о проведении конкурса было разработано 2008 году, в этом

же

году

он

состоялся

впервые.

В

начале

его

проводили

на

фортепианном

отделении

и

назывался

он

«Конкурс

самостоятельно

выученной

пьесы

и

вступительного слова к ней». Росло количество участников, менялся репертуар.

В программу очередных конкурсов, наряду с пьесами, все больше включались

произведения

других

жанров

(полифония,

крупная

форма,

этюды

и

т.д.),

поисково-исследовательская

деятельность

учащихся

в

ходе

подготовки

к

конкурсу все больше напоминала творческий проект. В связи с этим положение

в

2011

году

было

переработано

и

мероприятие

переименовали

в

конкурс

учебных проектов «Я сам».

I.

Цели и задачи конкурса:

1.

Поощрение и стимулирование самостоятельной работы учащихся.

2.

Воспитание навыка концертного исполнительства.

3.

Приобщение

учащихся

к

лекционно-просветительской

практике,

привлечение их внимания к более глубокому изучению музыкальных

произведений.

4.

Развитие коммуникативных навыков, обучение работе с информацией в

ходе подготовки проектов.

II.

Участники конкурса:

1.

В конкурсе принимают участие учащиеся 1- 7(8) классов фортепианного

и народного отделения.

2.

Конкурсная программа:

а) исполнение самостоятельно выученного музыкального

произведения (по выбору учащегося);

б) вступительное слово к исполняемому произведению;

в) устная (или компьютерная) презентация выполненного проекта.

III. Сроки и порядок проведения конкурса.

1.

Конкурс проводится в декабре (январе) на территории «ДМШ № 3».

2.

Конкурс проводится в один тур в виде Концерта-презентации.

3.

Учащиеся

допускаются

к

конкурсу

на

основании

поданной

преподавателем заявки.

IV. Жюри конкурса.

1.

В состав жюри входят преподаватели ДМШ.

2.

Решение

жюри

конкурса

является

окончательным

и

не

подлежит

обсуждению

3.

Победителям

конкурса,

занявшим I, II, III места,

вручаются

грамоты

и

памятные подарки.

4.

Жюри конкурса может учредить специальные призы и поощрительные

грамоты за яркое выступление.

Методические рекомендации по организации конкурса

Число участников конкурса растет из года в год, поэтому многие педагоги

по собственной инициативе проводят своеобразный отборочный тур в своем

классе

и

лучших

учащихся

выставляют

на

школьный

конкурс.

Сам

общешкольный конкурс проводится в один тур и представляет из себя концерт-

презентацию творческих учебных проектов. Количество участников конкурса

не оговаривается заранее и не ограничивается. Готовятся к нему все дети,

изъявившие желание. Вначале учебного года педагоги впервые рассказывают

детям о конкурсе (или напоминают тем, кто уже принимал в нем участие),

знакомят с конкурсными требованиями, дают необходимые консультации. В

программу выступления входят следующие задания:

Музыкальное произведение, выбранное и выученное участником

конкурса самостоятельно. Учащийся может обратиться за помощью к своему

преподавателю. Бывает так, что ребенок слышал где-то музыку, но не знает ни

композитора, ни названия произведения, тем более не сможет найти эту пьесу –

в этом случае педагог помогает в поиске нотного текста. Педагог также имеет

право,

зная

возможности

своего

ученика,

предложить

на

выбор

несколько

«доступных»

для

него

произведений,

а

может

предоставить

учащемуся

«полную свободу» в выборе программы.

Устная презентация материалов учебного проекта (Вступительное

слово

перед

концертным

исполнением

музыкального

произведения). Во

вступительном

слове

в

доступной

и

интересной

форме

надо

рассказать

о

композиторе исполняемой музыки и о самом музыкальном произведении, о

своих

впечатлениях,

своем

«слушание»

музыкального

образа,

найти

ассоциативные связи с явлениями природы или жизни, сделать сравнения с

другими видами художественного творчества и т.д. Дети с большим интересом

выполняют это задание. Некоторые читают собственные стихи, рассказывают

сказки,

демонстрируют

выполненные

поделки.

Большинство

делает

устное

сообщение. Иногда учащиеся находят такие малоизвестные сведения о жизни,

об

истории

создания

произведения

или

о

мало

исполняемых

авторах,

что

детские работы решено в качестве учебных пособий использовать на уроках

музыкальной литературы и слушания музыки. Время выступления ограничено –

до 5 минут, поэтому весь найденный материал необходимо изложить лаконично

и кратко (не выходя за установленный регламент).

Важным моментом является манера изложения. Не запрещено «читать

подготовленную презентацию», но предпочтение отдается тем, кто говорит без

подглядывания

в

текст.

Имеет

значение

также

выразительность,

четкость

дикции; умение устанавливать контакт с залом и удерживать его внимание.

Письменная (практическая) презентация материалов по учебному

проекту.

По

итогам

выполненной

работы

учащимся

оформляется

некий

продукт

практической

деятельности.

Форма

и

способ

подачи

не

регламентируются,

учащийся

сам

выбирает

в

каком

виде

представлять

материалы по выбранной теме. Чаще всего дети выбирают форму письменной

или компьютерной презентации Реже выполняются действительно творческие

проекты:

сочиняются

собственные

стихи,

придумываются

сказки,

поделки.

Детской фантазии нет предела. Необычность, трудоемкость выполнения работы

отмечается

и

поощряется

жюри

конкурса.

Учитывается

также

качество

предоставляемой информации, ее доступность, известность; глубина и широта

проработанности выбранной темы. Больше всего ценится самостоятельность,

неординарность мышления; наличие собственного мнения, выводов по теме;

образность суждений, умение переводить обыденные земные понятия на язык

искусства.

За

неделю

до

концерта-презентации

педагог

впервые

знакомится

с

полностью выполненным к конкурсу творческим проектом своих детей. Надо

сказать, не всегда получается «радужная картина». Всех «достойных» на взгляд

преподавателя

допускают

к

общешкольному

туру,

на

них

подаются

заявки

ответственным за проведения конкурса (мини-орг.комитет). Согласно поданным

заявкам,

организаторы

конкурса

составляют

программу

заключительного

Концерта-презентации творческих учебных проектов. Жеребьевка участников

не

проводится,

очередность

выступающих

определяется

классом

обучения

детей

(возрастом)

и

уровнем

сложности

исполняемого

музыкального

произведения,

т.е.

соблюдается

принцип

постепенного

усложнения

исполняемого репертуара и мастерства участников. Тем, кто не допущен к

участию рекомендуется доработать материал до конца вместе с педагогом,

который объясняет учащемуся какие моменты в самостоятельной работе были

упущены и как надо было организовать и выполнить работу.

Заключительный этап конкурса, проходит в виде Концерта-презентации,

проводится

в

концертном

зале,

в

праздничной

обстановке.

На

концерте

присутствуют

все

желающие:

педагоги,

учащиеся,

родители,

родственники,

знакомые, друзья и т.д. Ведет концерт один из организаторов конкурса: сначала

произносится

небольшое

вступительное

слово,

потом

приходит

черед

выступлений

участников.

Их

вызывают

по

очереди,

каждый

конкурсант,

выходит

на

сцену

с

материалами

практической

презентации

(или

иным

продуктом практической деятельности) предъявляет их зрителям, дает если

нужно необходимые пояснения, затем отдает членам жюри для дальнейшего

оценивания.

Потом

произносится

вступительное

слово

и

исполняется

самостоятельно

выученное

музыкальное

произведение.

После

того,

как

закончит выступление последний участник объявляется небольшой перерыв, за

время

которого

жюри

и

счетная

комиссия

подводят

итоги

конкурса.

Одновременно слушатели, сидевшие в зрительном зале, подводят свой итог, по

результатам

которого

вручается

«Приз

зрительских

симпатий».

После

подведения всех итогов участники снова приглашаются в зал, где оглашаются

результаты, вручаются грамоты, призы и подарки.

Заключение.

Для многих участников конкурса учебных проектов «Я сам» стал

толчком, «отправной точкой» в пути к успеху и творческому музыкальному

росту. Конкур способствует оптимизации образовательного процесса в целом.

Большинство участников впоследствии становятся дипломантами и лауреатами

городских, областных, всероссийских и международных конкурсов.

Будем рады, если опыт организации и проведения конкурса учебных

проектов

будет

спо собствовать

решению

проблемы

само сти

и

компетентностного

развития

учащихся

начального

музыкального

профессионального образования, найдет своих последователей и поможет в

поиске новых эффективных технологий обучения и воспитания.

Список литературы

1.

Анисимов

В.П.

Диагностика

музыкальных

способностей:

Учебное

пособие, - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004. 128 с.

2.

Генике

Е.

Профессиональная

компетентность

педагога:

книга,

М.:

Сентябрь: 2008. 176 с.

3.

Ксензова

Г.Ю.

Перспективные

школьные

технологии:

Учебно-

методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 224 с.

4.

Кульневич

С.В.,

Иванченко

В.Н.

Дополнительное

образование

детей:

методическая служба: Практическое пособие. Ростов н /Д: Учитель, 2005.

324 с.

5.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной

школе.

Часть

1:

Учебно-методическое

пособие.

Ростов

н/Д:

Учитель,

2005. 228 с.

6.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной

школе.

Часть

2:

Учебно-методическое

пособие.

Ростов

н/Д:

Учитель,

2005. 238 с.

7.

Мыськова

Н.И.

Роль

художественно-творческой

деятельности

в

повышении квалификации учителя: Монография. Тольятти : ТГУ, 2008.

214 с.

8.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении

изд.2-е, испр. и доп.: Пособие. М.: АРКТИ: 2008. 112 с.

9.

Педагогика

искусства:

вопросы

истории,

теории

и

методики:

Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1: Саратов: Научная книга,

2006. 239 с.

10. Педагогика творчества: из опыта работы преподавателей школ искусств/

Составитель Сукало Л.В. С.-П.: Союз художников: 2001.

11. Селевко Г. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

М.: Народное образование. 1998. 226 с.

12. Селевко Г. Современные воспитательные технологии: Учебное пособие.

М.: Народное образование. 1998. 227 с.

13. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии: Книга– Ростов

н/Д : Феникс, 2007. 285 с.



В раздел образования