Напоминание

«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».


Автор: Шмачина Оксана Леонтьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шмачина О.Л.

«Поликультурное воспитание детей дошкольного

возраста как средство воспитания у них основ толерантности».

Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. К сожалению, сегодня

явно наблюдается тенденция к ужесточению нашей среды. Перед педагогами

стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал

враждебнее для всех и каждого.

«Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по моему точно выража-

ет сущность педагогики и объясняет почему задача снижения агрессивности в

обществе ложится на нас, на педагогов дополнительного образования.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и

свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность

не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и

вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств лично-

сти, тем большую устойчивость они приобретают.

Основные задачи поликультурного воспитания дошкольников:

- помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде;

- воспитать у детей дошкольного возраста основы толерантности – качества, по-

могающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.

Наше объединения «Эврика» многонационально. На этом жизненном эта-

пе начинает складываться взаимодействие между 15 - 20 детьми, пришедшими

из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированно-

стью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания и разви-

тия детей необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к не-

кой общей основе, к гармонизации отношений в группе на основе позитивного

сотрудничества.

Практика показывает актуальность и эффективность моей работы. В на-

шем объединении «Эврика» царит дружеская, комфортная атмосфера. Конечно,

дети – это маленькие проказники, но, тем не менее, у нас не услышишь злоб-

ных, грубых насмешек в адрес детей других национальностей, нет ярко выра-

женной агрессии в детских отношениях.

Многонациональность в объединении проявляется по- разному: доля вос-

питанников русской национальности составляет до 60%; доля воспитанников

других национальностей может доходить до 10-15%. Естественно, такая ситуа-

ция на уровне учебного процесса требует особого внимания со стороны педаго-

га. Воспитанники других национальностей в группах, где они оказываются в

меньшинстве, чувствуют дискомфорт, тревожность, у них низкий статус и зани-

женная самооценка. Их состояние усугубляется, если они слабо владеют рус-

ским языком. У русских же детей наблюдается проявление бытового шовинизма

и высокомерия по отношению к нерусским сверстникам. В результате нерусские

воспитанники группируются или по национальному признаку (такие микро-

группы состоят, как правило, из представителей одной национальности), или по

признаку принадлежности к этническому меньшинству.

В основе поликультурного образования лежит осознание личностью сво-

ей культурной принадлежности. Лишь зная хорошо собственную культуру, че-

ловек может понять культуру других. С другой стороны, знакомство с другими

культурами дает человеку возможность глубже понять собственную.

Поликультурное образование признает ценность и уникальность культуры

каждого народа, независимо от его численности. Оно призвано формировать у

воспитанников культуру межнационального общения.

Формирование

культуры

межнационального

общения

в

объединении

«Эврика» требует решения проблем мировоззренческого и поведенческого ха-

рактера. Основными задачами мировоззренческого характера являются: 1) по-

мочь воспитанникам осознать себя личностью, принадлежащей определенной

культуре; 2) познакомить с другими культурами, помочь понять и оценить их; 3)

сформировать у дошкольников терпимость и уважение к культуре других наро-

дов.

Основными задачами поведенческого характера являются воспитание

культуры повседневного поведения в разнонациональной среде, толерантного

отношения к представителям других наций. Поликультурное образование в

объединении обеспечивается через: использование возможностей учебного про-

цесса (чтение и обсуждение сказок народов мира, знакомство с искусством

«Дымковская игрушка», «Гжель», «Палех»)

Фольклор позволяет осмыслить природу межнациональных конфликтов.

Источником их, в детском коллективе, как правило, выступает конфликт ценно-

стей, который возникает на основе различий ценностных ориентиров и предпо-

чтений различных народов. Социально-педагогическая значимость данных за-

нятий проявляется в том, что дошкольники не только учатся понимать природу

конфликта, но и находить позитивные решения выхода из него. Также занятия

раскрывают возможности использования народной педагогики в формировании

личности ребенка. Они позволяют воспитанникам изучить наиболее важные

сведения, такие как: потенциал народных традиций воспитания, общения, пове-

дения; пути и методы обеспечения эффективности взаимодействия, руководства

и воспитания в многонациональном коллективе.

Одним из ключевых в народной педагогике является формирование у

детей чувства уважения к другому народу, его традициям и культуре. Однако

прежде этого у воспитанника должно быть сформировано национальное само-

сознание и чувство собственного достоинства. Большое значение в формирова-

нии социокультурной среды в объединении «Эврика» имеет воспитательная де-

ятельность педагога. Я, путем изучения характера взаимоотношений в различ-

ных микрогруппах и коллективе в целом, получаю представление о мнениях и

позициях каждого обучаемого по поводу национально окрашенных проблем.

Необходимо при этом широко использовать знания национально-психологиче-

ских особенностей для установления благожелательных отношений в детском

коллективе. Педагогу следует постоянно анализировать социально- психологи-

ческий климат в коллективе, следить за тем, чтобы он способствовал укрепле-

нию дружбы между представителями разных национальностей.

Воспитательная работа с многонациональным коллективом имеет свою

специфику. Она направлена на сплочение коллектива и воспитание у детей

культуры межнационального общения; толерантности; гуманности и нравствен-

ности.

Педагогически правильное построение деятельности детского коллек-

тива, в которой целесообразно сочетаются разные формы работы - индивиду-

альные, парные, групповые, помогает сплачивать коллектив, формировать у де-

тей культуру межнационального общения. Большие воспитательные возможно-

сти заложены в сюжетно-ролевых играх. В этой деятельности проявляются и

формируются гуманные взаимоотношения ее участников. Они учатся взаимной

поддержке и взаимопомощи, сознательно относиться к задачам коллектива,

ощущать личную ответственность за добросовестное и своевременное выпол-

нение задания. Коллективная деятельность дает возможность дошкольникам по-

чувствовать не только удовлетворение от сделанного, но и проявить во время

работы себя частью целого многонационального коллектива.

Важной частью формирования социокультурной среды является организа-

ция музыкальных занятий. Например, в программу включаются песни народов

мира, отражающие художественную культуру, проводится фольклорный празд-

ник «Веснянка», основанный на традициях и обычаях русского народа. Коллек-

тивные творческие дела помогают вовлечь всех дошкольников в совместную де-

ятельность, лучше узнать друг друга, научиться проявлять инициативу, актив-

ность. Единение и общее переживание результатов совместно выполненной ра-

боты становится психологической базой для выдвижения новых коллективных

перспектив.

Одним из важных направлений воспитательной работы в многонацио-

нальном коллективе является формирование у дошкольников толерантности.

Понятие толерантность (tolerance - терпимость к чужому мнению) означает

признание ценности другого человека, иных ценностей. Это признание права

человека быть непохожим, иным, чем «Я», принятие его таким, какой он есть.

Толерантность предполагает не только пассивно терпимое отношение к соци-

альным явлениям, но и активное взаимодействие с ними. Она является необхо-

димым условием построения конструктивного диалога и конструктивного раз-

решения конфликтной ситуации. Проводятся беседы по толерантности «А как

поступишь ты?», составление рассказов по картинке (тема: «Толерантность»).

Воспитание толерантного сознания предполагает формирование у каждого ре-

бенка понимания универсальных ценностей и моделей поведения, которые по-

могут ему жить в мире и согласии с самим собой, природой и обществом. Для

формирования толерантности необходимо развивать способность ценить свобо-

ду - свою и других; развивать способность к общению, сотрудничеству с «дру-

гими», открытость; способствовать восприятию и признанию основ взаимодей-

ствия между детьми, полами, народами и культурами; развивать навыки нена-

сильственного урегулирования конфликтов, вырабатывать у воспитанников та-

кие качества, как терпимость, сострадание, отзывчивость и сопереживание.

Учет национально-психологической специфики в работе с дошкольника-

ми с многонациональным коллективом является одним из основных требований

учебного и воспитательного процесса, который призван формировать целостное

непротиворечивое социокультурное пространство, в котором различные циви-

лизационные и этнокультурные особенности будут сочетаться друг с другом и

обеспечивать

эффективность

взаимодействия

представителей

различных

культур.

Литература:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. - М., 2002.

2. Педагогика межнационального общения / Под ред. Д.И. Латышиной. - М.,

2004.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для высш. учеб. зав. - М., 1999.

4. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. - М., 1999



В раздел образования