Автор: Гареева Айгуль Рафитовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья"
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Раздел: дополнительное образование
ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ
Гареева А.Р., социальный педагог,
г. Уфа
Интерес к психическому выгоранию первоначально как социальной
проблеме,
а
затем
и
исследовательской,
был
обусловлен
тем
мощным
отрицательным
эффектом,
который
выгорание
оказывает
на
профе ссиональную
деятельно сть
и
о собенно сти
п о в е д е н и я
профессионалов.
Наиболее
отчетливо
его
последствия
ощущались
в
профессиях субъект-субъектного типа (воспитатели, учителя, медицинский
персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов,
психологи и т. д.), основной предмет труда которых заключался в оказании
помощи людям и решении их проблем.
Синдром
сгорания
–
сложный
психофизиологический
феномен,
который
определяется
как
эмоциональное,
умственное
и
физическое
истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в
депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке
энергии
и
энтузиазма,
утрате
способностей
видеть
положительные
результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и
жизни
вообще.
Существуют
различные
мнения
относительно
причин
возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального сгорания.
Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания
– это взаимодействие с людьми.
Синдром
эмоционального
сгорания
формируется
постепенно,
поэтапно
(напряжение,
резистенция,
истощение)
и
для
каждого
этапа
характерны
определенные
признаки.
Несмотря
на
схожесть
эффектов
сгорания
и
профессиональных
стрессов,
не
следует
отождествлять
их.
Синдром «эмоционального сгорания» скорее является не разновидностью
стресса,
а
следствием
влияния
комплекса
стрессовых
факторов,
как
внешних, так и внутренних в системе личных и деловых отношений.
Для
профилактики
неблагоприятных
эмоциональных
состояний
можно использовать следующие способы:
1.
Сила
разума
способна
нейтрализовать
отрицательное
влияние
многих
событий
и
фактов.
Будьте
оптимистом.
Игнорируйте
мрачные
стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
2. Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается
к лучшему».
3. Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как
временные и пытаться изменить их к лучшему.
4.
Подмечать
свои
достижения,
успехи
и
хвалить
себя
за
них,
радоваться достигнутым целям.
5. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и допущенные
ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
6. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и
обдуманно.
7. Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые
приятны.
С
теми
же,
кто
неприятен,
мягко
и
незаметно
ограничивать
общение.
Если
взаимодействие
с
малоприятным
человеком
неизбежно,
убедить
себя,
что
происходящее
не
стоит
того,
чтобы
реагировать
эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий),
во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
8. Признавать за любым человеком право на свободное проявление
его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как
ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось.
Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать
партнеров по общению, подогнать их под себя.
9. Развивать динамичность установок. Человек с большим набором
гибких
установок
и
достаточно
большим
количеством
разных
целей,
обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от
негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение
единственного,
главного
конкретного
результата.
Стремиться
к
обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую
ответственность за клиента, чем делает он сам).
10.
Культивировать
интересы,
не
связанные
с
профессиональной
деятельностью
(например,
сочетать
работу
с
учебой,
исследованиями,
написанием
научных
статей,
любимым
хобби;
читать
не
только
профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без
ориентации на какую-либо пользу и пр.).
11.
Вносить
разнообразие
в
свою
работу
(например,
создавая
и
реализуя
новые
проекты;
участвовать
в
семинарах,
конференциях,
где
предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться
опытом;
периодическая
совместная
работа
с
коллегами,
значительно
отличающимися
в
профессиональном
и
личностном
плане;
участие
в
работе
профессиональной
группы,
дающее
возможность
обсудить
проблемы, связанные с работой).
12.
Поддерживать
свое
здоровье,
соблюдая
режим
сна,
питания,
двигательной активности; овладение техникой медитации.
13. Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего
хочется,
без
надежды
стать
победителем
во
всех
случаях
и
умение
проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.
14. Способность к самооценке без упования только на уважение
окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе
достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и
жизни.
Итак,
чтобы
избежать
синдрома
сгорания,
человек
должен
хоть
изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если
существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать
для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве
своей
жизни,
можно
остаться
эффективным
субъектом
личной
и
профессиональной жизни.
Эффективной
эмоциональной
саморегуляции
способствует
также
использование приемов воображения, или визуализации. Визуализация –
это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация
воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных,
осязательных ощущений, которые он испытывал когда-то. Воспроизведя в
сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной
ситуации, восстановить эмоциональное равновесие. Например, это могут
быть следующие упражнения.
Упражнение
«Разгладим
море».
Представьте
себе
какую-то
конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем
теле. Часто в таких ситуациях появляется дискомфорт (давление, сжатие,
жжение, пульсация). Закройте глаза. Посмотрите внутренним взором в
область
грудины
и
представьте
бушующее
«огненное
море»
эмоций.
Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы
теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.
Упражнение «Поплавок в океане». Это упражнение используется
когда вы чувствуете напряжение или когда вам необходимо контролировать
себя. Вообразите, что вы – маленький поплавок в огромном океане… У вас
нет цели, кармы, компаса, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас
ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время
накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь
ощутить эти толчки и выныривания… ощутите движение волны, тепло
солнца. Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя
маленьким поплавком в большом океане?
Упражнения
на
визуализацию
–
это
пример
конструктивного
использования фантазии. Эти упражнения можно широко использовать в
повседневной жизни в целях профилактической работы с личностной и
эмоциональной деформацией.
Таким
образом,
своевременное
применение
способов
и
средств
профилактики
способствует
значительному
снижению
патогенного
воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую
сферу личности.