Автор: Ирина Александровна Беликова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Вязовка" Татищевский район,Саратовская область
Населённый пункт: с.Вязовка,Татищевский район,Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра-тренинг "Дружба - главное чудо на свете"
Раздел: начальное образование
Игра-тренинг « Дружба - главное чудо на свете» для 2-3 кл
Цель : способствовать пониманию таких важнейших общечеловеческих
ценностей, как товарищество, взаимопомощь, умение вовремя прийти на помощь,
умение ценить и дорожить дружбой.
Задачи:
1. Содействовать расширению знаний детей о друге, о дружбе.
2. С помощью устного народного творчества (пословиц и поговорок) и
литературных образов (притча о дружбе) помочь детям уяснить, что
подразумевается под словосочетаниями «настоящая дружба», «верный друг».
3. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь
дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к
другу.
Методы и приёмы: беседа, словесное поощрение, игровые, наглядные, рассказ.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово. Звучит песенка
«Если с другом вышел в путь»
Психолог: Не случайно наша с вами встреча, ребята, началась с песенке о друге,
о друзьях, потому что разговор сегодня пойдет о такой замечательной теме, а вы
мне сейчас подскажите….Какое слово спрятано в словах? Правильно –ДРУЖБА.
ДРУЖНЫЕ
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
УМНЫЕ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ
БОЕВЫЕ
АКТИВНЫЕ
Психолог :Поднимите руки, у кого есть друзья? Очень хорошо.
-Какое чудесное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь
своего друга, с которым тебе интересно ИГРАТЬ в снежки, посмотреть фильм,
посекретничать о своём.
1
-Сегодня мы постараемся с вами и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень
хорошо получается дружить, открыть им секреты дружбы.
-Нашу встречу, мы так и назовем « Дружба - главное чудо на свете».
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Радость встреч нам с тобою дарящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам слова эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
III. Беседа.
Психолог: Нет на свете человека, который не задумывался, что такое дружба?
- А как, по вашему, что такое дружба?
Мозговой штурм. Работа над понятием "дружба".
-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
-А кого можно назвать настоящим другом? (Друг - это тот, кому можно доверять,
кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и
сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен
поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться
удаче.)
IV. Обсуждение проблемных ситуаций.
Ситуация 1
Психолог: Послушайте внимательно одну историю и скажите, кто из мальчиков
оказался настоящим другом?
2
Друзья.
Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе и даже в одном
классе.
Дружба их началась очень давно. Малышами они любили возиться во дворе, в
песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в
школу. Ваню, Серёжу и Сеню все называли неразлучными друзьями.
Но однажды произошёл случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело
было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на
которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Серёжа, один из
Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал
бедолаге:
-Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка,
освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!
Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег.
Сеня благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои
санки, он подбежал к другу.
- Вань, ты чего?- испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо.
Тот, глотая слёзы, тихо застонал.
-Больно?- участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от
снега.
-Не очень!- мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слёзы.- Только нога
болит…
-Давай я тебе помогу!- Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил
пострадавшего.
- Держись, Ванёк! Я тебя домой отвезу.
-Спасибо!- прошептал Ваня, морщась от боли.
-Да не за что!- отмахнулся Сеня.
-Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху
Серёжа.
Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повёз друга
домой.
Психолог:- кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?
Вывод : Помогай другу в беде.
Ситуация 2
Психолог: послушайте стихотворение А. Барто «Требуется друг».
Все живут – не тужат,
А со мной не дружат!
3
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: – Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы, как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: – Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменитой!
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: – А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: – Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”
4
Психолог:– почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
Вывод : Берегите друзей, ведь друга легко потерять.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее
сделал, не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его
интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята
выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но
настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть
счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным
человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому
человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут
быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Ситуация 3
-А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали старую мудрую притчу.
(Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию.)
Притча о дружбе
Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья
поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
«Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот,
который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в
себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне.
Почему?
Друг ответил: Что ответил друг?
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы
ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны
высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать
обиды на песке и высекать радости на камне.
Вывод : Относись к другу как к себе. Умей прощать другу.
5
- Ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для
вас ваш друг.
Ситуация 4
Петя с первого класса дружит с Алёшей, они вместе гуляют, играют,
посещают кружок. Петя часто называет Алёшу «конопушкой», потому что на лице
у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не
говорит своему другу. Какой совет дадите Пете?
Вывод: Не смейся над недостатками друга.
Психолог: давайте закрепим с вами основные правила дружбы:
Основные законы дружбы
1.
Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.
2.
Помогай другу в беде.
3.
Берегите друзей, ведь друга легко потерять.
4.
Относись к другу как к себе.
5.
Умей прощать другу.
6.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
7.
Не смейся над недостатками друга.
8.
Умей принять помощь, совет.
- Какие из этих правил вы уже выполняете?
-А каким бы вы хотели научиться?
V. Определение нравственных качеств настоящего друга (работа в группах).
«Ромашка дружбы»
- Давайте, ребята, выясним, какими качествами должен обладать друг? А для
этого предлагаю вам поработать в командах.
- Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
( На столах у команд лепестки, на которых напечатаны нравственные качества,
дети выбирают лепестки с положительными качествами и составляют
ромашку).
6
Доброжелательность
Грубость
Лживость
Терпеливость
Уступчивость
Отзывчивость
Равнодушие
Заботливость
Вредность
Скупость
Честность
Щедрость
Драчливость
Жадность
Бескорыстность
Нетерпимость
Зависть
Тактичность
Ответственность
Льстивость
Подлость
Эгоизм
Хвастовство
Вежливость
Психолог: Перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий
друг?
(Лепестки с положительными качествами прикрепляются на доску)
- Где проявляются эти качества? (В поступках)
- К сожалению грубые слова можно слышать и у нас в классе .Драка и ссора
унижает человека.
-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?
-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за
грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют
напрасно) .
Психолог: А как вы миритесь? Поделитесь?
- Помните мирилку, которая помогала вам с детсадовского возраста «Мирись,
мирись, мирись и больше не дерись».
Вы, ребята должны учится прощать, если вам друг дорог –делайте вы первый
шаг.
VI. Задания.
- Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Надо быть
добрым, справедливым честным и отзывчивым, надо стремиться, больше узнать,
больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Настоящие друзья
помогают друг другу, понимают и поддерживают друг друга, дорожат дружбой.
Игра Собери пословицу.
-Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе.
- Вам необходимо отгадать пословицу и объяснить ее значение.
1группа.
«Без друга на душе вьюга». Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни
радостью, ни горем.
2группа.
7
«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную
дружбу никогда ничто и никто не разрушит.
3группа
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если
нашел, надо дружбой дорожить.
4группа
«Старый друг лучше новых двух». Старый друг – это верный, проверенный
товарищ, он надежнее, чем новый знакомый.
Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья!»
-Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте: “Это я, это я, это все мои
друзья!
- Кто из вас придет на помощь?
- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
- Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?
- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?
-Есть, ребята, между вами те, кто девочек не обижает?
-Есть, ребята, те, кто не бьётся и не дерётся?
Подведение итогов.
-Сегодня мы с вами поговорили о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она
бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и
учителем. А ещё она бывает настоящей.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
VII. Итог занятия.
Наша встреча подошла к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем
поддержку друг друга и споем песню «Дружба крепкая».
8
9