Напоминание

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ


Автор: Гареева Айгуль Рафитовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья"
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ

Гареева А.Р., социальный педагог,

г. Уфа

Интерес к психическому выгоранию первоначально как социальной

проблеме,

а

затем

и

исследовательской,

был

обусловлен

тем

мощным

отрицательным

эффектом,

который

выгорание

оказывает

на

профе ссиональную

деятельно сть

и

о собенно сти

п о в е д е н и я

профессионалов.

Наиболее

отчетливо

его

последствия

ощущались

в

профессиях субъект-субъектного типа (воспитатели, учителя, медицинский

персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов,

психологи и т. д.), основной предмет труда которых заключался в оказании

помощи людям и решении их проблем.

Синдром

сгорания

сложный

психофизиологический

феномен,

который

определяется

как

эмоциональное,

умственное

и

физическое

истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в

депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке

энергии

и

энтузиазма,

утрате

способностей

видеть

положительные

результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и

жизни

вообще.

Существуют

различные

мнения

относительно

причин

возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального сгорания.

Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания

– это взаимодействие с людьми.

Синдром

эмоционального

сгорания

формируется

постепенно,

поэтапно

(напряжение,

резистенция,

истощение)

и

для

каждого

этапа

характерны

определенные

признаки.

Несмотря

на

схожесть

эффектов

сгорания

и

профессиональных

стрессов,

не

следует

отождествлять

их.

Синдром «эмоционального сгорания» скорее является не разновидностью

стресса,

а

следствием

влияния

комплекса

стрессовых

факторов,

как

внешних, так и внутренних в системе личных и деловых отношений.

Для

профилактики

неблагоприятных

эмоциональных

состояний

можно использовать следующие способы:

1.

Сила

разума

способна

нейтрализовать

отрицательное

влияние

многих

событий

и

фактов.

Будьте

оптимистом.

Игнорируйте

мрачные

стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

2. Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается

к лучшему».

3. Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как

временные и пытаться изменить их к лучшему.

4.

Подмечать

свои

достижения,

успехи

и

хвалить

себя

за

них,

радоваться достигнутым целям.

5. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и допущенные

ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

6. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и

обдуманно.

7. Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые

приятны.

С

теми

же,

кто

неприятен,

мягко

и

незаметно

ограничивать

общение.

Если

взаимодействие

с

малоприятным

человеком

неизбежно,

убедить

себя,

что

происходящее

не

стоит

того,

чтобы

реагировать

эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий),

во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

8. Признавать за любым человеком право на свободное проявление

его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как

ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось.

Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать

партнеров по общению, подогнать их под себя.

9. Развивать динамичность установок. Человек с большим набором

гибких

установок

и

достаточно

большим

количеством

разных

целей,

обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от

негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение

единственного,

главного

конкретного

результата.

Стремиться

к

обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую

ответственность за клиента, чем делает он сам).

10.

Культивировать

интересы,

не

связанные

с

профессиональной

деятельностью

(например,

сочетать

работу

с

учебой,

исследованиями,

написанием

научных

статей,

любимым

хобби;

читать

не

только

профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без

ориентации на какую-либо пользу и пр.).

11.

Вносить

разнообразие

в

свою

работу

(например,

создавая

и

реализуя

новые

проекты;

участвовать

в

семинарах,

конференциях,

где

предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться

опытом;

периодическая

совместная

работа

с

коллегами,

значительно

отличающимися

в

профессиональном

и

личностном

плане;

участие

в

работе

профессиональной

группы,

дающее

возможность

обсудить

проблемы, связанные с работой).

12.

Поддерживать

свое

здоровье,

соблюдая

режим

сна,

питания,

двигательной активности; овладение техникой медитации.

13. Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего

хочется,

без

надежды

стать

победителем

во

всех

случаях

и

умение

проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.

14. Способность к самооценке без упования только на уважение

окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе

достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и

жизни.

Итак,

чтобы

избежать

синдрома

сгорания,

человек

должен

хоть

изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если

существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать

для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве

своей

жизни,

можно

остаться

эффективным

субъектом

личной

и

профессиональной жизни.

Эффективной

эмоциональной

саморегуляции

способствует

также

использование приемов воображения, или визуализации. Визуализация –

это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация

воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных,

осязательных ощущений, которые он испытывал когда-то. Воспроизведя в

сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной

ситуации, восстановить эмоциональное равновесие. Например, это могут

быть следующие упражнения.

Упражнение

«Разгладим

море».

Представьте

себе

какую-то

конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем

теле. Часто в таких ситуациях появляется дискомфорт (давление, сжатие,

жжение, пульсация). Закройте глаза. Посмотрите внутренним взором в

область

грудины

и

представьте

бушующее

«огненное

море»

эмоций.

Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы

теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.

Упражнение «Поплавок в океане». Это упражнение используется

когда вы чувствуете напряжение или когда вам необходимо контролировать

себя. Вообразите, что вы – маленький поплавок в огромном океане… У вас

нет цели, кармы, компаса, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас

ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время

накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь

ощутить эти толчки и выныривания… ощутите движение волны, тепло

солнца. Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя

маленьким поплавком в большом океане?

Упражнения

на

визуализацию

это

пример

конструктивного

использования фантазии. Эти упражнения можно широко использовать в

повседневной жизни в целях профилактической работы с личностной и

эмоциональной деформацией.

Таким

образом,

своевременное

применение

способов

и

средств

профилактики

способствует

значительному

снижению

патогенного

воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую

сферу личности.



В раздел образования