Напоминание

“Методы самостоятельной познавательной деятельности»


Автор: Бычкова Светлана Михайловна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 19
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Презентация
Тема: “Методы самостоятельной познавательной деятельности»
Раздел: начальное образование





Назад




Методы

самостоятельной

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовила:

Бычкова

С.М.

Тип познавательной деятельности

характеризует уровень познавательной

активности и самостоятельности учащихся

в обучении. На этом основании выделяют

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный, проблемного изложения,

частично-поисковый, исследовательский

методы. Каждый из них может

проявляться в словесной, наглядной и

практической формах. Система этих

методов раскрывает динамику

познавательной активности учащихся от

восприятия знаний, их запоминание,

воспроизведение в творческой

познавательной труда, которая

обеспечивает самостоятельное овладение

новыми знаниями.

Объяснительно-

иллюстративный метод - метод

обучения, направленный на

сообщение готовой информации

различными средствами

(словесными, наглядными,

практическими) и осознание и

запоминание этой информации

ее ученикам.

Он имеет следующие

характерные признаки:

1)

знания ученикам предлагают

в "готовом« виде;

2) учитель организует восприятие

знаний различными способами;

3) учащиеся воспринимают и

осмысливают знания, фиксируют

их в памяти;

4) прочность усвоения знаний

обеспечивается через их

многократное повторение

Изложение учебного материала может

осуществляться в процессе рассказа, упражнения,

беседы с опорой на усвоение правила,

практической работы на применение знаний,

законов и др.

При использовании этого метода доминируют такие

познавательные процессы, как внимание,

восприятие, память и репродуктивное мышление.

Объяснительно-иллюстративный метод широко

используется в современной школе в том, что он

обеспечивает системность знаний,

последовательность изложения, экономит время.

Однако этот метод имеет некоторые недостатки,

потому ограничивает учебную деятельность

ученика процессами запоминания и

воспроизведения информации, не развивает

достаточной степени его умственные способности.

Репродуктивный метод - метод

обучения, направленный на

воспроизведение учеником способов

деятельности по определенному

учителем алгоритмом

Его используют для формирования

умений и навыков школьников.

Репродуктивный метод имеет

следующие характерные признаки:

1) знания ученикам предлагают

в"готовом" виде;

2) учитель не только сообщает знания,

но и объясняет их;

3) учащиеся усваивают знания,

понимают, запоминают и правильно

воспроизводят их;

4) прочность усвоения знаний и умений

обеспечивают через их многократное

повторение

Изложение учебного материала может

происходить в процессе перевода

прочитанного, упражнения по образцу,

работы с книгой, анализа таблиц, моделей

по определенному правилу

Репродуктивный метод обеспечивает

возможность передачи большого по объему

учебной информации за минимально

короткое время, без больших затрат

усилий. Однако он не позволяет в

достаточной степени развивать гибкость

мышления, навыки поисковой

деятельности.

Переходным от исполнительского к

творческой деятельности является метод

проблемного изложения

Его применяют преимущественно для

развития навыков творческой учебно-

познавательной деятельности,

осмысленного и самостоятельного

овладения знаниями. Метод

проблемного изложения имеет

следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в "готовом» виде не

предлагают;

2) учитель показывает путь

исследования проблемы, решает ее от

начала до конца;

3) учащиеся наблюдают за процессом

размышлений учителя, учатся решать

проблемные задачи

Метод проблемного

изложения - метод обучения,

предполагает постановку

учителем перед учащимися

проблемы и определения путей

ее решения с сокрытием

возможных познавательных

противоречий

Проблемное изложение учебного материала можно

осуществлять в процессе проблемного рассказы,

проблемно-поисковой беседы, лекции, при

использовании наглядных методов проблемно-

поискового типа и проблемно -поисковых

упражнений. К нему прибегают в тех случаях, когда

содержание учебного материала направлено на

формирование понятий, законов или теорий, а не на

сообщение фактической информации; когда

содержание не является принципом о новым, а

логически продолжает ранее изученное и ученики

могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых

элементов знаний во время использования

проблемного метода требует больших затрат

времени, не требующих задач формирования

практических умений и навыков.

Высшего уровня познавательной самостоятельности

и активности требует от учащихся частично-

поисковый метод обучения.

Частично-поисковый метод - метод обучения, при

котором определенные элементы знаний сообщает педагог,

а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на

поставленные вопросы или решая проблемные задания н.

Этот метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают, их

необходимо приобретать самостоятельно;

2) учитель организует поиск новых знаний с помощью

различных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно

рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют,

сравнивают, обобщают

Изложение учебного материала может осуществляться в

процессе эвристической беседы, комментируемого

упражнения с формулировкой выводов, творческих

упражнений, лабораторной или практической работы и др.

Исследовательский метод - метод обучения, который

предусматривает творческое применение знаний,

овладение методами научного познания, формирования

навыка самостоятельного научного поиска

Характерные признаки этого метода следующие:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) новые знания не сообщают, учащиеся должны

самостоятельно получить их в процессе исследования

проблемы, сравнить различные варианты ответов, а

также определить основные средства достижения

результатов;

3) основной целью деятельности учителя е оперативное

управление процессом решения проблемных задач;

4) обучение характеризуется высокой интенсивностью,

повышенным интересом, а знание - глубиной,

прочностью и действенностью

Овладение учебным

материалом может

осуществляться в процессе

наблюдения, поиска выводов,

при работе с книгой,

письменного упражнения с

доведением закономерности,

практических и лабораторных

работ ( исследования законов

развития природы.

Выполнение исследовательского задания предусматривает

следующие этапы:

1. Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в

предмете исследования (постановка проблемы)

2. Формулировка гипотезы по решению проблемы

3. Построение плана исследования

4. Реализация плана

5. Анализ и систематизация полученных результатов,

формулирование выводов

Исследовательский метод активизирует познавательную

деятельность учащихся, но требует много времени,

специфических условий, высокой педагогической квалификации

учителя.

Методы обучения по типу

познавательной деятельности учащихся

обеспечивают развитие

самостоятельности мышления

школьников, формируют критическое

отношение к учебной информации. В

использовании методов этой группы

следует соблюдать меру и обоснование

рациональности их применения в каждой

ситуации. Эффективность этих методов

возрастает при условии сочетания с

другими методами обучения.

Одним из способов

активизации

познавательной

деятельности учащихся

является организация

различных

самостоятельных

работ. Они занимают

исключительное место на

уроке, т. к. ученик

приобретает знания

только в процессе

самостоятельной

деятельности. Пассивно

заслушанное, заученное

по учебнику еще далеко

не знания. Прочно и

хорошо усвоено то, что

добыто активным

собственным трудом.

Самостоятельная работа

вынуждает, приучает

ученика искать ответ на

вопрос, читать

дополнительную

литературу, вычленять

главное, думать и

искать, т. e. добывать

знания.

Функции

самостоятельной

работы :выработка

способности работать

самостоятельно;

развитие

познавательной

активности;

стимулирование

творческого

мышления;

повышение культуры

умственного труда,

интереса; осмысление

приобретенных знаний

("что сделано самим,

лучше запоминается");

формирование умения

планировать время;

выработка

ответственности и

инициативности.

Спасибо за просмотр



В раздел образования