Автор: Успенский Леонид Борисович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ г. Сельцо
Населённый пункт: Брянской области
Наименование материала: открытый урок
Тема: «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»
Раздел: дополнительное образование
Конспект открытого урока
преподавателя МБУДО ДШИ г. Сельцо
Успенского Леонида Борисовича
«Создание и развитие художественного образа
в процессе работы над музыкальным произведением»
Дата проведения: 02.10.2019 г.
Обучающийся: Машутина Дарья, 13 лет, 2 класс, гитара.
Цель урока:
•
Максимально
активизировать
творческую
фантазию
и
образное
мышление
обучающегося
с
помощью
освоения
музыкально-
технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений
(В.Ерзунов «Свеча», Н. Паганини «Испанский танец»).
Задачи:
Обучающие:
•
Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (разгеадо, арпеджио,
натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто),
соответствующие
образным
характеристикам
выбранных
произведений.
•
Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые
особенности пьес.
\
•
Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.
Развивающие:
•
Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-
образного содержания музыкального произведения.
•
Расширить
представление
обучающегося
о
тембровом
разнообразии
гитары.
•
Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.
Воспитательные:
•
Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской
техники гитариста.
•
Воспитать толерантность и коммуникабельность.
л
•
Форма учебного занятия:
‘индивидуальная
•
Тип учебного занятия:
комбинированное занятие
1.Начальный этап.
Цель для обучающегося - подготовка рабочего места, настройка инструмента,
принятие удобной правильной посадки.
Задача учителя - подготовить учащегося психологически к открытому уроку;
создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку,
заинтересовать темой урока, настроить ученика на активную работу.
Знакомство с планом урока:
1.
Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата;
2.
Проверка домашнего задания;
3.
Основная тема урока;
4.
Закрепление учебного материала;
5.
Задание на дом;
. t
На первоначальном этапе урока учащемуся даётся задание сыграть в
медленном темпе гамму C-dur, контролируя качество звукоизвлечения.
2.Проверка домашнего задания.
В работе произведение В.Ерзунова «Свеча». Дома учащийся должен был
отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы,
особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнению
барре,
флажолета).
Постоянный
контроль
над
артикуляцией,
чистотой
звукоизвлечения, правильной посадкой.
Цель
преподавателя
на
данном
этапе
-
помочь
ученику
«увидеть»
произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала
визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем
сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае
«неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или
собственный счёт.
Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика,
затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему
самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к
менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более
тщательно прорабатывая материал. *
З. Основной этап
Цель
основного
этапа
-
активизировать
творческую
фантазию
учащегося. Задача преподавателя - вызвать интерес ребёнка к произведению,
открыть
новые
грани
его
исполнения.
Тогда
эмоциональное
состояние
учащегося
будет
положительно
влиять
на
прилежание,
способствовать
целенаправленной
настойчивой
работе
над
звуком,
темпом,
нюансами,
штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.
Ученику предлагается представить в воображении картину горящей свечи,
пофантазировать на тему обстановки комнаты или храма, времени суток, при
каких условиях зажгли свечу, какой она формы, стоит ли она в подсвечнике
или зажата в ладони и т.д.
Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика
создают у ребёнка эмоциональную отзывчивость и комфортные
психологические условия для успешного решения более сложных задач,
♦
поставленных преподавателем.
Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике
исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно, чтобы свеча не
погасла от порывистых движений или сквозняка). Очень важно поговорить с
*
ребёнком о том, что чувствует человек, несущий свечу (тревогу, страх, боязнь
темноты или умиротворение, любовь при чтении молитвы), ведь именно
чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у
слушателей.
На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно
подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю
обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное
исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем
самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.
Н. Паганини «Испанский танец». Цель первого этапа работы над пьесой
- в ходе беседы подвести разговор к основной теме урока. Задача - вызвать
*
интерес
учащегося
к
исполняемому
произведению,
помочь
вспомнить
историю возникновения шестиструнной гитары, закрепить знания о символах
Испании.
Переходим к основному этапу. Предлагаем ребёнку пофантазировать на
тему данного произведения и представить зрительный образ. Выслушав его
рассказ, можно подвести понимание ребёнка к тому как выглядит танец.
Говоря
о
характере
произведения
(энергетике,
напоре,
страсти)
можно
предложить ребёнку сравнить его с характером предыдущей пьесы. (Если ты
исполнишь
«Свечу»,
представляя
образ
танцора,
какие
чувства
это
исполнение вызовет у слушателя? Как бы ты назвал «новое» произведение?
Какую
картину
рисует
воображение,
если
играть
«Испанский
танец»
бережно, утончённо, ласково?)
Следующий этап - исполнение учеником произведения с нужным
эмоциональным настроем. Тщательный художественно-теоретический разбор
изучаемого сочинения стимулирует интерес, активизирует эмоциональное
отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный
образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится
объёмным, живым.
Задача преподавателя - не отходя от созданного образа, помочь ученику
преодолевать трудности технического характера.
4. Закрепление учебного материала.
Для закрепления данного материала разберём пьесу Л.Ивановой «Маша и
медведь». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам.
Задача учащегося - сделать самостоятельный художественно-теоретический
разбор
пьесы.
Определить
фразы,
кульминацию,
технические
сложности,
увидеть в музыке развитие взаимоотношений Маши с Медведем, рассказать о
характере
исполнения
пьесы,
о
чувствах
и
эмоциях
героев.
(«В
начале
слышен
диалог.
Голос
Медведя
звучит
в
низком
регистре,
медленно
и
устрашающе,
а
ответ
Маши
-
в
высоком,
весело
и
беззаботно.
Миша
недоволен,
он
угрожающе
наступает
на
Машу’
и
останавливается.
Воспользовавшись заминкой, Маша быстро убегает и прячется».)
Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа
изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее
удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо
задавать
наводящие
вопросы,
иллюстрировать
на
инструменте
музыкальные
фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.
В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы.
Осознавая
важность
художественно-эмоциональной
окраски
исполняемой
музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание,
наполнится
смыслом,
переживаниями.
Юный
музыкант
быстрее
найдёт
духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.
5.Домашнее задание.
1.Продолжить
работу
над
произведениями,
привнося
в
исполнение
эмоционально-художественную окраску.
2.Записать
не менее пяти прилагательных или словосочетаний,
*
характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно,
весело).
Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и
эмоциональную связь в семье.
Цель преподавателя - закрепление знаний и умений, полученных на уроке.