Напоминание

«Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»


Автор: Успенский Леонид Борисович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ г. Сельцо
Населённый пункт: Брянской области
Наименование материала: открытый урок
Тема: «Создание и развитие художественного образа в процессе работы над музыкальным произведением»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект открытого урока

преподавателя МБУДО ДШИ г. Сельцо

Успенского Леонида Борисовича

«Создание и развитие художественного образа

в процессе работы над музыкальным произведением»

Дата проведения: 02.10.2019 г.

Обучающийся: Машутина Дарья, 13 лет, 2 класс, гитара.

Цель урока:

Максимально

активизировать

творческую

фантазию

и

образное

мышление

обучающегося

с

помощью

освоения

музыкально-

технических навыков на примере двух разнохарактерных произведений

(В.Ерзунов «Свеча», Н. Паганини «Испанский танец»).

Задачи:

Обучающие:

Проработать и закрепить приёмы звукоизвлечения (разгеадо, арпеджио,

натуральный флажолет, апояндо) и артикуляции (легато, портаменто),

соответствующие

образным

характеристикам

выбранных

произведений.

Проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые

особенности пьес.

\

Определить форму, фразировку, кульминацию пьес.

Развивающие:

Привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-

образного содержания музыкального произведения.

Расширить

представление

обучающегося

о

тембровом

разнообразии

гитары.

Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения.

Воспитательные:

Углубить интерес обучающегося к многообразию исполнительской

техники гитариста.

Воспитать толерантность и коммуникабельность.

л

Форма учебного занятия:

‘индивидуальная

Тип учебного занятия:

комбинированное занятие

1.Начальный этап.

Цель для обучающегося - подготовка рабочего места, настройка инструмента,

принятие удобной правильной посадки.

Задача учителя - подготовить учащегося психологически к открытому уроку;

создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку,

заинтересовать темой урока, настроить ученика на активную работу.

Знакомство с планом урока:

1.

Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата;

2.

Проверка домашнего задания;

3.

Основная тема урока;

4.

Закрепление учебного материала;

5.

Задание на дом;

. t

На первоначальном этапе урока учащемуся даётся задание сыграть в

медленном темпе гамму C-dur, контролируя качество звукоизвлечения.

2.Проверка домашнего задания.

В работе произведение В.Ерзунова «Свеча». Дома учащийся должен был

отработать в медленном темпе соединения всех музыкальных фраз пьесы,

особо уделяя внимание фрагментам, вызывающим затруднения (исполнению

барре,

флажолета).

Постоянный

контроль

над

артикуляцией,

чистотой

звукоизвлечения, правильной посадкой.

Цель

преподавателя

на

данном

этапе

-

помочь

ученику

«увидеть»

произведение целиком, облечь его в форму. Для этого предлагается сначала

визуально проанализировать нотный текст, обозначить кульминацию, затем

сыграть от начала до конца наизусть в едином выбранном темпе. В случае

«неровности» исполнения, учащийся играет под тактирование учителя или

собственный счёт.

Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика,

затем отметить наиболее удачные моменты в его исполнении. Предлагая ему

самому проанализировать собственное исполнение, можно плавно перейти к

менее удавшимся фрагментам и попробовать их исправить, заново более

тщательно прорабатывая материал. *

З. Основной этап

Цель

основного

этапа

-

активизировать

творческую

фантазию

учащегося. Задача преподавателя - вызвать интерес ребёнка к произведению,

открыть

новые

грани

его

исполнения.

Тогда

эмоциональное

состояние

учащегося

будет

положительно

влиять

на

прилежание,

способствовать

целенаправленной

настойчивой

работе

над

звуком,

темпом,

нюансами,

штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.

Ученику предлагается представить в воображении картину горящей свечи,

пофантазировать на тему обстановки комнаты или храма, времени суток, при

каких условиях зажгли свечу, какой она формы, стоит ли она в подсвечнике

или зажата в ладони и т.д.

Искренний отклик, заинтересованность преподавателя в ответах ученика

создают у ребёнка эмоциональную отзывчивость и комфортные

психологические условия для успешного решения более сложных задач,

поставленных преподавателем.

Определившись со зрительным образом, можно перейти к характеристике

исполнения пьесы (играть надо мягко, бережно, спокойно, чтобы свеча не

погасла от порывистых движений или сквозняка). Очень важно поговорить с

*

ребёнком о том, что чувствует человек, несущий свечу (тревогу, страх, боязнь

темноты или умиротворение, любовь при чтении молитвы), ведь именно

чувства и эмоции делают исполнение музыки живым и находят отклик у

слушателей.

На данном этапе ученику предлагается снова сыграть пьесу, мысленно

подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю

обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное

исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем

самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.

Н. Паганини «Испанский танец». Цель первого этапа работы над пьесой

- в ходе беседы подвести разговор к основной теме урока. Задача - вызвать

*

интерес

учащегося

к

исполняемому

произведению,

помочь

вспомнить

историю возникновения шестиструнной гитары, закрепить знания о символах

Испании.

Переходим к основному этапу. Предлагаем ребёнку пофантазировать на

тему данного произведения и представить зрительный образ. Выслушав его

рассказ, можно подвести понимание ребёнка к тому как выглядит танец.

Говоря

о

характере

произведения

(энергетике,

напоре,

страсти)

можно

предложить ребёнку сравнить его с характером предыдущей пьесы. (Если ты

исполнишь

«Свечу»,

представляя

образ

танцора,

какие

чувства

это

исполнение вызовет у слушателя? Как бы ты назвал «новое» произведение?

Какую

картину

рисует

воображение,

если

играть

«Испанский

танец»

бережно, утончённо, ласково?)

Следующий этап - исполнение учеником произведения с нужным

эмоциональным настроем. Тщательный художественно-теоретический разбор

изучаемого сочинения стимулирует интерес, активизирует эмоциональное

отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный

образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится

объёмным, живым.

Задача преподавателя - не отходя от созданного образа, помочь ученику

преодолевать трудности технического характера.

4. Закрепление учебного материала.

Для закрепления данного материала разберём пьесу Л.Ивановой «Маша и

медведь». Преподаватель играет, учащийся следит по нотам.

Задача учащегося - сделать самостоятельный художественно-теоретический

разбор

пьесы.

Определить

фразы,

кульминацию,

технические

сложности,

увидеть в музыке развитие взаимоотношений Маши с Медведем, рассказать о

характере

исполнения

пьесы,

о

чувствах

и

эмоциях

героев.

(«В

начале

слышен

диалог.

Голос

Медведя

звучит

в

низком

регистре,

медленно

и

устрашающе,

а

ответ

Маши

-

в

высоком,

весело

и

беззаботно.

Миша

недоволен,

он

угрожающе

наступает

на

Машу’

и

останавливается.

Воспользовавшись заминкой, Маша быстро убегает и прячется».)

Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа

изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее

удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо

задавать

наводящие

вопросы,

иллюстрировать

на

инструменте

музыкальные

фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы.

Осознавая

важность

художественно-эмоциональной

окраски

исполняемой

музыки, произведение, исполняемое учащимся, обретёт объёмное звучание,

наполнится

смыслом,

переживаниями.

Юный

музыкант

быстрее

найдёт

духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.

5.Домашнее задание.

1.Продолжить

работу

над

произведениями,

привнося

в

исполнение

эмоционально-художественную окраску.

2.Записать

не менее пяти прилагательных или словосочетаний,

*

характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно,

весело).

Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и

эмоциональную связь в семье.

Цель преподавателя - закрепление знаний и умений, полученных на уроке.



В раздел образования